Психомоторное и речевое развитие ребенка с дцп
Психомоторное развитие ребёнка – довольно сложный процесс. В его основе лежит генетическая программа, которая реализуется в условиях устойчивой смены средовых факторов (Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни Москва “Медицина”, 1981. С.3).
У детей с церебральным параличом, отечественные и зарубежные клиницисты в своих исследованиях наблюдают замедленное созревание психомоторных функций.
В зарубежной и отечественной литературе специальные психологические изучения особенностей развития сенсорных, когнитивных и интеллектуальных процессов при ДЦП представлены крайне недостаточно. Отдельные авторы полагают, что недоразвитие моторики оказывает отрицательное воздействие на познавательные процессы. Данные исследования свидетельствуют нам о том, что нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентировки при ДЦП обусловлено двигательной недостаточностью. А с ростом степени тяжести дефекта эти нарушения более выражены.
Выделяют 3 фактора, влияющих на когнитивное развитие детей с ДЦП.
1) другая основа взаимосвязи сенсорного и когнитивного развития;
2) они более ограничены в своих исследовательских возможностях, а также в приеме, хранении и воспроизведении информации, адекватной уровню их развития;
3) эмоционально-мотивационная сфера надломлена болезненными переживаниями из-за длительного нахождения в больнице, сложных взаимоотношений с родителями и окружающими.
Ввиду того, что при ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, которые обусловливают специфику психического развития детей, разберём некоторые особенности развития двигательной сферы при этой патологии.
Нарушение двигательных функций. Двигательные нарушения при ДЦП существуют с рождения и тесно связаны с сенсорными расстройствами, а также недостаточностью ощущений собственных движений, что является особенностью двигательных функций. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития. Если такое отклонение оставить без надлежащей коррекционной работы, то неблагоприятное воздействие будет распространятся на весь ход вырабатывания нервно-психических функций ребенка (Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный парлич СПб., Изд-во “Дидактика Плюс”, 2001. С.31-32).
Преимущественное поражение того или иного отдела головного мозга обуславливает такие двигательные расстройства как парезы и параличи, нарушения тонуса мышц по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии и т.д. К двигательным нарушениям причисляют также различные формы гиперкинезов: хореоатетоз, хореические гиперкинезы, атетозы, дрожание, торсионный спазм (Никитина М.Н. Детский церебральный паралич Москва “Медицина”, 1979. С.21).
Для детей с ДЦП свойственно нарушение формирования всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивная деятельность.
У отдельных детей при не резко нарушенном мышечном тонусе наблюдаются явления апраксии(неумение выполнять целенаправленные практические действия). Для таких детей трудно получить навыки самообслуживания: одевание, раздевание, застегивание пуговиц, зашнуривание ботинок и т.п.
Замедленность и несформированность двигательных навыков и умений, которые так необходимы в учебной и трудовой деятельности, являются существенными проявлениями при ДЦП. На начальных этапах обучения, для отдельных учащихся присуща неустойчивая ходьба и необычная поза тела. Также может иметься плохая координация движений и несформированность реакций равновесия. У некоторых детей нарушения моторики осложняются насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плечей, гримасами лица и т.д. Данные нарушения могут возрастать при волнении и испуге, внезапном обращении к ребенку, а также при стремлениях выполнять те или иные целенаправленные действия.
Во время формирования трудовых и бытовых навыков значительно проявляются также дефекты моторики рук. На уроках труда таким детям без специальной коррекции трудно работать с пластилином: они не могут его раскатать, слепить различные фигурки, разделить на части. При работе с природным материалом и бумагой они ощущают особые трудности. Это объясняется насильственными движениями и невозможностью соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей.
Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом выражаются в их затруднениях на занятиях физической культуры. Дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, осуществить движения слитно и в нужном темпе, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения в нужной амплитуде движений, согласовать движение рук, туловища и ног.
Дети при упражнении с различными предметами могут испытывать следующие трудности:
1) затруднен захват и удержание предметов различной формы и величины;
2) нарушена точность передачи и броска предметов и т.п.
Такие двигательные действия как бег, прыжки, лазанье бывают невозможны вследствие нарушения двигательной сферы. Во время выполнения физических упражнений у детей с церебральным параличом отмечается нарушение дыхания; оно становится поверхностным, аритмичным, что еще более затрудняет выполнение упражнений.
Говоря о двигательных расстройствах у детей с ДЦП можно сделать вывод о том, что такие нарушения отрицательно влияют на весь ход их психического развития. А также плохо формируются навыки самообслуживания, учебной и трудовой деятельности (Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный парлич СПб., Изд-во “Дидактика Плюс”, 2001. С.32-35).
Нарушение речевых функций.Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии.
Дизартрия– нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
При дизартрии главным дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи. Оно связанно с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Особенностью дизартрии при ДЦП, отражающей общность нарушений скелетной и речевой мускулатуры является недостаточность кинестетического восприятия. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляции, а это в свою очередь затрудняет выполнение целенаправленных действий и усиливает нарушения звукопроизношения.
Еще в 1928 г. В.М. Бехтерев отметил связь движений руки с речью. Он отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основании исследований проведённых М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движения пальцев рук стимулируют ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка (Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный парлич СПб., Изд-во “Дидактика Плюс”, 2001. С.92-93).
