Психомоторное развитие ребенка от года до трех лет
Информацию о том, что должен уметь малыш в определенном возрасте, необходимо знать молодым родителям, чтобы понимать, правильно ли развивается их ребенок.
Помочь разобраться в этом сложном вопросе могут нормы психомоторного развития малыша, но для начала давайте разберемся со значением этого пугающего термина и попытаемся четко понять, что же это такое.
Психомоторное развитие ребенка – достаточно сложное комплексное понятие, состоящее из двух основных составляющих: оценка работы органов чувств и уровня развития двигательного аппарата малыша. То есть мы, родители, должны четко понимать, правильно ли развиваются и функционируют у малыша слух и зрение, владеет ли он в полной мере тактильными ощущениями, достаточный ли у крохи мышечный тонус, умеет ли он ходить и бегать, развита ли мелкая моторика.
Читай также: “Ладушки, ладушки…” Чем полезна зарядка для пальчиков?
Правильно оценить психомоторику ребенка не всегда получается даже у самых внимательных мам и пап, ведь наш малыш для нас всегда самый лучший. Если у родителей уже есть старшие дети, они могут сравнивать развитие крохи с подросшими братиками и сестричками, а если родившейся малыш – первенец в семье, родители наблюдают за тем, как развиваются его сверстники.
Но поскольку развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс, лучше ориентироваться в этом вопросе не на развитие соседского малыша, а на принятые врачами нормы развития в возрасте от 1 до 3 лет, с которыми мы и хотим вас познакомить.
Читай также: Физиологическое развитие ребенка от года до трех
Итак, что должен уметь малыш в своем возрасте:
1 год и 3 месяца: у крохи активно расширяется интерес к окружающим предметам, игрушкам, увеличивается словарный запас, он все лучше понимает то, что говорят ему взрослые, повторяет увиденные действия в игре, много ходит, во время ходьбы часто меняет положение тела, умеет приседать, может самостоятельно кушать ложкой густую пищу, бросает двумя руками мячик.
Врач – педиатр Мария Савинова: «Зачастую молодым родителям кажется, что после первого года интенсивного развития, дальше малыш идет уже не такими «широкими шагами». Новые навыки появляются не так часто и не так быстро, как раньше. Тем не менее, возраст от 1 до 3 лет тоже очень важен. Раньше кроха приобретал умения, которые ему нужны для выживания (учился управлять своим телом, перемещаться в пространстве), после первого дня рождения малыш совершенствует приобретенные навыки, и развивается в основном эмоционально и интеллектуально».
1 год и 6 месяцев: малыш хорошо ходит, понимает много слов, активно выражает свои эмоции (согласие и несогласие), учится обобщать предметы по одному признаку (может собрать красные пасочки отдельно от желтых), ориентируется в формах предметов (шарик, кубик, кирпичик), при общении использует все более сложные слова, может кушать ложкой жидкую пищу.
Читай также: Развиваем ребенка: игры для малыша 1-2 лет
1 год и 9 месяцев: рассматривая картинку, малыш может ответить на простые вопросы (кто спрятался за кустиком? куда пошла девочка?), обозначает свои действия двумя словами, используя глаголы (Лена пошла, Саша кушает), ориентируется в размерах предметов (большой, маленький), выполняет несложные постройки из кубиков, с удовольствием слушает детские стишки и песенки, может залезть на небольшую лесенку и спуститься с нее.
2 года: малыш понимает почти все, что говорят взрослые, без подсказок выполняет простые логические последовательные действия, употребляет в речи прилагательные и местоимения, знает названия частей тела, перешагивает через препятствия, частично самостоятельно одевается. Ориентировочный словарный запас – 200-250 слов, разговаривает предложениями из 2-3 слов.
Майя Бодрова, врач-педиатр клиники «Добробут»: «По общепринятым нормам в 2 годика ребенок должен знать и понимать около 200 слов. Но бывает так, что ребенок почти не говорит, но все понимает. Это значит, что у него есть большой пассивный запас слов, но активно он пользуется всего несколькими десятками слов. В этом возрасте волноваться не стоит. Но если после 3 лет ситуация не улучшается, тогда стоит обратиться к специалисту».
2 года и 6 месяцев: ребенок задает вопросы «где?», «когда?», умеет подбирать по образцу предметы (ориентируясь по цвету, форме), его речь становится более сложной и правильной, употребляет предложения из 3-х слов, логическая последовательность игр усложняется (кормит куклу, переодевает и укладывает спать), начинает пользоваться карандашом, пластилином, одевается почти самостоятельно, правильно держит ложку и аккуратно кушает, хорошо ходит и бегает, ловкий, подвижный, бросает мяч одной рукой.
