Психолого педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка
ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ РЕБЕНКА
КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Актуальность вопросов межведомственной интеграции в охране здоровья обучающихся закреплена сегодня на законодательном уровне.
Решение этих вопросов возможно только при условии наличия системы медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Важная роль в этом процессе отводится психологу образовательного учреждения. Именно он дает личностную характеристику каждому обучающемуся, распределяет детей на определенные психологические группы, помогая тем самым максимально индивидуализировать процесс обучения и воспитания и сформировать хорошую мотивацию к занятиям.
Мы предлагаем оценивать индивидуальность ребенка с позиций психосоматической конституции. При этом подходе системообразующим фактором является тип направленности психической активности: либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления собственного внутреннего мира (интроверсия). Направленность психики ребенка «вовне», «вовнутрь» или уравновешенность этих процессов (центроверсия) можно первоначально оценить количественно с помощью анкетных тестов, таких как ШОНПА (шкала оценки направленности психической активности) для младших школьников и тест Айзенка для детей среднего и старшего школьного возраста.
Данные научных исследований убедительно доказали, что дети разных конституциональных типов принципиально отличаются друг от друга по целому ряду показателей, а именно:
– морфологическим;
– вегетативным;
– биохимическим;
– моторным;
– психофизическим.
С этих позиций системный портрет ребенка интроверта выглядит следующим образом:
- внешние признаки: крупный лоб; небольшие, глубоко посаженные глаза; мягкие волосы;
- Речь замедленная, мало модулированная.
- Движения угловатые, неуклюжие.
- Интроверты обычно астенического телосложения со сниженным развитием мышечного и жирового компонента. Все костные полости – удлинены.
- Эмоциональные реакции приглушенные; высокая тревожность, связанная с неуверенностью в себе.
- Ведущая потребность – познание окружающего мира. Это – маленькие «знайки», стремящиеся найти ответы на все поставленные вопросы.
- Вегетативная организация интровертов характеризуется склонностью к ваготонии, поэтому при организации физической и психической деятельности желательно учитывать суточные ритмы вагусной активности.
Ребенок экстраверт находится на другом полюсе, его системный портрет выглядит следующим образом:
- Атлетического телосложения, с хорошо развитым мышечным компонентом и тенденцией к широкому строению костных полостей. У него крупные глаза, жесткие волосы, громкий голос.
- Движения энергичные. Эмоциональные реакции бурные, часто демонстративные.
- Чувства и эмоции преобладает над логикой.
- Ведущая потребность – выделиться любой ценой, и если не удается сделать это в роли положительного героя, то легко выбирается роль антигероя, вплоть до «славы Герострата»).
- Вегетативная организация характеризуется склонностью к симпатикотонии, что дает им преимущества в деятельности спринтерского характера (быстрой, но кратковременной) и затрудняет выполнение длительных и монотонных заданий.
Дети центроверты составляют определенный баланс между экстравертами и интровертами. Они имеют:
- Макросоматическое телосложение с хорошо развитым жировым компонентом. Костные полости круглые.
- Движения плавные, хорошо развита и крупная и мелкая моторика.
- Эмоциональные реакции стабильные, адекватные.
- Центроверты разносторонне одарены при средних показателях всех видов активности. Они, несомненно, уступают интровертам в развитии интеллектуальной сферы, а экстравертам – в настойчивости, смелости, развитии волевых качеств.
Заканчивая краткое описание системных портретов, обращаем особое внимание на то, что ни один из конституциональных типов не имеет абсолютных преимуществ перед другими. Он всего лишь прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно знать как школьному врачу, так и психологу и учителю физической культуры. При этом данным специалистам необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого типа психосоматической конституции (таблица 1).
Таблица 1
Психологическая характеристика детей
различных типов психосоматической конституции
Тип конституции | Позитивные качества | Негативные качества |
интроверт | Ровность в отношениях, исполнительность (в привычной обстановке), дисциплинированность, нестандартность решений, упорство, самокритичность, умение проводить всесторонний анализ, объективность, оригинальность, сердечность. | Активность только при условии интересного занятия, инертность, малоподвижность, ранимость и застенчивость, мнительность и замкнутость, неуверенность, высокая внутренняя тревожность. |
центроверт | Высокая подвижность, высокая адаптивность, общительность, доброжелательность, жизнерадостность. | Недостаточная усидчивость и настойчивость, медлительность в принятии решений, неприятие однообразия, монотонности. |
экстраверт | Высокая активность и работоспособность, инициативность, настойчивость, решительность, способность к большому напряжению в работе. | Замедленное сосредоточение внимания, резкость в действиях, переживаниях, настроениях; вспыльчивость, агрессивность. |
Исходя из этих особенностей, выбирается определенный тип психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе его обучения и воспитания.
