Психомоторное развитие ребенка 1год 10

Психомоторное развитие ребенка 1год 10 thumbnail

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Читайте также:  Программа занятий психолога в центре развития ребенка

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

Читайте также:  Психология эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: https://www.baby.ru/

Источник

Íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé ïåðâûõ òðåõ ëåò æèçíè.

Ýòàïû ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îò ðîæäåíèÿ äî òðåõ ëåò

  • Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè – ñ ðîæäåíèÿ äî 1 ìåñÿöà æèçíè.
  • Ïåðèîä îò 1 äî 3 ìåñÿöåâ æèçíè.
  • Ïåðèîä îò 3 äî 6 ìåñÿöåâ æèçíè.
  • Ïåðèîä îò 6 äî 9 ìåñÿöåâ æèçíè.
  • Ïåðèîä îò 9 äî 12 ìåñÿöåâ æèçíè.
  • Ïåðèîä îò 1 ãîäà äî 1 ãîäà 6 ìåñÿöåâ æèçíè.
  • Ïåðèîä îò 1 ãîäà 6 ìåñÿöåâ äî 2 ëåò æèçíè.
  • Ïåðèîä îò 2 äî 3 ëåò æèçíè.

 ñâîþ î÷åðåäü ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè íåêîòîðûìè àâòîðàìè ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà òðè ïîäïåðèîäà – îò ðîæäåíèÿ äî 10 äíÿ æèçíè, îò 10 äî 20 äíÿ æèçíè, îò 20 äíÿ äî 1 ìåñÿöà æèçíè. Ðàçâèòèå ðåáåíêà ïîäðàçäåëÿåòñÿ äî ãîäà ïî ìåñÿöàì, äî äâóõ ëåò ïî òðèìåñòðàì è äî òðåõ ëåò ïî ïîëóãîäèÿì.

Îò ðîæäåíèÿ äî 10 äíÿ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Óäåðæèâàåò â ïîëå çðåíèÿ äâèæóùèéñÿ ïðåäìåò (ñòóïåí÷àòîå ñëåæåíèå) – èç ïîëîæåíèÿ ëåæà íà ñïèíå ôèêñèðóåò âçãëÿäîì íà 5 -10 ñåêóíä äâèæóùèéñÿ ïðåäìåò, íàõîäÿùèéñÿ â åãî ïîëå çðåíèÿ íà ðàññòîÿíèè 40-50 ñàíòèìåòðîâ. Äâèæåíèÿ ãëàç ñêà÷êîîáðàçíûå, èíîãäà ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîâîðîòîì ãîëîâû. Îáùèå äâèæåíèÿ çàòîðìîæåíû.
  2. Âçäðàãèâàåò è ìèãàåò ïðè ðåçêîì çâóêå (ñëóõîâàÿ îðèåíòèðîâà÷íàÿ ðåàêöèÿ) – ïðîèçâîäèòñÿ 2-3õëîïêà ñïðàâà è ñëåâà îò ðåáåíêà, âíå åãî ïîëÿ çðåíèÿ.

Îò 10 äî 20 äíÿ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Óäåðæèâàåò â ïîëå çðåíèÿ íåïîäâèæíûé ïðåäìåò – ôèêñèðóåò âçãëÿäîì íà 5 -10 ñåêóíä íåïîäâèæíûé ïðåäìåò, íàõîäÿùèéñÿ â åãî ïîëå çðåíèÿ íà ðàññòîÿíèè 40-50 ñàíòèìåòðîâ.Îáùèå äâèæåíèÿ çàòîðìîæåíû.
  2. Óñïîêàèâàåòñÿ ïðè ñèëüíîì çâóêå (ðåàêöèÿ ñëóõîâîãî ñîñðåäîòî÷åíèÿ) íà 10-15 ñåêóíä.

1 ìåñÿö æèçíè ðåáåíêà.

  1. Ñëåäèò – ïëàâíî ïðîñëåæèâàåò ÿðêèé ïðåäìåò, íàõîäÿùèéñÿ â åãî ïîëå çðåíèÿ íà ðàññòîÿíèè 40-50 ñàíòèìåòðîâ.
  2. Ïðèñëóøèâàåòñÿ ê ãîëîñó âçðîñëîãî, çâóêó èãðóøêè (äëèòåëüíîå ñëóõîâîå ñîñðåäîòî÷åíèå)
  3. Ïåðâàÿ óëûáêà â îòâåò íà îáðàùåííóþ ðå÷ü.
  4.  ïîëîæåíèè ëåæà íà æèâîòå ïîäíèìàåò è óäåðæèâàåò ãîëîâó â òå÷åíèå 5-20 ñåêóíä.
  5. Èçäàåò îòäåëüíûå çâóêè â îòâåò íà ðàçãîâîð, èíîãäà ðåàêöèÿ îòñðî÷åíà íà íåñêîëüêî ñåêóíä.

