Психомоторное развитие ребенка первых лет жизни

Психомоторное развитие ребенка первых лет жизни thumbnail

«Пра­вильно ли раз­ви­ва­ется наш ребе­нок?» Этот вопрос бес­по­коит едва ли не каж­дого из «ново­ис­пе­чен­ных» роди­те­лей. Осо­бен­ное бес­по­кой­ство он вызы­вает в семьях, в кото­рых ребе­нок появился впер­вые. Это – есте­ствен­ное бес­по­кой­ство, и спра­виться с ним можно только обла­дая инфор­ма­цией о том, что «дол­жен делать» малыш в раз­лич­ные воз­раст­ные периоды.

В послед­ние годы, осо­бенно в зару­беж­ных изда­ниях, много гово­рится о том, что «вся­кий ребе­нок раз­ви­ва­ется по-сво­ему», «у каж­дого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет раз­ви­ваться как надо…». Вряд ли можно при­вет­ство­вать такой под­ход, поскольку он сни­жает вни­ма­ние роди­те­лей к раз­ви­тию ребенка, что зача­стую при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию «про­пу­щен­ной» задержки в пси­хи­че­ском и мотор­ном раз­ви­тии ребенка. Поэтому мы пред­ла­гаем Вам при­мер­ную схему обре­те­ния малы­шом тех или иных навы­ков на пер­вом году его жизни.

В целом раз­ви­тие ребенка на пер­вом году жизни можно све­сти к несколь­ким эта­пам. В пер­вые недели после рож­де­ния тонус мышц повы­шен, обес­пе­чи­вая сохра­не­ние «внут­ри­утроб­ной позы», от кото­рой ребе­нок еще «не отвык».

Кроме того, с рож­де­ния ребе­нок нахо­дится во вла­сти врож­ден­ных «рефлек­сов ново­рож­ден­ного». Посред­ством этих рефлек­сов При­рода все делает за него: рото­вые авто­ма­тизмы вклю­чают поиск соска и соса­ние при лег­ком каса­нии губ, хва­та­тель­ный рефлекс помо­гает ему удер­жи­ваться на поверх­но­сти (как обе­зья­ньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы ухо­дят кор­нями в наше дале­кое про­шлое), при ощу­ще­нии опоры под пят­кой в поло­же­нии лежа ребе­нок непро­из­вольно пол­зет (чтоб не поте­ряться!). Будучи постав­лен­ным на ножки, он активно опи­ра­ется и даже делает (непро­из­воль­ные!) шаго­вые дви­же­ния. Это – тот «про­жи­точ­ный мини­мум», кото­рый поз­во­ляет малышу обес­пе­чи­вать свою жизнь непро­из­вольно, то есть неосмыс­ленно, пока идет созре­ва­ние его цен­траль­ной нерв­ной системы.

Известно, навер­ное, всем, что мы рож­да­емся уже с прак­ти­че­ски пол­ным набо­ром нерв­ных кле­ток и что они в после­ду­ю­щем «не вос­ста­нав­ли­ва­ются». Но после рож­де­ния весь этот «ком­плект» дол­жен зара­бо­тать. Клетки должны «узнать», чем каж­дой из них пред­стоит зани­маться, объ­еди­ниться в группы согласно постав­лен­ным перед ними зада­чам, нала­дить обмен информацией.

Поэтому про­цесс созре­ва­ния нерв­ной системы сво­дится к нала­жи­ва­нию свя­зей между ними путем про­рас­та­ния кле­точ­ных отрост­ков – аксо­нов, орга­ни­за­ции их таким обра­зом во все более и более слож­ные группы, и уве­ли­че­нию ско­ро­сти обмена информацией.

Что же явля­ется основ­ным в раз­ви­тии ребенка на пер­вом году жизни? Посте­пен­ное сни­же­ние повы­шен­ного при рож­де­нии мышеч­ного тонуса поз­во­ляет посте­пен­ной отойти от внут­ри­утроб­ной позы и «рас­кре­по­щает» конечности.

Посте­пенно ниве­ли­ру­ясь, врож­ден­ные рефлексы заме­ня­ются про­из­воль­ной, то есть осмыс­лен­ной, актив­но­стью, кото­рую обес­пе­чи­вает посто­янно раз­ви­ва­ю­щийся мозг. Парал­лельно идеи и раз­ви­тие пси­хи­че­ских функций.