Так для детей-интровертов учитель должен выбрать поддерживающий тип педагогического воздействия. Он характеризуется поощрением проявлений любой активности и отсутствием жестких, авторитарных оценок. Необходимо формировать уверенность в себе и своих силах. Интроверт силен в логике и принятии нестандартных решений. Опираясь на эти качества можно стимулировать развитие активности, смелости, уверенности в себе. Интроверты предпочитают работать индивидуально или в малых группах. При работе в команде комфортнее чувствуют себя на вторых ролях. Желательно не ограничивать их жестким временным регламентом. Учитель должен учитывать, что интроверты по своей психомоторной организации являются «стайерами». Поэтому на занятиях физической культурой предпочтительнее выбрать низкий и средний темп выполнения всех упражнений. Разучивание двигательных композиций должно быть медленное и поэтапное. Все новые движения вводятся постепенно и осторожно. Упражнения для крупных мышечных групп должны сочетаться с элементами анализа и осмысления двигательных актов. При организации занятий и активного отдыха интровертам можно рекомендовать настольный теннис, плавание, бильярд, дротики, жонглирование, занятия йогой, танцами.
Психолог школы в индивидуальной или малогрупповой работе должен развивать у интровертов эмоциональную раскрепощенность, спонтанность, открытость, тренировать уверенность, решительность, лидерство.
В группе детей-экстравертов учитель выбирает сдерживающий тип педагогического воздействия. Предлагает роль сильного, но доброго героя. Выбирает командные формы взаимодействия. У этих детей необходимо поощрять проявления доброжелательности, жизнерадостности. Сдерживать проявления резкости в поступках, вспыльчивости, неустойчивости в поведении. Дети-экстраверты по своей психомоторной организации являются «спринтерами», поэтому учитель на уроках физкультуры задает высокий темп выполнения упражнений, с быстрым разучиванием разнообразных движений. С целью развития саморегуляции через телесные ощущения вводит в занятия асинхронные, сложные в координационном плане упражнения. Предпочитает групповые формы занятий. При организации активного отдыха экстравертам можно рекомендовать акробатику, фигурное катание, бокс, игры с мячом и шайбой.
Психолог проводит тренинг следующих качеств: нестандартности мышления, деликатности, скромности, логичности, коллективизма, доброты.
Баланс этих подходов составляет основу сопровождения детей центровертов.
Таким образом, тип психосоматической конституции прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно для педагогики, психологии и медицины.
Список литературы
- Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста /Л.А. Жданова, А.В. Шишова. И.Е. Бобошко, Н.Н. Нежкина и др.: ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России. – Иваново, 2004. – 360 с.
- Организация и медицинский контроль физического воспитания детей в образовательных учреждениях: метод. разработки / Л.А. Жданова, Т.В. Русова, Е.В. Селезнева и др. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2006. – 96 с.
- Жданова Л.А. Индивидуальный подход в медико-социальном сопровождении детей в образовательном учреждении /Л. А. Жданова, И.Е. Бобошко, Н.Н. Нежкина, и др.: Методическое пособие. – Иваново: АУ «Институт развития образования Ивановской области», 2011. – 61 с.
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.
Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка
Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования.
На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника.
Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.
Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:
- рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;
- «быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;
- непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;
- мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;
- автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.
Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.
Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Она состоит из двух блоков:
I БЛОК
Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение
I этап маркетинговые исследования;
II этап социологический;
III этап адаптационный.
I этап
Маркетинговые исследования:
Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания )
Работа с детской поликлиникой;
II этап
Социологический:
Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);
Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.
“Журнал адаптации” (ознакомительная беседа до поступления ребенка в ДОУ).
III этап
Адаптационный:
Режим посещения ДОУ (индивидуальный);
Использование здоровьесберегающих технологий;
Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;
Отслеживание течения периода адаптации.
II БЛОК
Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.
Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.
Включает в себя работу психолога в 4-х направлениях:
с администрацией;
с педагогами;
с родителями;
с детьми.
