Психомоторика и сенсорное развитие ребенка

Психомоторика и сенсорное развитие ребенка thumbnail

Развитие психомоторики и сенсорных процессов – программа психокоррекционной работы с обучающимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Сенсорное развитие

  • Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его зрительного и слухового восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе; эмоционального состояния человека.

  • Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, а также необходимо для овладения основными предметами в школе и многих видов трудовой деятельности.

  • С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – воображение, мышление, запоминание – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки.

Психомоторика

Психомоторика — это процесс, обобщающий психику с ее выражением — мышечным движением.
Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.

Психомоторика не особая форма отражения; она — завершение и выражение движениями различных психических процессов. Это не всякое мышечное движение человека — например, дрожь от холода. Но всякое рабочее движение, т. е. движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики.

Принципы организации коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми в нашей школе определялись в зависимости от характерных особенностей проявления пониженной обучаемости, от общих особенностей их психического развития, а также состояния здоровья. 
         Коррекционно-развивающие занятия проводились в одно и то же время, в первой половине дня, после отдыха или прогулки. Нагрузка на нервную систему детей распределялась так, чтобы они не чувствовали усталости. Для этого чередовались различные виды деятельности. В ходе занятий применялись следующие формы подачи материала, который необходимо было усвоить: подвижные, графические и настольные игры, схемы, рисунки, загадки, логические задачки и т. д. Методика их проведения тщательно продумывалась. Задания усложнялись постепенно: от наиболее легких к более сложным. С обучающимися, не успевающими выполнять по каким-то причинам отдельные задания, велась индивидуальная дополнительная работа по ранее заготовленным карточкам. Специально подбирались меры и средства влияния на каждого ребенка. При выполнении задания, действия, участия в играх, поддерживались и поощрялись словесно любые проявления детской инициативы. Важнейшим принципом в работе с умственно отсталыми учащимися, направленном на компенсацию дефектов их психического развития, было стремление научить детей видеть необычное в ближайшем окружении, вызвать желание узнать, научить спрашивать, развивать словарный запас. Работа в направлении умственного развития постоянно дифференцировалась и усложнялась. Так, если основная цель на начальном этапе коррекционных занятий состояла в том, чтобы пробудить у умственно отсталых детей любопытство по отношению к занятиям, к играм и упражнениям, то постепенно они вовлекались в деятельность, связанную с изучением окружающего мира, во время которой велась работа по формированию любознательности, активности, наблюдательности, развитию обшей моторики. 
         Пристальное внимание уделялось коррекции и развитию мелкой моторики рук. В научной литературе существует точка зрения, что управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи. Прогресс в развитии двигательного анализатора, являющегося аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребенка (Кольцова М. М.). Для развития движений руки на занятиях использовались традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы. 
         Специально корректировались особенности речевого опосредования выполняемых детьми действий и операций, так как речь является орудием мышления. Из-за отставания и дефектов видов и функций речи, дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Стремясь восполнить этот пробел в развитии и коррекции, мы старались, чтобы получаемые ими сведения об окружающем мире, они могли выразить в слове, о любом предстоящем действии могли бы рассказать. 
         Таковы были наиболее значимые принципы организации коррекционно-развиваюшей работы с умственно-отсталыми детьми на занятиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ программы: Развитие психических процессов, моторики у детей с отставанием в развитии через специально – организованную игровую деятельность.

ЗАДАЧИ:

  • Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения

  • Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • Формирование пространственно-временных ориентировок;

  • Развитие слухоголосовых координаций;

  • Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов)

  • Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий;

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю.

  • Продолжительность каждого занятия 30-40 минут.

  • Необходимо светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр на ковре

  • Музыкальное сопровождение

  • Парты или столы для письменных работ в тетрадях

  • Проведение занятий должно сочетаться с созданием особого психологического климата в группе учащихся.

  • Необходимо строить занятия с учётом специфических особенностей развития умственно-отсталых детей.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

Каждое занятие состоит из 3 частей: разминка, основная и заключительная.

РАЗМИНКА:

ЦЕЛИ: 
1. Создание положительного, рабочего настроя в группе. 
2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.

В разминке используются:

  • Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие.

  • Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации равновесия)

  • Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки)

  • Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох – задержка – выдох – задержка).

  • Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.

  • Стимулирующие упражнения (Упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук).

  • Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации (Упражнения, обучающие ребёнка необходимым приёмам релаксации)

  • Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрения)

  • Повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрение

  • Работа с телесными патологическими установками (челюсть рта, губы, язык, зрение)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ЦЕЛИ: 
1. Развитие познавательных и сенсорных процессов. 
2. Коррекция эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики.

