Психомоторное развитие ребенка 1 месяц
Развитие ребенка в 1 месяц жизни — это период адаптации к новым условиям существования. Все органы проходят активную перестройку. Мышечный тонус новорожденного весьма ограничен, он по привычке принимает позу эмбриона, сгибая ноги и руки. Но вот период новорожденности уже пройден, малыш постепенно привык к новым условиям и даже чему-то научился. Какие навыки малыш приобрел за первый месяц жизни? С какими сложностями могут столкнуться родители и как способствовать развитию ребенка в 1 месяц?
Рост и вес
На первом месяце жизни ребенок хорошо кушает, и быстро набирает вес. На основе данных ВОЗ – средняя прибавка веса за первый месяц жизни 700-1000 гр.
Это средний показатель, если ваш малыш прибавил чуть меньше или наоборот немного больше, не стоит волноваться. Каждый ребенок индивидуален, кто-то прибавляет в весе лучше, кто-то хуже. Но помните про границы нормы, в случае нарушения которых, малыш должен быть обязательно осмотрен врачом.
Мальчики могут прибавить в весе до 1200 грамм а девочки до 1000.
Рост месячного ребенка увеличился в среднем на 2-3 см, а окружность головы на 1.5 см.
- Способ вскармливания. Как правило, дети на грудном вскармливании набирают вес стремительнее, чем искусственники.
- Проблемы при вскармливании. Это может быть отказ ребенка от груди, нехватка материнского молока, либо аллергия на смесь.
- Наследственный фактор.
- Проблемы при беременности или родах. Например, если малыш родился раньше срока.
- Плохая экология или вредные привычки матери.
Физическое развитие ребенка в 1 месяц
Первые недели жизни малыш приспосабливается к новой среде обитания. Давайте рассмотрим, как прошло развитие ребенка от 0 до 1 месяца и чему научился малыш.
- Сразу после рождения начала перестраиваться система кровообращения. Сейчас происходит интенсивное кровоснабжение головного мозга и печени.
- Почки хорошо справляются со своими первыми функциями, но являются незрелыми и функционировать в полную силу начнут после шести месяцев.
- Для того, чтобы бороться со всевозможными инфекциями, подстерегающими малыша в этом мире, иммунная система учится вырабатывать иммуноглобулины.
- На носике, лбу и щечках постепенно исчезают милиумы. Это белые точки, или песчинки, как их еще называют, которые бывают у малышей сразу после рождения.
- Движения ребенка становятся немного увереннее, он может плавно поднести ручку к своему лицу, носику, ушкам.
- Кожа месячного ребенка по прежнему шелушится, но уже не такая сухая, как после рождения. Её можно увлажнять детским гипоаллергенным кремом.
- К концу первого месяца ребенок, лежа на животе, может поворачивать голову и поднимает её на несколько секунд. Самые активные детки предпринимают попытки поднять головку, лежа на спине.
- Клиновидный и задний роднички начинают затягиваться, для полного их закрытия понадобится несколько недель. А вот процесс окостенения большого грудничка довольно долгий, занимает около года.
- Очень важно, чтобы благополучно прошло заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она не кровоточит и покрыта корочкой. Мама должна следить за состоянием пупочка и ежедневно обрабатывать его перекисью водорода и зеленкой или стрептоцидом. Вода для купания должна быть кипяченой, а также для обеззараживания в нее добавляют слабый раствор марганцовки.
Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц. Что должен уметь малыш
- Месячный ребенок уже умеет водить взглядом за игрушкой. Максимальный угол — 45º
- Отличает мамин голос от всех остальных, знает ее запах и прикосновения.
- Начинает гулить.
- Если малышу, лежащему на животе подставить ладонь под пятки, он инстинктивно оттолкнется от нее.
- При неожиданном громком звуке малыш вскидывает руки, вздрагивает. При ярком свете моргает глазами.
- Если кроха проголодался, он может известить об этом громким криком.
- Движения медленные, лежа на животике четырехнедельный малыш приподнимает голову и пытается её удержать.
- Настроение у ребенка в таком возрасте очень изменчивое. У него либо все хорошо, тогда он ведет себя спокойно, улыбается, хорошо спит. Либо все плохо, он заливается плачем и никто не в состоянии его успокоить. Такое поведение может быть вызвано голодом, холодом, мокрым подгузником, недомоганием, возможно малыш просто захотел внимания, и будет кричать до тех пор, пока мама не возьмет его на ручки.
- В конце первого месяца у вашего малыша появились слезы, а также сформировались первые психоэмоциональные реакции, свойственные всем людям. Он с интересом рассматривает лица, общающихся с ним взрослых, слушает, что ему говорят, подражает эмоциям. Так например, если вы улыбнетесь ему, он ответит вам тем же, а если покажете язык, наверняка, он захочет повторить ваши действия.
