Психолого педагогическое сопровождение ребенка в развитии личности

Психолого педагогическое сопровождение ребенка в развитии личности thumbnail

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

  • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
  • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
  • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости и вариативности в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;
  • взаимодействия всех сторон процесса.

В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

  • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия,  игры;
  • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
  • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
  • выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
  • составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с  ребенком.


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

  • обучения и адаптации;
  • развития мотивации детей к обучению;
  • решения психологических проблем;
  • взаимоотношений в коллективе;
  • построения индивидуальных программ обучения.
Читайте также:  Карточки для развития ребенка с животными


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

  • помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
  • предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
  • систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

  • знакомстве с особенностями развития учащихся;
  • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
  • популяризации психологических компетенций;
  • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в онтогенезе по возрастам

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.

Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны. Похожая статья: Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

  •  удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
  • обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
  •  удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
  • превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях:

  • формирование готовности быть субъектом собственной деятельности;
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
  • организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;    
  • коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
  • расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
  • повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

  • профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
  • диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
  • консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
  • развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
  • коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики);
  • просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

  • организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
  • систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
  • осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
Читайте также:  Развитие для ребенка от 3 лет в таганроге

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

  • Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
  • Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
  • Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
  • Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
  • Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

  • сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;
  • разработка карт индивидуального развития дошкольников;
  • разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;
  • разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;
  • организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

  • установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
  • постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
  • оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
  • снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
  • сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Источник