Психолого педагогические основы развития мышления ребенка

Богатырева Анастасия
Психолого-педагогические основы проблемы развития мышления старших дошкольников

Понятие мышления

Мышление – это высокая форма отражения мозгом окружающего мира, в наибольшей степени сложный познавательный процесс, свойственный только человеку. Оно обобщается и характеризуется единством с речью. Иными словами, мышление и есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением поставленных задач, с творческим изменением действительности.

Впервые понятие «Мышление было введено Р. Декартом, называет всякий рефлексивный акт сознания субъекта, то есть акт сознания – представление, мысль, желание и т. п. в существовании которого субъект отдаёт себе отчёт, «обнаружение сознанием себя самого в любом из своих опытов» [5, c.254].

Декарт пишет: Под именем «Мышление» я понимаю всё то, что для нас, осознающих не только окружающих, но и самого себя, в нас происходит, насколько мы об этом в нас имеем сопутствующее знание. Так, что не только познание, воображение, но также и восприятия здесь, то же самого, что мы имеем.

Явления и предметы действительности имеют такие свойства и отношения, которыми можно овладеть непосредственно, при помощи восприятия и ощущения (форм, цвета, звуков, перемещение и размещения тел в данном пространстве, и такие отношения и свойства, которыми можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Главная качество мышления – это его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, он познаёт косвенно,непосредственно и опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное, через известное. Мышление всегда строится на данных чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание, опосредованное.

Следующая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение то как общее познание и существенность объекта действительности возможно потому, что все эти свойства объектов связаны между собой. Существуют и проявляются общие лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, закона, явления, движения, сущности, качества, количества и прочие – широчайшие обобщения, выраженные словом.

Как считает Гайсон Р., что мышление это – высшая ступень познания человека действительность. Чувственная основа мышления является ощущение, восприятие и представление. Единственными каналами связи организма с окружающим миром – поступает в мозг через органы чувств. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир [7, c. 187].

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Как пишет М. В. Гамезо., главным образом мышления мышление выступает как поставленных задач, так и решения вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Исследования решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, деятельность активная, требующая сосредоточенного терпения, внимания.

На самом деле процесс мысли – это всегда процесс не только эмоционально-волевой, но и познавательный. Независимо тесной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя, и для других только через слово – устное и письменное. При помощи языка мысли людей не теряются, а передаются в из поколения в поколение виде системы знаний. Тем не менее существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации [4].

Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины. Мышление крепко связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными.

Мышление также неразрывно связано и по сути с деятельностью людей. Каждый вид деятельности предполагает размышление, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность – основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Читайте также:  Уровень потенциального развития ребенка это

Не реже всего мышление классифицируют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное.

Выготский Л. С. отмечает, что «понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений» [6, c. 325].

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором применяются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или представляются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Стоит отметить, что понятийное и образное мышление, оказывается разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. B свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого установиться не может. Наглядно-образно мышление, мы присоединяем к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Стоит отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, a понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное [5].

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлечённое – взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития мыслительных способностей человека в первую очередь формировался в ходе практической деятельности. Генетически самый ранний вид мышления – практически-действенное мышление; определяющее значение в нём имеют действия c предметами. На основе практически-эффективной манипуляций мышления, возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядным образом в уме. Самой главной ступенью мышления отвлечённого, абстрактного мышления. Но и здесь мышление сохраняет связь с практикой.

Мышление некоторых людей так же классифицируется в большинстве случаев на в большинстве случаев на образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную. Структурная единица практического (оперативного) мышления – действие; художественного – образ; научного – понятие.

B зависимости от глубины обобщённости различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление даёт начальное обобщение на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое сознание представляет собой низшую, элементарную ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением. Умственная деятельность практика сосредоточены на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностью практического мышления являются тонкая наблюдательность, способность сосредоточить внимание на некоторых деталях события.

Теоретическое мышление выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие логики развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность. Bсоотношении от стандартности – нестандартности решаемых задач:

Алгоритмическое мышление ориентированы на заранее определенные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения стандартных задач.

Дискурсивное мышление основано на системе взаимосвязанных рассуждений.

Эвристическое мышление – это продуктивное мышление, состоящее в решение нестандартных задач [5].

Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Формы мышления

Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления – понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков.

Эти свойства, признаки можно разделить на две категории -существенные и несущественные. Чем более существенные признаки отражены в понятие, тем эффективнее организуется деятельность человека. Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. B понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде.В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы,наглядны: понятие обладает абстрактным, обобщённым, ненаглядным характером. Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. A мыслить об этом можно.

Читайте также:  Центр развития ребенка краснодар юмр

Суждение – определённое знание о предмете, установление или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение – такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. Bзависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное [4].

Суждение устанавливает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление – значит, уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём. B суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания. Психологическими аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

Рассуждение – это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них. Умозаключение – такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Мышление развивается от постоянных переходов от общего к частному, и от частного к общему, т. е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции. Индуктивное умозаключение – по отдельным признакам некоторых явлений даётся суждение о всех предметах данного класса.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения, стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков,в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений.

Источник

Владимир Левченков
Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.)

Предметы и явления в окружении обладают рядом свойств, которые возможно распознать с помощью ощущений и восприятий, например цвета, формы, запаха, перемещения тел в пространстве, и с помощью их обобщения с помощью мышления.

В большом психологическом словаре излагается «мышление (англ. thinking)психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества» [4, с. 278].

Мышление у детей дошкольного возраста опирается на представления, образы. Основы развития мышления ребенка закладываются еще в раннем детстве. Мухина считает «От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем у детей формируются первые обобщения, основанные на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющиеся в слове.» [1, с. 238]

По мнению В. С. Мухиной «В игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и многие другие. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их.» [1, с. 238-239]

Читайте также:  Значение родного языка в развитии речи ребенка

В процессе общения ребенка с людьми, при помощи слов обобщает явления, предметы, рассуждает о явлениях. Например, разговаривая с ребенком о птицах мы их обобщает,и выделяем их разновидности: синица, воробей, сорока, курица. Развитие мышления у детей дошкольного возраста происходит постепенно с помощью взрослого, опирается на собственный опыт и знания переданные от взрослого, накопленные многими поколениями.

Развитие ребенка интеллектуально происходит в процессе предметной деятельности и общения. В результате чего создаются примерные группировки предметов в группы.

Мухина В. С. считает «Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками — словами, числами и др.» [1, с. 241]

Мышление, которое осуществляется при помощи действий со знаками,- является отвлеченным. Отвлеченное мышление подчиняется закономерностям логики и называется логическим мышлением.

Образное мышление помогает ребенку усвоить представления о предметах, как в общих чертах, так и в деталях.

«Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Так, ребенок представляет себе превращение снега в воду, движение мяча по асфальтовой дорожке и по покрытой травой полянке и т. п. Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена с помощью отвлеченного, логического мышления. Только оно позволяет, например, определить подлинную причину плавания тел. Можно представить себе плавание деревянного бревна или пустого ведра, но соотношение удельного веса плавающего тела и жидкости можно обозначить только словами или соответствующей формулой.» [2, с. 195]

Наглядно-образное мышление ребенку позволяет с помощью слов отразить представления о действиях, предметах, явлениях и другом. При специально организованном обучении у ребенка данное мышление развивается.

Ребенок дошкольного возраста сензитивен к постепенному развитию образного мышления. Образное мышления является основой творчества ребенка и новых открытий.

Для развития мышления у ребенка дошкольного возраста необходимо использовать различные игры и упражнения. Например, «Упражнение “Что лишнее”. Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.

Упражнение “Опиши словами”. Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

Игра “Нравится – не нравится”. Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например,картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т. д.

Игра “Назови одним словом”. Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.

Игра “Бывает – не бывает”. Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки – нужно мяч отбросить.Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

Игра “Отвечаем быстро”. Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным, а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов.Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок – белый… Как вариант,можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности – родитель и ребенок меняются местами» [3] и другие.

Развитие мышления ребенка выражается в усложнении и возникновении способов, форм мыслительной деятельности и их изменении. При этом у ребенка появляется мотивация к мыслительной деятельности. Мышление развивается в деятельности человека на протяжении всей жизни. Мышление на каждом возрастном этапе имеет свои характерные особенности.

Литература:

1. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985.—272 с

2. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. —М., 1978.- 453с.

3. Источник в сети интернет https://www.babylessons.ru/razvitie-myshleniya-igry-i-uprazhneniya-dlya-detej/

4. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. М.: 2003. – 672 с.

Примечание : перепечатывание всего и любой части данного текста без разрешения автора запрещено!

Источник