- К концу первого месяца мама может увидеть ответную улыбку. Конечно, дети улыбаются с рождения, они могут улыбаться во сне, при купании, бодрствовании, но это физиологическая улыбка. А вот осознанная улыбка – это один из самых приятных навыков, которые малыш приобрел за первый месяц своей жизни. Улыбка приобретает социальное содержание, малыш улыбается при контакте с родителями или другими близкими.
Что должно насторожить
- Ребенок не реагирует на громкие, резкие звуки.
- Мало спит, или наоборот много.
- Не доедает положенный объем пищи и плохо набирает вес.
- Не может удерживать голову несколько секунд.
- Не следит взглядом за ярким предметом.
- Не смотрит в глаза наклонившегося над ним взрослого.
- Малыш постоянно кричит, даже когда его прикладывают к груди.
Сколько спит месячный ребенок
В первый месяц после рождения ребенок спит по 18-20 часов в сутки. Но все, как и у взрослых, индивидуально. Появление на свет – большой стресс для крохи. И чтобы адаптироваться к новой среде, малыш все время спит и просыпается только, чтобы поесть. На развитие ребенка в 1 месяц главную роль оказывают сон и питание . Сон для него очень важен, ведь во сне вырабатывается гормон роста, малыш растет.
Он еще не способен отличить ночь ото дня и поэтому его ритм произвольный. Только к концу первого месяца он понемногу начнет включаться в суточный цикл.
В первую неделю жизни ребенок спит 18- 20 часов, но при этом просыпается через каждые 2-2.5 часа. К концу первого месяца – началу второго эти интервалы могут увеличиться до 3.5-4 часов, но и общее количество дневного сна уменьшается.
Как уже было сказано, ребенок не умеет отличать день от ночи, а значит, распределение часов сна и установка режима лежит на маме. Ночью грудничок должен спать дольше, поэтому начиная со второй недели жизни нужно стараться удлинять промежутки между ночными кормлениями. Так ребенок быстрее перестроится на режим взрослых, а мама сможет отдохнуть. От недосыпа может пропасть молоко.
Читайте также;
Ребенок плохо спит, часто просыпается, в чем причина
Питание
В первый месяц жизни важно правильно наладить кормление ребенка. Лучший вариант – это грудное вскармливание. В последние годы специалисты по грудному вскармливанию советуют кормить грудничка по требованию, это помогает увеличить лактацию, а малыш всегда будет сытым и довольным. За сутки вы можете прикладывать к груди ребенка 10-13 раз. Если малыш после кормления плачет, возможно, не хватает молока, и он не наедается. В таком случае нужно подобрать адаптивную смесь, и продолжать кормить грудью.
Читайте также:
Как повысить лактацию грудного молока в домашних условиях народными средствами
Почему ребенок срыгивает после кормления
При кормлении важно правильно вкладывать сосок в рот младенцу. Он должен захватить весь околососковый кружок. Многие дети во время кормления устают и быстро засыпают, если вы чувствуете, что малыш выпил мало молока, его нужно побуждать к сосанию. Для этого вынимайте сосок у него изо рта, затем снова вкладывайте, слегка похлопайте по щечкам.
Детей на искусственном вскармливании кормят по часам. Сначала через каждые три часа, позднее переходят на семи разовое кормление. Так как для переваривания адаптивной смеси нужно больше времени.
Как способствовать развитию месячного ребенка
Основной принцип занятий направлен на развитие органов чувств. Обоняние, зрение, слух, осязание — помогут малышу поскорее освоиться в этом мире. Также мы должны всячески способствовать развитию мускулатуры, нервной системы.
- Говорите с малышом как можно больше. Рассказывайте сказки, пойте песенки, при этом меняя мимику. Это стимулирует слух ребенка и развивает речь. Евгений Комаровский утверждает, что раньше начинают говорить те дети, с которыми постоянно разговаривали с рождения. А в ответ на вашу мимику, чадо подарит вам свою улыбку.
- В месяц для развития ребенка можно включать классическую музыку на 5-10 минут, чтобы привить любовь к прекрасному, помимо этого тихая классическая музыка успокаивающе действует на малышей.
- Чтобы ребенок скорее сфокусировал взгляд, возьмите крупную игрушку в руки, когда он на нее посмотрит, медленно отводите в сторону. Взгляд крохи должен следовать за предметом в ваших руках.
- То же самое можно повторить и с погремушкой, издавая негромкие звуки. Заниматься можно дважды в день не больше двух минут на одно занятие.
- Повесьте над кроваткой мобиль, где движение крупных игрушек сопровождается приятной музыкой. Также, можно прикрепить воздушные шарики, картинки в виде шахматной доски в черно белом цвете. Черно-белые узоры, спирали – это то, что груднички в 1 месяц рассматривают с особым интересом. На обозрение малыша можно поставить яркие игрушки, дугу для игры в кровати, также можно приобрести развивающий коврик.