2 ìåñÿöà æèçíè ðåáåíêà.

  1. Äëèòåëüíî ñìîòðèò íà ïðèâëåêøèé âíèìàíèå íåïîäâèæíûé ïðåäìåò è äëèòåëüíî ñëåäèò çà äâèæóùèìñÿ ïðåäìåòîì (äëèòåëüíîå çðèòåëüíîå ñîñðåäîòî÷åíèå).
  2. Ïîâîðîò ãîëîâû â ñòîðîíó çâóêîâîãî ðàçäðàæèòåëÿ, “ïîèñêîâûå” äâèæåíèÿ ãîëîâû è ãëàç ïðè äëèòåëüíîì çâóêå (ïîèñêîâàÿ ðåàêöèÿ).
  3. Óëûáàåòñÿ, ïîâîðà÷èâàåò ãîëîâó çàäåðæèâàåò âçãëÿä íà äðóãîì ðåáåíêå â òå÷åíèå 15-30 ñåêóíä (äëèòåëüíîå çðèòåëüíîå ñîñðåäîòî÷åíèå íà äðóãîì ðåáåíêå).
  4. Ñïîíòàííî ïðîèçíîñèò îòäåëüíûå çâóêè.

3 ìåñÿöà æèçíè ðåáåíêà.

  1. Çðèòåëüíîå ñîñðåäîòî÷åíèå â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè – ðåáåíîê èç ïîëîæåíèÿ íà ðóêàõ ó âçðîñëîãî ñëåäèò â òå÷åíèå 30-40 ñåêóíä çà íåïîäâèæíûì èëè äâèæóùèìñÿ ïðåäìåòîì èëè çà ëèöîì ðàçãîâàðèâàþùåãî ñ íèì âçðîñëîãî.
  2. Ïîÿâëÿåòñÿ êîìïëåêñ “îæèâëåíèÿ” â îòâåò íà îáðàùåííóþ ê íåìó ðå÷ü, àêòèâíî èùåò ãëàçàìè èñòî÷íèê çâóêà (äðóãîãî ðåáåíêà, èçäàþùåãî çâóêè)
  3. Ñëó÷àéíî íàòàëêèâàÿñü íà èãðóøêè, íàõîäÿùèåñÿ íà ðàññòîÿíèè 10-15 ñàíòèìåòðîâ íàä åãî ãðóäüþ, îæèâëÿåòñÿ, íàòàëêèâàåòñÿ ïîâòîðíî, ïûòàåòñÿ çàõâàòèòü èãðóøêó è ïðîñëåæèâàåò ãëàçàìè äâèæåíèÿ ðóêè.
  4. Ëåæà íà æèâîòå îïèðàåòñÿ íà ïðåäïëå÷üÿ è ïîäíèìàåò ãîëîâó äî 2-2,5 ìèíóò.Ïðè ïîääåðæêå îïèðàåòñÿ â òå÷åíèå 45-60 ñåêóíä.î òâåðäóþ îïîðó íîãàìè, ñîãíóòûìè â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, îïèðàÿñü íà âñþ ñòóïíþ.Íà ðóêàõ ó âçðîñëîãî óäåðæèâàåò ãîëîâó â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè äî 1-1,5 ìèíóò.

4 ìåñÿöà æèçíè ðåáåíêà.

  1. Óçíàåò ìàòü, ðàäóåòñÿ – ñìîòðèò íà ìàòü âûæèäàþùå, êàê òîëüêî îíà çàãîâîðèëà – ðàäîñòíî óëûáàåòñÿ, ãóëèò, òÿíåòñÿ ê ìàòåðè. Êîãäà ìàòü îòõîäèò, âûðàæàåò íåäîâîëüñòâî.
  2. Ïîâîðà÷èâàåò ãîëîâó â ñòîðîíó íåâèäèìîãî èñòî÷íèêà çâóêà, íàõîäèò åãî ãëàçàìè è ñëåäèò â òå÷åíèå5-10 ñåêóíä.
  3. Âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ ÷àñòî è ëåãêî âîçíèêàåò “êîìïëåêñ îæèâëåíèÿ”, ãðîìêî ñìååòñÿ â îòâåò íà ðå÷åâîå îáðàùåíèå, òÿíåòñÿ ê äðóãîìó ðåáåíêó.
  4. Ðàññìàòðèâàåò, çàõâàòûâàåò è îùóïûâàåò èãðóøêè, ïðèâëåêøèå âíèìàíèå.
  5. Ãóëèò.
  6. Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ çàõâàòûâàåò è ïðèäåðæèâàåò ãðóäü ìàòåðè èëè áóòûëî÷êó ðóêàìè.

