Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста
Башкирова Клавдия Ивановна
Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»
Структурные компоненты психомоторных способностей и их развитие у дошкольников
Цель: осветить значение психомоторики в развитии детей дошкольного возраста и познакомить с пониманием структуры психомоторных способностей в психолого-педагогической литературе как основанием для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и создания адаптивной системы образования.
Совершенствование системы дошкольного образования предполагает, что педагогический процесс следует осуществлять на основе его глубокой дифференциации. Для этого педагогу необходимо знать индивидуально-типологические способности физического и психологического развития детей, понимать, какие способности дошкольников смогут обеспечить их успешность сначала в школе, а потом и в дальнейшей жизни. Немалую роль в этом играют психомоторные способности.
Под психомоторикой понимается совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и поэтому в поведении, в деятельности, в речи человека раскрывается вся характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта. Но если психомоторика в полной мере отражает целостную характеристику человека, то, совершенствуя психомоторные способности, можно в той или иной степени успешности воздействовать на развитие детей.
Ещё столетие назад И. М. Сеченов и П. Ф. Лесгафт указали на важность развития психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы и основы высочайшей саморегуляции его деятельности. Без понимания сущности и структуры психомоторики нельзя приступать ни к её развитию, ни к её коррекции. Целенаправленное изучение моторной сферы началось в середине 19-го века. Наиболее полный перечень психомоторной способности в начале 20-го века дал М. О. Гуревич. Важными компонентами, отражающими состояние человека, он назвал мышечный тонус, ритм и темп движений, автоматические движения, вспомогательные движения, силу движения, отчётливость, равновесие, соразмерность движений в пространстве, координацию движений и двигательную активность. И как нечто целое рассматривал психомоторные процессы К. К. Платонов и определял их, как основной вид в объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.
Понятие «психомоторика» приобретает различное смысловое наполнение. У Н. А. Бернштейна это – вся область двигательных отправлений, объединяющая их биомеханические, физические и психологические аспекты; интересна и значима для изучения развития детей концепция уровневого построения движений, созданная Н. А. Бернштейном. Он выделил 5 уровней психомоторной деятельности, которые можно соотнести со становлением двигательной функции в онтогенезе.
Первый уровень обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию мышечного тонуса мускулатуры. В чистом виде деятельность этого уровня выступает в непроизвольных движениях (дрожь от холода, нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т. п.). Она начинает функционировать с первых недель жизни ребёнка.
Второй уровень руководит «локомоторным» или двигательным механизмом, который управляет четырьмя конечностями-двигателями и начинает функционировать в онтогенезе с четырёх-пяти месяцев жизни, когда рёбёнок пытается схватить увиденный предмет.
Третий уровень обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством. Он и начинает развиваться во втором полугодии жизни ребёнка, когда излишние движения уступают однократным целевым движениям, которые имеют начало и конец. Этот уровень автор назвал уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений, имеющих ряд важнейших отличительных черт. Во-первых, на этот уровень уже работает зрения, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в мозг информации. Во-вторых, он тесно связан с взаимоотношениями и с внешним миром. В-третьих, это пространственное поле является не сдвигаемым. Благодаря качественно переработанной информации, ребёнок воспринимает неподвижность окружающего мира. В-четвёртых, важнейшим свойством пространственного поля являются его метричность и геометричность. Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов, определяет важнейшие качества таких действий ребёнка, как меткость, точность, без чего его действия не достигли бы цели. Благодаря этим качествам, третий уровень называется «Пространственным».
Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием предметного, четвёртого уровня организации движений, который начинает функционировать с четырёх лет. Действия этого уровня – самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые, спортивные, подвижные игры. Движения, строящиеся на 4-м уровне, связаны с чётким осознанием правой и левой сторон тела. В выполнении движений данного уровня главное – смысловая сторона действия с предметом.
Основные группы действий,определяемых этим уровнем:
1) объединяет движение с малым количеством автоматических действий, ощупывание, сравнивание и выбирание предметов, любые смысловые действия ребёнка;
2) содержит действия с участием второго уровня; действия, значительно подкреплённые третьим уровнем, т. е, смысловые, протекающие в пространстве, обеспечивающие ловкость рук;
3) объединяет действия всех предыдущих групп, что обеспечивает, прежде всего, движение губ, языка, и отвечает за почерк и скорость письма.