Кроме речевых расстройств по типу дизартрии у детей с церебральным параличом могут появляться алалии.
Алалия– отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Чаще, алалия наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патологический процесс и верхних конечностей. Частота алалии около 3-5% у детей с церебральным параличом. Патогенез связан с двумя факторами:
1) повреждение корковых механизмов речи из-за влияния различных экзогенных вредностей (гипоксический и травматический факторы во внутриутробном периоде и в родах, перинатальные энцефалиты и т. д.). Данные факторы могут также являться причиной детского церебрального паралича;
2) вторичное недоразвитие корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации, а также в связи с нарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которых ДЦП осложняется нарушениями слуха (гиперкинетическая форма заболевания).
Нарушение письменной речи. При ДЦП вследствие разнообразной локализации поражения мозга и нарушений его созревания, могут отмечаться все известные формы дисграфии и дислексии (Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный парлич СПб., Изд-во “Дидактика Плюс”, 2001. С.102-103).
Дислексия и дисграфия обычно встречаются вместе. Такие нарушения письма могут объяснятся задержкой в формировании определенных функциональных систем, которые важны для освоения письменной речи. Этому могут способствовать неблагоприятные фактороры, действующие в различные периоды развития ребенка (Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. М.: АРКТИ, 2005. С.11).
Зеркальность, является особенностью нарушений письма у детей с церебральным параличом. Она проявляется на начальных этапах обучения. Она наблюдается наиболее часто у детей с правосторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа налево и асимметричные буквы изображают зеркально.
В письме могут проявляться такие нарушения как пропуски слогов и букв, смешение и замена согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции (Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич СПб., Изд-во “Дидактика Плюс”, 2001. С.102-103).
Описывая особенности психомоторного и речевого развития детей с ДЦП мы можем сделать вывод о том, что взаимосвязь психических и моторных процессов нарушена, что в свою очередь ведёт к изменениям в функционировании организма ребёнка, его приспособлении к окружающей среде и несформированности навыков самообслуживания.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся: 1. неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП; 2. выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы; 3. сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: 3. вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; 4. затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.
3 слайд
Описание слайда:
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
4 слайд
Описание слайда:
При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20—25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких случаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.
5 слайд
Описание слайда:
При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство).
6 слайд
Описание слайда:
Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции т. е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
7 слайд
Описание слайда:
Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемое™ психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.
8 слайд
Описание слайда:
У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.
9 слайд
Описание слайда:
У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных) . Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими.
10 слайд
Описание слайда:
Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребёнку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально – волевой сферы.
11 слайд
Описание слайда:
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Выраженные двигательные, речевые и психические нарушения трудно поддаются коррекции и нередко служат причиной тяжелой инвалидности. ДЦП – тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Поражение этих структур отрицательно влияет на процесс формирования речи.
12 слайд
Описание слайда:
В клинике детского церебрального паралича речевые расстройства занимают значительное место, их частота составляет от 65% до 85%. Наиболее частым расстройством является дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата).
13 слайд
Описание слайда:
При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов.
14 слайд
Описание слайда:
Нарушения речи у детей с церебральными параличами включают фонетико-фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка; нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с церебральными параличами; все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.
15 слайд
Описание слайда:
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются: развитие речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения.
16 слайд
Описание слайда:
Логопедическая работа при ДЦП проводится в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами, методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является сложным составным комплексом в общих лечебных мероприятиях. В задачу учителя-логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития.
17 слайд
Описание слайда:
Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает развитие и коррекцию слухового восприятия, развитие и коррекцию зрительного восприятия, развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов
18 слайд
Описание слайда:
Коррекционно-педагогическая работа включает в себя следующие разделы: Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата. Формирование правильной артикуляции звуков и их автоматизация в различных формах речи. Формирование интонационной выразительности речи. Формирование восприятия устной речи.
19 слайд
Описание слайда:
Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие эмоциональных реакций; развитие движений руки и действий с предметами; формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
20 слайд
Описание слайда:
В школьном возрасте необходимо практическое ознакомление детей с наиболее простыми способами образования основных лексико-грамматических разрядов слов, что способствует преодолению стойких языковых затруднений. Необходимо постоянно развивать мотивацию речевого высказывания через воспитание стремления к общению. Уже на начальных этапах обучения для стимуляции развития связной речи детям дают первичные сведения о языке, так как сознательное осмысление ускоряет развитие соответствующих умений и навыков.
21 слайд
Описание слайда:
Занятия начинают с расслабления мышц артикуляционного аппарата, для чего используют приемы, направленные на расслабление мышц шеи, губных мышц, мышц языка, расслабляющий массаж лица. Дальнейшая работа включает артикуляционную, дыхательную гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса, работу над звукопроизношением.
22 слайд
Описание слайда:
Разнообразие упражнений при работе над звукопроизношением с детьми с церебральными параличами зависит от формы дизартрии. Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.
23 слайд
Описание слайда:
Список литературы 1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988. 3. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995. 4. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. Л., 1977. 5. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997. 6. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие. М., 2003.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-282259
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник