Психомоторное и сенсорное развитие ребенка

Психомоторное и сенсорное развитие ребенка thumbnail

Татьяна Адамовна Волкова
Психомоторное и сенсорное развитие детей младшего возраста посредством игр и художественного творчества. Из опыта работы

Психомоторное и сенсорное развитие детей младшего возраста посредством игр и художественного творчества. Из опыта работы Волковой Т. А

.

Психомоторное развитие тесно связано с сенсорным развитием

.

Сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение

Целью

психомоторного и сенсорного развития является развитие восприятия

У младшего дошкольника обследование предметов обусловлено целями и содержанием игровой деятельности.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает

:

1) развитие органов чувств;

2) овладение сенсорными эталонами;

3) усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).

Восприятие формы

Цель: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме

С четырех лет ребенок может обследовать предмет более подробно, не только общую форму, но и ее отличительные детали (углы, длину сторон, наклон фигуры, что помогает запоминать название формы

Восприятие величины.

Цель: научить ребенка различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине

Восприятие цвета.

Цель: научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов

Восприятие целостности предмета.

Цель: научить ребенка узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.

Пальчиковые игры.

Цель: Знакомить детей с новыми играми, учить выполнять движения по тексту

Развитие мелкой моторики.(игры с прищепками)

Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук дифференцированные движения пальцев, формировать навык расстёгивания прищепки

Развитие мелкой моторики (нанизывание)

.Цель: Развивать соотносящие движения рук, хватание, формировать навыки действия с «иглой

Изобразительная деятельность.

Цель: Развивать творческие способности

Знакомство с блоками Дьенеша

Цель: Знакомить с блоками Дьенеша, учить выкладывать изображение по образцу, закрепление знаний о форме, цвете и размере блоков.

Развитие слуха и тактильных ощущений

Цель: развитие слухового и тактильно-двигатель

ного восприятия.

Конструирование.

Цель: развитие зрительного анализа формы

Игры с бросовым материалом.

Цель: развитие мелкой моторики, цветового восприятия, восприятия формы, размера и развитие творчества

Игры с природным материалом.

Цель: развитие тактильных ощушений, творческих способностей.

Список литературы.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – Москлва. : Просвещение, 1988. – 144с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – Москва. : Просвещение,1978. – 96с

3. Ю. А. Гадаева «Учимся, играя» Санкт- Петербург Корона принт 2009

4 А. В. Никитина Покажи стихи руками издательство КАРО Санкт-Петербург 2009

5. Е. А. Лифиц, И. В. Лифиц «Развитие речи, движения и мелкой моторики» Москва АЙРИС ПРЕСС 2010

Использованные интернет ресурсы:

https://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/1.htmlМетиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей

Источник

Развитие психомоторики и сенсорных процессов – программа психокоррекционной работы с обучающимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Сенсорное развитие

  • Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его зрительного и слухового восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе; эмоционального состояния человека.

  • Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, а также необходимо для овладения основными предметами в школе и многих видов трудовой деятельности.

  • С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – воображение, мышление, запоминание – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки.

Психомоторика

Психомоторика — это процесс, обобщающий психику с ее выражением — мышечным движением.
Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.

Психомоторика не особая форма отражения; она — завершение и выражение движениями различных психических процессов. Это не всякое мышечное движение человека — например, дрожь от холода. Но всякое рабочее движение, т. е. движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики.

