Психомоторное развитие движений ребенка второго года жизни

Психомоторное развитие движений ребенка второго года жизни thumbnail

Психомоторное развитие и воспитание ребенка на втором году жизни.

В период с 1 года до 2 лет можно четко выделить два возрастных этапа:

1) От одного до одного с половиной лет. Благодаря тому, что ребенок начал ходить, она стала гораздо более самостоятельной, ее исследовательский талант выражен гораздо больше. В этот же период интенсивно развивается активная и пассивная речь;

2) От одного с половиной до двух лет. Ребенок совершенствует свои познания и навыки, определяет свое место в среде, привыкает к самообслуживанию. Освоение языка позволяет свободно контактировать с окружающими людьми. Язык начинает выполнять коммуникативную функцию, позволяет малышу выражать свои чувства. Можно четко проследить проявления его характера, но еще часто изменяется эмоциональное состояние малыша. И так как оно выделяет себя из других, повышается негативизм, упрямство. В этот период малыш идет на первые осознанные контакты со сверстниками.

Иногда вам будет казаться, что вы просто не успеваете следить за изменениями в поведении вашего малыша, вы не контролируете его развитие. Но мы постараемся помочь вам, чтобы знания, вы закладываете в вашего ребенка, воспитывая ее, обогатили ее представление о мире.

1 год – 1 год 3 месяца

В этот период особенно заметно нежелание ребенка находиться в ограниченном пространстве (манеже, кроватке).

Очень быстро малыш приобретает опыт хорошей координации движений тела и большой радостью для него станет умение присесть вприсядку во время ходьбы, чтобы поднять с пола игрушку. В этом возрасте он начинает подниматься на кресла, диваны и преодоления этого препятствия приносит ему необычайную радость успеха. Ребенок начинает осваивать передвижения по лестнице, сначала на четырех, а позже и пытаться ходить по ним, держа за руку взрослого. Не бойтесь, если ваш ребенок часто падает. ее вес еще слишком мала и переломов костей не будет, а когда малыш поднимается, развиваются его мышцы, совершенствуется чувство равновесия, оно лучше ориентируется в пространстве. Но обязательно поддерживайте малыша морально, не давайте ему сильно расстраиваться из-за падения. Особое внимание в этот период следует обратить на открытые окна, лестницы, предметы, которые могут упасть на ребенка. Не оставляйте ее друга. Исключить возможность травматизма должны именно вы.

После года ребенок уже может самостоятельно есть густую пищу ложкой. Не убирайте ее, если попытки малыша были неудачными. Вскоре после многократных попыток она вполне овладеет ложкой и сможет обходиться при еде без вашей помощи.

Сразу после года начинает быстро расширяться запас слов, понимаемых ребенком. Она накапливает, запоминает их. Иногда даже может показаться, что ребенок стал меньше подражать произношению звуков. Не волнуйтесь. Сейчас малыш вовлечен в новые виды деятельности (разнообразные движения) и временно оно может не говорить новые слова, а откладывать их в памяти. Пройдет немного времени, и ребенок начнет подражать тембр и язык родителей, и если вы активно поддерживаете попытки малыша поговорить с вами, то к концу первого квартала оно произносить несколько простых слов. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Постепенно простые понятия перейдут в образные, поэтому нельзя искусственно тормозить познания мира ребенком, поскольку обязательно происходить задержка умственной деятельности.

С психофизическими потребностями малыша тесно связан его эмоциональное состояние. Ему может доставить радость любая самостоятельное действие или любой предмет. Но не нужно забывать о том, что, несмотря на всю тягу к самостоятельности, эмоционально ребенок очень сильно связана с родителями, она хочет находиться рядом с ними, ожидает положительную оценку своих действий. Поэтому нужно помнить, что непосредственное общение родителей с ребенком, постоянные контакты, игры ~ главное условие хорошего эмоционального развития, так как в этом возрасте сверстники еще играют какой-либо особой роли в жизни ребенка и он учится жить в коллективе именно у родителей , в своей семье.

В этот период жизни ребенок уже меньше спит (обычно один раз в послеобеденное время). Естественно, что и играет она гораздо больше и не только своими игрушками. ее могут заинтересовать все предметы попадаются под руку. Не спешите их отнимать. Малышу нужно находить практические навыки. Нельзя позволять играть только с тем, что может причинить вред здоровью. Особую радость малышу в этом возрасте принесут игры в воде, так как оно будет изучать поведение предметов в воде, поэтому позволяйте делать ей это не только во время купания.