План:

  • Работа по теме занятия

  • Физкультминутка

  • Работа в тетради (если это необходимо по теме занятия)

  • Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания, памяти, мышления, восприятия, мыслительных операций и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

ЦЕЛИ: 
1. Проверка полученных на занятии навыков. 
2. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии. 
3. Подведение итогов прошедшего занятия.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны

  • Узнавать предметы по заданным признакам

  • Сравнивать предметы по внешним признакам

  • Различать и уметь находить цвета и оттенки цветов, формы

  • Классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению

  • Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам

  • Практически выделять признаки, свойства объектов и явлений

  • Давать полное описание объектов и явлений

  • Различать противоположно направленные действия и явления

  • Видеть временные рамки своей деятельности

  • Определять последовательность событий

  • Распознавать эмоции

  • Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции

  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия

  • Опосредовать свою деятельность речью

МЕТОДИКИ для
Диагностики психомоторики

  • Оценка одновременности движений;

  • Оценка динамической координации;

  • Оценка статического равновесия;

  • Оценка быстроты движений;

  • Кинестетический праксис;

  • Оральный праксис;

  • Владение частями тела;

ИССЛЕДОВАНИЕ
сенсорных процессов

  • Зрительное восприятие: узнавание реалистических и контурных изображений, зашумлённых и наложенных;

  • Сформированность образных представлений

  • Восприятие формы: называние геометрических фигур, группировка предметов;

  • Цветоразличение: раскладывание, показ цветов спектра;

  • Восприятие величины: раскладывание картинок, ранжирование по признаку;

  • Слуховое восприятие: ритмические рисунки, реальные шумы и звуки, музыкальные произведения; словесные инструкции, определение начального звука в слове.

  • Восприятие времени: ориентировка в текущем времени, прошедшее и будущее:

  • Восприятие эмоций;

         Проводимая в течение учебного года работа по различным направлениям позволяет сделать нам следующие выводы:

  1. Изучение особенностей психического развития детей-олигофренов является большой и сложной проблемой, над которой работали многие ученые. Исследования известных психологов Выготского Л. С, Рубинштейн С. Я., Шиф Ж. И., и других показали, что умственное развитие детей – олигофренов при его своеобразии протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей. 

  2. При коррекционном обучении у таких детей развиваются виды сложной психической деятельности, такие как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, произвольная память, сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения. 

  3. Появление интереса к обучению у учащихся-олигофренов также в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов. 

  4. Использование на занятиях игровой деятельности детей влияет на формирование произвольности психических процессов. В школе игра пропитывает собой всю деятельность ученика. Она имеет внутреннее продолжение в школьном обучении и труде, помогает ребенку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках Игра – это серьезная и ответственная деятельность детей. 

  5. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает повторить уже изученный материал без монотонности и скуки. 

  6. Игра служит методическим приемом, с помощью которого можно заинтересовать каждого ребенка-олигофрена, привлечь его внимание к учебной деятельности, так как их психо-физиологическое развитие существенно отличается от развития нормальных сверстников. Она активно действует на познавательную деятельность умственно-отсталых школьников. 

  7. Работая в данном направлении с учащимися я убедилась на практике, что если с умственно отсталыми учащимися проводить целенаправленно занятия по коррекции памяти, внимания, мышления, восприятия, и т.д., то их познавательная деятельность активизируется и станет более продуктивной. Именно в игровой деятельности у умственно отсталых учащихся появляется познавательный интерес. Она является важным источником развития. 

  8. Теоретическая модель изучения и коррекции познавательной деятельности в специально созданных группах оправдала себя. Проводимые занятия действительно влияют на коррекцию познавательной деятельности умственно отсталых школьников. 

  9. Полученные в ходе целенаправленной работы данные могут быть использованы в дальнейшей работе с умственно отсталыми детьми. Разработанные Программы могут оказаться полезными и использоваться в дальнейшем, в практике работы с 1-3 классами в специальной / коррекционной / общеобразовательной школе.

         Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что в результате проводимых занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации умственно-отсталых детей в обществе.

Районное методическое объединение педагогов-психологов Боханского района

ДОКЛАД

Развитие психомоторики и сенсорных процессов – программа психокоррекционной работы с обучающимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Подготовила Маликова Э.Б.

педагог-психолог МБОУ Укырская СОШ

с.Укыр, 2014

Источник

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Движения  (в том числе речь и письмо) — главное средство взаимодействия человека с окружающим миром. Двигательный акт — внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность человека завершается движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Отражение через мышечные движения деятельности человека (в том числе внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) называется психомоторикой.
Базовым для развития психомоторики, всех высших психических функций является сенсомоторный уровень: сенсорика (от лат. sensus — чувство, ощущение) — психический процесс; моторика — двигательная активность.
Психомоторное развитие создает потенциал для познавательной деятельности ребенка. Очевидно, что совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций — эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции, что составляет основу для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, математическими знаниями, письмом.
Сенсомоторные координации начинают функционировать с рождения. В дошкольном возрасте необходима их постоянная тренировка.

Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, С.Н. Николаевой, Л. А. Парамоновой, Г.А.Тумаковой, Т.В.Христовской, А.И.Максакова, О.С.Ушаковой,, Е.М.Струниной, показали важность создания в образовательном   учреждении условий, обеспечивающих развитие у детей мелкой моторики рук и осязания, связанное с формированием познавательных интересов.

Цели нашей работы в этом направлении: развитие и коррекция сенсорных процессов , психомоторики, познавательной деятельности; формирование пространственных представлений; развитие умений и навыков, организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей, которые реализуются в нескольких задачах:

1. Развитие познавательной деятельности, развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.
2. Развитие сенсорных процессов;
3. развитие зрительно-моторной координации; развитие вестибулярного аппарата;
4. Освоение мелких движений;
5. Укрепление кистей рук и пальцев, развитие ловкости движений
6. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль 7.отработка навыка мышечного расслабления;
8. развитие сбалансированной работы правого и левого полушарий головного мозга;
Методы, используемые в работе:

а) методы организации и осуществления чувственного восприятия  объектов (наглядные);
б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические)

Приемы:

– разминка (речевые, двигательные, голосовые );
– рассматривание рисунков, предметов;
– свободное и тематическое рисование;
– упражнения подражательного, творческого характера;
– конструирование; лепка; изготовление аппликаций из различных материалов;
– схематическое изображение предметов;
– игровые ситуации; создание проблемных ситуаций
– обсуждение прочитанного; заучивание стихотворений.

Коррекционно-развивающая работа  проводится педагогом-психологом  по основным направлениям: 

  1. развитие сенсорных и моторных функций;
  2. развитие интеллектуальных функций;
  3. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  4. формирование, критичности, оценки и самооценки.

В занятия включаются :

  1. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс   в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. (повышающие энергетический потенциал: самомассаж  ушных раковин, стоп, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и др.) 

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

  1. массаж кистей рук, работа с пальцами рук (пальчиковая гимнастика, массажный мячик).

 Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

«Путешествие по телу» я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь – погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!

Массаж биологически активных зон «Снеговик»  (для профилактики простудных заболеваний).

 Раз – рука, два – рука.    (Вытянуть вперед одну руку, потом – другую)

Лепим мы снеговика.           (Имитировать лепку снежков.)

Три – четыре, три-четыре,     (Погладить ладонями шею.)

Нарисуем рот пошире,

Пять – найдем морковь для носа,

 Угольки найдем для глаз.        (Кулачками растереть крылья носа.)

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.                      (Приставить ладони ко лбу              «козырьком» и растереть лоб.)

Семь и восемь, семь и восемь –

 Мы плясать его попросим.             (Погладить колени ладошками.)

  1. Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и особенностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия).

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

       “Улыбка”- пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

         “Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

 «Колечко» –  поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь» –  На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка» –  Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

  1. Дыхательные упражнения: (упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка) Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Подуем на снежинку» – вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу.

 «Облако дыхания» – исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники. Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.

  1. Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.

Упражнения для релаксации : способствуют расслаблению, снятию напряжения.  Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость):

«Снеговик» – представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  1. Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, снимают напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

«Глаз – путешественник» – Развесить в разных углах и по группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

  1. Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве. Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.
  2. Упражнения на развитие формы, цвета, величины.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это делает  работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности   на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только  задания  на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения (близорукости, дальнозоркости) и др..

Предложенные занятия позволяют научить детей:

а) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении мелких и крупных движений , выполнять целенаправленные действия руками;
б) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;
в) узнавать и называть эталоны, выделять эталон из множества;
г) соотносить эталон с признаком предмета;
д) определять последовательность событий;
е) ориентироваться в пространстве  и др…..

С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые практические  работы.. Во время занятий мы создаем для детей игровые ситуации, что повышает их мотивацию. Например, мы кладем рисунок под прозрачную пленку, и ребенок обводит существующий рисунок и раскрашивает его через пленку. Затем мы достаем «оригинал», ребенок видит, что он сделал, и это доставляет ему большое удовольствие.

      Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития

        Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.  Основные задачи физминутки – это:

  1. снять усталость и напряжение;
  2. внести эмоциональный заряд;
  3. совершенствовать общую моторику;
  4. выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, активизируется имеющийся словарный запас.

Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости. Элементы психофизической гимнастики используются, например, так: дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Предлагаем вашему вниманию конспект занятия в средней группе. Приложение 1

  1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
  2. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
  3. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.
  4. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
  5. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998. 85 с
  6. . М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим». Оздоровительные и познавательные занятия для   детей   подготовительной группы детского сада.
  7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

Источник