Психолого педагогический мониторинг развития ребенка
Педагогический мониторинг развития детей дошкольного возраста
Цель мониторинга – выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии, согласно заявленным результативным показателям Программы.
Задачи мониторинга:
На основе анализа диагностических данных выявить личностные достижения ребёнка в процессе освоения Программы.
Разработать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными.
Осуществить действенную обратную связь в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.
Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Функции мониторинга: диагностическая, аналитическая, прогностическая, коррекционно-образовательная, проективная.
Периодичность мониторинга устанавливается календарным учебным графиком МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 183» и обеспечивает сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год (сентябрь – октябрь, май, промежуточный – в середине года по необходимости).
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга, является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Объект мониторинга – образовательный процесс.
Предмет мониторинга – составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом ребенка, опытом его деятельности и общения; условиями его образования.
Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:
- изучение состояния образовательной деятельности для получения оперативной информации. Тем самым, обеспечивается корректировка образовательной деятельности в направлении совершенствования.
- своевременное выявление изменений в образовательной деятельности, а также факторов, которые их вызвали.
- предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.
- обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.
- получение информации об эффективности педагогических воздействий.
Принципами педагогической диагностики выступают:
- принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его развития, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования;
- принцип доступности диагностических методик и процедур для применения;
- принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.
Этапы педагогического мониторинга:
- Этап: Определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащего данному исследованию.
- Этап: Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагогической деятельности.
- Этап: Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.
- Этап: Принятие решений по регуляции образовательной деятельности.
Организация педагогического мониторинга
В качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях детского сада, является включенное наблюдение, которое может дополняться педагогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении и особенностей их ребенка.
Наблюдение осуществляется педагогом повседневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педагогического общения с ребенком и диагностического общения.
Педагогический мониторинг проводится во всех возрастных группах 2 раза в год – в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска» по необходимости. В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути для их минимизации.
Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.
Педагогический мониторинг проводится по 5 образовательным областям, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Процедура педагогического мониторинга.
- й шаг. Педагоги изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели составят для педагога схемы наблюдения за детьми.
- й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. В ходе педагогической диагностики заполняются Карты педагогического мониторинга по образовательным областям, для проведения сравнительного анализа, где воспитатели и специалисты проставляют баллы, которые характеризуют развитие навыков и умений, соответствующих возрастным возможностям детей:
- балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить, (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для заполнения Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.
Значение для Карты индивидуального развития определяется в соответствии со следующей таблицей:
Среднее значение по Карте педагогического мониторинга | Уровень формирования навыков и умений | Краткое обозначение результата | Значение для Карты индивидуального развития |
От 1 до 2,0 | не сформированы, не освоены | Н | 1 |
От 2,1 до 3,7 | находятся в стадии формирования, частично освоены | С | 2 |
От 3.8 до 5,0 | навыки освоены, умения сформированы | В | 3 |
Музыкальные руководители и инструкторы по физической культуре, педагог-психолог, учителя-дефектологи, учитель-логопед принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности. Результаты проведённой диагностики специалисты так же заносят в Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника.
Таким образом, для каждого ребенка определяется «зона ближайшего развития».
3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности с группой детей, а так же разрабатываются Индивидуальные образовательные маршруты для детей, имеющих затруднения в освоении Образовательной программы дошкольного образования.
В конце учебного года воспитатели знакомят родителей (законных представителей) воспитанников с результатами педагогической диагностики, занесёнными в Карту индивидуального развития ребёнка, о чём свидетельствует подпись.
Источник
Эффективное воспитание, формирующее социально
активную, культурную, высоконравственную,
творческую и социализированную личность,
немыслимо без знания индивидуальных
особенностей каждого воспитанника и постоянного
отслеживания его личностного развития, оценки
уровня его готовности к самостоятельной жизни.
Мониторинг уровня развития воспитанников
позволяет не только оперативно отслеживать
процесс и динамику
образовательно-воспитательной деятельности по
основным ориентирам воспитания, но и создать
условия для самореализации ребёнка во всех
сферах деятельности, адаптации в социуме на всех
возрастных этапах развития.
Понятие “развитие” очень ёмкое и включает
множество компонентов: развитие
интеллектуальных и творческих способностей,
эмоционально-волевой сферы, личностных черт
характера, психических процессов (мышление,
внимание, память). Для того чтобы управлять ими,
необходима, прежде всего, информация, наиболее
полно отражающая эти процессы.
Существуют различные технологии, позволяющие
оценить качество работы, современная педагогика
и психология, находясь в поиске, пока не
предложила технологий отслеживания,
охватывающих все стороны развития ребёнка.
Базируясь на исследованиях Г.А. Абрамовой, И.С.