В первые месяцы второго года жизни малыш начинает общаться с другими детьми, но играть с ними он еще не умеет и процесс отбора игрушки часто заканчивается обоюдным плачем. Ваш ребенок торкатиме другого малыша за уши, нос, одежда, толкать его. Главное помнить. Что процесс формирования у ребенка собственной социальной поведения очень длительный и сложный и требует от взрослых особой мудрости и терпения.

1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев

Во втором квартале второго года жизни малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, оно запоминает расположение вещей в квартире, начинает бегать, расставляя руки, хотя еще очень сильно устает. Одно из любимых развлечений в этом возрасте – катить перед собой коляску или игрушку на длинной палке. Сейчас ребенок с большим удовольствием подражает движения взрослых, часто их повторяет. Она запоминает движения, наблюдаемые и упорно повторяет их – закрепляет свои умения. Этот опыт позволяет выполнять ей новые сложные движения. В этот период особенно хорошие игры с пирамидой, открывания и закрывания коробок, матрешек, переливание воды из одной посуды в другую и т.п. Эти игры помогают параллельно развивать движения глаз и рук. Можно предложить ребенку игры с кубиками: укладка их в ряды, строительство вышек, домиков.

Благодаря подражанию действий родителей, малыш начинает осваивать так называемые тематические игры, позже станут более разнообразными. Ребенок начинает кормить куклу, мыть ее, укладывать спать, укрывать одеялом, сажать на горшок, причесывать, выводить на прогулку, малыш охотно помогает маме: подметает пол, вытирает пыль и т.д. Очень важно, чтобы ребенок не перенимала негативные привычки окружающих.

В этом возрасте ваш малыш уже может же принести горшок, снять трусики и сесть на него, хотя ночью еще может оказаться мокрым. Ребенок с удовольствием сама моет с мылом руки, вытирает платком носик. Во время еды она уже самостоятельно ест ложкой жидкую кашу.

Постепенно пробуждается интерес малыша к играм в песке и эта тяга к песку сохранится еще очень долго. Ребенок подолгу может копать, посыпать себя и окружающих, делать куличики, а чуть позже и строить из песка.

В этот период ребенок проявляет значительный интерес к животным. Она охотно рассматривает картинки с нарисованными зверями и птицами, а затем очень радуется, когда узнает их на улице или в зоопарке. Хотя, проявляя интерес, ребенок будет относиться к ним настороженно. Это нормальный процесс и торопить малыша нет необходимости, особенно если ребенок склонен к аллергии на шерсть домашних животных.

Но как бы ни были развиты познавательные способности вашего ребенка, старайтесь, чтобы она играла с игрушками, соответствующих его возрасту. Совсем не обязательно покупать ей сейчас большой набор цветных карандашей. Малыш только разбрасывает их и не сможет оценить всей цветовой гаммы. Что может сильно расстроить вас.

В полуторагодовалого ребенка увеличивается словарный запас. Малыш уже произносит несколько десятков слов, усваивает правильное ударение, хотя использует еще как полные, так и облегченные слова.

Сейчас ребенок понимает больше, чем может сказать и так овладеть языком она способна только благодаря непосредственным контактом с близкими людьми. Помогите ей в этом, подкрепляя свои мысли соответствующими жестами и постепенно ваш малыш поймет, что подобные предметы могут одинаково называться, что «кошка няу» – это не только игрушка, пищит, но и и пушистая, что бегает по двору, и нарисована на картинке. Очень важно правильно развивать способность к обобщению, умение сочетать между собой значения разных слов, и тогда до полутора лет малыш будет знать, что слово «дай» относится не только к игрушки, которую он дал маме носик, глазки и ротик есть не только в него, но и у мамы, и в куклы, и у собачки и т.д.

1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев

В возрасте от одного с половиной лет ребенок уже меньше устает. Она окрепла физически и теперь с удовольствием будет осваивать новые места для игр: взявшись за руку мамы или папы она перепрыгивает через ямку или пенек, пытается влезть на горку. Энергия и стремление к познанию толкают ее на рискованные действия, она может влезть на стол или подоконник и искренне не поймет почему вы сердитесь. Единственный выход держать малыша в поле своего зрения и те вещи, которые могут причинить ему вред, убрать подальше, чтобы не искушать маленького исследователя, иначе постоянные окрики воспитывать только чувство вины и вызывают определенные комплексы.

