Психолого педагогическое сопровождение развития ребенка со сложным дефектом

Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложны­ми дефектами, является особая отягощенность условий раннего раз­вития ребенка. Наличие не одного, а двух, а то и более первичных на­рушении чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он .попадает в условия огромной депривании (сенсорной, материнской, культурной) и в сенситивный период становления и развития основ­ных психических функций терпит значительный ущерб. Это ведет к недоразвитию как отдельных функций (предметные действия, фор­мирование образов предметов, пространственная ориентировка и ис­торика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и обще­ние), так и к общей задержке психического развития. Положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило,

остаются мало приспособленными к особенностям познавательной де­ятельности такого ребенка.

В дальнейшем, когда в конце концов ребенок попадает в необходи­мую для него специфическую среду, активно стимулирующую его раз­витие, обнаруживается, что его стартовая позиция хуже, чем у других детей с аномальным развитием.

Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со слож­ным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими но только в силу сложности нару­шения, по и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней компенсации дефекта.

Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двой­ном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психи­ческого развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования А. И. Мещерякова, Т. В. Розановой и др.). Так, слепоглухие дети в своем развитии существенно отличаются от дру­гих категорий аномальных детей (глухих, слепых и др.). Отсутствие зрения и слуха обрекает ребенка на значительную изоляцию от внеш­него мира, и его психика не получает должного развития. Такой ребенок нередко расценивается окружающими как глубоко умственно отста­лый: у него резко ограничено познание окружающей действительно­сти, нарушены возможности общения с людьми и формирования на­выков и норм поведения. Тем не менее, в отличие от действительно умственно отсталого ребенка, слепоглухой ребенок обладает значи­тельными потенциальными возможностями умственного развития. Особенно велики эти возможности у детей и подростков с поздней слепоглухотой, избежавших влияния сенсорной деривации в раннем возрасте и сохранивших речь.

Характерным следствием сложных нарушений является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое сужение возмож­ного диапазона средств компенсации. Так, при слепоте компенсация в восприятии ребенком окружающего мира осуществляется в значительной мере через сохранные слух и осязание. При глухоте — че­рез зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие, однако при сочетанием поражении зрения и слуха, слепоглухоте пути компенсации через слух и зрение оказываются перекрыты и лишь в случае частичной сохранности этих функций могут быть исполь­зованы.

Таким образом, если в сложном бисенсорном дефекте мы имеем дело со сложением двух различных первичных нарушений и образо­ванием их сочетания, то в путях компенсации происходит как бы их вычитание: ни зрение, ни слух не могут быть использованы. Альтер­нативным является какой-то третий путь. Психологическая задача педагога-дефектолога состоит в том, чтобы выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, найти пусть и очень узкие,’ но реальные и перспективные пути компенсации сложного дефекта. Так, для слепоглухого ребенка такую роль в его восприятии играют осязание и кинестетическое восприятие, кроме того, возможно значи­тельное компенсаторное развитие обоняния, которые в большой мере заменяют утраченные зрение и слух.

Решающим фактором развития будет в любом случае включение ребенка в процесс образования, или так называемого культурного развития, присвоения ему общественно выработанного историческо­го опыта человечества в процессе учения. Вывод ребенка из культур­ного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира — материально-предметного и социального — вот первейшая задача в по­исках путей компенсации сложного дефекта. В контексте культурно­го развития ведущее место занимает овладение ребенком языком. В этом смысле выход на компенсаторные сенсорные каналы приобретает до известной степени подчиненное значение. Возможности умственного развития детей со сложным сенсорным дефектом принципиально не следует признавать ограниченными. В конце концов они зависят от состояния специальной педагогики как научно-практической дисцип­лины. По мере реального прогресса в области специальной психоло­гии и педагогики эти возможности существенно возрастают.

Поскольку важнейшим резервом, как это было показано Л. С. Вы­готским, является развитие высших психических функций ребенка, принципиально важным становится вопрос о степени сохранности интеллектуального развития. Умственная отсталость как возможный компонент сложного дефекта, безусловно, чрезвычайно снижает по­тенциал компенсаторного развития аномального ребенка, однако не делает последнее невозможным. Разделявшийся в прошлом специа­листами крайне пессимистичный взгляд на обучение таких детей в на­стоящее время преодолен. По отношению к детям, имеющим наряду с сенсорными нарушениями олигофрению, в наше время утверждает­ся новая прогрессивная точка зрения, опирающаяся на гуманистиче­скую традицию в дефектологии и на новые положительные экспе­риментальные факты.

