Психолого педагогические основы развития характера у ребенка

Психолого педагогические основы развития характера у ребенка thumbnail

Наталья Беккер
Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста

«Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам, связанным с возрастными характеристиками ребенка дошкольного возраста.

Содержание: Совершенно очевидным является тот факт, что многие педагоги не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка – дошкольника. Все обучения в дошкольной организации направлено на формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности. Но если педагог заинтересован в том, что, чтобы дети успешно развивались, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы, задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи. Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности – это основа педагогического воздействия на психику ребенка. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Согласно исследованиям Л. С. Выготского развитие – это появление нового. Но новое не надает с «неба», а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности? Л. С. Выготский установил четыре основных закона, или особенности детского развития. 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Собственно возраст как стадия развития и представляет с собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Период подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом. 2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функции начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Перестройка старой системы и перерастания ее в новую становиться основным путем развитии психических функций. 3. «Метаморфозы». Развитие не сводиться к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процесса эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают,наблюдается инфантилизм: ребенок переходя в новый возраст, сохраняет старые черты. Л. С. Выготский выделяет новообразования психического развития у ребенка, то есть стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. А новообразования оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы длятся не долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года или двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Каждый возраст характеризуется и своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода. Л. С. Выготский определил социальную ситуацию развития, как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительности, прежде всего социальной». А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития». В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» – это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если этот упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения. Подведем итог. В соответствии с теорией культурно-исторического развития Л. С. Выготского каждый возраст характеризуется: социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями; возрастными кризисами. Разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Рассмотрим кратко возрастные собенности детей дошкольного возраста. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.Ведущая потребность: в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка.Ведущая деятельность: игровая, переход от манипулятивной игры к ролевой.Ведущая функция: восприятие. Особенности возраста: 1. Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». 2. Развитие воображения через развитие функци замещения одного предмета другим. 3. Проявление смысловой структуры сознания. 4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. 5. Развитие происходит через общение со взрослыми. Общение носит ситуативно-деловой характер. 6.Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 7. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать освоению разных способов взаимодействия и общения в режиме ребенок-взрослый; ребенок-ребенок. 2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. 3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо. 4. Формировать умение действовать в соответствии с правилами и нормами. 5. Формировать эмоциональную отзывчивость. 6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.Новообразования: 1. Усвоение первичных нравственных норм. 2. Самооценка. 3. Появление элементов партнерского общения. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.Ведущая потребность: познавательная активность; потребность в общении.Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: наглядно-образное мышление. Особенности возраста: 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). 3. Повышенная познавательная активность. 4. Вне ситуативно-познавательная форма общения со сверстниками и взрослым. 5. Интерес к другому ребенку и своему окружению. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно-ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных дел.Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию умения подчинять свои действия правилам. 2. Создавать условия для проявления познавательной активности и развития творческого воображения. 3. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. 4. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.Новообразования: 1. Контролирующая функция речи. 2. Проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. 3. Появление элементов произвольности. 4. Проявление вне ситуативно-познавательной формы общения со сверстниками и взрослым. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.Ведущая потребность: потребность в общении; творческая активность.Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов. 2. Общение с взрослым вне ситуативно-личностное. 3. В общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к вне ситуативно-деловой. 4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии. 5. Половая идентификация.Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. 2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка, проявлению инициативы и самостоятельности мышления. 3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений. 4. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. 5. Способствовать формированию умения планировать собственную предстоящую деятельность.Новообразования: 1. Предвосхищение результата деятельности. 2. Активная планирующая функция речи. 3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.Ведущая потребность:общение Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление произвольности всех психических процессов. Не сформирована учебная деятельность школьного типа. 2. Переход к младшему школьному возрасту. 3.Проявление кризиса 7 лет: капризы, паясничанья, демонстративное поведение. 4. Повышенная чувствительность. 5. Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания. 6. Ведущим продолжает оставлять наглядно-образное мышление.Цели и задачи для взрослых: 1. способствовать развитию мышления. 2. Способствовать формированию произвольности всех психических процессов и учебно-познавательного мотива. 3. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика. 4. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками. 5. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. 6. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности. 7. Продолжать формировать этические представления.Новообразования: 1. Внутренний план действий. 2. Произвольности всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5. Возникновение первой целостной картины мира. 6. Появление учебно-познавательного мотива. В заключении хочется отметить, что разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой индивидуальный темп развития. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте. Для реализации цели психолого-педагогическогосопровождения решаются следующие задачи: – удовлетворение базовых потребностей; – обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности; – удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими); – превентивная и оперативная помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками; – предупреждение возникновения проблем развития ребенка; – психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; – развитие психолого-педагогической компетентности родителей; В психолого-педагогическом сопровождении дошкольниковвыделяют следующие направления работ: -обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; – развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни; модель психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольнойорганизации представляет следующую деятельность:

-организация работ по выявлению психолого-педагогических особенностей развития дошкольников. Что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия;

-систематическое наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

-осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Источник

Психолого-педагогические основы воспитания и развития школьника

Обучение в школе — необходимый этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе. Это сложный процесс формирования личности, обеспечивающий ее образование, развитие, воспитание. Чтобы практически обеспечивать этот процесс, нужно обладать теоретически верной оценкой того, как осуществляется развитие подрастающего человека, как происходит формирование его личности. Поэтому мы обращаемся к проблеме развития и воспитания ребенка-
школьника в свете современной психологии и педагогики, считая, что от решения этой проблемы во многом зависит верное построение педагогического процесса, изучаемого наукой и осуществляемого практикой.

Научный анализ проблемы воспитания и развития может
предостеречь читателя от неверной позиции в оценке обучения, что, к сожалению, встречается как в педагогической теории, так и в практике. Одна из таких позиций склонна рассматривать процесс обучения исключительно как путь сообщения учащимся знаний, умений, навыков по определенному предмету в соответствии с учебной программой; другая позиция обладает педоцентристскими тенденциями, которые организованный процесс обучения с его системой знаний приносят
в угоду интересам «свободы личности». Современная буржуазная педагогика, например, идею формирования личности в учебном процессе подменяет стихийным процессом «самовыражения», «раскрепощением» ученика, его спонтанных сил «отоков» организованных процессов воспитания и обучения.

Понятия «развитие», «воспитание», «формирование».

Развитие человека — это процесс прогрессивных последовательных изменений, которые характеризуются переходом от низших форм к высшим формам и уровням всей жизнедеятельности человека. Это процесс положительный, противоположный регрессу, распаду.

Он включает в себя борьбу старого с новым, отмирание старого и нарождение нового.

Процесс развития ребенка многозначен, поскольку человек
является прежде всего представителем социальной общности
людей и в то же время он живой организм с присущими ему свойствами. Поэтому процесс развития человека — это процесс прогрессивных качественных изменений, процесс появления новых структур в морфологическом, биохимическом, физиологическом, психическом и социальном его состояниях.

Процесс этот динамичен, особенно быстрыми темпами он
обладает на ранних стадиях. Вы не видели ребенка после его рождения полгода и поразились тем внешним изменениям, которые произошли. Из маленького существа, каким вы его оставили, с неопределенными морфологическими признаками ребенок превратился в милейшее существо, живо реагирующее на окружающее, жаждущее общения, избирательно относящееся к людям, отзывающееся на имя, звук, цвет, игрушки. Первый месяц жизни он больше спал, поскольку функциональная деятельность коры больших полушарий была еще очень
несовершенной, требовала покоя. По мере развития ребенка увеличилось время бодрствования, уменьшилось время сна, благодаря чему его общение с внешним миром, с людьми стало более продолжительным и активным.

Сравните свои фотографии в раннем детстве, в первые школьные годы, в отрочестве и юности, посмотрите на себя в зеркало. Как изменились вы даже по морфологическим признакам! Но ведь не это главное в развитии человека. А если проникнуть в процессы сознания, деятельности, в отношения к миру и людям, то о значительности изменений в вашем индивидуальном развитии можно написать не одну книгу.