Если в первом полугодии ребенок еще не могла поддерживать равновесие, при стоянии на одной ноге с изогнутой при этом другой, то сейчас она уже вполне может справиться с этой задачей. Если вы покажете ему, как бить ногой по мячику, то малыш с удовольствием повторят ваше движение и впоследствии это станет одним из основных его развлечений.

В этом возрасте малыш с необычайной настойчивостью будет добиваться своего. Вам вряд ли удастся оторвать его от выковыривание какой-то мелкой вещи из узкого отверстия, или она с завидным упорством будет тянуться к вашего шкафа. Иногда уже можно услышать слова «я не хочу» и это первые проявления воли ребенка.

В этом возрасте ребенок почти самостоятельно ест ложкой, пьет из кружки, помогает, когда ее раздевают и одевают, перед сном сама укрывает себя одеялом.

К концу третьего квартала малыш уже понимает несложную рассказ по картинке и может ответить на простые вопросы. В этом возрасте оно принимает около 20 слов, но произносить их может по-своему. Малыш может выразить свои желания, например, попросить пить, дать ему игрушку, конфету и т.п.

Первые высказывания малыша однословные, они дополняются жестами и мимикой, но иногда может при особой заинтересованности высказаться двосливним предложением.

Эмоциональная жизнь ребенка уже достаточно богатый, она умеет любить близких, скучает в одиночестве, у нее есть любимые и нелюбимые игрушки. Но нужно учитывать и то, что ее чувство очень изменчивы, бурная радость может смениться горьким плачем, и все это при незначительной причины. Сейчас ваш малыш уже умеет обижаться и может надувшись отойти, а не заплакать. Теперь, если ребенок захочет что-то увидеть или показать, она приведет вас за руку, а не будет громко звать. Но если она не сможет выразить словами свои желания, то будет очень злиться и кричать.

В этот период ребенок бывает агрессивным по отношению к другим детям, если они хотят что-либо взять, свои игрушки она еще не отдает, а только наблюдает как это делают старшие дети. Терпеливо отнеситесь к этим проявлениям недружелюбия, вскоре ваш малыш будет с удовольствием играть со своими сверстниками, делиться своими игрушками, ведь в этот период жизни малыш еще не знает что такое жадность, оно просто защищает свое пространство.

1 год 10 месяцев – 2 года

К двум годам ваш малыш достигает больших успехов как в физическом, так и в эмоциональном плане. Сейчас оно уже может самостоятельно ходить по ступенькам, хотя спускаться ему сложнее, чем подниматься, ребенок переступает препятствия шагом, уверенно бегает.

Страсть познания делает для вашего ребенка интересным все, что ее окружает, она всех хочет увидеть, потрогать. Любимым ее занятием в этот период будет извлекать вещи из шкафов и ящиков, переносить предметы с места на место, рыться в карманах и сумках родителей, крутить ручки магнитофона и телевизора, звонить. Найдите время, чтобы принять участие в исследованиях малыша, покажите ему лежащий в шкафу.

В четвертом квартале ребенок все чаще высказывается трех-или чотирьохсливнимы предложениями, причем вводит в свою речь местоимения и прилагательные. ее запас слов может достигать трехсот. В этом возрасте ребенок уже понимает простую рассказ о событиях прошлого.

Интеллект малыша в этот период достигает такого развития, что оно может выполнять некоторые логически связанные действия открывать двери, передвигать стул, чтобы встать на него и т.п.

С большим интересом ребенок будет писать на бумаге, охотно рисовать риска.

Часто именно в этот период малыш начинает целенаправленно требовать вашей кротости и нежности, и если вы ему не отказали будет чувствовать себя очень комфортно.

К концу второго года ребенок активно помогает, когда ее надевают, подтягивает колготки, пытается всунуть руки в рукава, надевает носки, ботинки, шапку.

В компании детей двухлетний ребенок ведет себя довольно эгоцентрично, она не умеет еще участвовать в игре, часто занимается своей собственной игрушкой и не обращает внимание на других. Она очень ревниво следит за своей собственностью (это мое), четко знает, кому что принадлежит и если пытаются отнять его игрушку, вспыхивает конфликт. Нужно помнить, что находясь в группе сверстников, в этот период ребенок начинает подражать их поведение и легко принимает как хорошо, так и плохо. Но несмотря на неумение участвовать в играх сверстников, малыш охотно участвует в играх взрослых: помогает маме подметать, берет вместе с отцом гвозди и т.п.

Таким образом, к концу второго года жизни ваш малыш уже сделало шаг к формированию собственной социального поведения. И в этом процессе главную роль играют родители, так как в большинстве случаев ребенок подражает им, имитирует их поведение.

