Психолого педагогического развития в дом ребенка

Психолого педагогического развития в дом ребенка thumbnail

Психолого-педагогическая и коррекционная работа в доме ребенка.

        В Доме ребёнка работает медико–психолого–педагогическая комиссия, в состав которой входят: врач-педиатр, невролог, логопед, психолог, ст. воспитатель. Возглавляет комиссию главный врач. При поступлении, а далее в эпикризные сроки, комиссией оценивается психическое, неврологическое и соматическое здоровье ребёнка; определяются адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения; составляется индивидуальная программа реабилитации и социальной адаптации ребёнка.

Регулярно проводятся медико-педагогические совещания, где освещаются самые актуальные темы, обсуждаются важные проблемы детей, имеющих отклонения в развитии. Постоянно проводятся консультации для воспитателей по коррекционно – педагогической помощи детям, воспитывающимся в группах.

Основная цель  коррекционно-педагогической работы в доме ребенка – это создание специальных условий окружающей среды для стимулирования познавательной и моторной активности ребенка, накопление им чувственного и социального опыта, формирование позитивных личностных качеств, в процессе эмоционального общения с  взрослым.

В специализированном учреждении решаются диагностические, воспитательные, коррекционно- развивающие и образовательные задачи.

Диагностические задачи:

  • организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения;

  • составление индивидуальной программы развития каждого ребенка;

  • определение эффективности.

Воспитательные задачи:

  • социализация, повышение самостоятельности ребенка;

  • становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении;

  • воспитание положительных качеств.

Коррекционные задачи:

  • формирование усвоения социального опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • формирование способа ориентировки в окружающей действительности;

  • развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности каждого ребенка;

  • преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.

Образовательные задачи:

  • формирование системы знаний и общественных представлений об окружающей действительности;

  • развитие познавательной активности;

  • формирование всех видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода.

Содержание преддошкольного  и дошкольного образования в Доме ребенка представлено следующими  видами деятельности детей:

  • физическая культура;

  • игра;

  • изобразительная деятельность;

  • конструирование;

  • музыкальное воспитание;

  • интеллектуально-познавательное развитие;

  • экологическое и  духовно – нравственное воспитание.

 Педагоги ориентируются на    физическую подготовленность малышей, учитывают имеющиеся отклонения в состоянии здоровья,  результаты  комплексного обследования детей; результаты диагностики уровня их  психического и  физического  развития, медицинские показатели здоровья ребёнка, психофизиологические особенности темперамента, склонности и интересы.

           Для реализации задач  физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному её регулированию. Системная работа  по физическому воспитанию включает:

  • гимнастику после сна;

  • физкультурные занятия с корригирующими компонентами;

  • занятия по ритмике;

  • подвижные игры и упражнения.

Педагоги и медицинский персонал  работают в тесном контакте. Они осуществляют различные виды закаливания, обеспечивая тренировку  защитных сил организма. Закаливающие воздействия прослеживаются в каждом элементе режима дня и проводятся на положительном эмоциональном фоне, с согласия врачей

При организации воспитательно-образовательного процесса и решении поставленных задач в Доме ребенка реализуется принцип индивидуально – личностного подхода к  воспитанникам.

      На консультациях для воспитателей обсуждаются новые формы коррекционной работы по предотвращению интеллектуальных и эмоциональных отклонений в развитии  дошкольников.

        Одной из основных задач в своей работе педагоги считают замену  ценностей обучения на ценности его развития. Они стараются, чтобы знания, умения и навыки в системе развивающего образования не стали самоцелью, а прежде  всего  формировали личность ребенка через различные виды деятельности, занимаются обеспечением эмоционального благополучия воспитанников, созданием психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставлением широкого выбора видов деятельности, т.е. опираются на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

       Благоприятная окружающая среда,  доверительные межличностные отношения  педагогов, детей  создали благоприятную обстановку для усвоения учебного материала. Практически все занятия  проходят в игровой, занимательной форме, содержат богатый развивающий материал и обеспечивают комплексное развитие воспитанников.

