Психомоторное развитие ребенка с задержкой психического развития
ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.
ЗПР: что это такое
ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое – подробно расскажет врач-невролог или психиатр.
ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже
Отставание становится заметным в разном возрасте:
- у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
- в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).
Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.
Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.
Симптомы задержки психического развития: характеристика детей
Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.
У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.
Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:
- Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
- Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
- Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная – ЗПР.
ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.
Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников
Причины задержки психического развития
У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:
- вредные привычки матери, прием медикаментов;
- инфекции и хронические болезни женщины;
- неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.
Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:
- родовые травмы;
- продолжительный безводный период;
- затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
- экстренное кесарево сечение;
- асфиксию в родах.
Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:
- дефицит внимания родителей;
- напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
- обучение под психологическим давлением;
- физическое насилие над малышом;
- редкие прогулки на улице;
- недостаток общения со сверстниками.
На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.
К редким причинам относят:
- приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
- сердечно-сосудистые нарушения;
- нарушение мозгового кровообращения и др.
Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.
Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом
Постановка диагноза
Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.
Для поиска причины назначают:
- аудиометрию;
- КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
- доплеровское сканирование сосудов;
- электроэнцефалограмму;
- электрокардиограмму и пр.
Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.
Что делать родителям: методы лечения
В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:
- прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
- занятия с логопедом;
- курсы психотерапии;
- массажи;
- лечебная гимнастика;
- физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.
Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).
В домашних условиях родителям необходимо:
- регулярно пополнять словарный запас ребенка;
- вместе учить стишки;
- читать интересные рассказы;
- выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
- показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
- уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.
Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.
Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз
Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.
Упражнения
Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.
Упражнения для совместного выполнения:
- разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
- показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
- положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
- назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.
Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.
Вероятные осложнения
Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:
- дебилизм;
- имбицилизм;
- идиотизм.
При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.
У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.
Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии
Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.
Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.
Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает
Источник
Задержка психомоторного развития у детей является довольно распространенной проблемой в современном обществе. ЗРР – это, прежде всего, синдром, возникающий на фоне врожденного или приобретенного заболевания нервной системы. Данное патологическое состояние характеризуется недоразвитием психических и моторных функций, неспособностью ребенка в полной мере координировать свои движения. Теряется способностью к обучению и нарушается речь вплоть до полного ее отсутствия. Патологию можно заметить уже на первых годах жизни. Но, к сожалению, все чаще фигурируют случаи о более позднем обнаружении ЗПРР, что негативно сказывается на психомоторном развитии ребенка. До года малыш должен освоить ползание, элементарный захват и перекладывание предметов с места на место, держать головку, учиться ходить. Со стороны речевого аппарата ребенок первого года жизни издает гуление, говорит односложные слова в виде «ма-ма», «па-па». Если ему что-то нравится или, наоборот, вызывает отвращение, малыш всем видом это показывает, его слова имеют яркую эмоциональную окраску. Не зря говорят, что дети не могут врать и говорят то, что думают. Ведь, действительно, по одному лишь его лицу можно понять, что испытывает малыш в данную минуту.
Диагноз ЗПР – не приговор. Молодые родители зачастую пугаются, когда видят ЗПР в карточке своего ребенка. Но кропотливая работа над малышом и адекватная медицинская помощь помогут ребенку восстановить речевую и двигательную активность и стать полноценным членом общества.
Причины
Этиология ЗПР включает в себя целый ряд причин, способных ее вызвать:
- Генетическая предрасположенность;
- Хронический стресс;
- Патология беременности;
- Минимальная дисфункция головного мозга (преходящее нарушение функций нервной системы, которое хорошо поддается лечению, прогноз благоприятный);
- Обменные нарушения;
- Аномалии кровеносных сосудов;
- Церебральные нарушения;
- Интоксикация;
- Перенесенные вирусные или бактериальные заболевания;
- Органические поражения.
Последние встречаются гораздо реже, однако необходимо провести комплексное обследование, чтобы найти истинную причину заболевания.
ЗПР – это пограничное расстройство психомоторной сферы, то есть является чем-то средним между нормой и патологией. При благоприятной обстановке в семье, регулярной работе с ребенком, уменьшением воздействия на малыша раздражающих факторов и выполнение всех врачебных рекомендаций, ЗПР способна исчезнуть самостоятельно без применения медикаментозных средств.
Стоит отметить тот факт, что нарушение психомоторного развития ребенка, как и при минимальной дисфункции головного мозга, носит преходящий характер. При своевременной и грамотной терапии клиническая картина сглаживается и позволяет малышу жить нормальной жизнью, ничем не отличаясь от своих сверстников.
