Психомоторное развитие как критерий неврологического здоровья недоношенного ребенка

Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста.Именно поэтому настоятельно советую: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).

Предлагаем вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.

Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г.

·Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.

·Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Также хотим обратить ваше внимание на то, что:

1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.

2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.

3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются «жаргонной» речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.

4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.

Источник

Интенсивно развиваются технологии выхаживания преждевременно рожденных детей. Некоторые из малышей рождаются глубоко недоношенными. Помимо проблем, связанных с лечением и выхаживанием таких крошек, существуют трудности с оценкой их нервно-психического развития. На какие нормы и шкалы стоит ориентироваться, чтобы понять, нормально ли развивается малыш?

Маленькие борцы

После перехода на новые критерии живорождения врачи стали выхаживать детей, появившихся на свет в 22 недели и старше. Их вес очень мал: от 500 грамм. 

Это не просто очень маленькие дети. У таких малышей органы и системы незрелые, иммунитет работает слабо, а сам организм очень чувствителен к воздействию на него различных неблагоприятных факторов. То, что никак не отражается на здоровье доношенных детей, ребенка с экстремально низкой массой тела может убить или серьезно повредить его здоровье.

Дети, родившиеся на свет с очень низкой массой тела (от 1000 до 1499 г) и с экстремально низкой массой тела (менее 1000 г), составляют группу максимального риска по развитию различной тяжелой патологии и инвалидизирующих заболеваний. Причем чем меньше срок беременности, тем выше риск того, что у одного ребенка будет совокупность серьезных проблем.

У многих недоношенных детей, которым удалось выжить, отмечаются нарушения работы внутренних органов, неврологические расстройства, сенсорные нарушения. У них более высокий риск детского церебрального паралича, задержки умственного развития, минимальных мозговых дисфункций (проблемы речи, нарушения зрения, сложности в обучении, трудности с концентрацией внимания).

Физическое развитие тоже имеет свои особенности. Как правило, оно имеет низкие показатели на протяжении первых трех лет жизни у детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Это связано с тяжестью состояния в первые недели и месяцы жизни, высокими энергетическими затратами, трудностями вскармливания, проблемами усвоения питательных веществ. Ну а дефицит питательных веществ отражается не только на показателях роста и веса, но и на нервно-психическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Читайте также:  Литература развития ребенка начальной школы

Ранее выявление различных патологий, формирования вышеперечисленных и других нарушений необходимо для того, чтобы вовремя начать реабилитацию малыша и адекватное лечение. Цель этих мероприятий: адаптировать ребенка к жизни, а также дать ему возможности для обучения и развития.

Может ли у одного ребенка быть сразу несколько возрастов?

Мы привыкли считать возраст человека от момента его рождения. А вот у недоношенного ребенка врачи определяют сразу три возраста. Какие же?

  • Хронологический возраст

Это тот показатель, к которому мы привыкли. Он считается от дня рождения ребенка. Если малыш родился 1 января, то 1 февраля ему исполнится 1 месяц.

  • Постконцептуальный возраст

Его еще называют постменструальным. Это тот возраст, который считается от первого дня последней менструации. Он считается в неделях (иногда для точности к неделям добавляются дни). Например, ребенок родился 1 января в сроке 25 недель. В таком случае 1 февраля его постконцептуальный возраст составит 29 недель и 2 дня.

  • Корригированный возраст

Это возраст ребенка с поправкой на недоношенность. Он считается относительно 40 недель в ту и другую сторону. Если ребенок родился в 25 недель 1 января, то его корригированный возраст 1 февраля составит минус 11 недель, то есть ему не хватает 11 недель до 40. А сколько же ему будет 1 июня, когда хронологический возраст составит 6 месяцев? Оказывается, ему будет всего 6 недель и 4 дня корригированного возраста! 

Другими словами, только спустя полгода после рождения на сроке 25 недель гестации малыша можно будет сравнить по развитию с полуторамесячным доношенным ребенком. Хотя слово «сравнить» не совсем является уместным в данной ситуации.

