Психолого педагогические условия развития ребенка
Ульяна Борисова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами в средней группе детей.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство.
Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) в Детском саду обеспечивает реализацию основной образовательной программы.
Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
При проектировании РППС педагогический коллектив учитывает особенности своего учреждения, условия, в которых осуществляется воспитательно-образовательная деятельность, социокультурные, экономические и другие условия, требования педагогических технологий, возможности и потребности участников образовательных отношений.
РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Детского сада, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы, материалами, оборудованием, и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.
В соответствии со Стандартом РППС детского сада должна обеспечивать и гарантировать:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации образовательной программы для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Кроме того, РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна обеспечиватьвозможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
При проектировании пространства внутренних помещений, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.
Развивающаясреда выстраивается на следующих принципах:
– насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;
– трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
– полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
– вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
– доступность среды предполагает, доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
– безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
– учета полоролевой специфики – обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
– учета национально-культурных особенностей края.
Реализация вышеперечисленных принципов организации среды развития самостоятельной деятельности детей обеспечивает ребенку возможность комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и благоприятно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной со сверстниками, так и в самостоятельной деятельности.
Помещение группы разделено на так называемые «уголки» (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных игр, игрушек, материалов для исследования и игры, общения. Материалы в «уголках» дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Воспитатели внимательно подходят к отбору материалов для каждого уголка,которые:
• отражают реальный мир;
• побуждают к дальнейшим исследованиям, творчеству, конструктивному общению;
• соответствуют интересам и уровню развития детей группы;
• обеспечивают их дальнейшее развитие;
• имеются в достаточном количестве;
• доступны и привлекательны;
• систематизированы.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, обеспечивает благоприятную эмоциональную обстановку. А педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение «уголков» меняется в соответствии с психолого-педагогическими задачами комплексно тематического плана организации процесса образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями.
Так же материалы «уголков» заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах
Образовательная область Виды детской деятельности Наполняемость «уголков» с учетом интеграции образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие Игровая
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Конструирование из разных материалов
Трудовая
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора
Игровые уголки
• Оборудование;
• Атрибуты для игр (кукольная, больница, строительная, музыкальная, книжная, национальная, рисования, автодром, природы, дежурства, уголок настольных игр).
• Игрушки;
• Материалы для изготовления игрушек (ленточки, фантики, глиняные пластилины, бусы, нитка с иголкой, пряжи, фетры, фоамираны, пуговицы, пластиковые материалы).
• Предметы-заместители (военные игрушки из дерева, машины, кубики разного размера).
Уголок природы
• Природные материалы подобраны по программе в соответствии с возрастной группой;
• Тематические альбомы («Осенние дары»– фотоальбом, «Байанай»-фотоколлаж, «Моя мама»-фотоальбом).
• Природный материал для конструирования (орехи, сухие листья, ветки, перья, камешки, ягоды).
• Фартуки (колпаки, перчатки).
• Набор для экспериментирования (банки, мелкие предметы из разных материалов, земля, песок, камни, градусники и т. д.);
• природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.);
•неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Уголок дежурных
• Эстетично оформленный стенд с кармашками.
• Форма для дежурства (фартуки, колпачки, косынки);
• Инвентарь для хозяйственно-бытового труда (тряпочки, тазики, щетки);.
Уголок книги
• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;
• Книги, энциклопедии для соответствующего возраста;
• Сюжетные и предметные картинки по тематике.
• Книги русских народных, якутских сказок.
Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)
Уголок творчества
• Наборы конструкторов, строителя, лего, деревянные строительные кубики разных размеров, конструктор «Клоун».
• Схемы различных построек, моделей, фотографий.
Уголок дидактических игр
• Настольно-печатные игры (домино, лото, «бгэлэр оонньуулара», пазл-«Паровоз», «Собери кружки»)
• Дидактические игры (картотека дидактических, подвижных игр, лабиринт, кнопочные, напольные мозаики, набор «Сортировщик», логическая игра «Пчелка», детская развивающая мозаика, деревянные пазлы, домино, шнуровки, пирамидки, губчатые мозаики, шашки, сонор,электронные игры: «Сыыьа ойуулар», «Домик для цифр», «Логика»;
Речевое развитие Коммуникативная
Игровая
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора
Двигательная
(развитие мелкой моторики) Уголок театральной деятельности
• Вешалка или сундучок для «нарядов»;
• Маски;
• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра.);
• Ширма.
Уголок книги
• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;
• Книги для соответствующего возраста;
• Сюжетные и предметные картинки по развитию речи.
• Книги русских народных, якутских сказок.
Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)
Физкультурный уголок
• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные).
• Беговая дорожка
• Ребристая дорожка
• Ковер «Следы»
• Скакалки, обручи, кегли.
Уголок дидактических игр
• Пазлы;
• Мозаики;
• Шнуровки;
• Настольно-печатные игры.
Художественно – эстетическое развитие Изобразительная
Коммуникативная
Игровая
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора
Музыкальная
Конструирование
из разных материалов
Уголок творчества
• Карандаши (цветные, простые, мелки;
• Краски (акварельные, гуашевые краски). Кисти. Баночки для воды, Палитра для смешивания красок.
• Бумага разных форматов или альбом для каждого ребенка.
• Раскраски нескольких видов;
• Трафареты, лекала, фигурные силуэты.
• Цветная бумага разной фактуры;
• Ножницы, фигурные ножницы;
• Клей карандаш, ПВА.
• Пластилин (глина, доски для лепки, стеки, тряпочки;
• Альбомы с иллюстрациями;
• Портреты художников;
• Репродукции картин. Образцы народного творчества.
Уголок природы
• Природный материал для конструирования;
• Тематические альбомы, книги.
Музыкальный уголок
• Песенник
• Иллюстрации инструментов;
• Музыкальные инструменты (барабан, бубны, колокольчики, молоточки и т. д);
• Диски, флешки со сказками.
• Шумовые инструменты из бросового материала.
• Музыкально-дидактические игры. (Свисток,якутские иструменты: копыто, шумовая рога, хлопушки, маракасы из бросового материала, барабаны, палочка шумовая).
Уголок театральной деятельности
• Вешалка или сундучок для «нарядов»;
• Атрибуты.
• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра);
• Ширма.
Физическое развитие Двигательная Физкультурный уголок
• Сенсорные дорожки для закаливания;
• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные);
• Скакалки;
• Ленточки, флажки, кубики и т. д. для выполнения общеразвивающих упражнений;
• Кегли, обручи;
• Стойки и палки для подлезания, перешагивания;
• Тренажеры; беговая дорожка.
• Иллюстрации на спортивную тематику.
Источник
Наталья Мокрецова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Под психолого-педагогическими условиямимы понимаем следующие:
• применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;
• создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
• формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;
• разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;
• внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
Эффективность такого взаимодействия обеспечит:
– для детей: приобретение социального опыта, создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
– для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами; оказать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;
– для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при воспитании ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении созданы условия для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогическойдеятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, комнату психологической разгрузки.
Комната психологической разгрузки представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью 22,9 квадратных метра.
В комнате подобраны модули расслабляющего и активизирующего характера, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Это «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и нежные звуки успокаивающей музыки.
Главная задача педагога-психологасовместно с воспитателем и другими специалистами вести работу в трех направлениях:
1. Адаптация детей к детскому саду (ребенок попадает в среду, где не испытывает на себя никакого давления из вне. Быстрее идет на контакт со взрослым. Получает положительные эмоции);
2. Индивидуальные психологические отклонения,например: агрессивный ребенок;
3. Развитие психических процессов (коррекционно-развивающие занятия в микрогруппах).
В комнате выделяется две зоны (два сектора): активный и спокойный.
Активная зона (сектор):
Назначение Виды и формы работы
Светильник «Пламя» Развитие:
– визуального восприятия;
– тактильного восприятия.
Активизация внимания.
Релаксация: представление Сказкотерапия;
Комплекс упражнений на воображение;
Игра «Праздник у костра».
«Сухой бассейн» Снижение уровня психо-эмоционального напряжения;
Снижение двигательного тонуса;
Регуляция мышечного напряжения;
Развитие:
– кинестетической и тактильной чувственности;
– образа тела;
– пространственных восприятий и представлений.
Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Игра «Море шариков»;
Имитация плавания;
Игра на снятие агрессивности;
Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности;
Упражнения на релаксацию;
Психологическая разгрузка;
Игры на воображение;
Игра «Дыши и думай».
Мягкое напольное покрытие Релаксация;
Снятие негативных эмоций и состояний;
Развитие:
– образа тела;
– общей моторики;
– пространственных представлений.
