Психомоторика развития ребенка до года

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Читайте также:  Развитие ребенка в изобразительной деятельности от рождения до школы

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Читайте также:  Рисунки для развития ребенка грудного

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: https://www.baby.ru/

Источник

Каждая мама следит за развитием своего малыша и хочет, чтобы он рос здоровым. Молодым родителям важно знать, когда их ребенок начнет держать голову, сидеть, встанет на ножки. Комплекс двигательных навыков и психических реакций обозначается термином «психомоторное развитие».

Чтобы определить, соответствует ли формирование психики и моторики младенца его возрасту, нужно сравнить параметры его развития со средними показателями, которые считаются нормой. Особое значение психомоторное развитие имеет в первые 12 месяцев жизни.

Календарь психомоторного развития малыша от рождения до года

Учитывая показатели развития множества здоровых малышей, сотрудники ВОЗ разработали календарь психомоторного развития детей, который отражает основные навыки и рефлексы младенцев в соответствии с возрастом. Основные критерии календаря:

  • эмоциональные и поведенческие реакции;
  • голосовые реакции и речевое развитие;
  • сенсорные навыки;
  • рефлексы и двигательная активность.

С рождения и до 1 года дети развиваются наиболее интенсивно. Основные показатели и достижения малышей первого года жизни по месяцам можно увидеть в таблице.

Возраст (месяцев)Двигательная активность, рефлексыСтатические навыкиСенсорное развитиеГолосовые и речевые навыкиЭмоциональная сфера, поведение
1Развиты врожденные рефлексы (сосательный, хватательный).Может удерживать голову в горизонтальном положении, к концу периода может лежать на животике.Ребенок начинает прислушиваться, сосредотачиваться на определенных звуках, вздрагивает от резких шумов. В этот период он способен непродолжительное время рассматривать окружающие предметы, останавливает взгляд на необычных вещах.Появляются отдельные гласные звуки, начинается «гуление».Малыш проявляет недовольство при возникновении раздражителей в виде громкого звука или яркого света, на мгновение фиксирует взгляд на лице человека.
2Для этого этапа характерны повороты головы во все стороны.Формируется навык удерживания головы в вертикальном положении (несколько секунд).Появляется способность продолжительное время следить за перемещающимся объектом. Грудничок улавливает звуки, сосредотачивается на них, поворачивает голову в сторону источника звука.Младенец часто «гулит», звуки становятся разнообразными.Малыш фиксирует взгляд на лице, даже если оно перемещается, улыбается, когда с ним кто-то говорит, узнает голоса близких, радуется при появлении мамы.
3Постепенно пропадают безусловные рефлексы, свойственные новорожденным. Младенец тянется в сторону привлекшей внимание игрушки.Мышцы шеи развиты хорошо, ребенок отлично удерживает голову. Малыш начинает опираться на колени в лежачем положении.Активная реакция на звуки и привлекающие внимание яркие предметы. Частое и длительное сосредоточение на новых, необычных вещах.Из звуков составляются целые цепочки, дитя активно и продолжительно «гулит».В ответ на обращение родственников появляется улыбка, эмоции взрослых вызывают у малыша комплекс оживления.
4Возникают первые контролируемые движения рук, малыш более уверенно берет и держит игрушки. Появляется навык переворота со спинки на бок.Первые попытки опереться ножками при нахождении в вертикальном положении. Лежа на животе ребенок хорошо опирается на предплечья.Хорошая фиксация на звуках и предметах. Младенец начинает рассматривать игрушку, находящуюся в его руке.«Гуление» может напоминать распевание. Звуковые сочетания варьируются, меняется сила и интонация издаваемых звуков. Малыш пробует произносить звуки, формируемые губами, такие как «б» и «м».Громкий смех и крики радости возникают при эмоциональном обращении близких людей к малышу. По-прежнему ярко проявляется комплекс оживления при контакте с хорошо знакомым человеком.
5Первые перевороты со спины на животик, протягивание руки к любимой или новой игрушке.Дети пробуют стоять при поддержке за подмышки. Опорой становятся кончики пальцев ног.Все больше привлекают внимание предметы ярких расцветок. Возникает желание тактильного изучения предметов.Звуки приобретают ритмичность, образуют уверенные цепочки.Проявление радости при встрече с другими малышами. Ребенок различает интонации взрослых, понимает ласковое обращение и строгое. Распознавание родных и посторонних людей становится более дифференцированным, может возникать страх и плач при виде незнакомых людей.
6Попытки перевернуться с живота на спину. Перенос предметов из руки в руку.Опора на вытянутые руки лежа на животе. Малыш начинает самостоятельно сидеть.Слежение за упавшей игрушкой.В полгода малыш начинает лепетать, менять интонацию, появляется выразительность, меняется тональность.Формируется стандарт поведения со своими и чужими.
7Координирует руки и ноги, играет с собственными ножками в положении лежа. Активно тянется к игрушкам, когда сидит или переворачивается.Малыш сидит на твердой поверхности, держит спинку, пытается пружинить на ножках, может стоять на стопе при поддержке.Меняет положение тела, когда нужно дотянуться до игрушки.Лепет совершенствуется.Проявляет требовательность, когда хочет внимания к себе, манипулирует при помощи плача, копирует движения взрослого.
8Берет игрушки в обе руки одновременно.Появляется навык ползания при помощи рук. Ребенок сам ложится и садится.Малыш кивает, мотает головой, выражая согласия и отрицание.Произношение слогов «ба», «ма», «да».Активно развиваются эмоциональные реакции на обращение взрослых.
9Намеренно бросает предметы, может самостоятельно играть.Уверенно сидит, стоит с поддержкой за руки.Откликается на имя. Музыка вызывает желание танцевать.Соединение одинаковых слогов «мама», «папа», «баба».Возникает желание контактировать с людьми на уровне эмоций и игры. Копирование действий других малышей. Выполнение просьб «дай» и «возьми».
10Совершает целенаправленные действия, складывает пирамидку, открывает и закрывает крышки. Появляется захват большим и указательным пальчиками.Может переступать при поддержке за одну руку. Хорошо ползает, стоит с опорой.Имитирует поведение взрослого.Первые простые слова, которые употребляются в соответствии с ситуацией.Копирование взрослых, взаимодействие с другими детьми в игре, развитие мимики.
11Щипковый захват предметов подушечками двух пальцев.Устойчивость без опоры, ползание на четвереньках. Шаги с поддержкой за ручки.Понимает запрещающие слова, выполняет просьбы.Появляются слова из двух разных слогов.Приветствие и прощание рукой.
12Игра с игрушками длится более часа.Ходьба с опорой на стену и самостоятельно.Понимает сложные просьбы, узнает места, где бывает часто.Словарный запас 5-8 слов.Делится игрушками, ищет спрятанное. Целует и обнимает близких.
Читайте также:  Детский сад центр развития ребенка в омске 378