Кона, И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной, Е.Ф. Рыбалко и
других учёных в области возрастной психологии и
педагогики, определили особенности развития
детей-сирот и на их основе разработали
личностную модель воспитанника с учётом
возрастной классификации: дошкольный возраст –
от 3 до 6 лет; младший школьный возраст: от 7 до 10
лет; подростковый возраст: от 11 до 14 лет; ранний
юношеский возраст: от 15 до 18 лет (приложение
№ 1).
При подборе критериев, показателей и методик
изучения уровня развития воспитанников,
использовался системный подход, позволяющий
установить взаимосвязь с целями, содержанием и
способами воспитательного воздействия (приложение № 2). Так как целевые
ориентиры и деятельность воспитательной системы
МОУ “Детский дом” направлены, прежде всего, на
формирование у воспитанников готовности к
самостоятельному выбору здорового образа жизни,
образования, профессионализма, самореализации,
то нами были избраны следующие критерии:
физическая готовность, педагогическая
готовность, социальная готовность,
профессионально-трудовая готовность,
морально-волевая готовность.
Мониторинг развития воспитанников является
частью общепедагогического мониторинга, служит
оптимизации педагогической деятельности,
содействует научно-обоснованному определению
условий совершенствования
образовательно-воспитательного процесса.
Системность психолого-педагогической
диагностики обеспечивается концептуально
обоснованным комплексом диагностируемых
параметров личности, психолого-педагогическая
оценка которых осуществляется с помощью
диагностических средств и фиксируется в
диагностической карте воспитанников.
Программа мониторинга особенно актуальна для
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, так она позволяет не
только оперативно отслеживать процесс и
динамику образовательно-воспитательного
процесса, но и создать необходимые условия для
оказания психолого-педагогической помощи детям,
имеющим проблемы в развитии, воспитании и
обучении.
Цели и задачи мониторинга
Цель: определить эффективность деятельности
педагогического коллектива по конкретным
результатам развития личности детей, на
основе выявленных тенденций построить систему
работы по эффективному
медико-социально-психолого-педагогическому
сопровождению.
Для достижения этих целей необходимо решить
следующие задачи:
- проследить динамику развития личности
воспитанников в соответствии с критериями
уровня готовности; - сформировать информационную базу уровня
развития личности каждого воспитанника; - выявить возможные отрицательные тенденции в
развитии и наметить пути их предупреждения и
преодоления; - определить благоприятные
психолого-педагогические условия для развития
личности воспитанников, зоны ближайшего
развития, наметить пути их реализации.
Принципы диагностической деятельности
Деятельность по реализации программы
мониторинга развития личности воспитанников
подчиняется основным законам диагностического
исследования. Психика ребёнка находится в
процессе становления, поэтому при её изучении
необходимо руководствоваться следующими
принципами, каждый из которых имеет своё
назначение и цель.
1. Принцип гуманизма и педагогического
оптимизма нацеливает на осознание того, что
любое исследование должно способствовать
развитию ребёнка, а не тормозить его. Диагноз –
это не только установление существующего уровня
развития, но и выявление его резервов. При этом
следует руководствоваться основным и важным
требованием: “Не навреди!”
2. Принцип объективности и научности
предполагает, что его психическое развитие
должно быть раскрыто в его собственных
закономерностях, объяснено в понятиях
возрастной психологии, а не по аналогии с
психическими особенностями взрослого.
3. Принцип детерминизма означает, что всякое
психическое явление взаимосвязано с другими, что
оно вызывается целым комплексом причин. Важно
понять причинно-следственные связи в
становлении тех или иных психических
особенностей.
4. Принцип развития психики в деятельности
требует осознания того, что все психические
особенности находятся в становлении и основным
условием их развития служит та или иная
деятельность. Деятельность – это не только одно
из условий развития психики, но и один из
аспектов её изучения.
5. Принцип индивидуального и личностного
подхода означает, что общие законы
психического развития проявляются у каждого
ребёнка своеобразно и неповторимо.
6. Принцип системности и систематичности
предполагает целостное рассмотрение объекта
диагностики, комплексное и последовательное его
изучение. Необходимо исследовать не только
отдельно взятые параметры – должны
прослеживаться все стороны развития ребёнка,
включая и прогнозирование его хода. Важно
определить место каждого свойства в общей
структуре психики, его взаимосвязи со всеми
остальными сторонами психического развития.
Технология мониторинга
Психолого-педагогическая диагностика –
область деятельности педагога-психолога,
социального педагога, учителя-логопеда,
воспитателей, в содержание которой входит
целенаправленное изучение особенностей и
возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. С целью оптимального
решения педагогических задач. Организуемая
педагогическими работниками психодиагностика
имеет системный и непрерывный процесс, который
осуществляется в форме мониторинга.
Взаимодействие педагогических работников в
процессе диагностики – это то средство, с
помощью которого решаются задачи
психолого-педагогического сопровождения в
образовательно-воспитательном процессе. Успех
достигается за счёт того, что устанавливаются
определённые связи между деятельностью
специалистов разного профиля, ориентированные
на одного и того же ребёнка.