Наталья Анатольевна Щербакова, логопед Центра психологии «Я + семья», рассказывает:«Если малыш в 2 года все понимает, но говорит только на «своем языке» – это вообще-то, нормально, так и должно быть. Хуже, если он молчит. Кстати, эта проблема молчаливых детей, очень актуализировалась в последнее время, многие логопеды просто бьют тревогу. Ребенок, вообще должен хотеть говорить, или, по крайней мере, подражать речи взрослого, лепетом, бормотанием. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно работать со специалистом».
Читай также: Малыш не говорит? Надо бить тревогу!
3 года: малыш моет руки перед едой, самостоятельно ест, одевается и раздевается, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, задает вопросы «почему?», «зачем?» , правильно называет предметы в игре, появляются элементы ролевых игр (в доктора, в гости), показывает и называет основные цвета, может нарисовать небольшой элементарный рисунок карандашом, слепить простую фигурку из пластилина, перешагивает препятствия чередующимся и приставным шагом, вылезает на небольшую высоту. Ориентировочный словарный запас – 500-600 слов.
Читай также: Речевое развитие ребенка от рождения до 3 лет или «Когда нам пора говорить ?»
Мы предоставили вам перечень основных этапов психомоторного развития ребенка в возрасте от одного до трех лет. Однако не забывайте: все малыши развиваются индивидуально, у кого-то что-то получается лучше, а у кого-то вызывает трудности.
В возрасте от 1 до 3 лет, как, впрочем, и всегда, ребенку очень важна ваша помощь – уделяйте крохе больше внимания, окружайте теплом и заботой, следите за развитием, чтобы вовремя обнаружить какие-либо отклонения и устранить их и ваш малыш обязательно вырастет самостоятельным, активным и здоровым!
Читай также: Развитие ребенка: ролевые игры для малышей до трёх лет
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции
Источник
Развитие ребенка, пожалуй, одна из самых волнующих тем родительского сознания. Какими ключевыми навыками для своего возраста он должен обладать и какие пути становления ему присущи, порой без базы знаний определить самостоятельно не под силу. Здесь большую роль играет многодетность. В этом случае у вас есть наглядный пример для сравнения. Но если в вашей жизни пока только один ребенок, то компетентная литература – спасение.
На ранних этапах развития ребенка разделяют два вида патологий: врожденная и приобретенная. Если к первой вы носите косвенное причастие, то виной второй родители. Именно от них зависит адаптационный период ребенка. Общение с матерью и членами семьи в детском возрасте несет огромное значение в формирование личности, его умений и навыков. В противном случае вы столкнётесь с задержкой психического развития на ранней стадии. Если этот феномен ещё под силу исправить, то развившуюся в последствии полную социальную дезадаптацию – нет. Неспособность к жизни в окружающем мире – настоящая катастрофа для маленького человека.
Психомоторное развитие достаточно широкое в своем смысле слова, оно включает в себя оценку зрения, слуха, двигательных функций, социальный контакт и другие. Здесь учитываются многие факторы, начиная от положения головки малыша, до самостоятельного приема пищи.
Немаловажный аспект, это чрезмерно активная воспитательная функция. К примеру, ребенок не может самостоятельно удерживать игрушку, если ему никогда ее не давали, но также и из-за врожденной патологии. Если вы склоняетесь ко второму, то есть срочная необходимость в посещении педиатра, который сможет вынести профессиональный вердикт.
Двадцать восемь лет назад были разработаны наглядные таблицы психомоторного развития для быстрого определения результата. Что позволяет мгновенно сделать первую оценку наличия патологии. Таблицы легки в использовании и очень функциональны. Рассмотрим первые три года развития ребенка, основываясь на данные показатели.
До года:
За двенадцать месяцев своей жизни ребенок учится самым главным вещам познания окружающего мира. С каждым днем багаж его знаний и навыков пополняется, что двигает психомоторное развитие. На данном этапе не стоит основополагаться на табличные данные буквально. Ведь некоторые умения больше присущи девочкам, а другие мальчикам. Также дети делятся на «ранних» и «поздних». Но не стоит слишком затягивать с оценкой, так как месячных сдвигов быть не должно.
По статистической оценке средних показателей психомоторного развития ребенок до года должен научиться:
- Улыбаться и реагировать на обращения взрослых.
- Повторять слоги и звуки.
- Показывать свое недовольство на резкие звуки и яркий свет.
- Поднимать голову и удерживать её не менее 20сек.
- Фиксировать взгляд на предметах.
- Поворачиваться со спины на бок и обратно.
- Пружинить ножками, при поддержке за подмышки.
- Поворачивать голову в сторону звука.
- Тянуться к игрушке и хватать ее.
- Громко смеяться.
- Узнавать маму.
- Самостоятельно сидеть.
- Вставать на четвереньки и уверенно ползать.
