Психолого педагогическое развитие умственно отсталого ребенка

Психолого педагогическое развитие умственно отсталого ребенка thumbnail

Психолого-педагогическая характеристика
умственно-отсталых детей

Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и, прежде всего, наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.

Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Как правило, течение заболевания носит непрогредиентный характер.

Нарушения интеллекта делят на олигофрению и деменцию.

Деменция – стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, упрощением эмоций. О деменции говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2–3 лет. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Когда деменция носит прогредиентный характер, то  наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса, которая характеризуется неуклонной прогрессивностью течения ослабоумливающего процесса (чаще всего наблюдается при эндогенно-органических заболеваниях (болезни Пика, Альцгеймера, старческое слабоумие и др.) и непрогредиентная (Основы специальной психологии, 2002). В отличие от олигофрении, деменция носит парциальный (локальный) характер поражения, а также ее мозаичность (выборочность).

Олигофрении – клинически однородная группа заболеваний различной этиологии, объединяемых двумя обязательными признаками: 1) психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности; 2) отсутствием прогредиентности; 3) тотальностью и иерархичностью поражения.

Причинами возникновения дефекта могут являться самые различные факторы: эндогенные и экзогенные, действующие в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

Динамика олигофрений связана с возрастным развитием (эволютивная динамика) с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов.

К олигофрениям не следует относить врожденные или возникающие в детстве прогредиентные заболевания, сопровождающиеся слабоумием, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией, а также вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. д.

Олигофренами не являются малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с истощающими заболеваниями или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, эмоциональная депривация) (Столин В.В., Бодалев А.А. и др., 1989).

Причины возникновения умственной отсталости разнообразны: это может быть алкоголизация родителей, заболевания матери во время беременности или заболевания у самого ребенка, особенно, в первые годы жизни. Существуют и другие причины – как эндогенные, так и экзогенные, – но перечисление всех возможных факторов происхождения умственной отсталости не представляется здесь возможным и не является целью данной работы. В практике врачей-психиатров встречаются случаи, когда невозможно установить причину умственной отсталости у ребенка.

Проявления умственной отсталости зависят от степени ее выраженности. Проблема умственной отсталости и ее классификация привлекала разных исследователей, например, таких, как Г.Е. Сухарева, М. С. Певзнер, О. Е. Фрейеров, М. Г. Блюмина, И. Л. Юркова, М. М. Райская, Д. Е. Мелехов, В. Ф. Шалимов, В. М. Явкин и ряд других. В отечественной дефектологии существует несколько вариантов классификации олигофрении. Это связано с разнообразием этиологии, полиморфизмом клинических форм, различными подходами к ее изучению (Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития // Под ред. Пузанова Б.П., 2003).

Остановимся чуть подробнее на наиболее распространенных характеристиках степеней интеллектуальной недостаточности (Основы коррекционной педагогики, 1999): С.С. Ляпидевского, Г.Е. Сухаревой, И.С. Певзнер.

В работе С. С. Ляпидевского «Клиника олигофрении» (см. Майрамян Р.Ф., 1976), обобщены исследования отечественных специалистов, дана клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся.

Ученый рассматривает физическое, неврологические нарушения и психической деятельности.

Раскроем поподробнее параметры, на которые обращал внимание С. С. Ляпидевский. При легких формах олигофрении, заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наиболее типичные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора (например, синдром Дауна). Признаки физического недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, особенно ранних (связанных с патологией эмбриогенеза), а также изменения и со стороны внутренних органов. Реже бывают дефекты развития органов дыхания; это приводит к частым простудным заболеваниям и повторным пневмониям. В отдельных случаях имеют место пороки развития почек, мочевого пузыря, половых органов.

Грубых локальных неврологических симптомов при олигофрении, особенно при ее легких формах, может не встречаться; они чаще бывают при сочетании олигофрении с другими локальными поражениями центральной нервной системы, в частности при церебральных параличах. Но со стороны черепно-мозговых нервов могут встречаться симптомы: косоглазие, опущение верхнего века, ритмичные движения глазного яблока (нистагм), слабость (парез) лицевого и подъязычного (отклонение языка в сторону при высовывании) нервов.

Двигательные нарушения встречаются в виде нерезко выраженных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера: дети позднее начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений. Е. Н. Правдина-Винарская изучала отклонения в неврологическом статусе олигофренов. В работе «Неврологическая характеристика синдрома олигофрении» она говорит о том, что, например, мимические движения выполняются детьми-олигофренами быстрее и более четко по подражанию, чем по словесной инструкции. Движения, выполняемые детьми по словесной инструкции, сопровождаются синкинезиями.

У большинства детей-олигофренов наблюдаются задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения.

