Психомоторное развитие ребенка с тнр
Психомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством игровых приемов
Добрый день, уважаемые коллеги! В Красноярском крае был принят указ губернатора Красноярского края « Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае » На основании этого указа в нашем детском саду были открыты группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). В одной из таких групп работаю я.
В своей работе нам приходится искать разные методы работы, которые приведут к положительному результату.
Анализируя используемые методы коррекционно-развивающего воздействия, мы пришли к выводу: невозможно добиться полноценной реабилитации детей, опираясь только на традиционные методы, направленные на формирование отдельных психомоторных функций, так как обычно для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны нарушения психомоторного развития как системы.
Психомоторика – совокупность сознательно регулируемых двигательных актов, которые совершенствуются и дифференцируются в течение всей жизни человека. Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторные процессы, или психомоторика, представляют собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности.
Поэтому работу начинаем с «выстраивания» первого функционального блока (по А.Р. Лурия), воздействуя через «тело» ребенка, мы даем мощный толчок для развития всех высших психических функций на основе, которых строится речь
Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают:
1. Растяжки;
2. Дыхательные и глазодвигательные упражнения;
3. Упражнения для лицевой группы мышц:
массаж и самомассаж;
4. Упражнения для развития артикуляции;
5. Упражнения для межполушарного воздействия:
реципрокные (перекрестные) упражнения;
6. Телесные упражнения;
7. Упражнения для развития мелкой и общей моторики;
8. Упражнения для релаксации.
Цель мероприятий – совершенствование коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптимальных условий для коррекции и развития двигательной активности, способствующей оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, поэтому логично в начале коррекционно-развивающего или формирующего процесса отдать предпочтение именно двигательным методам.
Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены и привели к дизонтогенетическому развитию ребенка.
Ребенок – существо соматическое, поэтому упражнения идут «от тела» ребенка.
Все упражнения проходят три стадии, что соответствует стадиям онтогенеза: лежа, сидя, стоя. Упражнения построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга – от простого к сложному. Одно из условий успешной коррекции – усвоение предыдущего упражнения, без чего нельзя переходить к последующему упражнению.
Игры и упражнения по психомоторной коррекции включены в НОД (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы взаимодействия с учителем-логопедом) и рекомендуются для использования в семье.
В структуру занятия по психомоторной коррекции, включаем
1. Организационный момент (его наполняемость может меняться в зависимости от целей и задач, поставленных перед занятием).
Игровая мотивация. Ритуал начала занятия. («Я сегодня вот такой!», «Доброе утро», «Друг»). Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки (профилактика нарушений чтения, письма и счета), Упражнение на развитие произвольного внимания. Вводная ходьба.
2. Основная часть (обязательные упражнения).
Блок дыхательных упражнений. Телесные упражнения. Блок упражнений-растяжек. Глазодвигательные упражнения. Различные виды ползания.
3. Игра. Стоп-упражнения.
4. Итог занятия (релаксационные упражнения, рефлексия, обсуждение занятия, комментированные оценки). Ритуал окончания занятия («Прощание», «Встретимся опять», «Спасибо за приятное общение»).
В результате проводимых мероприятий по психомоторной коррекции у детей с тяжелыми нарушениями речи вырабатывается способность к развитию самоконтроля над поведением, эмоциями, речью, движениями; происходит снятие психоэмоционального напряжения и чувства тревоги; развивается межполушарное взаимодействие; формируются ориентировка в собственном теле, а также пространственные представления.
Таким образом, благодаря специально подобранным играм, упражнениям и при целенаправленном воздействии, у детей с тяжелыми нарушениями речи возможно успешное формирование психомоторики, что в конечном итоге будет способствовать более успешной подготовке к школе и адаптации в обществе.
Первый блок.
Вводное упражнение. Это своего рода ритуал, помогающий дошкольникам настроиться на предстоящую деятельность, снизить чувство тревоги, включить произвольное внимание. Для этого больше всего подходят дыхательные упражнения. Рекомендуется использовать одно и тоже упражнение, на протяжении всего цикла.
Второй блок. В основную часть комплекса входят упражнения, способствующие развитию всех систем психомоторики ребенка. Упражнения постепенно переходят, начиная с верхней части туловища (глаза, рот – нос, плечевой пояс, верхние и нижние конечности).