- Ежедневно выкладывайте малыша на животик, это способствует укреплению мышц живота, спины и позвоночника, а также благоприятно сказывается на пищеварении, это помогает грудничку справиться с коликами. Для первого раза будет достаточно 1-2 минут, так как это требует определенных усилий, не стоит перетруждать свое чадо. С последующими занятиями время увеличивается до 10-15 минут, можно и больше, это зависит от настроения крохи. Чтобы ему было интересно, поставьте рядом яркие игрушки, пусть рассматривает.
- Мышцы шеи и головы быстрее укрепляются, если изредка носить месячного ребенка на руках в вертикальном положении, придерживая головку.
Игры для ребенка в 1 месяц
На развивающие игры с новорожденным ежедневно нужно отводить около 15 минут. Этого достаточно, чтобы дать толчок для умственного и эмоционального развития.
Физическое развитие
- Положите малыша на животик и покажите игрушку, когда чадо посмотрит, поднимайте игрушку вверх, ему захочется поднять головку. Такое упражнение укрепляет мышцы ребенка. Также можно положить грудничка животиком себе на живот и назвать по имени, чтобы он посмотрел на вас, ему тоже придется поднять головку.
- Очень полезна гимнастика для грудничков. Малыша нужно уложить на спинку, взять ручки, разводить их в стороны, сводить вместе, скрещивать, поднимать вверх за голову и опускать вниз. С ножками можно делать упражнение «велосипед», а также сгинать ножки и разводить в сторону, это упражнение полезно для тазобедренных суставов.
- Развитию ребенка в 1 месяц также способствует массаж. Можно записаться к массажисту. Если нет возможности каждый раз ездить на массаж, попросите, чтобы вам показали, как правильно делать, его можно осуществить и дома.
Развитие зрения
- Когда малыш бодрствует, положите его так, чтобы он вас видел, а сами разговаривайте с ним, одновременно перемещаясь по комнате. Это стимулирует не только слух, но и зрение
- Во время кормления можно положить на свое плече яркое полотенце или платочек, малыш переведет свой взгляд с вашего лица на яркий предмет.
- К маленькой мягкой игрушке можно пришить резинку и подвесить её над малышом. Можно поиграть, заставив игрушку «прыгать» вверх и вниз. Ребенок будет смотреть на неё а вскоре начнет совершать попытки поймать летящий к нему предмет.
- Наклонитесь над ребенком так, чтобы его взгляд сфокусировался на вашем лице, а затем медленно отодвиньтесь в сторону, чтобы глазки крохи последовали за вами.
Развитие слуха
Самый родной и близкий голос малыш всегда узнает, это голос его мамы. Ни одна пищалка и звонкая погремушка не заменит маминых песенок и стишков. Занятия на развитие слуха у ребенка в 1 месяц основываются на голосовом общении. В голосе должно быть интонирование, говорите нежно, ласково, с теплыми эмоциями. Эмоциональное общение должно сопровождать все занятия, разговаривайте во время кормления, купания.
Малыши в этом возрасте уже хорошо реагируют на музыку. Включите ему колыбельную, классическое произведение, и увидите приятную улыбку на лице крохи.
Пришейте к пинеточкам маленькие колокольчики, каждый раз, совершая движения ножками, малыш будет прислушиваться.
Для того чтобы научить малыша различать с какой стороны идет звук, понадобятся негромкие погремушки или бубенчики. Сначала позвените с одной стороны, затем переместите звенящий предмет в противоположную сторону.
Тактильные ощущения
В первый месяц жизни важно проводить занятия на развитие кисти. Для этого поглаживайте тыльную сторону ладони от запястья к пальчикам и наоборот. После этого вложите в ручку малышу маленькую погремушку. Можно подобрать лоскуты различной текстуры, сшить их вместе и протягивать через кулачок ребенка. Также, для этих целей используют жгутик, предварительно завязав на нем несколько узелков.
Многие родители недооценивают такие игры, но зря. Как известно, развитие речи зависит от моторики пальцев.
Читайте также:
Как развивается интеллект ребенка с рождения до трех месяцев
Трудности первого месяца жизни ребенка
Колики
Вздутие живота беспокоит практически всех младенцев, даже самый здоровый и крепкий малыш не застрахован от кишечных спазмов. Начинаются они на 2-3 недели жизни и продолжаются примерно до 3 месяцев.
В домашних условиях можно сделать массаж животика по часовой стрелке, чтобы облегчить состояние малыша, приложить нагретую утюгом пеленку.
Часто используют такой способ: мать берет раздетого ребенка и кладет к себе на обнаженную грудь в вертикальном состоянии. Сверху малыша нужно накрыть одеялом и поглаживать по спинке.