Именно на основе корригированного возраста составлена наиболее часто используемая шкала умений недоношенных малышей.

Особенности психомоторного развития недоношенных

Как можно сравнивать, насколько хорошо развиваются недоношенные дети, родившиеся в одно и то же время, но на разном сроке? Естественно, что ребенок, родившийся в 34 недели, скорее догонит своих доношенных сверстников, чем кроха, появившийся на свет в 27 недель. Так на какие показатели ориентируется врачи? На что обратить внимание родителям?

Прошло немало времени, прежде чем врачи могли сделать определенные выводы о нервно-психическом развитии преждевременно рожденных детей, хотя разработка различных шкал (как более простых, так и сложных) для оценки развития недоношенных детей продолжается до сих пор. 

О чем мы точно знаем сегодня?

  • Ребенок развивается поступательно (постепенно).
  • Навыки формируются примерно в той же последовательности, как и у доношенных детей, но с поправкой на корригированный возраст.
  • Индивидуальные особенности становления психомоторных функций связаны со сроком беременности, на котором родился ребенок, с уровнем его морфофункциональной незрелости и степенью перинатального повреждения. То есть, ребенок тем дольше будет приобретать новые навыки, чем больше проблем он пережил в первые месяцы своей жизни.
  • Необходимо динамическое ежемесячное наблюдение за ребенком, чтобы можно было адекватно оценить темпы его развития.

Что умеет кроха?

Ниже мы приведем примерный перечень навыков и умений, которые можно ожидать от недоношенного малыша в первые 18 месяцев его жизни. Однако стоит помнить, что ориентироваться стоит не на хронологический возраст, а на корригированный. 

Это условные нормативы, которые нельзя строго применить ко всем недоношенным детям, но для родителей и врачей важно иметь хотя бы такие ориентиры.

  • 2 месяца корригированного возраста: первые умения

Малыш устойчиво удерживает голову, начинает гулить, улыбаться, прислушивается. Он узнает родных людей, радуется им при общении.

  • 4 месяца корригированного возраста: расширение возможностей

Малыш хорошо лежит на животике, поднимает голову, осматривает пространство вокруг. Он следит за предметами, за людьми. Кто-то из малышей уже хорошо переворачивается на живот и спину, а кто-то только учится это делать.

  • 6 месяцев корригированного возраста: движение вперед!

Ребенок учится сразу многому: ползать, вставать на четвереньки, сидеть. Развивается речь – появляется лепет. Это многократное повторение одних и тех же слогов («ма-ма-ма», «дя-дя-дя» и др.). Малыш очень интересуется игрушками, интересными вещами, которые находятся даже вне зоны его досягаемости, он пытается к ним подползти, подтянуться.

  • 9 месяцев корригированного возраста: как интересен мир!

Тяга к новым знаниям и любопытство побуждают малыша везде ползать, вставать, тянуться за предметами, разнообразно играть. В речи все больше новых слогов, он пытается подражать новым звукам. Малыш начинает хорошо понимать слово «нет», ведь именно в это время появляется так много запретов от родителей.

  • 12 месяцев корригированного возраста: развивается самостоятельность

Ребенок уже многому научился: он делает первые шаги, много ходит вдоль мебели, может нагнуться и поднять с пола предмет. Активно развивается речь: малыш осознанно произносит новые слова, может ответить на простые вопросы, понимает речь, обращенную к нему. Активно пользуется жестами: машет ручкой, мотает головой, кивает. Он очень расстраивается, если пропали из поля зрения мама или папа, начинает плакать.

  • 15 месяцев корригированного возраста: учиться и еще раз учиться!

С каждым днем пополняется словарный запас малыша. Он любит рассматривать картинки, слушать книжки, может показать пальчиком на предметы, животных, части тела. Движения становятся более координированными, ребенок хорошо ходит, умеет присесть на корточки. Он осознанно играет простыми развивающими игрушками (кубики, пирамидка), учится сортировать, собирать простые головоломки.

