Психомоторное развитие ребенка 6 лет

Психомоторное развитие ребенка 6 лет thumbnail

Ольга Шахова
Консультация «Психомоторное развитие ребенка 5–6 лет»

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5 – 6 ЛЕТ

Все хорошо вовремя.

(А. Ю. Ратнер)

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5 – 7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь.

Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий.

Движение – естественная биологическая потребность детей. Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к наиболее значимых в современной психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психики и моторики находятся в неразрывном единстве.

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для его дальнейшего психического развития – познавательного, эмоционального, социального – которое, в свою очередь, обуславливает успешное обучение в школе и формировании учебных навыков.

Ребенок пятого и шестого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых интересных впечатлений, и таким образом, его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной ноге и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках.Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке, и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Все совершеннее становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляется в более высокой степени самостоятельности ребенкапри самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Развитость тонкой моторики – основной показатель готовности к усвоению письма, чтения,правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

Таким образом, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психомоторном развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок, а подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается. Многие родители, стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет, что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Игры и упражнения на развитие координации движений.

Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму – то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы,которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

1. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями,приговаривая:

“У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник”.

4. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

5. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – “лыжи”. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на “лыжах”,делая по шагу на каждый ударный слог:

“Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы”.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

6. Ребенок собирает спички (или счетные палочки)одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними и т. д.

7. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:

“Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,скажу тебе: “Кыш!”.

Упражнения на повышение уровня активации.

1. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.

2. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

3. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

4. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

1. “Лодочка”. Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

2. Исходное положение – лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

3. И. п. – лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.

4. “Снеговик”. Исходное положение – стоя. Детям предлагается представить, что они – только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать “снеговика” на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала “тает” голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант “растаять”, начиная с ног.

5. “Дерево”. Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, “дерево тянется к солнышку”. Oт сильного порыва ветра “дерево” должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

Упражнения на развитие крупной моторики.

1. “Бревнышко”. Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. “Колобок”. Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. “Письмо в воздухе”. И. п. – лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе “прописывают” буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма – при пропуске букв, их заменах, “зеркальном” написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

Источник

.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 2 ãîäà.

Íàõîäèò ïðåäìåò ïî öâåòó, ïðåîäîëåâàåò ïðåïÿòñòâèÿ, ÷åðåäóÿ øàã.  èãðå âîñïðîèçâîäèò ðÿä ëîãè÷åñêè ñâÿçàííûõ äåéñòâèé. Ïîëüçóåòñÿ äâóõ- è òðåõñëîæíûìè ïðåäëîæåíèÿìè. Ïîíèìàåò ðàññêàçû âçðîñëûõ î ñîáûòèÿõ ïðîøëîãî. ×àñòè÷íî ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàåòñÿ.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 2,5 ãîäà.

Ïîäáèðàåò ïî îáðàçöó ïðåäìåòû ðàçëè÷íûõ öâåòîâ è ãåîìåòðè÷åñêèõ ôîðì. Ïðèñòàâíûì øàãîì ïåðåøàãèâàåò ÷åðåç íåñêîëüêî ïðåïÿòñòâèé.  ðå÷è èñïîëüçóåò ñëîæíûå ïðåäëîæåíèÿ ñ ïðèäàòî÷íûìè. Âûïîëíÿåò ïðîñòûå ñþæåòíûå ïîñòðîåíèÿ, ñàì íàçûâàåò èõ. Íà÷èíàåò ïîëüçîâàòüñÿ êàðàíäàøîì. Ïîëíîñòüþ ñàì îäåâàåòñÿ, ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî çàñòåãèâàåò ïóãîâèöû, çàâÿçûâàåò øíóðêè, ïî íåîáõîäèìîñòè ïîëüçóåòñÿ íîñîâûì ïëàòêîì.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 3 ãîäà.