Также, чтобы облегчить страдания грудничка, используют газоотводные трубки и препараты пеногасители, их нужно давать ежедневно. Это может быть Эспумизан беби, Боботик и так далее.
Читайте также:
Какой должен быть стул у новорожденного и что делать при запорах
Себорейный дерматит
У новорожденных может часто появляться себорейный дерматит особенно на голове. Это абсолютно безопасное явление, которое проходит со временем само по себе.
Симптомы совершенно отличаются от заболевания взрослого. У новорожденного на голове образуются чешуйки.
Такие чешуйки могут образовываться в других местах – на лице, ушах или шее, в паху и в подмышечной области, на ягодицах.
Важное отличие от атипического дерматита – это то, что под чешуйками нет воспаления, покраснения кожи, нет признаков зуда.
Подробно о себореи у новорожденных читайте в статье:
Себорейные корочки на голове у грудничка. Что делать? Как их убрать?
Угревая сыпь
Также может появиться угревая сыпь у новорожденных. Причина появления может крыться в том, что питание малыша слишком жирное. Возможно, матери придется пересмотреть свой рацион. Это также случается, если в комнате очень душно и жарко. У месячного ребенка работа сальных и потовых желез еще не до конца сформирована.
Гноятся глаза
У малыша могут быть не до конца сформированы или закупорены слезные протоки. Поэтому глаза могут гноиться и слипаться. Эта ситуация может сохраниться первые пару месяцев жизни.
Следует ежедневно, утром и вечером, днем по необходимости, промывать глаза ребенка кипяченой теплой водой или другим средством, которое назначит врач. Доктор может назначить и антибактериальные капли.
После этого легкими движениями массажируйте каждый глаз от наружного края века снизу во внутрь. Такой массаж стимулирует открытие слезных протоков.
Первое посещение участкового педиатра
В первый день, сразу после выписки из роддома вас навестит участковый педиатр, затем через день, на 10 и 21 день. Прием в районной поликлинике ведется по полису обязательного медицинского страхования (ОМС), который вы должны получить сразу после рождения ребенка. Как только ребенку исполнится месяц, вы должны посетить доктора.
Он проверит, соответствуют ли нормам вес и рост ребенка, окружность черепа. Оценит физиологическое состояние.
Гармоничное развитие ребенка в 1 месяц – важнейший показатель его здоровья. Пульс у малыша быстрый 120-150 ударов в минуту. За это же время он совершает 35-50 дыхательных движений, но дышит только носом, ртом он дышать еще не умеет.
Затем каждый месяц, до года вы должны посещать участкового педиатра. Для этого узнайте, когда в вашей поликлинике «дни здорового ребенка».
На первом приеме педиатр выносит заключение о группе здоровья, к которой относиться ваш ребенок.
Разделяют 5 групп здоровья:
- группа – здоровые дети, которым не требуется специальное внимание врачей.
- группа – здоровые дети у которых имеются незначительные проблемы, поддающиеся лечению.
- группа – дети у которых присутствуют хронические заболевания. Нуждаются в наблюдении специалистов.
- группа – дети с врожденными пороками и хроническими заболеваниями, которые могут обостряться. Требуется постоянное лечение.
- группа – дети инвалиды, нуждающиеся в постоянном лечении.
Также, в 1 месяц посещают узких специалистов – невропатолога, офтальмолога, хирурга и ортопеда.
Невропатолог выяснит, как развивается нервная система ребенка в 1 месяц, проверит рефлексы малыша. Именно в первый месяц часто находят нарушения в центральной нервной системе возникшие из-за осложненной беременности и родовых травм. Если будет нужно, доктор может назначить малышу массаж, парафиновые прогревания или плавание в бассейне.
Ортопед оценивает развитие костно-мышечной системы. Осмотрит ребенка на наличие косолапости или вывиха тазобедренного сустава.
Офтальмолог проверит состояние глазного дна у малыша, чтобы убедиться, что ребенок видит.
Многие родители не уделяют должного внимания психическому и физическому развитию ребенка в 1 месяц, думая, что малышу интересно только кушать и спать. На самом деле, для крохи очень важно, когда о нем заботятся и проявляют любовь, сколько месяцев ему бы не было.
Читайте также:
Как выбрать слинг, виды слингов
Что такое молочница у новорожденных во рту и чем её лечить
Источник
«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.
В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.
В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».
Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.
Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.
Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.
Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.
Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.
Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.
Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.
Психомоторное развитие детей первого года жизни
Новорожденный
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.
1 месяц
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
2 месяца
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.
3 месяца
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.
4 месяца
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.
5 месяцев
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
6 месяцев
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.
7 месяцев
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.
8 месяцев
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.
9 месяцев
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.
10 месяцев
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.
11 месяцев
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.
12 месяцев
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
Источник: https://www.baby.ru/