В доме ребенка в каждой группе работают логопеды. Логопедические кабинеты оснащены необходимыми учебно-наглядными пособиями, разнообразным дидактическим материалом, специальной литературой.  Логопеды  систематически ведут отчетную документацию: речевые карты, перспективные планы работы, планы  индивидуальных  логопедических занятий, тетради для индивидуальной работы с детьми и др. Всесторонний анализ речевой деятельности каждого ребенка, отраженный в речевых картах, дает возможность логопедам подобрать наиболее эффективные методы и приемы коррекционно-логопедической работы. На логопедических занятиях четко прослеживается тема  и цель. Они включают в себя различные этапы работы, к каждому из которых логопедами даются  грамотные, хорошо продуманные инструкции. Для активизации умственной активности детей широко используются различные виды наглядности, игрушки, картины, схемы, пиктограммы и другой раздаточный и демонстрационный материал. Специалисты  умело используют в работе элементы соревнования и поощрения, ситуацию успеха и сотрудничества.

– реализация основных общеобразовательных программ;

– развитие возрастных, двигательных навыков у детей грудного возраста (от 4-х недель до.1 года), детей раннего возраста (от 1 года до 3-х лет), дошкольного возраста (старше Зх лет);

– коррекция двигательных нарушений;

– развитие навыков самообслуживания, бытового приспособления;

– развитие и коррекция речевых функций;

– Развитие познавательной деятельности;

– развитие манипуляционной функции рук, сенсорного восприятия;

– коррекция психо-эмоциональных нарушений у детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики;

Читайте также:  Занятия с ребенком в 3 года для развития речи в домашних условиях

– формирование коммуникативной и навыков поведения в обществе;

– определение потенциальных и интеллектуальных возможностей ребенка и выявление одаренных личностей;

– уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду;

– представительство и защита прав и законных интересов воспитанников, а также осуществление иных прав и обязанностей законного представителя воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– соблюдения прав ребенка, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Законом Тульской области «О защите прав и интересов детей»;

– взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;

– организацию психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным после устройства на воспитание в семью;

оказание консультативной и методической помощи законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

– ведение в установленном порядке личных дел воспитанников;

– обеспечение комфортных условий для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившими в установленном порядке направление на посещение ребенка, в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными лицами;

– обеспечение ознакомления лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получивших в установленном порядке направление на посещение ребенка, с личным делом ребенка, а также проведение консультаций с медицинским работником, педагогом-психологом и другими работниками Учреждения для детей-сирот;

– обеспечение возможности посещения лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) не менее 3 -х раз в неделю, включая выходные и праздничные дни. В будние дни в вечернее время с соблюдением графика приема, с учетом режима дня детей;

– сохранение тайны усыновления ребенка;

Источник

Работа кабинета психологической помощи в доме ребенка.

С января 2016 года ГУЗ ТОСДР №1 реализуется программа психологической помощи детям оставшихся без попечения родителей и временно размещенных в доме ребенка, а также родителям, опекунам и усыновителям, и сотрудникам дома ребенка. Был открыт кабинет психологической помощи. Разработанный ряд программ и тренингов позволяет проводить работу по основным направлениям:

1. Работа с родителями, опекунами и усыновителями.

-Психологическое просвещение – формирование у родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и интересах ребенка; а также в своевременном предупреждении возможных отказов от ребенка. 

-Психологическая профилактика – разработка конкретных рекомендаций родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

-Развивающая работа – активное воздействие на процесс формирования детско -родительских отношений , осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, врача -педиатра, психолога, дефектолога и других специалистов учреждения.
-Консультативная деятельность – оказание помощи родителям воспитанников, в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

2. Работа с воспитанниками дома ребенка

-Диагностирование- выявление уровня нервно-психического развития при поступлении, ребенка, диагностика детей по эпикризным срокам, выявление детей переживших насилие или жестокое обращение, диагностика и выявление у детей особенностей развития

( расстройства аутистического спектра, эмоциональной сферы и т.д.).