Именно таким обра­зом Авто­ма­ти­че­ское соса­ние пере­хо­дит в осмыс­лен­ный прием пищи, авто­ма­ти­че­ское пол­за­ние заме­ня­ется пол­за­нием актив­ным, после дол­гого пере­рыва (реак­ция опоры и авто­ма­ти­че­ская походка уга­сают обычно меся­цам к трем) при­хо­дят слож­ные навыки удер­жа­ния тела в поло­же­нии стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы пони­ма­ете, выпа­де­ние какого-то этапа в этом слож­ном про­цессе при­во­дит к «поломке после­до­ва­тель­но­сти» и зача­стую – к фор­ми­ро­ва­нию задержки в раз­ви­тии. Так, напри­мер, сохра­ня­ю­щийся дли­тель­ное время повы­шен­ный тонус ведет к огра­ни­че­ниям в дви­же­ниях конеч­но­стей и тор­мо­зит раз­ви­тие осмыс­лен­ных дви­же­ний. Не угас­ший вовремя рефлекс ново­рож­ден­ного ско­вы­вает иду­щий ему на смену про­из­воль­ный дви­га­тель­ный акт. Все это опре­де­ляет вни­ма­ние, уде­ля­е­мое нюан­сам раз­ви­тия ребенка дет­скими вра­чами. Зна­ние основ­ных эта­пов раз­ви­тия роди­те­лями поз­во­лит нам наде­яться на то, что Вы вовремя позо­вете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Ново­рож­ден­ный

Зре­ние – при ярком свете жму­рится, пово­ра­чи­вает глаза к источ­нику света.

Слух – при рез­ком звуке вздра­ги­вает или моргает.

Мото­рика – поза «эмбри­она» с при­ве­ден­ными к туло­вищу руками и ногами, дви­же­ния хао­ти­че­ские, мед­лен­ные. Кисти в кулачках.

Эмо­ции – много спит, про­сы­па­ется только на корм­ле­ния или когда мокрый.

1 месяц

Зре­ние – фик­са­ция взора на непо­движ­ном пред­мете или лице взрос­лого, начи­нает про­сле­жи­вать за дви­жу­щимся пред­ме­том, пери­о­ди­че­ское косо­гла­зие, зажму­ри­ва­ние глаз при ярком свете.

Слух – крат­ко­вре­мен­ное сосре­до­то­че­ние на звук и голос, вздра­ги­ва­ния, мига­ния при рез­ком звуке.

Речь – появ­ля­ются отдель­ные зад­не­языч­ные звуки «г», «к».

Мото­рика – в поло­же­нии на животе под­ни­мает голову, пыта­ется ее удержать.

Эмо­ции – откры­вает рот при обра­ще­нии к нему взрос­лого (рото­вое внимание).

2 месяца

Зре­ние – про­сле­жи­ва­ние взгля­дом в гори­зон­таль­ной плос­ко­сти, может сохра­няться непо­сто­ян­ное косо­гла­зие, любит рас­смат­ри­вать лицо матери, гео­мет­ри­че­ские фигуры в бело-чер­ном цвете.

Слух – при­слу­ши­ва­ется, пово­ра­чи­вает голову в сто­рону источ­ника звука.

Речь – в конце вто­рого месяца появ­ля­ется гуление.

Мото­рика – в поло­же­нии на животе хорошо дер­жит голову, удер­жи­вает вло­жен­ную игрушку в руке.

Эмо­ции – появ­ля­ется улыбка при обще­нии со взрослым.

3 месяца

Зре­ние – дли­тельно рас­смат­ри­вает пред­меты, соче­тан­ный пово­рот головы и глаз, плавно про­сле­жи­вает за пред­ме­тами в поло­же­нии лежа на животе.

Слух – отыс­ки­вает источ­ник звука гла­зами с пово­ро­том головы.

Речь – ребе­нок гулит нарас­пев, пыта­ется под­ра­жать инто­на­ции обра­щен­ной речи взрослого.