Принципы организации коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми в нашей школе определялись в зависимости от характерных особенностей проявления пониженной обучаемости, от общих особенностей их психического развития, а также состояния здоровья. 
         Коррекционно-развивающие занятия проводились в одно и то же время, в первой половине дня, после отдыха или прогулки. Нагрузка на нервную систему детей распределялась так, чтобы они не чувствовали усталости. Для этого чередовались различные виды деятельности. В ходе занятий применялись следующие формы подачи материала, который необходимо было усвоить: подвижные, графические и настольные игры, схемы, рисунки, загадки, логические задачки и т. д. Методика их проведения тщательно продумывалась. Задания усложнялись постепенно: от наиболее легких к более сложным. С обучающимися, не успевающими выполнять по каким-то причинам отдельные задания, велась индивидуальная дополнительная работа по ранее заготовленным карточкам. Специально подбирались меры и средства влияния на каждого ребенка. При выполнении задания, действия, участия в играх, поддерживались и поощрялись словесно любые проявления детской инициативы. Важнейшим принципом в работе с умственно отсталыми учащимися, направленном на компенсацию дефектов их психического развития, было стремление научить детей видеть необычное в ближайшем окружении, вызвать желание узнать, научить спрашивать, развивать словарный запас. Работа в направлении умственного развития постоянно дифференцировалась и усложнялась. Так, если основная цель на начальном этапе коррекционных занятий состояла в том, чтобы пробудить у умственно отсталых детей любопытство по отношению к занятиям, к играм и упражнениям, то постепенно они вовлекались в деятельность, связанную с изучением окружающего мира, во время которой велась работа по формированию любознательности, активности, наблюдательности, развитию обшей моторики. 
         Пристальное внимание уделялось коррекции и развитию мелкой моторики рук. В научной литературе существует точка зрения, что управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи. Прогресс в развитии двигательного анализатора, являющегося аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребенка (Кольцова М. М.). Для развития движений руки на занятиях использовались традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы. 
         Специально корректировались особенности речевого опосредования выполняемых детьми действий и операций, так как речь является орудием мышления. Из-за отставания и дефектов видов и функций речи, дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Стремясь восполнить этот пробел в развитии и коррекции, мы старались, чтобы получаемые ими сведения об окружающем мире, они могли выразить в слове, о любом предстоящем действии могли бы рассказать. 
         Таковы были наиболее значимые принципы организации коррекционно-развиваюшей работы с умственно-отсталыми детьми на занятиях.

Читайте также:  Как понять что ребенок отстает в развитии 5 лет

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ программы: Развитие психических процессов, моторики у детей с отставанием в развитии через специально – организованную игровую деятельность.

ЗАДАЧИ:

  • Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения

  • Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • Формирование пространственно-временных ориентировок;

  • Развитие слухоголосовых координаций;

  • Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов)

  • Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий;

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю.

  • Продолжительность каждого занятия 30-40 минут.

  • Необходимо светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр на ковре

  • Музыкальное сопровождение

  • Парты или столы для письменных работ в тетрадях

  • Проведение занятий должно сочетаться с созданием особого психологического климата в группе учащихся.

  • Необходимо строить занятия с учётом специфических особенностей развития умственно-отсталых детей.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

Каждое занятие состоит из 3 частей: разминка, основная и заключительная.

РАЗМИНКА:

ЦЕЛИ: 
1. Создание положительного, рабочего настроя в группе. 
2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.

В разминке используются:

  • Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие.

  • Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации равновесия)

  • Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки)

  • Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох – задержка – выдох – задержка).

  • Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.

  • Стимулирующие упражнения (Упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук).

  • Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации (Упражнения, обучающие ребёнка необходимым приёмам релаксации)

  • Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрения)

  • Повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрение

  • Работа с телесными патологическими установками (челюсть рта, губы, язык, зрение)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ЦЕЛИ: 
1. Развитие познавательных и сенсорных процессов. 
2. Коррекция эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики.

План:

  • Работа по теме занятия

  • Физкультминутка

  • Работа в тетради (если это необходимо по теме занятия)

  • Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания, памяти, мышления, восприятия, мыслительных операций и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

ЦЕЛИ: 
1. Проверка полученных на занятии навыков. 
2. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии. 
3. Подведение итогов прошедшего занятия.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны

  • Узнавать предметы по заданным признакам

  • Сравнивать предметы по внешним признакам

  • Различать и уметь находить цвета и оттенки цветов, формы

  • Классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению

  • Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам

  • Практически выделять признаки, свойства объектов и явлений

  • Давать полное описание объектов и явлений

  • Различать противоположно направленные действия и явления

  • Видеть временные рамки своей деятельности

  • Определять последовательность событий

  • Распознавать эмоции

  • Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции

  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия

  • Опосредовать свою деятельность речью

МЕТОДИКИ для
Диагностики психомоторики

  • Оценка одновременности движений;

  • Оценка динамической координации;

  • Оценка статического равновесия;

  • Оценка быстроты движений;

  • Кинестетический праксис;

  • Оральный праксис;

  • Владение частями тела;

ИССЛЕДОВАНИЕ
сенсорных процессов

  • Зрительное восприятие: узнавание реалистических и контурных изображений, зашумлённых и наложенных;

  • Сформированность образных представлений

  • Восприятие формы: называние геометрических фигур, группировка предметов;

  • Цветоразличение: раскладывание, показ цветов спектра;

  • Восприятие величины: раскладывание картинок, ранжирование по признаку;

  • Слуховое восприятие: ритмические рисунки, реальные шумы и звуки, музыкальные произведения; словесные инструкции, определение начального звука в слове.