-Профилактика и коррекция- разработка индивидуальных программ развития и реабилитации детей нуждающихся в специализированной помощи, в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий.

3. Работа с персоналом.

-Диагностирование- с сотрудниками дома ребенка проводиться анкетирование, индивидуальные беседы, с целью выявления особенностей личности, взаимодействия в коллективе, агрессивного поведения по отношению к коллегам и воспитанникам, синдрома выгорания.

-Психологическая профилактика и коррекция – направлена на предотвращение внутриличностных конфликтов и конфликтов в коллективе, на обучение персонала распознаванию фактов жестокого обращения с ребенком, обучение персонала конструктивным методам поведения и выхода из сложных ситуаций, по средствам индивидуальных консультаций, подгрупповых лекций и тренингов. 

Благодаря систематической работе по профилактике отказов от детей и восстановлению семейных отношений и просвещению родителей, опекунов и усыновителей об особенностях развития детей и взаимодействия с ними, были возвращены за этот период дети в родные семьи, из которых есть дети -инвалиды. Под опеку и усыновление ушло большое количество детей.

В результате работы с детьми повысился уровень раннего выявления особенностей развития воспитанников, что дает возможность увеличить продуктивность раннего вмешательства и с целью улучшения прогноза дальнейшего развития.

По результатам работы за короткий период времени с сотрудниками дома ребенка можно заметить, что улучшился микроклимат в учреждении, коллектив стал более сплоченным, они охотнее стали идти на контакт. В группах отношения сотрудников с детьми складываются по семейному типу, и чувствуется еще большая заинтересованность в помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Читайте также:  Значение игры для развития ребенка младшего школьного возраста

Источник

Психолого-педагогическое  сопровождение воспитанников детского дома.

Проблема формирования личности, способной к полноценному содержательному развитию межличностных отношений со значимым окружением, в условиях воспитания в государственном учреждении (детском доме) является одной из наиболее актуальных.

Главной целью работы педагогического коллектива детского дома по адаптации на этом этапе является создание психологических условий, позволяющих ребенку успешно действовать и развиваться в системе новых отношений.

В качестве основных направлений работы психолога по коррекции нарушений личностного становления детей-сирот можно выделить следующие: развитие самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения.

Для осуществления необходимо понимание, что данная категория имеет определенные особенности развития:

1. Врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.).

2. Проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными “отказницами”, искажение жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребенком, нарушение сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними.

3. Различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная). Депривация — (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

4. Средовые влияния (педагогическая запущенность).

5. Насильственный отрыв от семьи и помещение в интернатное учреждение.

6. Надостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот.

Очевидно, что деятельность психолога будет эффективна в том случае, когда она осуществляется во взаимодействии со всеми службами и направлениями работы образовательного учреждения.

С этой целью в детском доме создана служба сопровождения, которая включает в себя взаимодействие пед.коллектива, узких специалистов и персонала.

Адаптация вновь поступивших воспитанников.

В период адаптации зачастую дети испытывают психологический дискомфорт, который возникает в результате неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка – в безопасности, любви, общении, в познании через взрослых окружающего мира;

– высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора и “свободных зон развития” ребенка;

-непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей;

-недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

-“закрытая” среда учреждения, чрезвычайная суженность развивающей среды, порождающая бедность конкретно-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов, с которыми они действуют, начиная с бытовых предметов и заканчивая специальными игрушками;

-отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников.

Данное направление в работе педагога-психолога осуществляется поэтапно:

1 этап – это ознакомление  сопроводительных документов, личного дела, изучение психолого-педагогической характеристики.

2 этап –  комплексная диагностика воспитанника.

3 этап- обработка и составление индивидуальной программы развития.

4 этап – осуществление программ, подведение итогов, корректировка программ.

5 этап – социально-психологическая адаптация.