5 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Îòëè÷àåò áëèçêèõ ëþäåé îò ÷óæèõ (ïî ðàçíîìó ðåàãèðóåò íà ëèöà) – ïðè âèäå ëèöà áëèçêîãî ÷åëîâåêà âîçíèêàåò “êîìïëåêñ îæèâëåíèÿ”, ïðè âèäå íåçíàêîìîãî ÷åëîâåêà äâèæåíèÿ çàòîðìàæèâàþòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ íàñòîðîæåííîñòü, ðåáåíîê õìóðèòñÿ è ìîæåò çàïëàêàòü.
  2. Óçíàåò ãîëîñ ìàòåðè è áëèçêîãî ÷åëîâåêà. Ðàçëè÷àåò ñòðîãóþ è ëàñêîâóþ èíòîíàöèþ ðå÷è.Äèôôåðåíöèðîâàííî ðåàãèðóåò íà íåå.
  3. Ðàäóåòñÿ äðóãîìó ðåáåíêó, áåðåò ó íåãî èç ðóê èãðóøêó, ãóëèò.
    4×åòêî áåðåò èãðóøêè èç ðóê ó âçðîñëîãî, ÷àñòî áåðåò èãðóøêè îäíîé ðóêîé, óäåðæèâàåò èõ â ðóêå â òå÷åíèå 1-2 ìèíóò.
  4. Äîëãî ëåæèò íà æèâîòå, ïîäíÿâ êîðïóñ è îïèðàÿñü íà ëàäîíè âûïðÿìëåííûõ ðóê.Ïåðåâîðà÷èâàåòñÿ ñî ñïèíû íà æèâîò. Ðîâíî è óñòîé÷èâî ñòîèò ïðè ïîääåðæêå â òå÷åíèå 3-4 ìèíóò.
  5. Ïîäîëãó ïåâó÷å ãóëèò
  6. Åñò ñ ëîæêè ãóñòóþ ïèùó, îòêðûâàåò ðîò è ñíèìàåò ïèùó ãóáàìè, åñò ìåäëåííî.

6 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Óçíàåò ñâîå èìÿ (ðàäóåòñÿ, îáîðà÷èâàåòñÿ â ñòîðîíó âçðîñëîãî), ðàçëè÷àåò ñâîå è ÷óæîå èìÿ.
  2. Ñâîáîäíî áåðåò èãðóøêè èç ðàçíûõ ïîëîæåíèé, èãðàåò, ïåðåêëàäûâàåò èãðóøêè èç ðóêè â ðóêó.
  3. Ïåðåâîðà÷èâàåòñÿ ñî ñïèíû íà æèâîò. Ìåäëåííî ïåðåäâèãàåòñÿ, ïåðåñòàâëÿÿ ðóêè èëè íåìíîãî ïîäïîëçàÿ, ïûòàÿñü äîñòàòü èãðóøêó.
  4. Íà÷àëî ëåïåòà (ïðîèçíîñèò îòäåëüíûå ñëîãè, ÷àñòî îäíîêðàòíî), ïðèñëóøèâàåòñÿ ê âçðîñëîìó è ñòàðàåòñÿ ïîâòîðíî ïðîèçíåñòè ñëîãè.
  5. Õîðîøî åñò ñ ëîæêè, ïüåò èç ÷àøêè æèäêóþ ïèùó.
Читайте также:  Учение об интеллектуальном развитии ребенка жана пиаже кратко

7 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Àêòèâíî ìàíèïóëèðóåò èãðóøêàìè.
  2. Õîðîøî è ìíîãî ïîëçàåò â ðàçëè÷íûõ íàïðàâëåíèÿõ
  3. Íà âîïðîñ “Ãäå?” íàõîäèò âçãëÿäîì çíàêîìûé ïðåäìåò (íåîäíîêðàòíî íàçûâàåìûé è íàõîäÿùèéñÿ ïîñòîÿííî â îäíîì ìåñòå)
  4. Ïîäîëãó ëåïå÷åò, ïîâòîðíî ïðîèçíîñèò îäíè è òå æå ñëîãè.

8 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Íàáëþäàåò çà äåéñòâèÿìè äðóãîãî ðåáåíêà, ñìååòñÿ, ëåïå÷åò.
  2. Ïîäðàæàåò äåéñòâèÿì âçðîñëûõ (êàòàåò ìÿ÷, îòêðûâàåò êðûøêó è ïð.)
  3. Ñàì ñàäèòñÿ, ñèäèò, ëîæèòüñÿ. Âñòàåò, ïðèäåðæèâàÿñü ðóêàìè çà áàðüåð, ñòîèò è îïóñêàåòñÿ.Ïåðåñòóïàåò, äåðæàñü çà áàðüåð.
  4. Âûïîëíÿåò èçó÷åííûå ðàíåå äåéñòâèÿ – áåç ïîêàçà âûïîëíÿåò “ëàäóøêè”, “äàé ðó÷êó”.
  5. Ãðîìêî, ÷åòêî, ïîâòîðíî ïðîèçíîñèò ðàçëè÷íûå ñëîãè.
  6. Äåðæèò â ðóêå è åñò õëåá.

9 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Ìíîãî äåéñòâóåò ïî ïîäðàæàíèþ, ïðèìåíÿþò ïðåäìåòû äèôôåðåíöèðîâàííî.
  2. Ïåðåõîäèò îò ïðåäìåòà ê ïðåäìåòó, ïðèäåðæèâàÿñü çà íèõ ðóêàìè ( ïðåäìåòû äîëæíû íàõîäèòüñÿ íà ðàññòîÿíèè îêîëî 35 ñàíòèìåòðîâ äðóã îò äðóãà).
  3. Çíàåò ñâîå èìÿ î îáîðà÷èâàåòñÿ íà çîâ. Íà âîïðîñ “Ãäå?” íàõîäèò âçãëÿäîì çíàêîìûå ïðåäìåòû â ðàçíûõ ìåñòàõ, íåçàâèñèìî îò èõ ïîñòîÿííîãî ìåñòîðàñïîëîæåíèÿ.
  4. Ïîäðàæàÿ âçðîñëîìó, ïîâòîðÿåò çà íèì èçâåñòíûå ñëîãè.
  5. Ïüåò èç ÷àøêè, ïðèäåðæèâàÿ åå ðóêàìè.
  6. Ôîðìèðóþòñÿ íàâûêè îïðÿòíîñòè (ñïîêîéíî îòíîñèòñÿ ê ïðîöåññó âûñàæèâàíèÿ).

10 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Ñàìîñòîÿòåëüíî èëè ïî ïðîñüáå âçðîñëîãî âûïîëíÿåò ðàçó÷åííûå äåéñòâèÿ.
  2. Ïðè ïîìîùè âçðîñëîãî èëè äåðæàñü çà ïåðèëà áîêîì âõîäèò íà íåâûñîêóþ ãîðêó è ñõîäèò ñ íåå ïðèñòàâíûì øàãîì
  3. Ïî êîìàíäå “äàé” íàõîäèò è äàåò çíàêîìûå ïðåäìåòû.
  4. Ïîäðàæàÿ âçðîñëîìó, ïîâòîðÿåò çà íèì íåèçâåñòíûå åìó ðàíåå ñëîãè.

11 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Ðàäóåòñÿ ïîÿâëåíèþ äðóãèõ äåòåé, èçáèðàòåëüíî ðåàãèðóåò íà íèõ.
  2. Îâëàäåâàåò íîâûìè äåéñòâèÿìè, âûïîëíÿåò èõ ïî ïðèêàçó è ïî ïîäðàæàíèþ (íàêëàäûâàåò êóáèê íà êóáèê, ñíèìàåò è íàäåâàåò êîëüöà ñ áîëüøèìè îòâåðñòèÿìè íà ñòåðæåíü). Âûïîëíÿåò ðàííåå èçó÷åííûå äåéñòâèÿ ïî ñëîâåñíîé èíñòðóêöèè (áåç ïîêàçà).
  3. Ñàìîñòîÿòåëüíî ñòîèò, äåëàåò ïåðâûå ñàìîñòîÿòåëüíûå øàãè.
  4. Ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå îáîáùåíèÿ â ïîíèìàåìîé ðå÷è (ïðèíîñèò 2-3 èãðóøêè îäíîãî íàçâàíèÿ – ìÿ÷, ìàøèíà, êóêëà)
  5. Ïðîèçíîñèò ïåðâûå ñëîâà-îáîçíà÷åíèÿ (îáëåã÷åííûå ñëîâà)- “êèñ-êèñ”, “àâ-àâ”, “äàé”.