Со стороны рефлекторной сферы отмечаются оживление сухожильных и периостальных рефлексов, расширение зоны их вызывания, асимметрия. В некоторых случаях наблюдается снижение или отсутствие рефлексов. При нарушении анализаторов наблюдаются сужение диапазона восприятия различных раздражений, нечеткость дифференцировок, их вялость, малая активность.

Отмеченные нарушения в работе анализаторов сказываются и на психической деятельности ребенка.

У многих детей-олигофренов выявляются симптомы нарушения вегетативной нервной системы: повышенная потливость, сосудистая дистония, изменение дермографизма, повышенные жажда и аппетит.

Нарушения психической деятельности при олигофрении составляют основу дефекта. Клиническая картина психических нарушений при разных формах умственной отсталости неодинакова и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, характера патогенного агента и времени его воздействия, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребенка в период активного формирования психических функций.

Читайте также:  Через них происходит развитие ребенка

Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Процесс восприятия этого мира малоактивен. Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются.

Перечисленные выше нарушения восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Детям бывает трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, высказать суждение о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней свое место. Это нередко является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения.

Познавательная деятельность умственно отсталых учащихся состоит в недоразвитии словесно-логического мышления.

Отмечаются также нарушения волевой сферы. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Слабость воли у многих детей выражается еще и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрицательному), не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение импульсивно.

 Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью – дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель, что очень осложняет их обучение. Но в процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объем. Этому весьма способствует овладение навыками самообслуживания и выполнения трудовых заданий.

К нарушениям психической деятельности нужно отнести и наблюдающиеся у умственно отсталых расстройства эмоциональной сферы, которая имеет большое значение в процессе познания, поскольку активизирует работу мышления. Чувства таких детей малодифференцированны, бедны.

Одно из типичных нарушений даже при легкой степени умственной отсталости – это расстройство речи. При олигофрении отмечается недостаточная сформированность как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов.

Такие характеристики аномального развития, как нарушения словесного опосредования и формирования понятий, особенно резко выражены у умственно отсталых детей (В. И. Лубовский, В. Г. Петрова). Как правило, речевая система формируется с задержкой. Словарь накапливается медленно и никогда не достигает уровня, который характерен для нормы. У многих бывает нарушена структура слова: они не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Заметно страдает и грамматический строй речи. Ослаблен контроль за собственной речью. Нередко страдает понимание речи окружающих; последнее в большей мере относится к детям с выраженной формой умственной отсталости.

Классификацию Г.Е.Сухаревой (1969 г.) относят к клинико-патогенетической (Карпунина О.И., Рябова Н.В., 2002). С учетом этиологических факторов и времени его возникновения Г.Е. Сухарева выделяет три группы:

I. Неосложненная форма умственной отсталости.

II. Осложненные форму умственной отсталости (с церебрастеническим или гипертензионнными синдромами; с выраженными расстройствами поведения; с эмоционально-волевыми расстройствами).

III. Атипичные формы умственной отсталости (с частыми эпилептическими припадками; с прогрессирующей гидроцефалией; с эндокринными расстройствами, с нарушениями зрения или слуха).

Известна также классификация И.С. Певзнер. В ее основе лежит клинико-патогенетический подход. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения (последнее имеет особое значение по отношению к детям). Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребенка» (Основы коррекционной педагогики, 1999).

С точки зрения эффективной психолого-педагогической коррекции олигофрении такой подход считается наиболее продуктивным.

Ею были выделены следующие формы олигофрении (Карпунина О.И., Рябова Н.В., 2002):

1) неосложненная форма олигофрении;

2) олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов;

3) олигофрения, осложненная психопатоподобными расстройствами поведения;

4) олигофрения, осложненная нарушением в области отдельных анализаторов;

5) олигофрения,  осложненная выраженной лобной недостаточностью.

Деменция, по М.С. Певзнер, бывает органическая, эпилепическая, шизофреническая (там же).

По степени выраженности интеллектуального недоразвития МКБ-9 выделяла дебильность, имбецильность и идиотию (Основы олигофренопедагогики / Мозговой В.М, Яковлева И.М., Еремина А.А., 2006). Они выделяются на основе количественной оценки интеллекта (IQ):

1) нормальное развитие – 71 % и выше;

2) дебильность – 40–70 %;

3) имбецильность – 20–39 %;

4) идиотия – 20 % и ниже. 

Классификация по МКБ-9 широко распространена в отечественной олигофренопедагогике в настоящее время. Соотнесем ее с международной классификацией по МКБ-10, которая выделяет четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная (переходная форма между дебильностью и имбецильностью), тяжелая (имбецильность) и глубокая (идиотия )(Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др, 2009).