Íàçûâàåò 4 îñíîâíûõ öâåòà. Ïåðåñòóïàåò ÷åðåç ïðåïÿòñòâèÿ âûñîòîé â 10- 15 ñì.  ðå÷è èñïîëüçóåò ñëîæíîïîä÷èíåííûå è ñëîæíîñî÷èíåííûå ïðåäëîæåíèÿ. ×àñòî çàäàåò âîïðîñû “ïî÷åìó?”, “êîãäà?”, “çà÷åì?”. Ïðîÿâëÿþòñÿ ýëåìåíòû ðîëåâîé èãðû – “äî÷êè-ìàòåðè”, “âîñïèòàòåëüíèöà” è äð.  èãðå èñïîëüçóþòñÿ ñþæåòíûå ïîñòðîéêè. Ðèñóíêè êàðàíäàøîì îòðàæàþò ïðåäìåòû, ïðè ëåïêå ñîçäàþòñÿ ïðîñòûå ôèãóðû èç ïëàñòèëèíà. Ïîëíîñòüþ ñàì îäåâàåòñÿ, ïîëüçóåòñÿ ñàëôåòêîé è íîñîâûì ïëàòêîì.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 4 ãîäà.

Äâèãàòåëüíûå óìåíèÿ: ñâîáîäíûå, êîîðäèíèðîâàííûå äâèæåíèÿ ðóê, áðîñàåò ìÿ÷ äâóìÿ ðóêàìè, ëîâèò åãî, íå ïðèæèìàÿ ê ãðóäè, ïðûãàåò ñ âûñîòû è â äëèíó íà 15- 20 ñì, ïî ñèãíàëó ñäåðæèâàåò äâèæåíèÿ, ëþáèò ëàçàòü,
çàâîäèò êëþ÷îì ìåõàíè÷åñêóþ èãðóøêó, óìååò ïðàâèëüíî äåðæàòü êàðàíäàø, ïðîâîäèò ãîðèçîíòàëüíûå è âåðòèêàëüíûå ëèíèè.

Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå: çíàåò 6 îñíîâíûõ öâåòîâ, ïîäáèðàåò ïðåäìåòû ïî öâåòó è îòòåíêó, çíàåò è ïîäáèðàåò “êðóã”, “êâàäðàò”, “òðåóãîëüíèê”, óìååò ñîïîñòàâèòü ïî äëèíå, øèðèíå, âûñîòå, ïðàâèëüíî îðèåíòèðóåòñÿ â ïðîñòðàíñòâå,
óçíàåò íà îùóïü ïðåäìåòû.

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå: ñ÷èòàåò äî 5, çíàåò âðåìÿ ãîäà, âðåìÿ ñóòîê. Çàäàåò âîïðîñû “÷òî?”, “çà÷åì?”, “ïî÷åìó?”, ñëóøàåò è ïåðåñêàçûâàåò, âûäåëÿåò ñóùåñòâåííîå çâåíî â ñêàçêå, íàçûâàåò ñþæåò êàðòèí, ðå÷ü ôðàçîâàÿ,
ãðàììàòè÷åñêè îôîðìëåííàÿ.

Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ïîÿâëÿþòñÿ ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû ñ äðóãèìè äåòüìè, ïðîäîëæèòåëüíîñòü èãðû äî 40 ìèí, ïîÿâëÿþòñÿ ëþáèìûå èãðû, ëþáèò èãðàòü ñî ñòðîèòåëüíûì ìàòåðèàëîì. Çàíèìàåòñÿ êîíñòðóèðîâàíèåì,
îáûãðûâàåò ïîñòðîéêó – “ãàðàæ”, “äîì”.

Ïîâåäåíèå. Âíèìàòåëüíî ñëóøàåò âçðîñëûõ, íàçûâàåò âçðîñëûõ ïî èìåíè, îò÷åñòâó. Ñîáëþäàåò ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ â îáùåñòâå, ñôîðìèðîâàíû îñíîâíûå ãèãèåíè÷åñêèå íàâûêè: îïðÿòíîñòü, óìûâàíèå, ìûòüå ðóê ïîñëå òóàëåòà. Íàâûêè: ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàåòñÿ, êóøàåò, ïðàâèëüíî äåðæèò ëîæêó, óìååò ïîëüçîâàòüñÿ âèëêîé, ñàìîñòîÿòåëüíî óìûâàåòñÿ.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 5 ëåò.

