Психомоторное и сенсомоторное развитие ребенка

Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.

Нужно ли беспокоиться?

Каждого из родителей волнует вопрос: насколько правильно развивается их ребенок? Особенно беспокоятся родители, у которых растет первенец и которые не имеют еще опыта воспитания детей. Самый простой и надежный путь избавиться от этого беспокойства – постоянно наблюдать за малышом, разговаривать с врачами, а также стремиться к получению как можно большего количества информации о психомоторном развитии.

В последнее время все популярнее становится мнение, что малышу не надо мешать, следует дать ему свободу и позволить развиваться индивидуально. Это мнение довольно опасно, так как снижение внимания к ребенку может привести к пропуску тревожных симптомов, которые могут сигнализировать о начале заболевания.

Чтобы быть уверенными в том, что психомоторное развитие ребенка проходит нормально, нужно знать основные этапы развития малыша первого года жизни.

Психомоторное развитие младенца первого года жизни

Новорожденный. Реагирует на яркий свет, жмурится при включении лампочки, поворачивает голову к источнику света. На звуки тоже реагирует: вздрагивает, моргает от неожиданности. Младенец находится в «позе эмбриона»: ручки и ножки приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки. Новорожденный ребенок много спит, обычно просыпается от чувства голода или дискомфорта, если лежит в мокрых пеленках.

1 месяц. Ребенок научился фиксировать взгляд на лице взрослого или на предмете, следит за движущимся предметом, при резком свете жмурится. Может на короткое время сосредоточиваться на звуке знакомого голоса, при резких звуках моргает и вздрагивает. Издает звуки, напоминающие «к» и «г». Когда лежит на животе, делает попытки приподнять и удержать голову. Если к малышу обращается взрослый, разговаривает с ним – ребенок открывает рот и внимательно прислушивается.

2 месяца. Малыш любит смотреть на лицо матери, внимательно разглядывает черно-белые геометрические фигуры. Прислушивается к звукам, поворачивается к источнику звука. К концу второго месяца начинает гулить. Головку держит уже уверенно, может удерживать в ручке игрушку. Улыбается родным.

3 месяца. Рассматривает предметы долгое время, следит за движущимися предметами, лежа на животе. Поворачивается на звук, отыскивая источник звука глазами. Часто гулит, пытаясь подражать интонациям взрослых. Лежа на животе, пытается приподняться, опираясь на руки. Пытается захватить руками подвешенные перед ним игрушки. Двигательная активность усиливается. Внимательно разглядывает свои руки.

4 месяца. Умеет переводить взгляд с одного предмета на другой. Различает голоса родных. С интересом кричит и прислушивается к собственным звукам. Лежа на животе, опирается на руки, пытается повернуться на бочок. Громко смеется, может испугаться резкого звука. Тянет в рот одежду, ручки, игрушки.

5 месяцев. Следит взглядом попеременно за двумя предметами, может найти наполовину спрятанную игрушку. Прислушивается к звукам музыки. Произносит слоги – «ма», «ба», «па». Лежа на животе, высоко приподнимается. Может повернуться со спины на живот. Если слегка потянуть за руки – усаживается. Активно хватает игрушки, может держать бутылочку.

6 месяцев. Услышав шаги, поворачивается и приподнимает голову, стараясь рассмотреть, кто пришел. Долго говорит сам с собой или с игрушками. Может подползти к игрушке. Часто захватывает игрушку и удерживает, перекладывая из одной руки в другую. Внимательно следит за выражением лица взрослого и пытается ему подражать.

7 месяцев. Узнает родных, может оценивать размер предмета – когда тянется к нему, соизмеряет захват. Понимает интонацию, когда его хвалят или, наоборот, укоряют. Начинает лепетать. Сидит самостоятельно, иногда опираясь на одну руку. Умеет ползать по-пластунски. Играет – рвет бумагу, бросает игрушки из кроватки, развязывает широкие ленты.

8 месяцев. Проявляет интерес, удивляется, увидев незнакомый предмет. Слова «На», «Дай», «Где?» – понимает хорошо. Говорит отдельные слоги, лепечет. Садится самостоятельно, может вставать на четвереньки, на колени, у опоры может вставать на ножки. Хлопает в ладоши, машет «до свидания», просится на ручки. Разбирает пирамидку, может складывать мелкие предметы в банку, коробку.

9 месяцев. Выполняет просьбы, например: «поцелуй папу», «возьми куклу», «дай ручку». Говорит отдельные слова. Возле опоры встает на ноги. Мелкий предмет может брать двумя или тремя пальцами. Любит играть: ищет спрятанный предмет, стучит игрушкой о кроватку, играет с музыкальными игрушками.

10 месяцев. Если назвать ему предметы – показывает на них. Узнает некоторые мелодии. Повторяет слова, сказанные взрослым. Может ходить, держась за две руки. Показывает, где у него ручки, ножки, носик, глазки. Собирает пирамидку. Бросает мячик, катает машинку. На протяжении 10-20 минут способен играть самостоятельно.