Саморегуляция психологического состояния. Упражнения на релаксацию;
Упражнение на воображение;
Игры на снятие агрессивности.
Напольные сенсорные дорожки Развитие:
– проприцептивной чувствительности;
– рецепторов стопы;
– координации движений;
– кинестетической чувствительности;
– мыслительной деятельности;
– речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;
– произвольного внимания.
Профилактика плоскостопия. Игры-путешествия;
Игры на воображение;
Игры на коррекцию уровня тревожности;
Игра «Кто за кем?»;
Игра «Быстро – медленно».
Центр, развивающий активность Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности;
Развитие:
-коммуникативных навыков;
– мыслительной деятельности;
– внимания;
– мелкой моторики;
– зрительной, слуховой и осязательной активности;
– координации движений. Игры со звучащими предметами;
Объемные фигуры.
Проектор направленного света. Зеркальный шар Развитие:
– зрительного восприятия;
– ориентировки в пространстве.
Создание психологического комфорта;
Снижение уровня тревожности;
Коррекция страхов;
Релаксация: воздействие зрительных образов;
Обогащение восприимчивости и воображения. Сказкотерапия;
Комплекс упражнений по релаксации;
Упражнение «Солнечные зайчики»
Игра-путешествие к звезде;
Упражнение «Дискотека».
Спокойная зона (сектор):
Назначение Виды и формы работы
Мягкий остров Релаксация;
Снятие негативных эмоций и состояний;
Саморегуляция психического состояния Упражнение «Улыбка»;
Комплекс упражнений на релаксацию;
Комплекс упражнений на воображение.
Куб «Твизлер» Развитие:
– мышления;
– концентрации внимания;
– координации «глаз – рука»;
– коммуникативных навыков.
Снятие стресса, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции. Игра «Кто быстрее?»
Игра «С закрытыми глазами».
Центр тактильности Активизация развитияпознавательных процессов: мышления, внимания, памяти.
Координация зрительных и тактильных анализаторов.
Развитие:
– мелкой моторики;
– восприятия и воображения;
– речи. Игра-занятие «найди и покажи»;
Игра-занятие «Найди на ощупь»;
Упражнение «Опиши предмет».
Аквалампа Развитие:
– визуального восприятия;
– тактильного восприятия;
– цветовоспроизведения.
Активация внимания.
Релаксация: представление образов. Сказкотерапия;
Цветотерапия;
Игра «Праздник на морском дне»;
Настенное небьющееся зеркало с фибероптическими нитями, фибероптические нити Способствуют эмоциональному расслаблению;
Создают психологический комфорт и мотивируют на дальнейшую работу;
Развивают воображение, познавательные процессы;
Способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Игра «Эмоции»;
Комплекс упражнений по релаксации;
Комплекс упражнений на воображение.
Настенный ковер «Звездное небо» Снятие эмоционального напряжения;
Релаксация;
Развитие творческого воображения, образного мышления;
Создание новых тактильных ощущений. Сказкотерапия;
Комплекс упражнений на релаксацию;
Комплекс упражнений на воображение.
Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Развитие:
– познавательных процессов;
– мелкой моторики.
Активизация мышления и внимания;
Стимуляция тактильных анализаторов;
Стимулирующее и расслабляющее воздействие.Комплекс заданий на определение:
– разнообразия поверхностей;
– твердости и мягкости;
– видов материалов;
– веса;
– скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности.
Мягкие подушечки (разной формы) Развитие фантазии и воображения;
Снижение уровня тревожности;
Снятие уровня агрессивности;
Формирование навыков саморегуляции. Игра «Уходи, злость, уходи!»
Игра «Выбиваем пыль»;
Игра «Упрямая подушка».
Музыкальный центр и записи музыки Обогащение восприимчивости и воображения;
Создание психологического комфорта;
Релаксация: воздействие слуховых образов;
Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения;
Активизация двигательной активности;
Формирование навыков саморегуляции. Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.
Комната психологической разгрузки представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное пространство для повышения качества и объёма образовательных услуг.
Комната психологической разгрузки оснащена матами, пуфами, подушками, сенсорными мешочками с разными наполнителями (крупа, песок и др.). В комнате есть центр развития тактильных ощущений, светящиеся светодиодные нити, пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор света, зеркальный шар, настенное панно «Звездное небо».
Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-20 минут) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.
Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.
В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Источник