Одной из самых сложных задач, стоящих перед родителями, есть понимание потребностей ребенка, разумное решение их. Знание того, что необходимо ребенку это основа воспитания, так как от правильности поведения родителей во многом зависит развитие и становление малыша как индивидуума. Методы воздействия на малыша будут видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, но одно всегда будет неизменным – ваша любовь.

Обязательно стройте воспитания в семье так, чтобы ребенок мог наблюдать за тем домашней работой, выполняют родители. Позже она будет активно участвовать в домашних делах. В транспорте малыш с удовольствием наблюдать за водителем, в магазине за продавцом, а затем воспользуется увиденным в своих играх. Только не навязывайте ребенку свои правила игры, если она не принимает их. Лучше развивайте инициативу вашего малыша, дайте ему свободу в выборе условий игры.

Подумайте много раз, прежде чем наказать ребенка, потому что очень часто она просто не поймет за что ее наказали. Гораздо лучше она отреагирует на ласки и похвалу. Если малыш же одевается, ест, то лучше ребенка похвалить, несмотря на то, что она неправильно обула ботинки или разбрызгали суп. Помогите ей, ведь ребенок еще маленький и нельзя ожидать от нее аккуратности или ловкости, как от взрослого.

Не следует отвлекать ребенка, когда она сосредоточенно занята игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Здесь нет и не может быть никаких исключений. Все остальное в это время имеет второстепенное значение. Во время игры и занятий с ребенком, нельзя отвлекаться и тому кто это выполняет. Следует помнить, что отвлекаясь, родители учат отвлекаться и малыш. По воспитанием внимания у ребенка стоит не только проблема полноценного умственного развития. Внимательная ребенок, как правило, обязательно, способная к самоконтролю, аккуратная. Черты характера – во многом привычки, стали второй натурой. Поэтому внимание формируют и закрепляют как привычку, как важнейшую черту характера. Родители изучают с ребенком игрушки и помнят, что внимание к ним является столь же важным, как и познание их.

Ребенок сам определяет, что ее интересует. Однако родители должны направлять ее, формировать интересы. То, что окружает ребенка, к чему он проявляет интерес, о том и спрашивает, в том и ориентируется. Поэтому родители должны показывать ребенку мир и жизнь во всем его разнообразии. А уже от разнообразия ребенок придет к чему-то, что особенно интересует ее, сделает выбор, но сделает его, опираясь на полноценный общее развитие.

Особое внимание уделяется ориентации в информации. Информация отбирается до определенного времени родителями за ребенка. Основной метод ориентации – от начальных до более сложных форм, основной способ познания – вопросы ребенка и постановка перед ней вопросам, развивающие. При поисках ответа на вопрос родители думают вместе с ней. Разговаривая с ребенком, родители будто думают вслух. Как Думают они, думать и ребенок.

Кроме личного примера существенными факторами воспитания является совместная игра, чтение и обсуждение книг, просмотр и обсуждение телевизионных программ, мультиков. Больше всего вопросов возникает в игре. Игра для ребенка – сама жизнь. В ней он познает себя, других людей. Она учит, лечит, готовит в детский сад, школу. Игра требует от ребенка всего, что ей понадобится позже во взрослой жизни – от сосредоточенного внимания к ориентации в сложном, понимание, прозорливости. В игре она ставит цель, планирует, как дойти до нее. И достигает ее ….

Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство. Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья Психомоторное развитие и воспитание ребенка на втором году жизни. ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.

Источник

Консультация для родителей на тему:

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ У РЕБЕНКА

ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Подготовила учитель-логопед

КСРП МБДОУ № 8 Коробко С. Б.

г. Новороссийск 2014 г.

Здоровый ребенок в возрасте старше одного года в периоды бодрствования находится, как правило, все время в движении. Движения ему просто необходимы. С каждым днем объем их нарастает. Подвижность, являясь стимулом развития ребенка, обеспечивает ему возможность на практике узнавать новое. Поэтому она оказывает положительное влияние на психическое развитие малыша, тонизирует его центральную нервную систему. Недостаток мышечной активности, наоборот, замедляет психическое развитие вашего малыша.

Кроме того, мышечная работа, выполняемая при движении, снижает нервное напряжение. 