  • 18 месяцев корригированного возраста: совсем большой!

Малыш уже может подняться на лестнице, взобраться на горку на улице, начинает бегать, пытается сам одеваться и раздеваться, неплохо ест ложкой и пьет из чашки. Он четко знает, что хочет, и что не хочет. Ребенок эмоционально общается, употребляет в речи все больше слов.

Читайте также:  Игры для 4 летнего ребенка для развития

Оценить гармоничность развития малыша можно совместно с педиатром и неврологом. Эти же специалисты вовремя заметят «слабые места» в развитии крохи и помогут разработать план его дальнейшего наблюдения, построения развивающих занятий при необходимости лечения, включающего не только лекарства, но и массаж, лечебную физкультуру, кинезиотейпирование и другие современные методики.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Особенности психомоторного развития и методы реабилитации недоношенных детей после выписки / Федорова Л.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2014. – Том 7. – вып.6
  2. Оценка нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни / Степанова О.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2013. – Том 6, вып.1
  3. Особенности физического и нервно-психического развития глубоконедоношенных детей раннего возраста, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела в Калининградской области / Муц Е.У., Шестакова В.Н. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. = 2019. – Том 1

Источник

Станилеско, И.В. Психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста [Текст] / И.В. Станилеско // сборник научных работ Всероссийской научно-практической конференции «Современные условия организации дефектологической помощи: междисциплинарный подход»

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Станилеско Ирина Васильевна, магистрант

Научный руководитель: к. пед. н, заведующий кафедры логопедии и коммуникативных технологий Тверская О. Н.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье рассмотрено психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста.

Ключевые слова: психомоторное развитие, недоношенный ребенок, ранний возраст.

На фоне резкого падения рождаемости увеличивается частота патологии беременности и родов, невынашивания. Увеличение числа недоношенных детей, а также относительно неблагоприятный прогноз их развития в дальнейшем побудили нас обратить внимание на эту категорию детей. Рождение недоношенного ребенка, процесс его раннего выхаживания и оздоровления – серьезная проблема, интенсивно изучаемая в медицинской практике. Вместе с тем, преждевременное, досрочное рождение ребенка и его раннее развитие – исключительно важная проблема с психологической точки зрения.

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и в законодательно оформленном приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1687н недоношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 37 недель и менее с массой тела 2500г и менее и длинной тела 45 см и менее [1].

Выделяют ряд причин невынашивания беременности. К социально-экономическим факторам относят профессиональные вредности; уровень образования родителей (чем ниже уровень образования, как матери, так и отца, тем выше вероятность рождения недоношенного ребенка); отношение женщины к беременности; вредные привычки родителей. Социально-биологические факторы: возраст матери (первородящие моложе 17 лет и старше 30 лет) и отца (моложе 17 лет); субклиническая инфекция и бактериальное носительство; предшествующие аборты; неполноценное питание во время беременности. К клиническим факторам относят экстрагенитальные заболевания; антифосфолипидный синдром; хронические заболевания мочеполовой системы; оперативные вмешательства во время беременности; психологические и физические травмы и другие патологические состояния и гестоз продолжительностью более 4 недель. Также экстракорпоральное оплодотворение или многоплодная беременность может привести к рождению недоношенных детей [10].

Недоношенные дети представляют собой гетерогенную группу. По данным Г.Л.Чухутовой 12-27% детей, родившихся с массой тела менее килограмма, имеют тяжелые неврологические нарушения, при этом оставшиеся 70% детей могут благополучно развиваться [9].

В исследовании Дж.Унгере и М.Сигман недоношенные дети по шкалам Гезелла и Касати-Лезин проявили отставание в показателях сенсомоторного и личностно-социального развития в возрасте 13,5 мес., а в 22 мес. – задержку речевого развития. Но к трем годам часть этих отставаний была преодолена [12].