Мото­рика – удер­жи­вает голову в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, в поло­же­нии на животе опора на руки под ост­рым углом. Кисти открыты, наты­ка­ется руками на пове­шен­ные перед ним игрушки, пыта­ется их захва­тить. При попытке потя­нуть за руки при­под­ни­мает голову.

Эмо­ции – в ответ на вид взрос­лого, игрушки появ­ля­ется улыбка, уси­ли­ва­ется дви­га­тель­ная актив­ность, голо­со­вые реакции.

Игра – рас­смат­ри­вает, ощу­пы­вает свои руки.

4 месяца

Зре­ние – может пере­во­дить взгляд с пред­мета на пред­мет, оце­ни­вая рас­сто­я­ние до игрушки, тянется к ней, рас­смат­ри­вает пред­меты на близ­ком рас­сто­я­нии (фор­ми­ру­ется бино­ку­ляр­ное зрение).

Слух – раз­ли­чает голоса близких.

Речь – громко кри­чит, при­слу­ши­ва­ясь к соб­ствен­ным звукам.

Мото­рика – в поло­же­нии на животе опора на руки под пря­мым углом, пово­ра­чи­ва­ется на бочок. При потя­ги­ва­нии за ручки сги­бает руки в лок­тях, подтягивается.

Эмо­ции – сме­ется в голос, появ­ля­ется чув­ство испуга.

Игра – целе­на­прав­ленно тянется к игрушке, захва­ты­вает ее всей ладо­нью. Ощу­пы­вает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 меся­цев

Зре­ние – может про­сле­жи­вать взгля­дом за двумя пред­ме­тами попе­ре­менно, четко диф­фе­рен­ци­рует «свой-чужой», ищет напо­ло­вину спря­тан­ный предмет.

Слух – при­слу­ши­ва­ется к музыке.

Речь – появ­ля­ются соглас­ные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пыта­ется на своем языке раз­го­ва­ри­вать с игруш­ками, взрослыми.

Мото­рика – в поло­же­нии на животе опи­ра­ется на кисти рук, высоко под­ни­мая верх­ний пле­че­вой пояс. Пово­ра­чи­ва­ется со спины на живот. При потя­ги­ва­нии за руки присаживается.

Эмо­ции – при виде новой игрушки, незна­ко­мого лица насто­ра­жи­ва­ется, зами­рает, а затем появ­ля­ется ожив­ле­ние или реак­ция страха.

Игра – активно захва­ты­вает пред­меты, двумя руками дер­жит бутылочку.

6 меся­цев

Зре­ние – пони­мает отдель­ные жесты взрос­лого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появ­ле­ние опре­де­лен­ных реак­ций на раз­ные звуки (напри­мер, на скрип две­рей или шаги пово­ра­чи­вает голову и пыта­ется при­под­няться в кро­ватке, чтобы посмот­реть кто это), узнает зна­ко­мые голоса.

Речь – ребе­нок подолгу может общаться сам с собой (само­го­во­ре­ние).

Мото­рика – пере­во­ра­чи­ва­ется с живота на спину, поса­жен­ный удер­жи­вает позу с опо­рой на две руки, под­пол­зает к игрушке, может дер­жать в каж­дой руке по игрушке, пере­кла­ды­вает их из руки в руку.

Эмо­ции – с вни­ма­нием рас­смат­ри­вает окру­жа­ю­щие пред­меты и людей, быстро и адек­ватно реа­ги­рует на выра­же­ние лица взрослого.

Игра – мани­пу­ли­рует с игрушками.

7 меся­цев

Зре­ние – узнает зна­ко­мых, про­сле­жи­вает за упав­шей игруш­кой, зри­тельно оце­ни­вает раз­мер пред­мета, соиз­ме­ряет его захват.

Слух – раз­ли­чает инто­на­цию голоса, пони­мает когда его хва­лят или ругают.

Речь – эле­менты лепет­ной речи.

Мото­рика – сидит само­сто­я­тельно или с опо­рой на одну руку, пол­зает по-пластунски.

Эмо­ции – реак­ция страха сме­ня­ется позна­ва­тель­ным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, раз­вя­зы­вать лен­точки, выбра­сы­вает игрушки из кроватки.

8 меся­цев

Зре­ние – инте­рес или удив­ле­ние при виде незна­ко­мых пред­ме­тов, фик­са­ция вни­ма­ния на двух объ­ек­тах одновременно.