1. Дыхательное упражнение. Выработка правильного дыхания способствует общему оздоровлению за счет оптимизации кровообращения и газообмена. Навыки произвольного контроля собственного дыханием помогают ребенку осуществлять самоконтроль над поведением.
2. Глазодвигательное упражнение. Оно позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие, активизировать процесс обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебном процессе чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, экран компьютера и т.д.), что существенно снижает качество обучения.
3. Упражнение, направленное на развитие межполушарного взаимодействие. Помогает осуществить полноценный обмен информацией между правым и левым полушариями, сформировать функциональную связь обоих полушарий. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием для успешности любой деятельности. А их отсутствие приводит к различным нарушениям развития, трудностям в учебе, поведении, адаптации.
4. Телесное упражнение. При выполнении такого упражнения происходит «чувствование» своего тела, обогащение и дифференциация сенсорной информации, формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.
5. Упражнение на формирование пространственного восприятия или ритмическое упражнение.
Третий блок.
1. Релаксация. Проводятся в конце психологического взаимодействия с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
2. Расслабляющее дыхательное упражнение. В этом упражнении используется различная психофизиологическая роль вдоха и выдоха: вдох — возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение, сопровождается ощущением прохлады; выдох – успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, помогает расслаблению мышц, сопровождается ощущением тепла.
Базовые упражнения по психомоторной коррекции
І. Дыхательные упражнения.
1. Нижнедиафрагмальное дыхание, упражнение «Шарик».
И.п. – лежа на спине. Вдох – живот «надуть», выдох – живот «сдуть». Вдох – через нос, выдох – через широко открытый рот.
2. Координация дыхания с движением глаз.
И.п. – лежа на спине. Упражнение «Шарик». Совмещение дыхания с движением глаз. Следить глазами за передвижением предмета. От центра – вдох, к центру – выдох.
Диагонали – вертикальная, горизонтальная, к себе, от себя; сначала на уровне согнутой, а потом – вытянутой руки, правой и левой по очереди.
3. Координация дыхания с движением рук и ног.
И.п. – лежа на спине. Упражнение «Шарик». Совмещение дыхания с движением руки и ноги: на вдохе поднимаем левую (правую) руку, на выдохе плавно опускаем. На вдохе поднимаем левую руку и левую ногу, на выдохе плавно опускаем.
4. Овладение четырехфазным дыханием.
И.п. – лежа на спине. Упражнение «Шарик». Дыхание с задержкой: выдох, вдох, пауза, выдох, пауза. Дыхание на счет: 1-4 – вдох; 1-4 – пауза; 1-4 – выдох; 1-4 – пауза.
II. Упражнения-растяжки
1. «Качалочка».
И.п. – лежа на спине, ноги согнуть в коленях. Руками обхватить колени (каждая рука свое колено), руки в замок не сцеплять. Голову нагнуть к коленям. Качаться под счет 1,2.
2. «Лодочка». И.п. – лежа на животе, прямые руки вытянуты вперед, ноги вместе, прямые. Руки и ноги одновременно отрываются от пола.
1 – одновременно поднять голову, руки и ноги; 2 – опустить голову, руки и ноги.
3. «Струночка», расслабление – напряжение всего тела.
И.п.- лежа на спине, прямые руки вытянуты над головой, ноги прямые.
1-руки и ноги (носочки тянем на себя) напрягаем; 2 – руки и ноги расслабляем. Педагог проверяет напряжение и расслабление рук и ног.
Добиться расслабления можно, если согнуть ногу или руку и слегка потрясти
ими.
4. «Звезда-1». И.п. – то же. Руки напряжены, ноги расслаблены.
«Звезда-2». И.п. – то же. Правая рука и правая нога напряжены, левая нога и правая рука расслаблены.
III. Телесные упражнения.
1. «Велосипед». И.п. – лежа на спине, Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, одновременно касаясь локтем то разноименного, то одноименного колена. Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног.
2. «Тоннель». Дети встают на четвереньки, изображая тоннель. По очереди проползают через него.
3. «Росток». И.п. – дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками. «Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и ycтремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти».
1 – медленно выпрямляются обе ноги; 2 – ноги продолжают выпрямляться, и постепенно расслабляются обе руки (они висят, как тряпочки); 3 – постепенно выпрямляется позвоночник; 4 – медленно разводим. плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову; 5 – поднимаем обе руки вверх – «смотрим вверх, тянемся к солнышку».