Дебильность является наиболее легкой степенью умственной отсталости. Как правило, она выявляются в более позднем возрасте (дошкольном, раннем школьном) в связи с отставанием в развитии и учебе. С возрастом, при работе с такими детьми, происходит их адаптация, соцализация, овладением навыками письма и чтения. Мышление их конкретно-образное, примитивно, ассоциативное мышление не развито, дети не способы к творческой деятельности. Но, однако, они обучаемы, постепенно выравниваются, могут овладеть несложной работой и куда-либо устроиться, вступить в брак.

Имбецильность условно подразделяется на тяжелую и умеренно тяжелую. Речевое развитие отличается примитивностью, односложностью, присутствием штампов, дефектов звукопроизношения. Память механическая, могут овладеть навыками письма и чтения. Эмоциональная сфера более скудна, по сравнению с дебильностью, но более развита, чем при идиотии. Имеются зачатки высших эмоций (сочувствия, переживания). Отличают близких от чужих людей. Прогноз зависит от условий реабилитации, степени дефекта, возраста, в котором началась коррекционная работа. Но им можно привить навыки самообслуживания, однако они нуждаются в постоянном наблюдении и контроле, не способны к самостоятельной жизни.

Читайте также:  Ребенок 10 месяцев развитие питание мама лара

Идиотия – самая тяжелая степень умственной отсталости. Для таких людей характерны тотальность поражения психики; сохранение примитивных ощущений (холод, голод, боль); речь практически отсутствует, нечленораздельна, могут издавать отдельные слова, не понимая их смысла; у них наблюдается отсутствие какой-либо осмысленной деятельности. Ребенок живет на безусловных рефлексах, его моторная деятельность крайне примитивна, нет целенаправленных движений. Часто находятся в неподвижном состоянии (постоянном движении), много стереотипий. Характерны эпизоды двигательной возбудимости, без каких-либо внешних причин. Эмоции самые примитивные, связаны с общим самочувствием (могут меняться от благодушного настроения до агрессивного и аутоагрессивного), при неудовольствии издают крики и вопли. Считаются необучаемыми. Бывают неврологические нарушения (параличи, парезы), множественные дисморфии (изменения внешнего вида), нарушения слуха, зрения, страдают ожирением или истощением. Прогноз неблагоприятный. Нуждаются в постоянном уходе, контроле, нет навыков самообслуживания. Могут наблюдаться извращенные реакции (есть несъедобные вещи), не различать близких и чужих людей.

В США и Западной Европе эти термины (дебильность, имбецильность, идиотия) используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов: врачей, дефектологов, психологов и др. В широкой социальной и педагогической практике за рубежом используется обобщающее определение «труднообучаемые». В России для обозначения данной группы пользуются определениями «атипичные дети», «дети с нарушением развития», «дети с нарушением интеллекта» и др.

Источник

«Психологические особенности детей с умственной отсталостью»

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.

Умственная отсталость – это стойкое необратимое на­рушение психического (в первую очередь, интеллектуаль­ного) развития, связанное с органически обусловленным не­доразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

Причинами умственной отсталости детей являются различные поражения их головного мозга:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

– пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

– натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

– постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Развитие детей с умственной отсталостью определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия.

Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время.

Умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.

Ощущение и восприятие

У умственно от­сталых детей в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, наблюдаются нарушения ор­ганов слуха и зрения. Это часто ведет к появлению недо­статков их восприятия и ощущения.

К ним относятся:

  • нарушения обобщенности. Проявляется в неумении вы­делять главное, существенное в объекте. Так, при вос­приятии текста, сюжетного изображения умственно от­сталый ребенок не может выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.
  • замедленный темп восприятия. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.
  • узость объема восприятия. Ум­ственно отсталые выхватывают отдельные части в обо­зреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.
  • малая дифференцированность. Умственно отсталые испытывают серьезные затруднения при дифференциро­вании цвета (особенно оттенков), величины, формы объек­та, они не различают выражения лиц людей, изображен­ных на картинке.
  • пассивность восприятия. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ре­бенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах.

Внимание и память

Среди основных недостатков внимания умственно отсталых детей отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания. Непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного.

Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у умственно отсталых детей имеют свои специфические особенности, так как формируются в усло­виях аномального развития.

  • запоминание — характеризуется недостаточной полнотой и точно­стью, замедленностью;
  • сохранение — неосмысленностью и непрочностью;
  • воспроизведение — низким объемом, искажениями материала, привнесениями.

Произвольное запоминание формируется позже, чем у сверстников.

Лучше всего такие дети запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Наибольшие трудности возникают при запоминании и воспроизведении текстовой информации. Им трудно разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п.

Весьма характерным для детей с УО является их неумение пользоваться хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.

Существенным для характеристики памяти умственно отсталых детей, является то, что они способны хорошо запомнить материал который им понятен.