  • Восприятие времени: ориентировка в текущем времени, прошедшее и будущее:

  • Восприятие эмоций;

         Проводимая в течение учебного года работа по различным направлениям позволяет сделать нам следующие выводы:

  1. Изучение особенностей психического развития детей-олигофренов является большой и сложной проблемой, над которой работали многие ученые. Исследования известных психологов Выготского Л. С, Рубинштейн С. Я., Шиф Ж. И., и других показали, что умственное развитие детей – олигофренов при его своеобразии протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей. 

  2. При коррекционном обучении у таких детей развиваются виды сложной психической деятельности, такие как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, произвольная память, сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения. 

  3. Появление интереса к обучению у учащихся-олигофренов также в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов. 

  4. Использование на занятиях игровой деятельности детей влияет на формирование произвольности психических процессов. В школе игра пропитывает собой всю деятельность ученика. Она имеет внутреннее продолжение в школьном обучении и труде, помогает ребенку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках Игра – это серьезная и ответственная деятельность детей. 

  5. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает повторить уже изученный материал без монотонности и скуки. 

  6. Игра служит методическим приемом, с помощью которого можно заинтересовать каждого ребенка-олигофрена, привлечь его внимание к учебной деятельности, так как их психо-физиологическое развитие существенно отличается от развития нормальных сверстников. Она активно действует на познавательную деятельность умственно-отсталых школьников. 

  7. Работая в данном направлении с учащимися я убедилась на практике, что если с умственно отсталыми учащимися проводить целенаправленно занятия по коррекции памяти, внимания, мышления, восприятия, и т.д., то их познавательная деятельность активизируется и станет более продуктивной. Именно в игровой деятельности у умственно отсталых учащихся появляется познавательный интерес. Она является важным источником развития. 

  8. Теоретическая модель изучения и коррекции познавательной деятельности в специально созданных группах оправдала себя. Проводимые занятия действительно влияют на коррекцию познавательной деятельности умственно отсталых школьников. 

  9. Полученные в ходе целенаправленной работы данные могут быть использованы в дальнейшей работе с умственно отсталыми детьми. Разработанные Программы могут оказаться полезными и использоваться в дальнейшем, в практике работы с 1-3 классами в специальной / коррекционной / общеобразовательной школе.

Читайте также:  Развитие ребенка аппликации в картинках

         Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что в результате проводимых занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации умственно-отсталых детей в обществе.

Районное методическое объединение педагогов-психологов Боханского района

ДОКЛАД

Развитие психомоторики и сенсорных процессов – программа психокоррекционной работы с обучающимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Подготовила Маликова Э.Б.

педагог-психолог МБОУ Укырская СОШ

с.Укыр, 2014

Источник

Т.А. Иванина 

Сенсорное развитие ребёнка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчётливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. 

Сенсорное развитие ребёнка очень тесно связано с развитием у него моторных умений и навыков. Чтобы познать какой-либо предмет, ребёнку нужно произвести ряд целенаправленных действий: сжать, покатать, погладить, провести пальчиком по контуру, то есть использовать сенсомоторные движения. Формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений и др., который и называют сенсомоторным.

У многих детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недостаточность двигательных навыков: 1)скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; 2)недоразвитие (грубое нарушение) мелкой моторики и зрительной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребёнка.

Поэтому в содержание программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов должно входить не только формирование восприятия цвета, формы, величины и пространственных отношений между предметами, развитие мышечного чувства, но и развитие мелкой пальцевой моторики, статической и динамической координации движений пальцев рук, развитие ритмической организации и переключаемости движений рук, а также формирование общей моторной координации ребёнка. Восприятие, как своеобразное действие, направленное на обследование предмета и вычленение его особенностей, требует овладения ребёнком общественным сенсорным опытом, накопленным человечеством в процессе многовековой практики трудовой деятельности, речевого общения, художественного творчества. Всё это не дано ребёнку от рождения и требует специально организованного воспитания.

Цель занятий, проводимых в рамках данной программы – коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов и психомоторных умений и навыков младших школьников с нарушением интеллекта.