Слух – пони­мает поня­тия «где?», «дай», «на».

Речь – актив­ный лепет, сло­го­вая речь.

Мото­рика – устой­чиво сидит, само­сто­я­тельно садится, встает на чет­ве­реньки, у опоры встает на коленки, стоит, дер­жась за опору. Хло­пает в ладоши, про­тя­ги­вает руки близ­ким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмо­ции – посто­янно занят какой-нибудь дея­тель­но­стью, есть игро­вой кон­такт со взрослым.

Игра – оттал­ки­вает пред­меты, кидает игрушки. Скла­ды­вает мел­кие пред­меты в круп­ные. Раз­би­рает пирамидку.

9 меся­цев

Зре­ние – долго может наблю­дать за взрос­лым, появ­ля­ется реак­ция на их мимику и жесты.

Слух – выпол­няет более слож­ные сло­вес­ные инструк­ции: «поце­луй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появ­ля­ются отдель­ные слова, нередко сло­го­под­ра­жа­тель­ные (вме­сто «собака» «бабака»).

Мото­рика – пол­зает, попе­ре­менно пере­дви­гая то пра­вые, то левые конеч­но­сти; встает у опоры на ноги; стоит; пере­дви­га­ется, дер­жась за опору. Захва­ты­вает мел­кий пред­мет двумя или тремя пальцами.

Эмо­ции – раз­лич­ные эмо­ци­о­наль­ные реак­ции при кон­такте с мате­рью, обще­ние при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколь­кими пред­ме­тами, посту­ки­вает игруш­кой об игрушку, любит музы­каль­ные игрушки, ищет спря­тан­ную игрушку.

10 меся­цев

Зре­ние – пока­зы­вает неко­то­рые пред­меты в соот­вет­ствии с их названием.

Слух – узнает про­стые музы­каль­ные мело­дии, раз­ли­чает тика­нье часов.

Речь – повто­ряет за взрос­лым слова, копи­рует инто­на­цию взрослого.

Мото­рика – стоит без опоры крат­ко­вре­менно, ходит за две руки. Соби­рает пира­мидку. Пока­зы­вает части тела дру­гого чело­века. Под кон­тро­лем зре­ния вкла­ды­вает пальцы в отверстия.

Эмо­ции – реак­ция неудо­воль­ствия на раз­лич­ные ситу­а­ции, голо­сом сиг­на­ли­зи­рует о том, что мок­рый, голодный.

Игра – начи­нает играть с игруш­ками, в соот­вет­ствии с их назна­че­нием (машинку катает, мячик бро­сает). Может само­сто­я­тельно играть 20–30 минут.

11 меся­цев

Зре­ние – вни­ма­тельно рас­смат­ри­вает обста­новку в ком­нате, осо­бенно если попа­дает в дру­гое помещение.

Слух – пони­мает обра­щен­ную речь, выпол­няет инструк­ции (напри­мер, «при­неси куклу»).

Речь – обра­ща­ется ко взрос­лым с целью что-то сооб­щить, зача­стую на «своем» языке.

Мото­рика – стоит само­сто­я­тельно, ходит за одну руку, делает пер­вые само­сто­я­тель­ные шаги. Вкла­ды­вает пальцы в отвер­стия на ощупь. Пока­зы­вает части сво­его тела.

Эмо­ции – появ­ля­ется реак­ция тор­мо­же­ния при слове «нельзя», изби­ра­тельно отно­сится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно вклю­ча­ется в игру, пред­ло­жен­ную взрос­лым, появ­ля­ются эле­мен­тар­ные кон­такты со сверст­ни­ками. Соби­рает пирамидку.

12 меся­цев

Зре­ние – узнает мно­гие пред­меты на картинке.

Слух – появ­ля­ется и услож­ня­ется зву­ко­под­ра­жа­ю­щая дея­тель­ность (машина едет – «ж‑ж-ж», киска мяу­кает – «мяу»).

Речь – умеет гово­рить 8–10 слов, посто­янно нарас­тает сло­вар­ный запас, улуч­ша­ется про­из­но­ше­ние слов.

Мото­рика – ходит само­сто­я­тельно, при­се­дает и встает.