Пятый уровень организации движений, уровень психологической регуляции движе-ний, предполагает наличие мотива для двигательного акта и осуществление его основной смысловой деятельности. Для работы этого уровня должна быть сознательная саморегуляция. Все действия основаны на образном мышлении и руководят богатейшим арсеналом географических, импровизационных и других смысловых выражений. Понятно, что двигательный акт есть сложное, многоуровневое построение, возглавляемое ведущим компонентом – смысловой структурой и рядом «обслуживающих» его технических компонентов движений. Исследования этих технических компонентов выделили их качественные характеристики, которые важны для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы, поскольку их можно рассматривать как объекты педагогического воздействия.
Сегодня нет общепринятой классификации, авторы выделяют различные компоненты психомоторных способностей: мышечную активность, особенности и свойства простых и сложных движений, виды реакций и даже некоторые функции опорно-двигательного аппарата.
Анализ классификаций характеристик психомоторных качеств позволяет выделить два подхода.Первый рассматривает качественный аспект деятельности: волевое усилие, процессы переработки информации при сенсомоторных реакциях, глазомерные функции и т. п. Второй подход рассматривает количественный аспект деятельности и указывает на силу, скорость, точность, пластичность, ритмичность, ловкость, темп, ритм, меткость, соразмеренность, направление и время статичности и позы.
Для работы с дошкольниками на этапе подготовки к школе значимыми являются оба подхода – и качественный, и количественный аспекты деятельности.
В основе содержания занятий и контроля развития психомоторной сферы детейлежат следующие компоненты:
Статическая координация – регуляция двигательных актов, обеспечивающая удержание тела и его частей в состоянии равновесия или какой-то позе.
Динамическая координация – регуляция движений, обеспечивающая точное выполнение двигательных актов.
Скорость движения – отношение величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, затраченному на это время.
Моторика рук – выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Одновременность – качество воспроизведения внешней формы двигательного действия и направления движения.
Отчётливость – степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам.
Оперативность управления движениями – оценивается планирование и организация движения, которые проявляются в скорости двигательной реакции на изменение звукового сигнала.
Чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков.
Чувство ритма – средство пространственно-временной организации движений.
Качество восприятия (слуховое, зрительное, основанное на двигательном ощущении) – оценивается способность различать и передавать в движении характерные особенности музыкального образа исполняемого произведения.
Устойчивость внимания – оценивается способность не отвлекаться от музыки в процессе движения.
Качество запоминания последовательности движений – оценивается способность запоминать музыку и движения.
Желание действовать – оцениваются признаки, проявляющиеся в поведении ребёнка на занятиях и состояние ребёнка в момент проведения диагностики: типичность его поведения в данной ситуации.
Эмоциональность при выполнении заданий – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, в жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержании композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Как писал И. М. Сеченов, «выполняя различные движения, ребёнок удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в двигательной активности, значит, движение является средством достижения цели».
Психомоторное развитие начинается в неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной осознанной психомоторной деятельности, под которой понимается целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. Осуществление произвольных действий проходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств – при участии волевого усилия. Поэтому психомоторные особенности человека – это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.
Из этого следует, что необходимо развивать у детей ВПФ, не на основе дидактических игр, сидя за столом, а через активные движения.
Таким образом, в педагогической работе, направленной на развитие общих и специальных способностей, необходимо опираться на понимание многоуровневой регуляции движений Н. А. Бернштейна и на современные представления о многокомпонентности психомоторики.
Наличие сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между всеми компонентами требует применения системного подхода, который позволит приспособить образовательный процесс к уровню подготовки и особенностям развития детей, учитывая их возрастные и психофизические возможности и потребности. И тем самым создать максимальные условия для формирования индивидуальных способностей, обеспечивающих социальную успешность, охрану, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Построение адаптивной системы образования, невозможно без понимания значимости психомоторного развития дошкольников.
Источник
Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.
Что такое психомоторное развитие?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».
Основные периоды психомоторного развития
В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:
- с рождения до 1 месяца;
- с 1 до 3 месяцев;
- с 3 до 6 месяцев;
- с 6 до 9 месяцев;
- с 9 до 12 месяцев;
- с 1 года до 3 лет.
На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:
- генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
- наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
- экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
- сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
- тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
- социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
- материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
- недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
На первом году жизни
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
- 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
- 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
- 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
- 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
- 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
- 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
- 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
- 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
- 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
- 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
- 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
- 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Динамика развития с точки зрения врачей
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
- слабая подвижность, вялость мышц;
- вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
- пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
- равнодушие к игрушкам, неумение играть;
- скудость или полное отсутствие эмоций;
- задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
- невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
- отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
- проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
- Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
- Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
- Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?
Источник