Основные задачи программы:
– систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов  величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
– развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;
– формирование общей моторной координации ребёнка;
– содействие развитию у учащихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
– обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;
– развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа;
– воспитание у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Поэтому программа включает в себя следующие основные разделы:
-зрительное восприятие;
-тактильно-двигательное восприятие;
-слуховое восприятие;
-восприятие пространственно-временных отношений;
-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
-развитие межанализаторных взаимодействий;
-развитие мелкой пальцевой и общей моторики, графомоторных навыков.

Программный материал
Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации. В каждом разделе программы представлены основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе занятий по развитию сенсорных и психомоторных процессов. 

Методы и приёмы работы
Характеризуя методы и приёмы работы, необходимо отметить, что обучение должно носить наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: педагог постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач. Переход от фронтальной формы работы к самостоятельной даёт возможность учителю видеть, кто из детей не усвоил материал, и помочь в его усвоении.

Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть учащиеся:
1.    Действия идентификации, т.е установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
2.    Действия по соотнесению предмета с эталоном.
3.    Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

Примерная структура занятия:
1.Организационный момент.
2.Повторение (закрепление) ранее изученного.
3.Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности.
4.Закрепление (задания на развитие потенциальных способностей ребёнка).

Методические рекомендации по использованию программного материала в работе с детьми, имеющими умеренную степень интеллектуальных нарушений
В последнее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида становится всё больше детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений. Однако у данной категории детей формирование психомоторных и сенсорных навыков происходит значительно медленнее. Для них характерны следующие особенности сенсорного и психомоторного развития: затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев (дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застёгивать пуговицы), часто не соизмеряют усилий, действуя с предметами (они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят на них). Также для этих детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемого, не сравнивают с другим. Это проявляется в той разнице, которая обнаруживается между восприятием простого материала и материала, несколько усложнённого. При необходимости воспринять новый предмет, отличить его от других и тем более использовать его новые свойства ребёнок не прибегает к ориентировочным действиям, не производит обследования предмета. Отсутствие целенаправленных приёмов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий – приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер. 

При работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, целесообразно в начале каждого года обучения вводить пропедевтический период, длительность которого может варьироваться от 2 до 3 месяцев. Большое внимание на занятиях следует уделять развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у данной категории детей в силу специфических особенностей развития их психомоторики, о которых мы говорили выше. В отличие от детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта, для детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности необходимо более детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

Читайте также:  Значение продуктивной деятельности для развития личности ребенка

В связи с перечисленными выше особенностями интеллектуального развития детей с умеренной умственной отсталостью процесс усвоения ими программного материала затруднён и растянут во времени (т.е. значительно снижен темп усвоения материала). Поэтому распределение часов по темам в группах детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений проводится педагогом исходя из особенностей развития детей. 

Для детей с лёгкой степенью интеллектуальных нарушений программа рассчитана на учащихся 1–4 классов, по одному занятию в неделю. Для детей с умеренной степенью нарушения интеллекта – на учащихся1–7 классов (в 1–4 классах по два занятия в неделю, в 5–7 классах по одному занятию). Длительность занятия 40 минут. Все занятия проводятся с подгруппами в 3-6 детей, что дает учителю возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребёнка по различным видам развивающих заданий. 
При поступлении ребёнка в школу учитель-дефектолог (педагог по развитию сенсорных и психомоторных процессов) проводит первичную диагностику с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Динамика развития отмечается в общей сводной таблице в конце каждого года обучения. В данной таблице расписаны умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся согласно программы.

Тема 

К/ч 

Программное содержание 

Приёмы 

Дидактический материал 

Словарь 

1-2.
Диагностические занятия 

Выявление уровня развития сенсорных и психомоторных процессов 

3-10.
Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики, определение ведущей руки 

Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. Сортировка пуговиц 2-3 размеров

Пуговицы разного размера, крупа гороха и фасоли

Перебирание, сортировка

1

Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук

Нанизывание бусин на стержень, на шнур (от большого к маленькому, от маленького к большому; чередование цветных бусин в заданном порядке)

Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера

Нанизывание, бусины

2

Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук

Упражнения по самообслуживанию: -застёгивание пуговиц (больших, маленьких), кнопок; -шнуровка одежды, обуви

Рамки с застёжками Рамки с двумя видами шнуровки, деревянный следок для шнуровки

Расстёгивание, застёгивание Шнуровка

Развитие умения совмещать предмет с отверстием, действовать целенаправленно ведущей рукой

Заполнение отверстий втулками

Почтовый ящик, доски Сегена

Отверстие

Развитие соотносящих движений

Складывание кубиков в закрывающуюся коробку

Коробка, кубики разной величины

Кубик, коробка

Выработка умения бросать предметы разными способами (отработка разных типов бросков)

Бросание мелких предметов в отверстие

Бросок, отверстие

Развитие графомоторных навыков, тонких движений рук

Обведение по контуру. Штриховка в разных направлениях, с различной силой движения руки; штриховка различными видами линий

ГФ (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) для обведения контура. Образцы штриховки

Штриховать

11-15. Форма

Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических тел двумя руками.