Противоположной этому является концепция диалектического материализма, которая рассматривает развитие как сложнейший противоречивый процесс, обладающий большими и малыми скачками, перерывом непрерывности, спадами и взлетами, столкновением старого и нового. В этом процессе количественные накопления ведут к образованию нового качества, новых, более совершенных форм и структур организма, психики, социальных свойств личности.

При этом нужно иметь в виду и ту сложную архитектонику нового качества, структурных образований развития, в которых прежние, менее совершенные формы продолжают жить, но уже в «снятом виде», подчиненном новой, более высокой структуре, новому качеству.

Процесс развития ребенка, подростка, юноши в определенных общественно-исторических условиях представляет собой сложный путь совершенствования человеческой личности. Именно в условиях общественной жизни происходит развитие не просто человека, но личности как представителя общности людей определенной формации, с ее общественной направленностью, с определенным складом мировоззрения, личности, занимающей активную общественную позицию.

В этом процессе значительна роль воспитания и обучения
как организованных процессов, реализующих цели, поставленные перед ними обществом. Эти процессы специально направлены на подготовку подрастающих поколений к общественной жизни, на передачу опыта предшествующих поколений (производственного, трудового, познавательного, нравственного и т. д.). В специально организованных, целенаправленных процессах воспитания и обучения происходит образование молодого поколения, вооружение его знаниями, умениями, навыками, воспитание мировоззрения, убеждений, многообразных отношений к обществу, труду, людям, науке, искусству и т. д. Обучение и воспитание молодого поколения, выражая социальные цели, оказывают сильнейшее влияние на развитие личности молодых. И в то же время они в значительной мере опираются на достижения в развитии воспитанников и учеников.

Термин формирование, если основываться на трактовке его
в различных словарях, имеет множество обозначений. Применительно к человеку в большинстве случаев его определяют как «придание окончательной формы», «достижение полной зрелости, окончательного развития».

В педагогической трактовке понятие «формирование» имеет иной смысл, оно углубляет феномен развития, которое, как известно, детерминировано обстоятельствами жизни человека, его деятельностью, целенаправленными процессами воспитания и обучения. В отличие от целенаправленного, организованного процесса воспитания формирование включает в себя еще и множество внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов, стихийно влияющих па личность. Формирование— это не только результат развития личности, но и процесс ее становления.

Отдавая должное воспитанию и обучению в развитии личности молодого человека, следует иметь в виду, что развитие происходит не только в условиях организованных воздействий обучения и воспитания. Развитие испытывает на себе влияние множества стихийных факторов. Окружающая действительность со всеми ее обстоятельствами макро- и микросреды может оказывать на развитие человека и непосредственные и опосредованные влияния. Условия семейной жизни, производственная среда родителей, природное и культурное окружение, общение со сверстниками и взрослыми, коллектив, в котором ребенок находится в школе, товарищи по двору — все оказывает либо прямое, либо косвенное действие на развитие школьника.

Больше того, развитие личности школьника разного возраста сопряжено и с его потенциальными возможностями: с теми внутренними ресурсами, которыми он обладает, с тем местом, какое он занимает в жизни и деятельности. В семье он может быть либо опекаемым, либо отвечающим за других и перед другими; в деятельности он может быть либо исполнителем, копирующим образцы, либо активным, ищущим, творчески меняющим и задачи, и условия, и процесс и результат; в коллективе он может быть и лидером, и непризнанным, и коллективистом по духу, и скрытым индивидуалистом. Все обстоятельства его жизнедеятельности — это и причина, и следствие его развития.

Таким образом, процесс положительных качественных изменении во всех сферах индивидуально-психологических и социальных связей и отношений, обусловленный влиянием множества целенаправленных и организованных воздействий, а также влиянием стихийных факторов, представлен современными науками о человеке как глубокий, сложный процесс формирования.

Источник