IV. Глазодвигательные упражнения.
И.п. – лежа на спине, голова зафиксирована. Центр осей – переносица. Движение предметом (ручкой с ярким наконечником, цвет любой, кроме синего и зеленого) на уровне согнутой и прямой руки.
1. Движения предмета плавные, без рывков.
2. Диагональ вертикальная – диагональ горизонтальная.
3. Диагональ к себе – от себя.
4. «Восьмерки» – горизонтальная и вертикальная.
5. Координация дыхания с глазодвигательными упражнениями. Дыхание «Шарик». Совмещение дыхания с движением глаз. От центра – вдох, к центру – выдох.
V. Ползание.
Одноименное (правая рука и правая нога; левая рука и левая нога); движения (отрыв) одновременные.
Разноименное (правая рука и левая нога; левая рука и правая нога); движения (отрыв) одновременные.
1. На животе без участия ног.
2. На животе без участия рук Руки сцеплены сзади в замок.
3. На спине с отталкиванием обеими ногами одновременно (одноименный способ) и по очереди (разноименный способ). И.п. – лежа на спине. Голова чуть приподнята, руки сцеплены на животе в замок Ползанию помогают движения плечами.
4. По-пластунски одноименным способом.
5. По-пластунски разноименным способом.
6. Локти – колени. И.п. – стоя на четвереньках, на коленях, руки поставлены локти, обхватывают подбородок с двух сторон. Взгляд направлен вперед.
7. На четвереньках одноименным способом.
8. На четвереньках разноименным способом.
9. Боковое ползание одноименным способом. И.п. – стоя на четвереньках, ноги вместе, руки врозь. Движение в бок с одновременным отрывом от пола рук и ног (руки вместе, ноги раздельно).
Научная новизна и теоретическая значимость работы определяются углублением представлений о психомоторном состоянии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ,а также разработкой направлений коррекции психомоторных функций посредством игровой технологии у данной группы детей, что является необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
Учитывая, что в практической работе логопеда при устранении тяжелых нарушений речи чаще всего используются традиционные логопедические приемы, то этим объясняется снижение эффективности логопедического воздействия при коррекции данного речевого нарушения.
Практическая значимость работы определяется тем, что знания особенностей психомоторики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи помогают в дифференциальной диагностике этих речевых нарушений, а также позволяют сделать коррекционную работу наиболее эффективной и успешной.
Следовательно, при целенаправленном воздействии у детей с проблемами в речевом развитии возможно успешное формирование психомоторики, а именно развитие высших психических функций и как следствие своевременное развитие речи.
Список литературы
1. Деннисон, П.И. Деннисон, Г.И. Гимнастика мозга. [Текст]/ П.И. Деннисон, Г.И. Деннисон. – М., 1997г.
2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. [Текст]/ М.М.Кольцова – М., 1979г.
3. Лопатина, Л.В. Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. [Текст]/ Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб., 1992г.
4. Сиротюк, А.Л. Развитие интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. – М., 2002г.
5. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. [Текст]/А.Л. Сиротюк. – М., 2008г.
Источник
Инна Владимировна Колодяжная
Технология комплексной интегрированной системы по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Технология комплексной интегрированной системы по психомоторному развитию старшего дошкольного возраста с ТНР
Учитель-логопед:
Технология / Цели
Логосказки
– развитие всех сторон речи,моторики и координации движений;
– воспитание нравственных качеств;
– активизация психических процессов;
– повышение гибкости и подвижности нервных процессов;
– снятие физического и психического напряжения.