Читайте также:  Ребенок 1 год 6 месяцев развитие не ходит на горшок

Реабилитационный потенциал детей со сложной структурой дефек­та далеко еще не освоен в специальной психологии и педагогике, хотя и здесь действует известная в этих отраслях знания закономерность: чем раньше наступило нарушение и чем больше степень нарушения, тем больше выражено аномальное развитие ребенка. Усложнение структуры нарушения, его многокомпонентность имеют такие же по­следствия.

Источник

Слайд 1

Психологическая служба сопровождения Педагог-психолог классов «Особый ребенок» Карамышева Н.И.

Слайд 2

Задачи *Сохранение психологического здоровья детей. *Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. *Разработка и реализация психокоррекционных программ. *Консультационная работа с родителями и педагогами. *Психологическое сопровождение детей. *Подбор психологической литературы для самообразования родителей. *Разработка рекомендаций «Психолого-педагогические требования к занятиям с учащимися». Направления *Психодиагностика *Психопрофилактика *Психокоррекция *Просветительская работа *Консультационная работа *Методическая работа Цель Охранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях образовательного учреждения.

Слайд 3

Диагностическое направление Цель: получение психологических данных для обеспечения процесса социально-психологического сопровождения Коррекционно-развивающее направление Задача коррекционно-развивающей работы состоит в создании условий для формирования необходимых психических процессов. Консультационно-просветительское направление Включает в себя консультирование родителей, педагогов и учащихся, их просвещение.

Слайд 4

«В каждом ребенке спрятано солнце, и нам нужно помочь ему светить»

Слайд 5

Для обеспечения психического благополучия создан кабинет психолога класса «Особый ребенок»

Слайд 6

Кабинет психолога поделён на две зоны: Зона коррекционно-диагностическая Зона релаксации и психологического расслабления

Слайд 7

Зона коррекционно-диагностическая – располагает к длительному доверительному общению. Содержит много вспомогательного материала. Особое внимание при коррекционной работе уделяется на развитие психических функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие эмоциональной сферы

Слайд 8

«Любимые сказки»

Слайд 9

Зона релаксации и психологического расслабления – помогает снять усталость, располагает к отдыху и расслаблению. После напряженных коррекционных занятий, уроков дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливают наблюдения за рыбками струями воды в небольшом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик и водопад своим журчанием усиливает впечатление естественного природного окружения. Здесь дети могут намочить ладони , лицо , побрызгаться.

Слайд 10

Сухой бассейн – удовлетворяет потребность ребёнка в гармоничных движениях, стимулирует его творческую активность, снижает уровень психо -эмоционального напряжения.

Слайд 11

Сухой душ – способствует развитию тактильного восприятия, формированию уверенности в себе, снижению нервно-психологического напряжения, обогащению восприятия и воображения.

Слайд 12

Работа с родителями . Индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной психологической помощи детям. Выступления на родительских собраниях. Проведение психологического обследования детей по запросам и в присутствии родителей. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) для родителей. Оформление информационных листков для обратной связи с родителями. Проведение тренингов, релаксационных упражнений, ролевых игр. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Источник

Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложными дефектами, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Наличие не одного, а двух, а то и более первичных нарушений чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия огромной депривации (сенсорной, материнской, культурной) и в сензитивный период становления и развития основных психических функций терпит значительный ущерб. Это ведет к недоразвитию как отдельных функций (предметные действия, формирование образов предметов, пространственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение), так и к общей задержке психического развития. Положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило, остаются мало приспособленными к особенностям познавательной деятельности такого ребенка.
В дальнейшем, когда в конце концов ребенок попадает в необходимую для него специфическую среду, активно стимулирующую его развитие, обнаруживается, что его стартовая позиция хуже, чем у других детей с аномальным развитием.

Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со сложным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней компенсации дефекта.

Читайте также:  Центр развития ребенка в минске для детей с особенностями развития

Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования А. И. Мещерякова, Т.В.Розановой и др.). Так, слепоглухие дети в своем развитии существенно отличаются от других категорий аномальных детей (глухих, слепых и др.). Отсутствие зрения и слуха обрекает ребенка на значительную изоляцию от внешнего мира, и его психика не получает должного развития. Такой ребенок нередко расценивается окружающими как глубоко умственно отсталый: у него резко ограничено познание окружающей действительности, нарушены возможности общения с людьми и формирования навыков и норм поведения. Тем не менее в отличие от действительно умственно отсталого ребенка слепоглухой ребенок обладает значительными потенциальными возможностями умственного развития. Особенно велики эти возможности у детей и подростков с поздней слепоглухотой, избежавших влияния сенсорной депривации в раннем возрасте и сохранивших речь.