12 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà

  1. Ðàçëè÷àåò ïðåäìåòû ïî ôîðìå (êóáèêè, êèðïè÷èêè î ò.ä.), óçíàåò ôîòîãðàôèè çíàêîìîãî ÷åëîâåêà (ìàìà, ïàïà).
  2. Èãðàåò ñ äðóãèìè äåòüìè, èùåò ñïðÿòàííóþ èãðóøêó.
  3. Õîäèò ñàìîñòîÿòåëüíî, áåç îïîðû, ÷åðåäóþùèìèñÿ øàãàìè.
  4. Ïîíèìàåò ñëîâî “íåëüçÿ”, ïðåêðàùàåò çàïðåùàåìîå äåéñòâèå.
  5. Ëåãêî ïîäðàæàåò íîâûì ñëîãàì, ïðîèçíîñèò 6-10 îáëåã÷åííûõ ñëîâ.
  6. Ñàì ïüåò èç ÷àøêè, áåðåò ïîñóäó ðóêàìè è ñòàâèò íà ñòîë.

1 ãîä 3 ìåñÿöà æèçíè ðåáåíêà.

  1. Óâåëè÷åíèå çàïàñà ïîíèìàåìûõ ñëîâ, âûïîëíÿåò íå ìåíåå 3 ïîðó÷åíèé âçðîñëîãî.
  2. Àêòèâíî ïîëüçóåòñÿ ëåïåòîì è îáëåã÷åííûìè ñëîâàìè.
  3. Îðèåíòèðóåòñÿ â âåëè÷èíå ïðåäìåòîâ (áîëüøå èëè ìåíüøå, ïðè ðàçíèöå, ïðåâûøàþùåé 3 ñàíòèìåòðà).
  4. Ñàìîñòîÿòåëüíî âîñïðîèçâîäèò â ïðîöåññå èãðû ðàçó÷åííûå ðàíåå äåéñòâèÿ.
  5. Äëèòåëüíî õîäèò íå ïðèñàæèâàÿñü, ìåíÿåò ïîëîæåíèå (ïðèñåäàåò, íàêëîíÿåòñÿ, ïîâîðà÷èâàåòñÿ, ïÿòèòñÿ).
  6. Ñàìîñòîÿòåëüíî åñò ãóñòóþ ïèùó ëîæêîé.

1 ãîä 6 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Îáîáùàåò ïðåäìåòû ïî ñóùåñòâåííûì ïðèçíàêàì â ïîíèìàåìîé ðå÷è (íàõîäèò îäíîðîäíûå ïî ïðèçíàêó ïðåäìåòû)
  2. Ïîÿâëÿþòñÿ ïðàâèëüíûå àíàëîãè îáëåã÷åííûõ ñëîâ (ìàøèíà – âìåñòî “áè-áè” è ïð.).
  3. Îðèåíòèðóåòñÿ â 3-4 êîíòðàñòíûõ ôîðìàõ ïðåäìåòîâ.
  4. Ïåðåøàãèâàåò ÷åðåç íåâûñîêèå ïðåïÿòñòâèÿ ïðèñòàâíûì øàãîì.
  5. Ñàìîñòîÿòåëüíî åñò æèäêóþ ïèùó ëîæêîé (÷åðåíîê äåðæèò ñâåðõó â êóëà÷êå).

1 ãîä 9 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Ïîíèìàåò íåñëîæíûé ðàññêàç âçðîñëîãî ïî êàðòèíêå è îòâå÷àåò íà âîïðîñû.
  2. Ïîëüçóåòñÿ ñëîâàìè è äâóõñëîâíûìè ïðåäëîæåíèÿìè.
  3. Îðèåíòèðóåòñÿ â 3-4 êîíòðàñòíûõ âåëè÷èíàõ ïðåäìåòîâ ðàçíèöåé â 3 ñàíòèìåòðà.
  4. Õîäèò ïî îãðàíè÷åííîé ïîâåðõíîñòè, ïðèïîäíÿòîé íåâûñîêî íàä ïîëîì áåç ïîìîùè âçðîñëîãî.
  5. ×àñòè÷íî ðàçäåâàåòñÿ ïðè ïîìîùè âçðîñëîãî.
  6. Âîñïðîèçâîäèò íåñëîæíûå ñþæåòíûå ïîñòðîéêè – “âîðîòà”, “ñêàìåéêà”, “äîì” èç êèðïè÷èêîâ, êóáèêîâ.

