Психолого возрастные и физиологические особенности развития ребенка
Слайд 1
« Психолого-возрастные и физиологические особенности развития подростка»
Слайд 2
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Слайд 3
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
Слайд 4
Каждый возраст хорош по-своему . И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности . Не исключением является и подростковый возраст: это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений . В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Слайд 5
Подростковый возраст – это тот период жизни , когда у человека формируются нормы и способы построения общения . И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной, – а главное, свободный переход от одной ее формы к другой.
Слайд 6
Поэтому в данном направлении необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно, поскольку основные психологические новообразования подростков – сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения – формируются в развитых формах общественно полезной деятельности.
Слайд 7
Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков . Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем.
Слайд 8
Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков . Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем.
Слайд 9
Подростковый возраст – пора жизни, когда особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры жизненной позиции . Но для окончательного ее определения у подростка нет еще необходимого гражданского опыта, четкой ориентации в социальных отношениях.
Слайд 10
У студентов колледжа уже есть для этого все предпосылки – их возраст внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Не случайно основным психологическим новообразованием студента-подростка является самосознание.
Слайд 11
У индивида, прошедшего все периоды становления личности, возникают и закрепляются качества, лежащие в основе его мировоззрения и нравственности и необходимые для последующей активной производственной и гражданской деятельности.
Слайд 12
Граница подросткового возраста в медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному: то как 11 – 14 лет , то как 14–18 лет , то как 12-20 лет и т. д.
Слайд 13
С позиций подростковой психиатрии, к этому возрасту наиболее рационально относить весь период полового созревания – от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической самостоятельности – 18 лет .
Слайд 14
С психологической точки зрения, период полового созревания делят на две части негативную и позитивную стадии: в первой из них (до 15 лет) подросток противопоставляет себя другим, особенно старшим, всюду противоречит, не подчиняется установленным правилам и порядкам;
Слайд 15
– в позитивной стадии (с 16 лет) выступает противоположная тенденция к социализации, приобщению к духовным ценностям своего времени, выработке жизненных правил.
Слайд 16
Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка . Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой . Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам . Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков.
Слайд 17
Так , ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать-пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать-тринадцать.
Слайд 18
Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.
Слайд 19
Нарастание веса также имеет определенные закономерности : до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков, с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков , но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц.
Слайд 20
Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы.
Слайд 21
У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.
Слайд 22
У части подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации . В этот период идет становление половой идентичности, сексуальной роли Это очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание – это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка.
Слайд 23
Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой “понимают”.
Слайд 24
Физические и социопсихологические особенности подросткового возраста Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства.
Слайд 25
Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения.
Слайд 26
Переходным подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении. Именно на этот период падает формирование характера, т. е. основы личности . В это же время выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты – способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно называют “трудным” .
Слайд 27
Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.
Слайд 28
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств , выступающих попеременно.
Слайд 29
Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.
Слайд 30
Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
Слайд 31
Суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся: – реакции эмансипации, – группирования со сверстниками, – реакция увлечения (хобби-реакция), – реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением
Слайд 32
Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров – G. Heuyer , J. Dublineau , H. Joli , L. Michaux . В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. К этим реакциям относятся следующие: – реакция отказа, – реакция оппозиции, – реакция имитации, – отрицательная имитация, – реакция компенсации, – реакция гиперкомпенсаци и .
Слайд 33
Внешний вид подростка, душевное состояние подростка Внешний вид подростка – еще один источник конфликта.
Слайд 34
Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.
Слайд 35
Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами , которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Слайд 36
Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.
Слайд 37
Внутренне происходит следующее: У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются.
Слайд 38
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная . Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
Слайд 39
Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять “на все 100”, как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что!
Слайд 40
В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг – является аналогом психотерапевта.
Слайд 41
Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).
Слайд 42
Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вместе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
Слайд 43
Учебная деятельность и образовательное учреждение перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Слайд 44
Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники). В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя. Подростковый период – это настолько интенсивный этап изменений в жизни подростка, что он поглощает его целиком.
Слайд 45
Нужно дать возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну , возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни.
Слайд 46
Индивидуальный подход – первая заповедь воспитателя! Когда речь идет о подростке – она особенно важна
Источник
Психологические и физиологические особенности развития детей дошкольного возраста
Определенному возрасту предназначены свои задачи, своя деятельность. У каждого периода свой круг запросов и интересов, но также и свои ограничения в развитии. Если не использовать в полной мере те возможности, которые присущи конкретному периоду, то в последующие годы очень сложно будет вернуть упущенное.
Дошкольное детство — это достаточно интересный период жизни и развития человека. Это время, когда начинает проявляться личность, где у нее закладываются определенные личностные качества, своя модель поведения.
В момент перехода ребенка из раннего детства в дошкольный период у него начинает формироваться собственное «Я». В последующие годы его роста и развития начинает закладываться определенная самооценка, он начинает понимать свое поведение, начинает искать мотивы для него, ребенок исследует себя и ищет свое место среди других.
Память дошкольника занимает одну из главных позиций в психике ребенка. Именно она определяет остальные процессы. Ведь действительно, процесс мышления очень важен для дошкольника, если он мыслит, значит, думает, вспоминает, рассуждает, может вспоминать свой прежний опыт, а также опираться на него. Воображение занимает далеко не последнее место в психической жизни ребенка. Он начинает мыслить в плане образов и представлений. Можно отметить, что такие понятия как воображение и память имеют достаточно общего. Например, они оба помогают ребенку действовать в плане образов и представлений. Так же одним из главных новообразований является возникновение произвольного поведения. Теперь поведение ребенка начинает соответствовать определенным нормам и правилам.
Одной из главных деятельностей дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Здесь ребенок начинает проживать всё в другой ситуации, берет на себя какие-то функции взрослого человека, но игра проходит в специально созданных для него условиях, чаще воображаемых.
Обратимся к возрастным физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Рост детей может происходить неравномерно— в начале до 4—6 см в год, а затем в период от 4 до 5,5 лет у мальчиков и на 6-м году у девочек рост несколько ускоряется — до 6—8 см в год.
За год ребенок может прибавить в весе 2 кг: за 4-й год жизни — примерно 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — по 2,5 кг. К 6 годам масса тела ребенка примерно равна удвоенной массе его тела в возрасте 1 года.
Для данного периода развития ребенка характерны следующие анатомо-физиологические особенности.
1.Происходит утолщение кожных покровов, однако опасность переохлаждения или перегрева не исчезает.
2.Окостенение костной системы еще не завершилось. Скелет ребенка по форме похож на скелет взрослого человека, но еще не так крепок.
У ребенка до сих пор еще не окончено окостенение костной системы, но по форме его позвоночник уже схож с позвоночником взрослого человека. Очень важно следить за осанкой дошкольника, так как на его еще малоокрепший скелет возрастает весовая нагрузка. Ведь такая болезнь сколиоз может начинать развиваться именно в этот период.
Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста, наряду с удлинением, происходит их рост.
Так как детские кости обладают такими свойствами как эластичность и гибкость, это может повлиять на возникновение травм конечностей и самого позвоночника. Есть так же повреждения, касающиеся брюшной полости, а это почки или печень с селезенкой, которые могу повредиться, например, когда ребенок падает с горки или ударяется лыжами.
Источник
Скрынник Арина Николаевна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Г. Хабаровск
Возрастные, психолого-педагогические и физиологические особенности развития детей младшего школьного, среднего и подросткового возраста
Целью любого воспитания является социализация формирующейся личности, ее всестороннее гармоническое развитие возрастных и индивидуальных особенностей.
Их необходимо учитывать в педагогическом процессе и использовать соответствующие формы, методы и средства воспитания. Так, например, если возможности в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы в детские и юношеские годы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать, вперед осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
В настоящее время в качестве эталона возрастной периодизации жизни индивида остается, возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965 году.
Однако, в связи с изменения в общественной жизни, её социальных институтов, меняется и представление о ребёнке, сроках его взросления, что, в свою очередь, приводит к размыванию возрастных ориентиров.