Во время процесса адаптации отслеживание ведется всеми узкими специалистами, и обсуждаются на психолого-медико-педагогических консилиумах.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание в рамках учреждения типа условий для максимального личностного развития и обучения каждого ребенка. В данной программе выделяют несколько направлений в работе.

Диагностическая деятельность:

1) психологическое исследование каждого воспитанника с целью прогнозирования и разработки индивидуальной программы развития;

2) совместно со специалистами соответствующего профиля первичная дифференциация возможных девиаций развития;

3) мониторинг развития воспитанников в процессе обучения и воспитания в

учреждении.

Психологическое обследование в первую очередь направлено на оценку эмоционально-психической сферы ребенка, его нервной системы, особенностей поведения, характер общения, отношение к взрослым и детям. Готовятся данные обследования когнитивной сферы: общий уровень интеллектуального развития, его соответствие возрастным нормативам, особенности памяти, внимания, мышления.

Для проведения психологической диагностики использую разнообразные методики:

–    карта наблюдений Стотта

  • тест Векслера позволяет определить уровень интеллектуального развития детей;
  • Для выявления детских неврозов применяется опросник, разработанный А.Захаровым;
  • с помощью цветового психодиагностического теста Люшера определяется эмоциональное состояние воспитанника;
  • разнообразные сведения об индивидуальных особенностях детей дают проективные рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», « Нарисуй человека»;
  • задания, направленные на диагностику познавательной сферы.

Профилактико-консультативная работа:

1) создание условий для успешной адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами учреждения;

2) оптимизация межличностных отношений;

3) создание условий для активного присвоения и использования социально- психологических знаний в процессе обучения, общения, личностного развития;

4) обучение воспитанников навыкам самопознания, применение своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

5) повышение психологической культуры всех членов образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая и реабилитационная деятельность:

1) разработка и применение программ, направленных на коррекцию и развитие личности ребенка;

2) психотерапевтическая помощь и поддержка;

3) планирование и осуществление совместно с педагогическими работниками мероприятий развивающего и коррекционного характера.

Учитывая особенности и специфику работы детского дома, основными задачами психокоррекционной работы с воспитанниками считаем следующие:

  1. повышение уровня адаптации воспитанников к новым жизненным условиям;
  2. развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми;
  3. развитие у детей познавательных способностей (памяти, внимания, мышления, воображения и др.);
  4. формирование устойчивой самооценки на фоне позитивной Я-концепции;
  5. стабилизация эмоционального состояния детей:
  • снятие страха и тревожности;
  • повышение уверенности в себе;
  • снижение агрессии и негативных эмоций;
Читайте также:  Аппликация в развитии и ребенка

-приемы методов саморегуляции.

Стабилизация эмоционального состояния воспитанников через занятия по адаптированной программе по реабилитации депрессивного состояния

«Краски жизни» (арт-терапия)

  • Рисуем пастелью
  • Гуашью, акварелью
  • Песочная терапия
  • Используется  эластичный материал (пластилин, глина)
  • Используем бусины,  бисер.

Темы занятий для индивидуальной работы по арт-терапии:

1. Мое имя
2. Метафорический портрет: я в образе растения
3. Метафорический портрет: я в образе животного
4. Метафорический портрет: я в образе предмета
5. Автопортрет
6. Что я люблю?
7. Мое настроение
8. Я в будущем
9. Рисунок вдвоем
10. Поздравительная открытка

    С целью обогащения эмоциональной сферы, разработан цикл занятий «Развитие эмоциональной сферы». Для повышения эффективности коррекционной работы применяется игровая форма, что вполне соответствует возрастным особенностям младших школьников. Кроме того, часто используются упражнения, задействующие воображение, фантазию школьника.

Задачи данного цикла занятий:

-знакомство с некоторыми базовыми эмоциями (радость, горе, злость, обида, страх);

-развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями, принятие собственных   эмоциональных реакций и способов их регулирования;

-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, передавать настроение мимикой и пантомимикой;

-развитие чувства эмпатии.

Тематика  цикла занятий.