2 ãîäà æèçíè ðåáåíêà.

  1. Ïîíèìàåò êîðîòêèé ðàññêàç âçðîñëîãî áåç ïîêàçà êàðòèíîê î ñîáûòèÿõ, áûâøèõ â îïûòå ðåáåíêà è îòâå÷àåò íà âîïðîñû.
  2. Ïîëüçóåòñÿ òðåõñëîâíûìè ïðåäëîæåíèÿìè, óïîòðåáëÿåò ïðèëàãàòåëüíûå è ìåñòîèìåíèåÿ.
  3. Ïåðåøàãèâàåò ÷åðåç íåâûñîêèå ïðåïÿòñòâèÿ ÷åðåäóþùèìñÿ øàãîì.
  4. Îðèåíòèðóåòñÿ â 3-4 êîíòðàñòíûõ öâåòàõ.
  5. Âûïîëíÿåò ïîñëåäîâàòåëüíî ñåðèþ èç íåñêîëüêèõ äåéñòâèé, èñïîëüçóÿ ïðåäìåòû ïî íàçíà÷åíèþ (íà÷àëî ñþæåòíîé èãðû).
  6. ×àñòè÷íî îäåâàåò îäåæäó ïðè ïîìîùè âçðîñëîãî.

2 ãîäà 6 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà.

  1. Ïðèìåíÿåò ìíîãîñëîâíûå ïðåäëîæåíèÿ, ñîäåðæàùèå áîëüøå òðåõ ñëîâ. Ïîÿâëÿþòñÿ âîïðîñû “Ãäå?” è “Êóäà?”.
  2. Ïîäáèðàåò ïî îáðàçöó îñíîâíûå ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû (êóáèê, øàð, êèðïè÷èê, ïðèçìà, öèëèíäð, êîíóñ) è ïðåäìåòû ÷åòûðåõ îñíîâíûõ öâåòîâ.
  3. Èãðà íîñèò ñþæåòíûé õàðàêòåð. Ðåáåíîê ñàìîñòîÿòåëüíî äåëàåò ïðîñòûå ñþæåòíûå ïîñòðîéêè è íàçûâàåò èõ.
  4. Ïîëíîñòüþ îäåâàåòñÿ. Íå óìååò çàñòåãèâàòü ïóãîâèöû è çàâÿçûâàòü øíóðêè.
  5. Ïåðåøàãèâàåò ÷åðåç ïðåïÿòñòâèå âûñîòîé 20-30 ñàíòèìåòðîâ.

3 ãîäà æèçíè ðåáåíêà.

  1. Íà÷èíàåò óïîòðåáëÿòü ñëîæíûå ïðèäàòî÷íûå ïðåäëîæåíèÿ. Ïîÿâëÿþòñÿ âîïðîñû “”Ïî÷åìó?”, “Êîãäà?”, “×òî?”
  2. Ïðàâèëüíî óïîòðåáëÿåò ðàçëè÷íûå ôîðìû ïðåäìåòîâ (ñêëàäûâàåò ìîçàèêó).
  3. Ïîÿâëÿþòñÿ ýëåìåíòû ðîëåâîé èãðû, íàçûâàåò ñâîþ ðîëü íà âîïðîñ “Êòî òû?”. Ïîÿâëÿþòñÿ ñëîæíûå ñþæåòíûå ïîñòðîéêè, âêëþ÷àþùèå ìíîãî ýëåìåíòîâ.
  4. Ðèñóåò, ëåïèò ïðîñòûå ïðåäìåòû è íàçûâàåò èõ.
  5. Ïîëíîñòüþ îäåâàåòñÿ. Ìîæåò çàñòåãèâàòü ïóãîâèöû è çàâÿçûâàòü øíóðêè ñ íåáîëüøîé ïîìîùüþ âçðîñëîãî.
  6. Ïîëüçóåòñÿ ñàëôåòêîé ïî ìåðå íàäîáíîñòè, áåç íàïîìèíàíèÿ.
  7. Ïåðåøàãèâàåò ÷åðåç ïðåïÿòñòâèå âûñîòîé 30-35 ñàíòèìåòðîâ.

Источник