Логомассаж
-нормализация мышечного тонуса;
-подготовка мышц к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков;
-развитие речевоймоторикидля формирования артикуляционной базы звуков;
Японский пальцевой массаж и самомассаж
-развитие мелкой моторики;
-стимуляция нервных окончаний на пальцах рук;
-снижение риска развития утомления в мозговых центрах;
-стимуляция положительного функционирования внутренних органов;
Гидрогимнастика
-нормализация мышечного тонуса;
– активизация двигательной кинестезии;
– активизация праксиса позы;
– улучшение динамического праксиса;
– активизация пальцевого гнозиса;
– активизация проприоцептивных ощущений;
Биоэнергопластика
-привлечение интереса детей к выполнению упражнений;
– повышение эффективности гимнастики;
– формирование и развитие зрительно-моторной координации движений;
-развитие артикуляционной, пальчиковой моторики;
-совершенствование координации движений;
– развитие памяти, внимания, мышления;
Воспитатель
Аурикулотерапия
-стимуляция положительного функционирования внутренних органов и систем;
-снижение нервного и мышечного напряжения;
Массаж БАТ
-стимуляция кровоснабжения;
-стимуляция трофики тканей, желёз внутренней секреции;
-снижение нервного и мышечного напряжения;
-профилактика простудных заболеваний;
Графическая моторика
-подготовкаруки к письму;
-развитие координации движений;
-развитие зрительно-пространственных представлений;
– формирование и развитие зрительно-моторной координации движений;
Пальчиковый бассейн
– активизация двигательной кинестезии;
– активизация праксиса позы;
– улучшение динамического праксиса;
– активизация пальцевого гнозиса;
– активизация проприоцептивных ощущений;
Музыкальный руководитель
Логоримика
-развитие слухового внимания и фонематического слуха;
-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
-воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
-воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков;
-воспитание связи между звуком и егомузыкальнымобразом, буквеннымобозначением;
-формирование, развитие и коррекцияслухо-зрительно-двигательнойкоординации;
Интегративная музыкотерапия (музыкоизотерапия. игра на музыкальных инструментах)
-повышение тонуса КГМ;
-развитие и коррекция сенсорных процессов;
-развитие чувства ритма, темпа, времени;
-растормаживание речевой функции;
-коррекция психоэмоционального состояния;
Активная музыкотерапия
(вокалотерапия, кинезитерапия)
– коррекция психоэмоционального состояния;
-обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания;
-развитие общей и тонкоймоторики, кинестетическихощущений, мимики, пантомимики, пространственныхорганизацийдвижений;
-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
Педагог-психолог:
Фототерапия
– развитие восприятия;
-повышение тонуса КГМ;
-развитие и коррекция сенсорных процессов;
-развитие чувства ритма, темпа, времени;
-растормаживание речевой функции;
-коррекция психоэмоционального состояния;
– развитие зрительно-пространственных представлений;
Сказкотерапия
– развитие всех сторон речи, моторики и координации движений;
– воспитание нравственных качеств;
– активизация психических процессов;
– повышение гибкости и подвижности нервных процессов;
– снятие физического и психического напряжения.
Куклотерапия
– развитие образного мышления;
– развитие памяти, внимания;
-развитие эмоциональной сферы, самосознания и самоконтроля;
– формирование позитивных установок;
– формирование эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков;
– развитие мелкоймоторики;
– развитие координации движений;
Либропсихотерапия
– коррекцияпсихоэмоциональногосостояния;
– развитие образного мышления; формирование позитивных установок;
– развитие памяти, внимания;
– коррекция детских проблем;
– воспитание нравственных качеств;
Психогимнастика
-развитие и коррекция познавательной сферы;
– развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
– формирование возможности управлять своими эмоциями и действиями;
– формирование способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния;
Воспитатель по физической культуре:
ЛФК
-повышениеуравновешенности и подвижностипроцессоввозбуждения и торможения;
-улучшениедеятельностидвигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильногоанализаторов;
– восстановлениемоторно-висцеральныхрефлекторныхреакций;
-улучшениефункциональногосостояниясердечно-сосудистойсистемы, органов дыхания.
Ритмическая гимнастика
-тренировка подвижности нервных процессов центральной нервной системы;
-активирование коры головного мозга;
-развитие внимания, памяти;
-позитивное влияние на коррекцию речевых нарушений у детей;
-создание благоприятных условий для формирования двигательных, психомоторных функций.
Игры в сухом бассейне
-развитие моторики;
-укрепление опорно-двигательного аппарата;
-положительный эмоциональный настрой;
-огромный запас энергии.
Медицинский персонал:
Ароматерапия
– оптимизация состава воздуха;
– повышение содержания кислорода;
– коррекция психоэмоционального состояния;
– повышение работоспособности.
Массаж
-активизация внутренних резервов детского организма;
-восстановление нарушенных функций.
стимуляция кровоснабжения;
-стимуляция трофики тканей, желёз внутренней секреции;
-снижение нервного и мышечного напряжения;
Закаливающие процедуры
– активизация защитных механизмов организма;
-стимуляция кровоснабжения;
– воздействие на БАТ;
-снижение нервного и мышечного напряжения;
– профилактика простудных заболеваний;
Источник