Характерным следствием сложных нарушений является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое сужение возможного диапазона средств компенсации. Так, при слепоте компенсация в восприятии ребенком окружающего мира осуществляется в значительной мере через сохранные слух и осязание. При глухоте — через зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие, однако при сочетанном поражении зрения и слуха, слепоглухоте, пути компенсации через слух и зрение оказываются перекрыты и лишь в случае частичной сохранности этих функций могут быть использованы.

Таким образом, если в сложном бисенсорном дефекте мы имеем дело со сложением двух различных первичных нарушений и образованием их сочетания, то в путях компенсации происходит как бы их вычитание: ни зрение, ни слух не могут быть использованы. Альтернативным является какой-то третий путь. Психологическая задача педагога-дефектолога состоит в том, чтобы выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, найти пусть и очень узкие, но реальные и перспективные пути компенсации сложного дефекта. Так, для слепоглухого ребенка такую роль в его восприятии играют осязание и кинестетическое восприятие, кроме того, возможно значительное компенсаторное развитие обоняния, которые в большой мере заменяют утраченные зрение и слух.

Решающим фактором развития будет в любом случае включение ребенка в процесс образования, или так называемого культурного развития, присвоения им общественно выработанного исторического опыта человечества в процессе учения. Вывод ребенка из культурного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира — материально-предметного и социального — вот первейшая задача в поисках путей компенсации сложного дефекта. В контексте культурного развития ведущее место занимает овладение ребенком языком. В этом смысле выход на компенсаторные сенсорные каналы приобретает до известной степени подчиненное значение. Возможности умственного развития детей со сложным сенсорным дефектом принципиально не следует признавать ограниченными. В конце концов они зависят от состояния специальной педагогики как научно-практической дисциплины. По мере реального прогресса в области специальной психологии и педагогики эти возможности существенно возрастают.

Поскольку важнейшим резервом, как это было показано Л.С. Выготским, является развитие высших психических функций ребенка, принципиально важным становится вопрос о степени сохранности интеллектуального развития. Умственная отсталость как возможный компонент сложного дефекта, безусловно, чрезвычайно снижает потенциал компенсаторного развития аномального ребенка, однако не делает последнее невозможным. Разделявшийся в прошлом специалистами крайне пессимистичный взгляд на обучение таких детей в настоящее время преодолен. По отношению к детям, имеющим наряду с сенсорными нарушениями олигофрению, в наше время утверждается новая прогрессивная точка зрения, опирающаяся на гуманистическую традицию в дефектологии и на новые положительные экспериментальные факты.

Реабилитационный потенциал детей со сложной структурой дефекта далеко еще не освоен в специальной психологии и педагогике, хотя и здесь действует известная в этих отраслях знания закономерность: чем раньше наступило нарушение и чем больше степень нарушения, тем больше выражен аномальное развитие ребенка. Усложнение структуры нарушения, его многокомпонентность имеют такие же последствия.

Источник

Карта психолого-педагогического и речевого сопровождения

ребенка со сложным дефектом (2 этап)

на ___________________________г.

ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ  О РЕБЕНКЕ:

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________

Дата рождения, возраст_____________________________________________________________

Дата  поступления  в д/с,  откуда прибыл______________________________________________

Дата  выбытия  из  д/с,  куда выбыл___________________________________________________

Домашний  адрес__________________________________________________________________

Телефон__________________________________________________________________________

Данные  о семье:

Ф.И.О. мамы_____________________________________________________________________

место работы_____________________________________________________________________

рабочий  телефон__________________________________________________________________

образование______________________________________________________________________

Ф.И.О. папы ___________________________________________________________________

Читайте также:  Проблемы семьи имеющей ребенка с отклонениями в развитии

место работы_____________________________________________________________________

рабочий  телефон__________________________________________________________________

образование______________________________________________________________________

Другие  члены  семьи ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Медицинское  заключение о состоянии здоровья  ребенка ____________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Учитель – логопед________________________________________________________________

Учитель – дефектолог_____________________________________________________________

Воспитатели____________________________________________________________________                  

Патология беременности и родов

Возраст матери при рождении ребёнка ______________________________________________

Внутриутробное развитие __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Рождение ребёнка ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Наличие травм ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Развитие ребёнка

Начал держать голову ____________________  сидеть _________________________________

Ходить _________________________________ стоять __________________________________

Перенесённые заболевания ________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление __________________________ лепет _________________________________________

Первые слова ____________________________________________________________________