Мышление и воображение

Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ зрительного воспринимаемого реального предмета отличается бедностью, непоследовательностью: глядя на объект, ребенок называет далеко не все его составляющие, пропускает ряд важных свойств, выделяет только заметные части. Страдает синтез. Не умея выделять главного в предметах, явлениях затрудняются их сравнивать. Сравнение требует сопоставления однотипных частей или свойств предметов. Дети часто утверждая различие между объектами, ссылаются на несопоставимые признаки. Например: «Эта чашка большая, а у этой цветочек синенький. Они разные».

Мышление характеризуется слабостью обобщений. Начинает раскладывать картинки соответственно своему жизненному опыту: одежду положит около шкафа. Моряка – на корабль и т.д,

Читайте также:  Центр развития ребенка теремок в курске

Непоследовательность мышления. Разбросанность и непоследовательность мыслей, нарушается логика суждений.

Слабость регулирующей роли мышления. Они часто не обдумывают своих действий, не предвидят результата, начинают выполнять работу, не дослушав инструкцию до конца, не поняв цели задания, без внутреннего плана действий.

Некритичность мышления – неумение сопоставить свои мысли действия с требованиями объективной реальности.

Речь

Развитие речи умственно отсталых детей характе­ризуется двумя важными особенностями:

  • значительная задержка становления речи;
  • недоразвитие всех ее компонентов.

Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и от­клонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсут­ствие или позднее появление лепета. Первые слова произ­носятся не в 1-1,5 года, а на третьем, четвертом году жизни. У некоторых умственно отсталых детей наблюда­ется отсутствие речи даже к 4-5 годам. Задержка станов­ления речи обнаруживается не только в развитии актив­ной речи самого ребенка, но также в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к нему речи окружающих.

У умственно отсталых страдают все стороны речи: фо­нематическая, лексическая, грамматическая.

Наиболее нарушена у умственно отсталых семантика речи, то есть понимание значения тех слов, которые ис­пользуют окружающие. Это связано с нарушением словес­но-логического мышления.

В силу недоразвития коры головного мозга у умственно отсталого ребенка медленно развивается словарь, для него характерен ограниченный словарный запас.

Речь умственно отсталого ребенка характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью.

Нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитив­ны по своей конструкции, с большим количеством аграм-матизмов, пропусков.

Часто ре­чевая продукция умственно отсталых сводится к исполь­зованию заученных речевых штампов. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в ре­зультате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения.

Умственно отсталые дети проявляют пассивность в об­щении, они редко бывают инициаторами беседы и испы­тывают огромные трудности в овладении монологической речью.

Общение

У детей с нарушениями интеллекта общение развивается с большим опозданием. На начальном этапе обучения дети, как правило, еще не умеют общаться между собой и даже не имеют потребности в таком общении, так как у них совсем не развиты коллективные виды деятельности.

Дети пяти-шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам.

В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить:

быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На настоятельные вопросы собеседника умственно отсталые дети отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением. В результате общение умственно отсталых учеников со взрослыми и другими детьми протекает без должной активности, вяло.

Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей

На основании исследований М.С. Певзнер всех умственно отсталых детей можно условно разделить на три группы:

Для одних школьников характерны вялые, заторможенные стереотипные эмоциональные реакции. Дети оказываются как бы безразличными к воздействующим на них раздражителям.

Другая группа – у этих детей реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим причинам, а в ряде случаев просто неадекватные.

У детей третьей группы не прослеживаются грубые нарушения эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдается отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Умственно отсталые дети, относящиеся ко всем клиническим группам, свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости неожиданно может смениться печалью, смех – слезами и т.п. переживания их неглубокие, поверхностные.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов.

Дети не способны контролировать свои отношения, переживания, эмоциональные реакции и корригировать их сообразно ситуации. Они не оценивают возможных последствий и поэтому нередко совершают необдуманные, импульсивные поступки.

Самооценка подвержена контрастным изменениям. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

Наблюдается недоразвитие мотивации, особенно отмечают, что дети мало инициативны, отличаются не самостоятельностью, повышенной внушаемостью. Особенно слабость воли обнаруживается в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но потребности в этом не испытывают. Часто действуют не раздумывая.

Особенности поведения

Наиболее значительные трудности у детей с умственной отсталостью вызывает формирование правильного поведения. В процессе общения этим детям присущи немотивированные колебания настроения: раздражительность, озлобленность, агрессивность с разрушительными действиями, двигательная расторможенность.

Склонны:

– побеги из дома, школы;

– отказ от учебы,

– нарушение дисциплины и поведения в общественных местах, в образовательном учреждении;

– воровство;

– злоупотребление алкоголем;

– нарушения влечений.

Интеллектуальное снижение, ограниченный жизненный опыт затрудняют понимание и оценивание ситуаций, в которых они порой оказываются в неадекватной их психическому развитию социальной среде, где такие дети и подростки, как правило, подвергаются «отрицательной социализации».

Литература.

Рубинштейн С. Я.Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986

Источник