Äâèãàòåëüíûå óìåíèÿ: ñôîðìèðîâàíà ïðàâèëüíàÿ îñàíêà, õîðîøî êîîðäèíèðîâàíû äâèæåíèÿ ðóê è íîã ïðè õîäüáå, óìååò õîäèòü è áåãàòü ïî êðóãó, áåç áîÿçíè ïðûãàåò ñ âûñîòû, ìîæåò õîäèòü ïî áðóñêó âûñîòîé 30 ñì è øèðèíîé 20 ñì. Ïîäáðàñûâàåò ìÿ÷, ëîâèò åãî, ÷åòêî êîîðäèíèðóåò äâèæåíèÿ ïàëüöåâ ïðè êîíñòðóèðîâàíèè, õîðîøî ðèñóåò ãîðèçîíòàëüíûå è âåðòèêàëüíûå ëèíèè.

Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå. Çíàåò 8 öâåòîâ, ïðè ðèñîâàíèè èñïîëüçóåò íå òîëüêî öâåòà, íî è èõ îòòåíêè, ìîæåò ðàññòàâëÿòü ïðåäìåòû â âîçðàñòàþùåì è óáûâàþùåì ïîðÿäêå, îðèåíòèðóåòñÿ â ÷àñòÿõ ñîáñòâåííîãî òåëà.

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå. Ñ÷èòàåò äî 5, ôîðìèðóåò îáîáùåííûå ïîíÿòèÿ òèïà “ìåáåëü”, “ôðóêòû” è ò. ä. Ðå÷ü ôðàçîâàÿ ñ õîðîøèì ïðîèçíîøåíèåì.

Íåðâíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Åñòü ëþáèìûå èãðû, â èãðå îòðàæàåòñÿ îêðóæàþùèé ìèð.

Ïîâåäåíèå. Âûïîëíÿåò ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ. Íàâûêè: âñå óìååò äåëàòü ñàìîñòîÿòåëüíî.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 6 ëåò.

Ìîòîðíîå ðàçâèòèå. Äâèæåíèÿ ïðèîáðåòàþò ëåãêîñòü è èçÿùåñòâî, óâëå÷åííî ïðûãàåò ñ ðàçáåãà â âûñîòó è äëèíó, ëîâèò ìÿ÷ îäíîé ðóêîé, ìîæåò õîäèòü ïî áðóñêó âûñîòîé 30 ñì è øèðèíîé 20 ñì, óìååò îáðàùàòüñÿ ñ ìÿ÷îì, ëîâèò åãî, óäàðÿåò î çåìëþ, ÷åòêî êîîðäèíèðóåò äâèæåíèÿ ïàëüöåâ ïðè êîíñòðóèðîâàíèè, õîðîøî ðèñóåò êàðàíäàøîì è êðàñêàìè, âûðåçàåò íîæíèöàìè ïðîñòûå ôîðìû.

Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå. Ìîæåò èññëåäîâàòü ïðåäìåòû çðèòåëüíî è îñÿçàòåëüíî, ìîæåò íàçâàòü ðîìá è îâàë, íàçûâàåò îòòåíêè öâåòîâ – ãîëóáîé, ðîçîâûé, ôèîëåòîâûé, ñåðûé.

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå. Ñ÷èòàåò äî 10, ñêëàäûâàåò åäèíèöû, èìååò ïîíÿòèå î äåëåíèè íà ðàâíûå ÷àñòè, íàçûâàåò ïî ïîðÿäêó äíè íåäåëè, âðåìåíà ãîäà; íàçûâàåò ñîñòàâëÿþùèå îáîáùåííûõ ïîíÿòèé, äåëàåò ïîñëåäîâàòåëüíûå çàêëþ÷åíèÿ ïî 2- 3 êàðòèíêàì. Ðå÷ü ñ ïðàâèëüíûì ïîñòðîåíèåì ïðåäëîæåíèé. Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü: åñòü ëþáèìûå èãðû è ðîëè.

Ïîâåäåíèå: ñëåäèò çà òåì, ÷òîáû äðóãèå äåòè âûïîëíÿëè ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ.