В исследовании Н.Р.Ботерашвили частота поражений ЦНС изменяется от 3,8% до 8,5% в зависимости от степени недоношенности. Исследование 112 недоношенных детей раннего возраста Л.З.Кунькиной показало, что у 3,6% детей была выявлена задержка нервно-психического развития, у 6,2% детей обнаружена нервная реакция, проявляющаяся в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза, и у 2,1% детей – эпилептические припадки [2].

В работе Л.И.Мазур, М.В.Дмитриевой, В.А.Жирнова говорится о том, что недоношенные дети имеют двигательные нарушения, которые проявляются в виде изменений мышечного тонуса. В проведенном исследовании ими было выявлено, что для 11,76% детей характерен гипертонус мышц, а для остальных 88,24% – гипотонус [6].

Анализ исследования закономерностей развития моторной функции у недоношенных детей И.А.Деева, К.В.Куликовой, О.С.Кобяковой и др., со ссылкой на зарубежных авторов, показал, что детский церебральный паралич наблюдался у 14,6% детей, рожденных на сроке гестации менее 28 недель 6,2% – на сроке гестации 28-31недель 0,7% – на сроке гестации 32-36 недель [3].

Исследования, проведенные М.Ю.Васильевой, показали, что у недоношенных детей позднее осуществляется формирование мышечного контроля позы: в 4,5 месяца они способны устойчиво удерживать голову лежа на животе, к 8 месяцам могут сидеть, к 12 месяцам – самостоятельно вставать, в 14,5 месяцев начинают ходить. На втором году жизни у недоношенных детей отмечается задержка развития моторных навыков: бег, прыжки, поднимание по лестнице [7].

Также у недоношенных детей могут наблюдаться дефекты развития функций органов чувств, которые преимущественно представлены зрительными и слуховыми нарушениями.

При обследовании детей, рожденных с массой тела до 1250г, А.Янус-Кукульской и С.Лис было выявлено, что у 39% недоношенных наблюдаются следующие нарушения зрения: отслоение сетчатки, косоглазие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, ретинопатия [2]. Самым распространенным офтальмологическим заболеванием является ретинопатия. Популярность этого отклонения у недоношенных детей со сроком гестации менее 32 недель составляет 20-40%, со сроком гестации 32-36 недель – 8% [3].

Читайте также:  Укажите сенситивные периоды развития ребенка дошкольного возраста

Д.Е.Жайсакова, М.Б.Калтаева, опираясь на данные исследований зарубежных ученых, отмечают, что частота развития серьезных нарушений слуха в группе новорожденных, родившихся массой тела менее 2000г, составляет 15,5% на 1000, а в группе глубоконедоношенных младенцев составляет 4-5% [4].

Вопросами исследования психического развития недоношенных детей занимались М.Ю.Васильева, А.С.Батуев, М.Э.Бернадская, С.Я.Волгина, Л.В.Грачева, А.С.Емельянова и др. Авторы отмечают, что у детей, родившихся с низкой массой тела и без наличия грубых сенсорных нарушений, в возрасте 1 года наблюдалось отставание развития экспрессивной речи в 8,3% случаев, в 2 года – в 28% случаев и в 3 года – в 21% случаев. А нарушения развития импрессивной речи отмечалось только у двухлетних детей в 5,7% случаев [5].

В своей работе Д.И.Чернего, исследуя особенности психического развития недоношенных детей, указывает на то, что в возрасте 8 месяцев при исследовании нового предмета младенцы дольше удерживают его в руках, осуществляя ладонное захватывание предмета, и не могут переложить его из одной руки в другую. Это свидетельствует о том, что низкий уровень манипуляций с предметами снижает их исследовательскую активность, что может стать причиной задержки когнитивного развития.