Рассмотрим подробно особенности психического развития детей младшего школьного, среднего школьного и старшего возраста. Если в годы предшествующие поступлению в школу, основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место в жизни ребенка выходит учёба.
Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания ребенка. Оно становится произвольным, однако, не сразу. Характерной особенностью младшего школьника является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и в исследовании запретных зон. Таким образом, младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.
В среднем школьном возрасте обычно значительно снижена эмоциональная возбудимость. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка данного возраста представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного обучения.
В возрасте от 6 до11 лет мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения ребенка. Ведущим мотивом в средних классах является стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. Возникновение поведения, мотивированного моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками, является также одной из важнейших особенностей этого периода. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков – порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.
Педагогическая эффективность воспитания и обучения хореографией находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание возрастных физиологических особенностей необходимо для определения эффективных методов обучения двигательным действиям, для разработки танцевальных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания творческой работы.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна.
По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 %.
Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб. Примерно к 12 годам форма грудной клетки приближается к взрослым. Мышечная система. В ходе индивидуального развития (онтогенеза) различные мышечные группы развиваются не одновременно (гетерохронно). Наиболее интенсивно мышечная масса нарастает с началом прямохождения, в 15 лет она составляет примерно 33%, в 18 лет соответствует уровню взрослого. Прежде всего, развиваются мышечные группы, наиболее необходимые ребенку на данном периоде жизни. Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет. Наибольшая эффективность развития скорости одиночных движений установлена в 9 – 13 лет. Значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет. Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 – 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 – 10 лет, в 10 – 12 лет она стабилизируется. Под влиянием физических нагрузок все показатели двигательных качеств значительно улучшаются, развиваются раньше и превышают соответствующие показатели в своих возрастных группах.
От возраста также зависит утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в период развивающегося утомления у детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.
Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после физической нагрузки. После непродолжительных физических нагрузок восстановление работоспособности и вегетативных функций у детей происходит в более короткие сроки. В ходе физической активности у детей физиологические сдвиги, как правило, более выражены. Таким образом, в зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность.
Явления красоты, возвышенного, прекрасного имеют для каждого человека огромное значение. Сущность человека едина, целостна, все стороны его жизни – идейно-политическая, нравственная, эстетическая – находятся в органическом единстве и развиваются во взаимосвязи. Единство видов воспитания определяется единством конечной цели каждого из них – формирование всесторонне развитой гармонической личности.
Один из видов воспитания – эстетическое, имеет универсальный характер, т.е. касается всех видов искусства, всех форм человеческой деятельности, отношения к природе, общественным явлениям и к человеку. Эстетическое воспитание осуществляется при явном преобладании отношения и, следовательно, эмоционального фактора, поэтому так важна его роль в формировании творческой личности. Работа эта включает в себя и образование, и воспитание в семье и школе, и конечно, художественное воспитание ребенка. Эстетическое развитие личности происходит под воздействием воспитания и является составной частью общего психологического развития, обогащает содержание эстетических качеств личности, оно предполагает ориентацию обучения школьников на общечеловеческие ценности через национальную культуру, приобщение их к ценностям национальной культуры.
Хореография, как никакое другое искусство, способна гармоническому развитию ребенка, формирует его художественное «Я».
Чувство ритма, координацию, пластику, выносливость, грацию, укрепляет волю. Помогает становиться организованным, целеустремленным человеком, с сильным характером и чувством долга. Способствует физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье детей.
Цель обучения хореографии – эстетическое развитие ребенка, привитие ему эстетического вкуса. Задача педагога – помочь ребенку ощутить свободу, раскованность в движении, дать ему возможность полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные в нем возможности.
Детство – это пора формирования нравственности. От того насколько успешно в этом возрасте осуществляется весь процесс закладки моральных качеств, зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
В младшем школьном возрасте формируются отзывчивость сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. В среднем школьном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируется чувства к родному краю. В старшем школьном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитываются чувства собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям.
Важным принципом нравственного воспитания является воспитание детей в коллективе. Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т.е. основных принципов взаимоотношений между людьми. Коллектив – это школа формирования общественной направленности личности ребенка. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, трудолюбие.
Источник