- Самостоятельно вставать у опоры и опираться на ноги.
- Брать мелкие предметы двумя пальцами.
- Сооружать пирамиду из кубиков.
- Есть с ложки и пить из кружки.
- Узнавать знакомых, и пугаться чужих.
- Играть в «ладушки» и «прятки».
- Кивать положительно и отрицательно головой.
- Знать свое имя и откликаться на него.
- Показывать пальцем на знакомые предметы.
- Использовать по назначению расческу.
- По просьбе обнимать родителей, стремиться к одобрению.
- Подражать действиям других.
- Умышленно бросать игрушки.
- Показывать части лица и тела по просьбе.
- Голосом или жестом сигнализировать о своих желаниях.
- Понимать значение слов «можно» и «нельзя».
До двух лет:
На втором году жизни психомоторное развитие ничем не уступает годовалому. К уже приобретенным навыкам добавляется ряд более сложных и расширенных умений. Малыш учится:
- Много ходить, приседать, перешагивать препятствия.
- Самостоятельно кушать ложкой.
- Повторять действия игр.
- Понимать значения слов «круг», «шарик», «квадрат» и другие.
- Различать предметы по цвету и величине.
- Стремительно увеличивать словарный запас.
- Применять более сложные слова в диалоге.
- Самостоятельно надевать на себя детали одежды.
- Отвечать на простые вопросы.
- Использовать глаголы, прилагательные и местоимения в речи.
- Уметь задавать вопросы.
- Рисовать «каракули» карандашом.
До трёх лет:
Основные навыки этого возраста больше совершенствуются, нежели добавляются новые. Здесь важно уделять ребенку как можно больше внимания и помогать в его развитии. С двух до трех лет малышу необходимо научиться:
- Перешагивать препятствия, равные высоте одной средней ступени.
- Полностью самостоятельно одеваться.
- Формулировать сложные предложения.
- Задавать вопросы «Где?», «Когда?».
- Различать события «вчера», «сегодня», «завтра».
- Знать геометрические формы и основные цвета (белый, черный, красный, зеленый, синий).
- Играть в игры с сюжетом.
- Знать применение салфетки или носового платка.
- Лепить фигурки из пластилина и рисовать простые рисунки на бумаге.
Полагаться в этом вопросе стоит на многие аспекты, которые подробно описаны в научной литературе. Немало великих российских и зарубежных авторов посвятили этой теме не одно свое издание. Наука о детях очень интересная, она с каждым днем приобретает все новые краски, тем самым совершенствуя прежние показатели. Но не стоит забывать и о том, что психомоторное развитие напрямую связано с воспитанием. И только от этих факторов зависит то, кем в будущем станет ваш ребенок.
Источник
Особенности психомоторного развития ребенка в возрасте от 2-х до 3-х лет.
На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.
Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6 – 7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением внимания становится трудно. Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на взрослого. Взрослым, занимающимся воспитанием ребенка необходимо постоянно следить за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.
Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся более равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.
На третьем году жизни совершенствуется мелкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, разуться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети двух – трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз – проявите твердость, если ребенку стало скучно – своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже освоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда взрослый, находящийся постоянно с ребенком, принадлежал целиком только ему
Третий год в жизни ребенка психологи называют «кризисным» (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я». «Я не хочу, я не буду!». Он узнает себя на фотографии и в зеркале. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Нужно уметь договариваться с ребенком, уважая его как личность. Иначе у него будут формироваться неблагоприятные черты характера.
Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется оно столь же добрым и любящим. Но, в любом случае, вырастет человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексом неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.
Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200 – 1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослым, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух – трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не умолкает ни на минуту. Это часто раздражает находящихся рядом взрослых, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
Как отмечал Гарбузов В.И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?» – он безоговорочно умен, т.к. это означает, что ребенок задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи: «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т.д.
Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало,- глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись – поверхностен будет и он.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух – трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т.д. Игра состоит теперь из ряда связанных между собой событий, т.е. она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая окружающих его взрослых, и в точности повторяет позу, жесты, мимику и речь. Поэтому в присутствии ребенка необходимо обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т.д. Ведь недаром говорят, что дети – зеркало взрослых.
Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, т.е. перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
- Называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (далеко, близко);
- Группировка предметов одного цвета, формы и размера;
- Сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
- Выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
- Координация движений рук и зрения;
- Формирование числовых представлений (много, мало,:один, два, меньше, больше);
В общении со взрослыми, чтении книг, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания;
- О явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
- О животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные знания о них;
- О растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
- О некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т.д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами, например, при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками, в изо. деятельности и т.д.
Нужно только внимательно наблюдать за малышом, быть мудрым и терпеливым.
Источник