Íàâûêè: âñå óìååò äåëàòü. Ñàìîñòîÿòåëüíî ïîääåðæèâàåò ÷èñòîòó â äîìå, ñâîáîäíî ïîëüçóåòñÿ íîæíèöàìè.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 7 ëåò.

Äâèãàòåëüíûå óìåíèÿ: áûñòðî ïåðåñòðàèâàåòñÿ âî âðåìÿ äâèæåíèÿ, äåðæèò ðàâíåíèå â êîëîííå, øåðåíãå, êðóãå. Ìîæåò âûïîëíÿòü äâèæåíèÿ â óêàçàííîì òåìïå. Ìîæåò êàòàòüñÿ íà ëûæàõ, êîíüêàõ, ñàìîêàòå, 3-êîëåñíîì âåëîñèïåäå. Ìîæåò ïëàâàòü, èãðàòü â áàäìèíòîí, òåííèñ, õîðîøî ðàáîòàåò ñ ðàçíûìè ìàòåðèàëàìè – áóìàãîé, êàðòîíîì, òêàíüþ. Âäåâàåò íèòêó â èãîëêó, ïðèøèâàåò ïóãîâèöû, ìîæåò ïîëüçîâàòüñÿ ïèëîé è ìîëîòêîì.

Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå: ïðàâèëüíî íàçûâàåò ïðîñòûå è ñëîæíûå ãåîìåòðè÷åñêèå ôîðìû, ïðàâèëüíî óêàçûâàåò íà îñíîâíûå ðàçëè÷èÿ ãåîìåòðè÷åñêèõ ôîðì. Ïðè ðèñîâàíèè èñïîëüçóåò íå òîëüêî öâåòà, íî è èõ îòòåíêè.

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå. Âëàäååò ïðÿìûì è îáðàòíûì ñ÷åòîì äî 10, ðåøàåò ïðîñòåéøèå çàäà÷è íà ñëîæåíèå è âû÷èòàíèå, äèôôåðåíöèðóåò êîëè÷åñòâî íåçàâèñèìî îò ôîðìû, ÷åòêî óñòàíàâëèâàåò ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå ñâÿçè, âûäåëÿåò ñóùåñòâåííîå çâåíî. Âëàäååò áîëüøèì çàïàñîì ñëîâ, ðå÷ü ãðàììàòè÷åñêè îôîðìëåíà, çíàåò áóêâû, ÷èòàåò ñëîãè.

Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ñîçäàåò íîâûå èãðû, ïðåäïî÷èòàåò ãðóïïîâûå èãðû, îáîáùàåò è àíàëèçèðóåò ñâîþ äåÿòåëüíîñòü, îòäàåò ïðåäïî÷òåíèå ãðóïïîâûì èãðàì.

Ïîâåäåíèå. Èñïûòûâàåò ñëîæíûå ìîðàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ çà ñâîè è ÷óæèå ïîñòóïêè, ïåðâûì çäîðîâàåòñÿ ñî âçðîñëûìè, áëàãîäàðèò, óñòóïàåò ìåñòî, áåðåæíî îòíîñèòñÿ ê âåùàì.

Íàâûêè. Âûïîëíÿåò èíäèâèäóàëüíûå ïîðó÷åíèÿ, óáèðàåò êîìíàòó, óõàæèâàåò çà öâåòàìè. Ñïîñîáåí êðèòè÷åñêè àíàëèçèðîâàòü ÷åðòû õàðàêòåðà.

Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé

Психомоторное развитие ребенка 6 лет Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!

Психомоторное развитие ребенка 6 лет ÊOÌÌÅÍÒÀÐÈÈ

Источник

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

ВозрастОбласть развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитиеРебенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речьМожет обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитиеЗнает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
ИгрыКопирует часто повторяемые действия взрослых
ДвиженияМожет перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речьУпотребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитиеРазличает предметы по размеру с разницей в 3 см
ИгрыМожет строить башенки, домики из кубиков
ДвиженияМожет ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
НавыкиЧастично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речьМожет понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речьИспользует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитиеМожет подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
ИгрыВоспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
ДвиженияПреодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
НавыкиЧастично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?

Источник