Рассматривание, запоминание и называние геометрических тел. Последовательное восприятие геометрических тел двумя руками

Набор геометрических тел одного цвета и размера

Шар, кубик, крыша (призма), брус

Развитие умения воспринимать плоскостное изображение геометрических тел.

Соотнесение геометрического тела и его изображения. Обводка на бумаге геометрических тел.

Набор геометрических тел и соответствующих рисунков

Шар, кубик, крыша (призма), брус

Формирование у детей сенсорных эталонов формы

Выделение формы по словесной инструкции: «Покажи круг» Группировка предметов по форме

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Предметы круглой, квадратной, треугольной формы

Группировать, круг, квадрат, треугольник

Формирование у детей сенсорных эталонов формы

Самостоятельное соотнесение геометрической фигуры и её контурного изображения. Действия по инструкции: «Найди такой же треугольник и закрой его»

Набор из 10 треугольников (кругов, квадратов) одинакового цвета, но разного размера; карточка с контурным изображением соответствующих треугольников

Контур изображения

Формирование у детей сенсорных эталонов формы. Развитие зрительного восприятия.

Восприятие изображений, составленных из геометрических фигур. Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок

Набор изображений, составленных из геометрических фигур с увеличением степени сложности

Изображение

16 – 19. Величина.

2

Формирование у детей сенсорных эталонов размера. Обучение умению выделять отдельные параметры величины в предметах окружающего мира

Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы. Выделение и называние разных категорий величины по словесной инструкции

Пары предметных изображений или натуральных объектов. В каждой паре один объект отличается от другого одним из параметров величины (длина, высота, ширина, толщина)

Величина Длина, ширина, толщина, высота

Исследование и развитие восприятия размера

Самостоятельное раскладывание предметов от большего к меньшему и наоборот

Набор из 10 матрёшек разного размера

Больший, меньший

Развитие умения находить заданную фигуру из множества (по признаку: размера, величины)

Сравнение фигур (изображений) по разным параметрам величины.1.Зрительный поиск фигур: по образцу, по памяти, по словесному описанию. 2.Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины

Набор карточек: -с изображением фигур одного цвета разной величины. Карточки с изображением одной фигуры – образцы. Набор картонных кукол разной величины и одежда к ним.

Размер, величина

20. Закрепление и активизация имеющихся представлений в практической деятельности

Развитие зрительного восприятия, координации рук, развитие воображения при составлении орнамента

Составление геометрических фигур из частей по расчленённому образцу. Составление изображений и орнаментов из геометрических фигур

Наборы геометрических фигур, разрезанных на 4 и более частей. Набор геометрических фигур, образцы картинок

Орнамент

21-23. Цвет

Формирование у детей сенсорных эталонов цвета

Усвоение названий сенсорных эталонов цвета.1.«Какого Цвета?» 2. «Подбери чашки к блюдцам»

1.Цветные карточки и картинки с изображением контуров предмеов. 2.Чайные чашки и блюдца разного цвета

Названия основных цветов.

Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов

Раскладывание однородных предметов разного цвета на 3-4 группы

Карточки основных цветов, контурные изображения предметов

Названия основных цветов

Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов

Нахождение в окружающей среде предметов заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции Выбор и группировка предметов по цветовому признаку: «Что бывает такого цвета?» «Соедини предметы одинакового цвета»

Предметы разного цвета, цветные карточки. Карточки с изображением предметов разного цвета

Названия основных цветов

24-26. Тактильно-двигательное восприятие

1

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Узнавание знакомого предмета на ощупь. Ощупывание путём передвижения ладони и пальцев по предмету. Определение фактуры предмета: шершавый, гладкий.

Шершавые и гладкие таблички. «Волшебный мешочек» с ГФ разной фактуры

Шершавый, гладкий

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Определение по инструкции холодной, тёплой, горячей воды. Различение температуры