1. Ознакомление с эмоциями.

2. Какие бывают эмоции?!

3. Положительные эмоции: (радость, удивление)

4-5. Отрицательные эмоции: (грусть, обида, злость, гнев)

6. Где живут эмоции.

7. Итоговое занятие.

На занятиях «Развитие эмоциональной сферы» воспитанники заполняют дневники эмоций, этот прием не только позволяет психологу отслеживать эмоционального состояния воспитанника, но требует от самого воспитанника отрефлексировать своё внутреннее состояние, в течение всего цикла дети ведут

«Дневники эмоций»

Программа «Я сам строю свою жизнь» решает следующие задачи

–   снятие у воспитанников тревожности и фрустрированности;

–   повышение самооценки и уверенности в себе;

–   формирование умения строить социальные отношения;

–   подготовка к самостоятельности жизни в обществе

Воспитанники с удовольствием рассуждают на различные темы. Но самая любимая тема любви

С младшими школьниками обсуждаем, как нужно общаться со сверстниками и взрослыми.

Воспитанники с удовольствие принимают участие в групповой работе. А для педагога-психолога это форма помогает, когда новенькому воспитаннику нужно помочь адаптироваться.

На индивидуальных занятиях по развитию познавательной активности воспитанники с удовольствием играют в развивающие игры.

Воспитанникам очень играть с маленькими фигурками.

 А педагогу-психологу можно понаблюдать, как взаимодействуют воспитанники друг с другом, а так же «Сценотест» является диагностической методикой.

Психологическое консультирование:

1) оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности в адаптации, общении или психическом самочувствии;

2) оказание психологической помощи и поддержки детям, находящимся в состоянии стресса, конфликта;

3) консультирование педагогов по вопросам  воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Работа с педагогами.

В работе с воспитанниками детского дома большую роль играют кадры. Для осуществления программ сопровождения, развития и обучения детей привлекаются специалисты, которые имеют высокий уровень профессионализма, богатый жизненный опыт, те, кто способен улавливать малейшие изменения и колебания в душевном состоянии ребенка.

Для реализации профилактической работы с педагогами проводятся следующие мероприятия:

  • Обучение методам саморегуляции, с целью снятия психоэмоциональной напряженности (упражнения «Частицы», «Контрасты», «Узоры на стекле»), иры-освобождение («Диалог», «Видеокамера» и т.д.)
  • Диагностика эмоционального состояния  педагогов с помощью методики Люшера.
  • Практические занятия по темам «Агрессивный ребенок. Как с ним работать?», «Гиперактивный ребенок», « Пути управления стрессом», «Учимся разрешать конфликты» и т.д.
  • Выступления на методических объединениях по темам «Психология крика», «Психологические особенности работы с воспитанниками», «Межличностное взаимодействие воспитанников и взрослых».
  • Ознакомление с планом индивидуально-развивающей и коррекционной работы с воспитанниками. Педагогам даются рекомендации по результатам проведенных методик.
  • Ознакомление с информацией восстребованности на рынке труда, для дальнейшего использования данных педагогами в профориентационной работе.
  • Взаимодействие с психологами других учреждений с целью отслеживания развития ребенка до поступления в детский дом, во время процесса обучения.
  • Индивидуальные консультации с педагогами детского дома, школы № 58.
  • Участие в заседаниях ПМПК
  • В работе с педагогами использую техники арт-терапии: выполнение коллажа, «Какой он, воспитанник?», «Мой портрет в лучах солнца», «Моё настроение» и т.д.

Таким образом, в целях  создания благоприятного, психологического климата в детском доме, способствования определению форм взаимоотношений между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, взрослым и взрослым, с целью профилактики психологической перегрузки, напряженности работы с педагогами необходимо вести целенаправленную и систематическую работу.

Предполагаемые  результаты сопровождения воспитанников заключаются в следующем:

-разрешение личностных, социальных проблем воспитанников детского дома,

-подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе; предупреждение «вторичного» сиротства.

Источник