Читайте также:  Проблема психического развития ребенка в психоанализе з фрейда

11 месяцев. С интересом рассматривает незнакомую обстановку. Выполняет просьбы, например: «Принеси мячик». Пытается что-то сообщить взрослым, произнося слова на «своем» языке. Ходит, держась за одну руку взрослого. Начинает понимать слово «нельзя». Может играть сам, но с особым удовольствием откликается на предложение взрослого поиграть.

12 месяцев. Может узнавать предметы на картинке. Подражает мяуканью кошки, лаю собачки и другим звукам. Говорит 8-10 слов. Самостоятельно ходит, может присесть и встать. Жалеет маму, если она ударится. Пользуется ложкой.

Сенсомоторное развитие детей

Сенсомоторное развитие детей – это фундамент умственного развития. Недостаточное сенсомоторное развитие может стать причиной всевозможных сложностей.

Все знают, как важно развивать у ребенка мелкую моторику. Дело в том, что зона пальцев связана с речевым центром. Развивая пальчики, мы готовим малыша к освоению не только устной речи – такому ребенку в дальнейшем будет легче научиться писать, освоить грамоту.

Сенсомоторное развитие детей – игры

Попробуйте насыпать в коробку или непрозрачный мешочек разные мелкие предметы и попросите, чтобы ребенок вытаскивал то, что вы ему скажете, находя предмет наощупь. Малышу понравится раскладывать бусинки по цветам (под наблюдением взрослого!). Можно выкладывать дорожки или геометрические фигуры из бисера. Хорошее упражнение – нанизывание прищепок на веревку. Отлично развивает мелкую моторику лепка из пластилина или теста, а чтобы было интереснее – можно украсить вылепленную фигурку бусинами или бисером. Попробуйте еще рассыпать бусы и попросить ребенка нанизать бусинки на леску.

Ирина Шаповалова

Источник

Раиса Алексеевна Исакова
Сенсомоторное развитие.

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно.

Ребёнок растёт,начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

Особенности сенсомоторного развитияв младенческом возрасте:

– Складывается акт рассматривания предметов;

– Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;

– Устанавливаются зрительно-двигательные координации;

– Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов.Показательный пример: мы идём по улице,глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

Ещёпример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будет, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.

Ещёпример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», – писал Л. Н. Толстой.Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом,его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год 8месяцев

Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, – отмечал Л. С. Выготский, – необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

Игры по познавательному развитию детей.

«Угадай-ка» – создание проблемной ситуации.

«Подумай-ка» – дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.

«Узнавай-ка» – решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.

«Делай-ка» – знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.

«Запоминай-ка» – проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.

«Упражняй-ка» – тренировочные упражнения.

Игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз», но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Игры – занятия по познавательному развитию лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

Игра: «Найди шарик»развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Скок-скок», «Спрячь в ладошку», «Спрячь в коробочку»). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом,дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

Игра «Весёлые крышки»

Цели: – учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.

– воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

Игра «Цветные шарики»

Цели: – учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;

развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память;

– воспитывать учебные навыки.

Игра «Будь внимателен»

Цели: – учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания;

– закреплять знания цветов, развивать точность движений рук, зрительно- двигательную координацию.

Игра «Забавные прищепки»

Цели: – учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;

развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.

– воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д.В задачи обучения и воспитания входит:

Читайте также:  Влияние состояния здоровья ребенка на его развитие

– учить выделять и называть основные цвета и формы;

– учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно (при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательного (при восприятии плоскостных форм или объектов). Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «укусить» за пальчик.

Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

Игра «Солнышко»

– Смотрит солнышко в окошко,

– Смотрит в нашу комнату.

– Мы похлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

– Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышко мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

Игра «Ёжик»

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлки зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой – чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

Игра «Змея в траве» – Дети по образу прикрепляют к прищепке два круга – это глаза змеи. Далее к этой прищепки прикрепляются все остальные друг за другом в длину, зигзагообразно. К картону зелёного цвета любой формы дети прикрепляют зелёные прищепки, так получается трава. В заключении можно «положить змею в траву», послушать, как она шипит (дети произносят звук (ш) громко и тихо, долго и кратко, придумать про змею сказку и т. д.

Учитывая особенности наших воспитанников,необходимо:

Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Но ведь можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.

В статье использовались труды: Л. А. Савелова- (воспитатель, Г. Е. Блинова -(воспитатель, Ф. Р. Елагина –(учитель- дефектолог)

О. Н. Писковенко-(учитель-дефектолог, Е. В. Левинская-(учитель-дефектолог, И. А. Фролова- (учитель-логопед) С. Б. Горбушина- (учитель- дефектолог, А. В. Наумова- (учитель-дефектолог).

Источник