Психолого педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития
Лемешко Э. М., психолог, заместитель директора
муниципального автономного учреждения
дополнительного образования г. Хабаровска
«Дворец детского творчества «Маленький принц»
Психологическое сопровождение ребёнка в процессе его обучения.
В повседневную жизнь уже внедряются варианты модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования.
Цель психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе есть обеспечение его гармоничного развития. В реальной работе это: предупреждение возникновения проблем развития; помощь и содействие в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ. В таком контексте миссия психолога в системе образования очень непроста, а профессиональная практическая деятельность полифункциональна.
С введением нового Федерального государственного образовательногостандарта существенно меняется роль участников образовательного процесса. Методологической основой нового стандарта образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. А это ценностно-смысловая сфера личности, способной к ценностному самоопределению, нравственной рефлексии, саморазвитию и пониманию своей самобытности. Данная личность вырастет только при условии, если педагог буде знающим человеком, истинным профессионалом своего дела, что повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Следовательно, смещается приоритет в профессиональной деятельности психолога с непосредственной работы с обучающимися на психологическое просвещение, профессиональную и личностную поддержку педагогов с целью формирования мотивационной сферы педагога, развитие его креативности, готовности к инновационной деятельности.
Стандарт вводит категорию «педагогической ответственности». Психолог в образовании будет всегда выступать адвокатом ребенка, защищая его в конфликтных ситуациях, содействуя созданию условий для его оптимального развития. Новые стандарты влияют на критерии качества деятельности и направления работы психолога, определяя при этом ряд новых.
Специалисты дополнительного образования не могут не учитывать этих изменений современности в общеобразовательной школе. Поэтому общеразвивающие программы педагогов УДОД должны быть наполнены занятиями и упражнениями, формирующими метапредметные знания и умения. Психолог же будет обязан скорректировать свою деятельность по профессиональному сопровождению образовательного процесса в формате развивающего пространства дополнительного образования.
Психолог образовательного учреждения УДОД призван содействовать созданию условий для гармоничного развития каждого ребенка, повышению качества воспитательно-образовательного процесса, психологической компетентности педагогов и родителей, развитию образовательного учреждения в целом. Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение. С таким объемом работы, с такими задачами более эффективно справлялась бы система или служба психолого-педагогического сопровождения. Но ситуация складывается в образовании по-разному.
Отследим на примере МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» каким образом происходит реализация и наполнение направлений работы с различными категориями участников образовательного процесса, какие технологии, формы, приемы, методы и техники традиционно используются (как вариант деятельности педагога-психолога в учреждении дополнительного образования). И что важно учесть при планировании деятельности в связи с введением образовательных стандартов.
1. Психодиагностика – проведение мероприятий для получения информации об уровне психического развития детей, выявления индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса (скрининг, опросы, анкетирование и тестирование, мониторинг, наблюдение, социометрические мероприятия, профориентация, анализ результатов освоения программных материалов, исследовательская деятельность). Проведение скрининга с целью выявления уровня эмоционального выгорания педагогов (как результат – запланированы тренинги, лекционный цикл по саморегуляции, самосохранению и психологическому просвещению). Опросы родителей (выявление особенностей интеллектуального развития, уровня навыков и состояния здоровья детей, перспектив взаимодействия в формате программ семьи и учреждения); педагогических работников коллектива Дворца, социальных педагогов и педагогов-организаторов, Анкетирование и тестирование – подростки и школьники (участники различных районных программ): профориентационные мероприятия, тематические исследования, выявление детской активности и мотивации, уровня соответствия возрастным нормам развития, обучения, здоровья. Наблюдение воспитанников учреждения по запросам педагогов и родителей (развитие и обучение ребенка, процессы социализации, поведенческие особенности, состояние физического и психического здоровья). Социометрия в рамках тренинговых или учебных групп с целью выяснения качества отношений, лидерских и пассивных ролей в детском коллективе. Мониторинг и анализ результатов освоения общеразвивающих программ с целью изменения существующей или создания новой программы (совместно с педагогами). Материалы диагностических мероприятий используются при планировании содержания и направлений работы педагогов, специалистов и психолога учреждения, в исследовательской деятельности.
2. Психопрофилактика – предотвращение возможных проблем в процессе развития и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса (помощь детям в период адаптации, выявление готовности к школе, консультативная помощь и поддержка в ситуации конфликта, разработка новых и экспертиза образовательных программ, тематические беседы и занятия, тренинги, раннее выявление способностей или отклонений в развитии, содействие интеграции детей с ОВЗ в формат образования, создание и распространение методических и просветительских материалов). Наблюдение в начале учебного года детей дошкольного возраста с целью оказания помощи в адаптационный период, в течение учебного года – работа с педагогами и родителями по определению готовности ребенка к школе, наработке важных личностных и социальных качеств, навыков и умений. Наблюдение воспитанников с целью выявления способностей или отклонений в развитии, рекомендации педагогам и родителям по итогам наблюдения. Участие в разрешении конфликтных и спорных ситуаций в детских коллективах, между родителями и педагогами. Предоставление педагогам материалов по возрастным особенностям детей, эффективным приемам взаимодействия с детьми разного возраста для корректирования или создания рабочих программ (предоставление информации, консультирование). Беседы, лекции, занятия, тренинги – с родителями (лекторий по отдельному плану, тематика: «Игра в жизни ребенка», «Домашний праздник», «Возраст», «Дети: старший и младший», «Режим, расписание», «Гиперактивный ребенок» и другое), с педагогами (цикл тренингов по самосохранению и профессиональному развитию «Синдром эмоционального выгорания», «Конфликт», «Руководитель-подчиненный», «Педагог глазами ребенка»), с воспитанниками Центра, подростками (школьниками района) (тренинги по командному взаимодействию, работа с лидерами, лекции и тренинги для «Школы вожатых», занятия по профилактике зависимости от ПАВ, преодолению различных негативных состояний, наработке навыков саморегуляции). Психологическая помощь и поддержка детей с ОВЗ, наблюдение их деятельности в формате детского объединения, консультирование педагогов и родителей по взаимодействию с ребенком, принятию его особенностей и возможностей (цикл занятий для мини-групп: родители и дети, семейные группы). Разнообразные тематические просветительские материалы (памятки, листовки, буклеты, советы, рекомендации или мини-лекции) – создание и предоставление педагогам, родителям и подросткам в рамках проводимых в Центре «Романтик» массовых районных мероприятий, программ или акций, через информационный стенд, сайт по текущей необходимости или специальному запросу.