Взаимодействие специалистов
Специалисты | Содержание диагностики |
Педагог-психолог |
|
Социальный педагог |
|
Учитель-логопед |
|
Медицинские работники |
|
Воспитатели |
|
Психолого-педагогический мониторинг
представляет собой стандартную процедуру
повторяющихся обследований воспитанников, что
позволяет проследить динамику, оценить
“траекторию” развития личности и предупредить
возможные нарушения, определить возможности,
способности, интересы каждого ребёнка и группы в
целом, наметить меры психолого-педагогического
обеспечения дальнейшего развития воспитанников.
Отслеживание уровня развития ребёнка
осуществляется в соответствии с личностной
моделью воспитанника каждой возрастной ступени.
Программа отслеживания состоит из пяти блоков:
1.Физическая готовность.
2. Педагогическая готовность.
3. Социальная готовность.
4. Профессионально-трудовая готовность.
5. Морально-волевая готовность.
Программа построена с учётом возрастной
классификации и делится на следующие периоды:
дошкольный возраст (от 3-х до 6 лет); младший
школьный возраст (от 7 до 10 лет); подростковый
возраст (от 11 до 14 лет); ранний юношеский возраст
(от 15 до 18 лет).
Готовность воспитанников к самостоятельной
жизни оценивается с помощью критериев
готовности выпускников (приложение №
3). Критерий подразумевает совокупность
качественных показателей, определяющих
позитивную социализацию воспитанников, т.е. тех
характеристик личностного развития, которые
необходимо освоить подростку на выходе из
Детского дома для успешной интеграции в
современное общество.
В мониторинговом изучении выделяется шесть
этапов:
1. Определение целей и задач исследования.
2. Подготовка диагностического инструментария.
3. Исследование испытуемых.
4. Обработка и интерпретация результатов
исследования.
5. Анализ, оценка и обсуждение полученных
результатов.
6. Разработка индивидуальной программы
сопровождения воспитанника.
Системоинтегрирующим элементом технологии
мониторинга является диагностическая карта (приложение № 4), при заполнении
которой необходимо соблюдать следующую
инструкцию.
1. Диагностическая карта заполняется
педагогами три раза в год (сентябрь, январь, май).
2. После обработки и занесения результатов
мониторинга в диагностическую карту
администрация МОУ “Детский дом” совместно с
воспитателями, социальным педагогов, психологом
и медицинским работником проводит
реабилитационный совет, на котором
анализируются и оцениваются полученные данные,
вырабатываются рекомендации по осуществлению
коррекционно-развивающей работы с
воспитанниками.
3. Диагностическая карта является составной
частью реабилитационной карты и хранится у
педагога-психолога.
Карта построена по принципам комплексного
подхода (представлены данные всех специалистов,
медицинского и педагогического состава Детского
Дома), и включает в себя:
- Социальный статус воспитанника.
- Соматический статус.
- Психологический статус.
- Педагогические наблюдения.
- Логопедическое представление.
- Диагностическая карта.
- Индивидуальный режим дня.
- Первичный реабилитационный совет.
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка.
- Промежуточный реабилитационный совет (с
промежуточными характеристиками). - Реабилитационный совет (динамика).
- Лист коррекционных занятий психолога.
- Лист коррекционных занятий логопеда.
- Решение реабилитационного совета с
промежуточными характеристиками. - Социально-педагогическая поддержка семьи.
4. При переходе воспитанников на следующую
возрастную ступень результаты исследования
обобщаются и на их основе составляются
рекомендации по организации дальнейшей
психолого-педагогической работы.
В процессе организации мониторинга необходимо
учитывать тот факт, что диагностическая работа
педагогов оказывает психологическое
воздействие на детей. И оттого, насколько
компетентно оно будет осуществляться, зависит
эффективность всей педагогической деятельности.
Литература
- “Воспитание трудного ребёнка: Дети с
девиантным поведением” / под редакцией М.И.
Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240
с. – Коррекционная педагогика. - Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. “Возрастная
психология” – М.; ТЦ Сфера, 2002. – 464 с. - Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М.:
Московский психолого-социальный институт, 2006. –
472 с. - Немов Р.С. “Психология”/ учебник для студентов
высших педагогических заведений: в 3-х книгах –
М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС; 1999 г. - Овчарова Р.В. “Справочная книга социального
педагога”. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с. - Педагогический контроль в процессе воспитания.
Методические рекомендации/под ред. Е.Н.
Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с. (Воспитание в
школе). - Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд.,
перераб. и доп. (Серия “Учебники, учебные
пособия”.) – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с. - Теория и методика воспитания: Учеб. пособие/Е.В.
Головнёва. – М.: Высш. шк., 2006. – 256 с.: ил. - Х. Айзенк “Энциклопедия психологических
тестов” – М.; ООО “Издательство АСТ”, 1997. – 192 с. - Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот
дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений/под ред. С.А. Козловой. –
М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 192 с.
Источник