Фраза __________________________________________________________________________

Наращивание словаря ____________________________________________________________

Стимуляция речевого развития _____________________________________________________

________________________________________________________________________________

Обследование артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата:

Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные:

«трубочка» _______________ «улыбка» ______________ попеременно _________________

Зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные. с большими промежутками, отсутствуют резцы (верхние, нижние) __________________________________________

Прикус: открытый передний – боковой: двусторонний – односторонний, глубокий, мелкий, нормальный, прогенея, прогнатия ______________________________________________

Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области ___________________________________________________________________

Твердое небо: узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, глубокое, субмукозная расщелина _________________________________________________________

Мягкое небо: подвижное, малоподвижное, нарез ___________________________________

Язык: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка__________________________________________________________________

Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный ________________________________

Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении ________________________________

Тонус: норма, повышен, понижен _______________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

Вперед ____________________ назад ______________________ вверх _________________

Вниз ______________________ вправо _____________________ влево _________________

Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, отклонения в сторону (вправо, влево), кинестетическая апраксия ________________________________

Переключаемость: достаточная, недостаточная __________________________________

Саливация: норма, повышенная __________________________________________________

Дыхание: грудное, диафрагмальное, диафрагмально – грудное, верхнее – ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох _________________________

Общее звучание речи: отчетливая, смазанная, невнятная, разборчивая, разборчивость снижена, выразительная ________________________________________________________

Голос:

По силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий

_______________________________________________________________________________

По высоте –  нормальный (грудной), высокий, низкий,фальцет, немодулированный, монотонный ___________________________________________________________________

По темпу – нормальный, ускоренный, замедленный, запинки, проявления заикания

_______________________________________________________________________________

По ритму –  нормальный, растянутый, скандированный _______________________________

По тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, «металлический», писклявый

_____________________________________________________________________________

Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры: не наблюдается, синкенезии при артикуляции звуков _______________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Понимание речи

  1. Понимание речи на уровне диалога
  1. Выполнение инструкций

Найди мяч

Брось мяч на пол

Дай куклу

Возьми у меня куклу и положи ее в шкаф

Подойди к столу, возьми машину и принеси ее мне

  1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки

Кукла

Мишка

Мяч

Чашка

Тарелка

Ложка

Шапка

Ботинки

Стол

Стул

Шкаф

Собака

Кошка

Корова

Дерево

Цветок

Яблоко

Морковь

Огурец

Машина

Автобус

Голова

Ноги

Руки

Щеки

Глаза

Нос

Уши

Кушает

Пьет

Сидит

Одевает

Плачет

Умывается

Моет

Большой

Маленький

Чистый

Грязный

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Что ближе 

(мяч или кукла)?

Что дальше 

(мяч или кукла)?

Что выше 

(мяч или мишка)?

Что ниже 

(мяч или мишка)?

  1. Понимание предложений

Мальчик копает

Девочка кормит кур

  1. Понимание грамматических категорий

Цветок –цветы

Птица – птицы

Дерево – деревья

Подушечка

Пуговичка

Стульчик

Фонематическое восприятие.

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение звуков в составе слов

Мишка – мышка

Зайка – майка

Козы – косы

Активная речь.

Как тебя зовут

Показать тебе игрушки

Какая игрушка тебе понравилась

Что можно делать с этими игрушками:

Мяч

Кукла

Машина

кубики

Звукоподражания

Как тикают часы?

Как лает собака?

Как кричит курица?

Как мяучит кошка?

Как мычит корова?

Как кричит коза?

Существительные, глаголы, прилагательные, наречия

Кукла

Мишка

Мяч

Чашка

Тарелка

Ложка

Шапка

Ботинки

Стол

Стул

Шкаф

Собака

Кошка

Корова

Дерево

Цветок

Яблоко

Морковь

Огурец

Машина

Автобус

Голова

Ноги

Руки

Щеки

Глаза

Нос

Уши

Кушает

Пьет

Сидит

Одевает

Плачет

Умывается

Моет

Большой

Маленький

Чистый

Грязный

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Что ближе 

(мяч или кукла)?

Что дальше 

(мяч или кукла)?

Что выше 

(мяч или мишка)?

Что ниже 

(мяч или мишка)?

3. Составление предложений

Мальчик бежит

Мальчик поливает цветы

Дедушка лежит на диване

4. Грамматическое оформление речи

Грибы

Игрушки

Глаза

Стулья

(Купили)  Машину

Куклу

Мишку

Шапка -шапочка

Цветок – цветочек

Слоговая структура

Мяч

Стул

Мыши

Кошка

Бабушка

Пирамида

Велосипед