3. Коррекционная и развивающая работа – создание условий для раскрытия потенциальных возможностей и коррекция отклонений психического развития детей. Работа проводится с учетом приоритетных направлений и особенностей учреждения, специфики детского коллектива и отдельного ребенка (групповая и индивидуальная работа в рамках психокоррекционных программ, психотерапевтическая деятельность). Программа коррекции детско-родительских отношений (в группе детей 4-10 лет совместно с родителями), по программе «Особый ребенок» (для 2-3 семей с детьми с особыми возможностями здоровья); индивидуальная психокоррекция по желанию родителей (особые детские проблемы, коммуникативная напряженность, неэффективные семейные отношения); тренинги для детей и подростков по работе со страхами, повышению готовности к неизвестной ситуации, саморегуляции психоэмоционального состояния на экзамене, коррекции подросткового асоциального поведения, наработке коммуникативной уверенности. Терапевтическая работа осуществляется строго по запросу в рамках консультирования и терапевтических сессий при соблюдении юридических и этических профессиональных норм (право на проведение такой деятельности подтверждено сертификатами НЛП, телесноориентированной психотерапии, арттерапии, дипломом дефектолога).
4. Психологическое консультирование – оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса, оказание помощи при реализации индивидуальной программы воспитания и развития (индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса по проблемам: обучения, воспитания, развития, социализации и коммуникации, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений, самовоспитания, личностных проблем, ситуативным запросам, составления плана учебно-воспитательных мероприятий, создания образовательных программ и дидактических материалов). Все более востребованная участниками образовательного процесса услуга из спектра предоставляемых психологом в формате образовательного учреждения. За 2017-2018 учебный год проведено 112 консультаций, преимущественно – обращения родителей по проблемам и особенностям развития, социализации, воспитания и обучения детей. К сожалению, растет количество обращений родителей детей с невротическими проявлениями, аутическими чертами, логоневрозом, гиперактивностью.
5. Психологическое просвещение и обучение – создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности). Информационный стенд, материалы сайта психолога, выступления и лекции для специалистов, рекомендации, родительский лекторий, сообщения в рамках мероприятий учреждения, создание и распространение рекламно-просветительских материалов, предоставление информация о проведении психологических мероприятий, направление в другие специализированные учреждения муниципальной территории и области. Темами выступлений, просветительских сообщений, советов и рекомендаций, материалов стенда и сайта представлен весь спектр актуальных психолого-педагогических вопросов развития, обучения, воспитания, здоровья, возрастных особенностей детей, взаимодействия детей и взрослых. Все вышесказанное относится к реалиям настоящей психологической практики. Это стандартная деятельность психолога. Обозначим несколько важных моментов при планировании работы с учетом новы стандартов.
Для решения поставленных воспитательных задач стандарт предполагает реализацию общественного договора (трехстороннего соглашения) между родителями, специалистами и государством в интересах развития ученика. Партнерский договор с родителями – это, скорее, зона конфликтов, нежели традиционное взаимодействие. В этом процессе направляющая функция психолога исключительно может быть востребована: для конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В процессе реализации нового стандарта психолог должен взять на себя и более значимую роль по организации знакомства педагогов с понятийным обоснованием содержания нового образования, построенным полностью на психологических концептах, помощи в методологии и диагностике, оценке комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей, профилактике синдрома эмоционального выгорания, наработке необходимых профессиональных психолого-педагогических компетенций, повышению общей психологической культуры педагога.
Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы контроля и диагностики результатов образовательного процесса. Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, технологии формирования и измерения метапредметных и личностных компетенций, контроль соответствия процесса развития ребенка его индивидуальным возможностям будут главными предметам деятельности психолога.
Психолог – специалист в налаживании ценностного общения, и может стать помощником педагога в активной наработке его профессиональной и личностной коммуникативной компетентности..
Профессионально-личностное самоопределение психолога в настоящий непростой момент является ведущим фактором. Активная профессиональная позиция создает доверие детей, педагогов и родителей, поддержку администрации.
Источник
Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.
Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:
- Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
- Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
- Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.
При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:
- поддержки и развития индивидуальности;
- учета и соблюдения интересов ребенка;
- гибкости и вариативности в работе;
- непрерывности и системности сопровождения;
- взаимодействия всех сторон процесса.
В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:
Профилактика
Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:
- планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия, игры;
- разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
- ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.
Диагностика
Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:
- определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
- выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
- составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с ребенком.
Консультирование
Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:
- обучения и адаптации;
- развития мотивации детей к обучению;
- решения психологических проблем;
- взаимоотношений в коллективе;
- построения индивидуальных программ обучения.
Развивающая и коррекционная работа
Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:
- помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
- предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
- систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.
Психологическое просвещение и экспертиза
Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:
- знакомстве с особенностями развития учащихся;
- информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
- популяризации психологических компетенций;
- помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.
В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.
Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению
Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.
Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Источник