К году малыш уже самостоятельно ходит, но может и падать. Если ребенок боится ходить сам, помогайте ему. Лучше дать малышу возможность подержаться за ваши указательные пальцы, а не просто держать его за руки. К 1 году 3 месяцам способен пройти не менее 20 шагов, не присаживаясь. В дальнейшем ходьба должна становиться боле уверенной, ее темп может переходить на бег и обратно. Следует постепенно ограничивать пребывание ребенка на прогулке в коляске, ведь от этого зависит совершенствование навыка ходьбы и ловкости.  

Побуждайте детей самостоятельно вставать, не держась за окружающие предметы. При этом одним из ключевых моментов, говорящих о достаточной мышечной силе, ловкости и равновесии, должно стать вставание через асимметричную позу, когда ребенок поднимается, опираясь в начале движения сначала на одну согнутую ногу, подтягивая вторую.

Во время подвижных игр, меняя направление своего движения, провоцируйте малыша менять положение тела – поворачивать, пятиться, идти по кругу; огибая препятствия; нести в руках мяч, игрушки разного веса в двух руках. Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок приседает на корточки или наклоняется с согнутыми коленями, чтобы взять его, затем выпрямляется или самостоятельно встает из приседа.

Ходите по лесенкам и лестницам, вначале ведите за ручку, постепенно предлагайте ему подниматься, держась за перила. Малыш этого возраста будет подниматься пока приставным шагом.

Давайте малышу возможность залезать, карабкаться на диваны и низкие кресла, сидеть и слезать с него обратно на пол. Он уже хорошо самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке; проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Детям очень нравится катать коляску, каталку, или при ходьбе тянуть игрушку за веревочку за собой. Дети с ранним развитием ходьбы начинают это делать уже к году. Используйте эти игры также для развития сюжетной игры или выполнения целенаправленных  действий: перевезти в каталке кубики, покатать в коляске куклу или мишку.

Если нет противопоказаний к прыжкам (например, дисплазия тазобедренного сустава), используйте игры, в которых нужно прыгать. Конечно, ребенок не сразу научится это делать: вначале он начнет пружинить на ножках у опоры или держась за мамины руки; потом подпрыгивать, отрывая ножки поочередно, потом прыгать на месте, а затем перепрыгивать через палочку.

Играйте с мячом, если быть точнее, играйте с разными мячами. На втором году совершенствуются навыки игры с ним: научите малыша бросать мяч вниз, вперед, вверх, двумя руками от груди, снизу, из-за головы, отбивать мяч одной рукой, перебрасывать мяч через препятствия, ловить мяч, брошенный с близкого расстояния, двумя руками, пинать его так сильно, чтобы он катился, катать мяч друг другу или сбивая кегли.

Пришло время подумать о трехколесном велосипеде: сидя на нем, ребенок будет отталкиваться ногами от пола, пытаться крутить педали.

Если говорить о мелкой моторике, то здесь тоже происходит много перемен: появляется указательный жест, ребенок активно пользуется указательным пальцем при нажимании кнопок, просьбе показать что-нибудь в книге. Мелкие предметы предлагайте ему захватывать указательным и большим пальцами (пинцетным захватом), детям очень нравится собирать мелкие цветные пуговицы, камешки, бусины в бутылочку. Учите малышей откручивать и закручивать крышку бутылочки, предлагайте игры в сухом бассейне, заполненном разными крупами или песком; можно искать в нем спрятанные маленькие игрушки или выбирать каштаны, фасоль.

Разнообразное творчество также помогает как развиваться мелкой моторике, так и развивает речь, мышление, воображение: можно предлагать малышу карандаш – он захватывает его всей кистью и может черкать им; пальчиковые краски, пластилин – ребенок отрывает маленькие кусочки, прилепляет их на рисунок, размазывает. 

Подвижность ребенка не должна ни тревожить, ни раздражать родителей. Скорее, наоборот, волноваться нужно тогда, когда ребенок малоподвижен, длительно сидит на одном месте, тихо играя, и не рвется поскорее узнать окружающий мир. Ребенка второго года жизни уже не нужно катать в коляске, пусть он гуляет сам. Он станет бродить по окрестностям дорожки, карабкаться на попавшиеся там предметы, взбираться на ступеньки строений. Не следует его одергивать. Он просто исследует все, что попадается на пути.

Сдерживать подвижность малыша следует не одергиванием, а переключением внимания на что-то другое, тоже занимательное, но не требующее такой двигательной активности.

Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить. В целях его безопасности еще более строго, чем раньше, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. С другой стороны, если вы целыми днями будете, не спуская с него глаз, твердить: «Не трогай, не бери, не ходи», – то и ребенок станет нервным, и ваша жизнь тоже не будет спокойной. Будьте разумны.

Источник