Психомоторное развитие недоношенных малышей

Психомоторное развитие ребенка, родившегося раньше срока, может формироваться медленнее, чем у сверстников, появившихся на свет в срок. В первые 6 месяцев жизни у недоношенных младенцев психические функции и моторные навыки развиваются менее активно и отстают от показателей, указанных в календаре ВОЗ. Однако к 8-9 месяцам такие малыши могут достичь необходимого уровня по всем критериям.

В 1-1,5 года задержка в формировании моторики у преждевременно рожденных детей полностью ликвидируется. К 18 месяцам эти дети способны понимать речь в соответствии с возрастом, но активное использование собственной речи и запас слов может по-прежнему не соответствовать норме.

Словарный запас и речь недоношенных детей полностью формируются к 3 годам, если родители уделяют ребенку достаточное количество времени. Если к этому возрасту отставание в психомоторном развитии все еще ощущается, то ребенку требуются коррекционные занятия.

Причины и симптомы задержки

Задержка психомоторного развития может проявляться у малышей различными симптоматическими комплексами. Среди основных симптомов выделяют:

  • эмоциональную неустойчивость;
  • социальную незрелость;
  • нарушение когнитивных функций (память, восприятие, внимание).

Причины таких отклонений могут быть обусловлены врожденными или приобретенными патологиями. Если задержка в развитии отмечается у малышей от 1 до 12 месяцев, то она может проявляться в результате осложнений, возникших в период внутриутробного формирования плода (плацентарная недостаточность), во время родов (асфиксия) или сразу после рождения (ядерная желтуха).

Часто причинами отставания становятся генетические патологии (синдром Дауна) и наследственные нарушения обменных процессов (фенилкетонурия), длительно протекающие соматические и инфекционные заболевания, отклонения в работе эндокринной системы. Кроме того, задержка в психическом развитии может быть следствием недостатка внимания и ухода за малышом в раннем периоде.

Возможные последствия задержки

Задержка в развитии психомоторных функций может приводить к различным последствиям. В случае оказания своевременной помощи и лечения малыш полностью компенсирует отставание и достигает уровня развития, соответствующего возрасту.

При длительном отсутствии коррекционных занятий у детей может нарушиться процесс адаптации к окружающей среде, так как задержка в формировании моторики до 6 месяцев нарушает процесс знакомства с окружающим миром, поэтому страдает и психическое развитие. В некоторых случаях, при отсутствии лечения, такое отставание становится причиной установления инвалидности, поэтому родители и врачи должны внимательно следить за формированием необходимых навыков у малыша в течение первого года жизни.

Занятия на развитие психомоторных процессов

При диагностировании у ребенка задержки психомоторного развития специалисты рекомендуют родителям подобрать программу, которая поможет сформировать у малыша необходимые психические и моторные навыки. Существуют специальные комплексы занятий, разработанные для детей первого года жизни.

В коррекционных занятиях используются методы, направленные на развитие сенсорных навыков малыша, его мелкой моторики и двигательной координации. Педагог, занимающийся с ребенком, должен также прилагать усилия в направлении речевого развития, выработки коммуникативных навыков. Общение с малышом во время занятия строится в игровой форме, активно задействуются игрушки и другие обучающие материалы.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Источник