Эмо­ции – появ­ля­ется сопереживание.

Игра – активно кон­так­ти­рует со взрос­лыми, любит играть с детьми. Откры­вает коробку, ящик, вкла­ды­вает один пред­мет в дру­гой, поль­зу­ется лож­кой и рас­чес­кой по назначению.

Источ­ник: https://www.baby.ru/

Источник

Развитие движений (моторики) и развитие
психики ребенка тесно связаны. Научившись
держать голову, поворачиваться, вставать,
ребенок получает больше возможностей
для познания окружающего мира, а интерес
ко всему, что он видит вокруг, стремление
приблизиться к привлекающему внимание
предмету, захватить рукой игрушку,
выяснить, откуда идет звук становится
стимулом двигательной активности.

Оценка развития ребенка, учитывает не
только его двигательные навыки, но и
эмоциональные реакции.

В 10 дней удерживает в поле зрения
движущийся предмет и вздрагивает при
резком звуке.

В 18-20 дней удерживает в поле зрения
неподвижный предмет, лицо матери,
успокаивается при сильном звуке.

В первые недели жизни ребенок часто и
беспорядочно двигает руками и ногами.
Из-за того, что мышцы-сгибатели пока
сильнее мышц разгибателей, он лежит,
прижав согнутые в коленях ноги к животу,
а согнутые в локтях руки к груди, его
пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш
неосознанно захватывает и довольно
крепко держит протянутый палец (верхний
хватательный рефлекс).

После месяца жизни наступает период,
который врачи называют «комплексом
оживления». Быстро двигает ручками и
ножками. Лежа на животе, пытается
поднимать и удерживать голову. Радостно
реагирует на появление матери, появляется
первая улыбка. Прислушивается к голосу
взрослого, звуку игрушки и издает
отдельные звуки в ответ на разговор с
ним. Плавно прослеживает движущиеся
предметы.

В два месяца уверенно удерживает
голову в вертикальном положении 1-2
минуты, поднимает голову, когда его
кладут на живот. Начинает «гулить» –
подолгу певуче произнося звуки типа
«га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое
материнское «агу». Быстро отвечает
улыбкой на разговор с ним. Поворачивает
голову в сторону голоса или звука.
Сосредоточенно смотрит на неподвижный,
привлекший его внимание предмет.
Длительно следит за движущейся игрушкой. В
три месяца лежа на животе, начинает
приподниматься, опираясь на руки. При
поддержке под мышками крепко упирается
в твердую опору ногами, согнутыми в
тазобедренном суставе. Громко смеется,
когда с ним играют. Ищет глазами человека,
издающего звук. В вертикальном положении
сосредотачивает взгляд на лице взрослого
или на игрушке.

В четыре месяца самостоятельно
поворачивается со спины на бок. Охотно
берется за протянутые к нему руки и, при
поддержке садится. Потягивает руку за
подвешенной игрушкой, стараясь подтянуть
ее к себе. Стоит при поддержке под мышки.
Ищет взглядом другого ребенка,
рассматривает, радуется, тянется к нему.
По-разному реагирует на спокойную и
быструю мелодию. Узнает маму и радуется
ей. В пять месяцев самостоятельно
поворачивается со спины на живот. Долго
лежит на животе, подняв корпус и опираясь
на ладони выпрямленных рук. Свободно
берет и держит в руке удобные для захвата
предметы. Радуется ребенку, берет у него
из рук игрушку. Ест с ложки полу густую
и густую пищу. Узнает голос матери.
Различает тон, каким к нему обращаются:
слыша ласковую, спокойную речь улыбается,
когда говорят сердито, резко хмурится.
Отличает по внешнему виду близких людей
от чужих. Настораживается или даже
плачет, увидев незнакомое лицо.

В шесть месяцев самостоятельно
поворачивается с живота на спину.
Передвигается, переставляя руки или
немного подползая. Переступает ногами,
когда его поддерживают под мышки. Хорошо
ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет
из чашки. Перекладывает игрушки из одной
руки в другую. Произносит отдельные
слоги, подолгу певуче повторяет их.
По-разному реагирует на свое и чужое.