Особенности заболевания
- Патология эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПР отмечается эмоциональная нестабильность, трудности в общении с другими людьми, неспособность сконцентрироваться на чем-то одном – мысли «рассеиваются» и не дают заниматься только одним делом. Взятие на себя большого количества дел и их невыполнение из-за нервного перенапряжения – частый симптом при ЗПР;
- Патология внимания. Ребенок не способен концентрировать свое внимание, часто отвлекается. Двигательная и речевая активность либо понижены, либо патологически повышены, что заставляет задуматься о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью;
- Патология восприятия. Ребенку сложно узнавать уже ранее видимые предметы из-за недостаточных знаний об окружающем мире, он испытывает затруднение при просмотре схем или других изображений;
- Нарушение памяти. Сопровождается низкой скоростью запоминания и невозможностью точного воспроизведения только что услышанных предложений;
- Патология речевого развития. Иногда данный симптом выражен незначительно, однако в некоторых случаях ребенок может полностью перестать говорить;
- Маленький словарный запас, что связано с недостаточными знаниями об окружающем мире, а не с грубой патологией интеллектуальной сферы;
- Проблемы с нахождением «общего» среди двух предметов. Например, такие дети могут легко владеть поверхностными знаниями и назвать сразу несколько схожих черт, однако их ровесники находят общего в два раза больше.
- Снижение познавательной функции. Данный симптом указывает на пассивность ребенка, его нежелание узнавать что-то новое.
Клиническая картина
Признаки патологии психического развития проявляются довольно рано:
- Достигнув второго месяца жизни, малыш никак не реагирует на свою маму, не узнает ее и не проявляет к ней интереса;
- Отсутствия «гуления» на третьем месяце жизни;
- После полугода ребенок не может разграничить чужого и близкого человека между собой;
- Малыш не может играть игрушками самостоятельно на 8-9 месяце своей жизни;
- К году ребенок не может строить элементарные слова: «мама», «папа», «баба» и т.д.
Симптомы нарушения моторного развития:
- Неспособность ребенка держать головку к трем месяцам;
- К полугоду ребенок не умеет переворачиваться с живота на спину, не может сидеть;
- До года малыш не умеет стоять, плохо ходит.
Чем раньше родители выявили нарушения в психомоторном развитии, тем больше вероятность успешного лечения малыша. По достижению 5-летнего возраста терапия ребенка затрудняется и может не дать нужных результатов, а вот в первые два года жизни лечение таких детей проводится довольно успешно. Однако, помимо симптоматики, стоит учитывать и индивидуальные особенности, и возможную вариацию вышеперечисленных симптомов. Только после посещения врача-невролога и проведения ряда диагностических процедур может быть поставлен диагноз «ЗПР».
Диагностика
Врач-невролог собирает тщательный анамнез, узнает о вредных привычках матери, возможной патологии беременности и перенесенных вирусных заболеваниях. Затем идет неврологический осмотр, включающий в себя проверку рефлексов, исключение патологии опорно-двигательного аппарата и выявление психоэмоционального неблагополучия. Для исключения органических дефектов и опухолевого поражения назначают МРТ головного мозга. Патологическую нервную импульсацию исключают путем проведения ЭЭГ, нейросонограммы. Возможно проведения РЭГ и рентгена черепа. Исключив грубую сопутствующую патологию, врач-невролог оценивает психомоторное развитие ребенка, сопоставляя его с клинической картиной, указанной в статье выше.
Лечение задержки развития
Лечение ЗПР направлено на терапию основного заболевания. При легком течении ЗПР в альтернативу медикаментозной терапии предлагается массаж, ЛФК, развивающие игры. В дальнейшем допустимо применение витаминных комплексов. При более тяжелых случаях и запущенной ЗПР рекомендуются ноотропы, нормотимики. Обязательна консультация психолога и логопеда, если есть сильные дефекты речевого развития.
В составе комплексного лечения хороший эффект дает иппотерапия. Иппотерапия – это выполнение рекомендаций врача верхом на лошади. Нельзя не заметить отличный эффект от применения этого метода у школьников и дошкольников:
- Метод позволяет малышу лучше концентрироваться на нужных вещах, учит проявлять ответственность;
- Способствует постановке целей и задач, ребенок знает, чего хочет и пытается этого добиться;
- Улучшает настроение, память, мышление и помогает в должной мере развить у малыша познавательную функцию;
- Иппотерапия позволяет грамотно планировать свое время, восстанавливает психоэмоциональный фон и развивает у ребенка желание быть в социуме;
- Оказывает хорошее влияние на кровоснабжение и развитие опорно-двигательного аппарата, является хорошей профилактической мерой для предотвращения формирования сколиоза.
Буря эмоций от езды на лошади заставляет ребенка делиться своими ощущениями со сверстниками и взрослыми, что нормализует социальные контакты и способствует активации познавательных процессов.
Профилактика
Для предотвращения ЗПР беременной женщине должна быть проведена беседа о негативном влиянии на плод вредных привычек, о важности отдыха и избегании стресса, своевременном лечении сопутствующих заболеваний. Диагноз ЗПР чаще всего фигурирует в детской карте ребенка 5-6 лет и ставится методом исключения, так как существует много других неврологических патологий со схожей клинической картиной. Диагностирование данного заболевания затруднено еще и потому, что врач способен только субъективно сравнить между собой международные нормы и полученные результаты от пришедшего на прием пациента. Как известно, нормы могут варьировать, поэтому вполне может быть такая ситуация, что патологии в данном случае, как таковой и нет. Однако здесь стоит отметить тот факт, что развивающие игры с ребенком, массаж и другие лечебные процедуры никак не окажут на здорового ребенка негативного влияния, а даже наоборот. Поэтому при подозрении на ЗПР рекомендуется показать своего ребенка врачу. Всегда проще провести профилактические меры, чем лечить поздно выявленное заболевания.
Источник