В течение второго и третьего года жизни дети, рожденные с низкой массой тела, в игровой деятельности чаще совершают простые действия с предметами, не отличающиеся своим разнообразием, их игра в меньшей степени носит символический характер. В ситуации игры у недоношенных детей в 2 года наблюдаются проблемы с саморегуляцией. Также, при обследовании группы недоношенных детей в возрасте 2-х и 4-х лет был обнаружен более низкий уровень исследовательской компетентности, математических навыков и знания цветов в сравнении с доношенными детьми [7].

По мнению Д.Н.Чернова, у недоношенных детей в возрасте 2-3-х лет чаще возникает задержка речевого развития. Дети имеют низкие оценки понимания языка и активной речи: в 1,8 раз уменьшен объем словаря, высказывания содержат короткие и морфосинтаксические незрелые предложения, относящиеся к бытовым ситуациям. В речи преобладают лепетные слова и звукоподражания [8].

Однако Л.Г.Чухутова отмечает, что недоношенному ребенку без органических поражений ЦНС присуща повышенная обучаемость. Она предполагает, что это связано с некоторыми аспектами преждевременного рождения, которое не только нарушает естественное развитие мозга, но и стимулирует его развитие. После рождения ребенок получает раннюю сенсорную стимуляцию, которая ускоряет процессы созревания мозга и предотвращает естественную гибель нейронов, которая происходит в срок с 24 недели внутриутробного развития до 4 месяца после рождения [9].

Е.С.Щербатюк в своей работе со ссылкой на исследование О.В.Лебедевой темпов психомоторного развития глубоконедоношенных детей указывает на медленное нарастание навыков в первые 5–6 месяцев фактического возраста (3–4 месяца скорригированного возраста) и значительном их нарастании в последующие 7–8 месяцев фактического возраста, то есть к 12–14 месяцам скорригированного возраста, когда развитие детей было приближенно к развитию доношенных сверстников [11].

Таким образом, категория детей рождённых раньше срока, по мнению многих исследователей, относится к группе «высокого риска». Дальнейшее психомоторное развитие недоношенных детей зависит от следующих факторов: наличие или отсутствие пренатальных вредностей и от условий внешней среды (рациональная организация среды, правильный уход, воспитание и др.).

Библиографический список

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1687н (ред. от 02.09.2013) О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи  [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-27122011-n-1687n/ (дата обращения: 11.10.2019).

2. Баркун Г. К Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии недоношенных детей // Охрана материнства и детства. – 2012. – №2 (20). – С.76 – 80

3. Деев И. А. Особенности физического и нервно-психического развития детей с низкой, очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении в различные возрастные периоды жизни // Педиатрическая фармакология. – 2016. –Т.13 № 5. – С.448 – 451

4. Жайсакова Д. Е. Нарушение слуховой функции у недоношенных детей в пренатальном и перинатальном периодах развития с отрицательным дефицитом неврологического статуса // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2016. –№ 4. –     С.116 – 120

5. Иванова Н. Б. Специфика психического развития недоношенных детей, воспитывающихся в семье // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева.– 2009.– С.18 – 20

6. Мазур Л. И. Особенности клинико-неврологического статуса детей, родившихся недоношенными // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –№ 6. – С.243

7. Чернего Д. И. Особенности психического развития недоношенных детей в домах ребенка: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.04 / Д.И. Чернего; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2015. – 24 с.

8. Чернов Д. Н. Медико-биологические факторы речеязыкового развития ребенка (часть1) // Современная зарубежная психология. – 2014. –Т 3. № 3. – С.65 – 78

9. Чехутова Г. Л. Недоношенность как фактор нарушенного развития ребенка // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т.3 № 1. – С.72 – 86

10. Шабалов Н. П. Неонатология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – Т.1. – 704 с.

11. Щербатюк Е. С. Особенности состояния здоровья и проблемы реабилитации детей раннего возраста, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2017. –Т 13.№ 2. – С. 245 – 251

12. Ungerer J. A. Developmental lags in preterm infants from one to three years of age // Child Development. 1983. V. 54. P. 1217 – 1228.

Источник