В семь месяцев свободно меняет положение
тела в манеже или кроватке. Встает на
четвереньки. Самостоятельно садится
из положения лежа и недолго сидит без
поддержки. Начинает ползать. Стучит
игрушкой, размахивает, перекладывает,
бросает ее. По просьбе взрослого ищет
взглядом и находит знакомые предметы.
Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми
простые слоги – «ба», «да», «па», «ма».

В восемь месяцев встает на ноги,
ухватившись за перила манежа; переступает
вдоль него, держась обеими руками. Много
и быстро ползает. Долго занимается
игрушками, подражая действиям взрослого.
Ест корочку, которую сам держит в руке.
По просьбе взрослого подает ему руку,
машет при слове «до свидания». Громко
и четко повторяет различные слоги. В
девять месяцев переступает за коляской,
держась за нее обеими руками. Переходит
от одного предмета мебели к другому,
слегка придерживаясь за них руками.
Катает, вынимает, открывает, нажимает,
гремит различными предметами, в
зависимости от их свойств. Хорошо пьет
из чашки, придерживая ее рукой. Спокойно
относится к высаживанию на горшок.
Совершает плясовые движения под музыку.
По просьбе взрослого находит знакомые
предметы в разных местах. Знает свое
имя и имена близких ему людей. Повторяет
за взрослым слоги, которые уже есть в
его лепете.

В десять месяцев держась за перила,
поднимается на невысокую горку и
спускается с нее. По просьбе взрослого
находит и дает знакомые предметы.
Действия с предметами принимают
устойчивый характер (мелкие предметы
вкладывает в кастрюльку, открывает и
закрывает крышку). Занимается с другим
ребенком. Повторяет за взрослым новые
слоги, которых нет в его лепете. В
одиннадцать месяцев самостоятельно,
без поддержки стоит. Балансируя руками,
делает первые самостоятельные шаги.
Начинает складывать пирамидку, снимая
и надевая на стержень кольца. Пытается
сам надеть носки, рубашку, шапочку.
Радуется приходу детей. Называет
начальными слогами некоторые игрушки,
вещи. Начинает говорить односложные и
двусложные слова – «на», «дай», «мама»,
«папа», «баба», «ав – ав», «кис – кис». В
двенадцать месяцев ребенок ходит
самостоятельно, без опоры. Выполняет
четко данные поручения: найти, принести,
положить на место. Понимает слова
«можно», «нельзя». Самостоятельно пьет
из чашки (берет руками, ставит). Различает
предметы по форме, внешнему виду. Смеется
и лепечет с ребенком, протягивая и
отдавая ему игрушку. Легко подражает
новым слогам. Хорошо произносит 5-10 слов.

Безусловные рефлексы

Рефлекс – это закономерная ответная
реакция организма в ответ на изменения
внешней или внутренней среды, осуществляемая
при участии ЦНС.

По характеру формирования рефлексы
делятся на две большие группы: условные
рефлексы, отсутствующие у новорожденных
и длительно формирующиеся под влиянием
различных раздражителей и специальных
условий, и безусловные рефлексы – –
сформировавшиеся к моменту рождения
человека постоянно передаваемые реакции.

Среди них выделяют стойкие, пожизненные
рефлексы – такие как глотательный,
половой, сухожильный и рудиментарные
рефлексы – такие как поисковый, сосательный,
ладонно-ротовой, рефлекс опоры,
хватательный и др., а также рефлексы,
появляющиеся после рождения и не всегда
проявляющиеся – такие, как например,
верхний и нижний рефлексы Ландау.

Время исчезновения рудиментарных
рефлексов и формирование новых рефлексов
– важный момент в оценке психомоторного
развития ребенка. Поэтому перед тем,
как приступить к массажу и гимнастике
грудного ребенка мы рекомендуем изучить
эти механизмы для повышения эффективности
и профессионализма работы.

Рефлекторное разведение пальцев стопы
(рефлекс Бабинского).
Выполнение –
плотное поглаживание одним пальцем по
наружному краю стопы в направлении от
пятки к мизинцу. В ответ на это движение
пальцы стопы раздвигаются «веером».
Рефлекс присутствует от 0 до 1,5 – 2 лет.
Использование данного рефлекса очень
эффективно и незаменимо при лечении
плоскостопия. Нижний хватательный
рефлекс. Выполнение – легкое нажатие
кончиком большого пальца на подошву
ребенка у основания пальцев. В ответ на
это движение пальцы стопы поджимаются.
Рефлекс присутствует от 0 до 8 месяцев.
Очень эффективно использование данного
рефлекса при лечении плоскостопия.