В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:
– воспитатель (см. построение педагогического процесса);
– психолог;
– медицинские работники;
– администрация Центра;
– музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);
– инструктор по физической культуре (организует занятия по плаванию, тем самым способствует общему физическому развитию, укреплению здоровья);
– учитель-логопед (индивидуальная работа по развитию речи, консультирование).
Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.
1.Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Затем полученные результаты заносят в карту развития ребёнка. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста. Оптимальным инструментарием для этого мы считаем диагностический комплект Е.А. Стребелевой.
Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2 – 3 лет). Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности.
Предлагаемые задания позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).
Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 – 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.
- Поисковый этап. Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.
- Консультативно-проективный этап. Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы помощи ребёнку, выбор методов, распределение обязанностей по реализации программы, определение сроков исполнения и возможности корректировки планов.
- Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на индивидуальную программу развития малыша.
- Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.
II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.).
Источник
Олеся Русалинова
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в практике работы ДОУ
Введение стандарта дошкольного образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях, определило точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество со своей мобильностью и динамичностью выдвигает всё новые и новые требования к образованию граждан, в том числе и на этапе дошкольного образования, задаёт критерии активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Применение в системе работы ДОО Федеральных государственных стандартов педагога и педагога-психолога определяет базовые нормы и правила, по которым должен жить современный детский сад.
Основной целью современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения.
«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то».
Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.
Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Е. А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
По мнению М. И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.
Наибольшего эффекта в работе ДОО можно достичь лишь в том случае, если психолого-педагогическое сопровождение будет касаться всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются обучающиеся, родители (законные представители) и педагогические работники.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса.
Цель деятельности Службы сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
Задачи Службы сопровождения:
– защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
– проведение психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды в данном образовательном учреждении;
– снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей;
– квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития обучающегося с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
– участие специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;
– развитие психолого-педагогическойкомпетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
– содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса; содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
Между тем, актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с одной стороны, и недостаточной её разработанности с точки зрения теории и практики, с другой.
Как показал наш первый опыт организации в ДОО Службы психолого-педагогического сопровождения, в своей работе мы столкнулись с рядом трудностей, которые мы условно разделили на две группы,в соответствие с запросами участников образовательного процесса:
1. Педагогическая – компетентностная проблема,которая вызвана:
– недостаточностью педагогических знаний в решении вопросов сопровождения и поддержки ребёнка и семьи;
– сложность в разработке программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
– наличие в штате организации необходимых специалистов.
2. Родительская – информационно-просветительская проблема,которая вызвана:
– не владением родителями (законными представителями) достоверной информацией о проблеме развития, воспитания или обучения ребёнка;
– родители (законные представители) не готовы принять проблему, боятся или не хотят обращаться к специалистам;
– родители (законные представители) не знают механизма действий, куда и как можно обратиться с данной проблемой.
Отечественный психолог М. Р. Битянова в своих исследованиях подчёркивает деятельностную направленность психолого-педагогического сопровождения, отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком на позиции субъект-субъектных, личностно-ориентированных отношений, помогающих открыть его «самостность»: стремление к самостоятельности, саморазвитие, саморегуляция и пр.
Исходя из выше сказанного, педагог-психолог службы сопровождения решает три основные задачи (М. Р. Битянова):
1. Отслеживание особенностей индивидуального развития ребенка (диагностика). В случае выявления каких-либо проблем изучается причина и принимается решение о путях коррекции.
2. Создание необходимых психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, организуется методическая помощь, проводится развивающая психологическая работа.
3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим какие-либо трудности. Есть дети, которые в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа педагога-психолога службы сопровождения.
Понимая причины трудностей, возникших в работе службы психолого-педагогического сопровождения нашей организации,мы видим следующие пути решения проблемы:
1. Работас педагогами ДОО через организацию различных форм повышения компетентности:
• Обучение педагогов (курсы ПК, проведение семинаров, консультаций, посещение открытых мероприятий педагогического сообщества, использование методической литературы;
• Помощь в разработке программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
• Привлечение специалистов, в случае необходимости.
2. Информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями)с помощью различных форм взаимодействия: консультации, беседы, тематические родительские собрания, круглые столы, семинары-тренинги по развитию навыков общения и сотрудничества и пр.
При этом, работу с родительской общественностью, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но может выступать как комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса и его качества.
Литература:
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2002.
2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Дорваль. -1993. — 96с.
3. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. — М., 1998.
4. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л. Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10. 5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.
5. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова. – М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.
6. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.
7. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.
Источник