Верхний хватательный рефлекс.Малыш
неосознанно захватывает и довольно
крепко держит протянутый палец, предмет.

Поисковый рефлекс. При поглаживании
одним пальцем подбородка, ребенок
открывает рот и поворачивает голову в
стороны. Рефлекс присутствует до 4
месяцев. Очень эффективно можно
использовать рефлекс при лечении
кривошеи.

Ладонно-ротовой рефлекс. При легком
надавливании на подушечку дистальной
фаланги большого пальца на руке, ребенок
открывает рот, нагибает голову вперед
и приподнимает плечевой пояс. Рефлекс
присутствует до 3-4 месяцев, хорошо
тренирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Рефлекс опоры.Если ребенка
зафиксировать в положении стоя, он
опирается на полную стопу, выпрямляет
ноги и спину. Рефлекс присутствует до
1,5-2 месяцев.

Шаговый рефлекс «автоматическая
походка».
Зафиксировать ребенка в
положении стоя, слегка наклонить вперед
и протянуть носками стоп по поверхности
стола. Ребенок будет автоматически
шагать. Рефлекс присутствует до 1,5-2
месяцев. В 6-8 месяцев появляется осознанная
походка.

Защитный рефлекс.В положении лежа
на животе, ребенок поворачивает голову
на бок. Рефлекс присутствует до 2-3 недель

Установочный рефлекс.В положении
лежа на животе, ребенок устанавливает
голову вертикально. Рефлекс присутствует
с 3 недельного возраста. Рефлекс Ландау
«парение». Под живот ребенка подвести
обе руки до соприкосновения мизинцами,
большие пальцы ложатся по бокам на
уровне нижних ребер. Далее поднимаем
малыша над столом. При этом ребенок
упирается ногами в вашу грудь, тело
образует дугу, голова приподнята, мышцы
спины и ягодиц напряжены. Этот эффект
присутствует до года.

Сосательный рефлекс.Так как питание
– главная гарантия жизни ребенка,
сосательный рефлекс является доминирующим
рефлексом и его нужно рассмотреть более
подробно. У ребенка существует рефлекторная
потребность сосать. Даже сытый, он
продолжает чмокать губами. Эти сосательные
движения как бы успокаивают и расслабляют
его. Занятый сосанием, ребенок быстро
засыпает. У грудных детей, привыкших
постоянно держать во рту пустышку,
притупляется сосательный рефлекс,
потому что к моменту кормления он бывает
уже усталым от непрерывного сосания.
Сначала он лениво и долго сосет грудь,
а в дальнейшем просто отказывается то
нее. Обеспокоенная мать предлагает ему
тут же бутылочку с соской, боясь, что он
остался голодным. И, как правило, ребенок
охотно начинает сосать из бутылочки.
Ведь не надо прикладывать никаких
усилий, молоко льется в рот само!
Сосательный рефлекс, как уже было
сказано – доминирующий. Именно поэтому
сосание способно тормозить все другие
виды деятельности, подавлять двигательную
активность. Большинство нормально
развивающихся детей к году имеют
определенный словарный запас. Дети, у
которых во рту постоянно находится
пустышка, как правило, в этом возрасте
не говорят.И если
ребенок продолжает сосать до двух, трех,
а то и до четырех лет, то, возможны
задержка развития речи, интеллекта, а
также проблемы с дикцией.Конечно,
безоговорочно отказываться от пустышки
нельзя. Существует категория нервных,
возбудимых детей, которые сильнее
обычного реагируют на различные
раздражители, внешние и внутренние. С
помощью пустышки можно успокоить ребенка
и отвлечь его внимание от раздражителей.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА
ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни
включает основные приемы:

поглаживание;

растирание;

разминание;

вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень
нежная и тонкая, вначале следует применять
щадящие приемы массажа (поглаживание),
а затем постепенно можно будет ввести
и остальные приемы (растирание и легкую
вибрацию в виде потряхивания и
встряхивания), а также разминание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник