Психолого педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития

Психолого педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития thumbnail

Лемешко Э. М., психолог, заместитель директора

муниципального автономного учреждения

дополнительного образования г. Хабаровска

«Дворец детского творчества «Маленький принц»

Психологическое сопровождение ребёнка в процессе его обучения.

В повседневную жизнь уже внедряются варианты модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования. 

Цель психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе есть  обеспечение его гармоничного развития. В реальной работе это: предупреждение возникновения проблем развития; помощь и содействие  в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ. В таком контексте миссия психолога в системе образования очень непроста, а профессиональная практическая деятельность полифункциональна.   
С введением нового Федерального государственного образовательногостандарта существенно меняется роль участников образовательного процесса.  Методологической основой нового стандарта образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. А это ценностно-смысловая сфера личности,  способной к ценностному самоопределению, нравственной рефлексии, саморазвитию и пониманию своей самобытности.  Данная личность вырастет только при условии, если педагог буде знающим человеком, истинным профессионалом своего дела, что повышает требования к профессиональной компетентности педагога.   Следовательно, смещается приоритет в профессиональной деятельности психолога с непосредственной работы с обучающимися на психологическое просвещение, профессиональную и личностную поддержку педагогов с целью формирования мотивационной сферы педагога, развитие его креативности, готовности к инновационной деятельности.
Стандарт вводит категорию «педагогической ответственности».   Психолог в образовании будет всегда выступать адвокатом ребенка, защищая его в конфликтных ситуациях, содействуя созданию условий для его оптимального развития. Новые стандарты влияют на критерии  качества деятельности  и направления работы психолога, определяя  при этом ряд новых.
Специалисты дополнительного образования  не могут не учитывать этих изменений современности в общеобразовательной школе. Поэтому общеразвивающие программы педагогов УДОД должны быть наполнены занятиями и упражнениями, формирующими метапредметные знания и умения. Психолог же будет обязан скорректировать свою деятельность по профессиональному сопровождению образовательного процесса в формате развивающего пространства дополнительного образования.
Психолог образовательного учреждения УДОД призван содействовать  созданию условий для гармоничного развития каждого ребенка, повышению качества воспитательно-образовательного процесса, психологической компетентности педагогов и родителей, развитию  образовательного учреждения в целом. Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие,  психопрофилактика,  психологическое консультирование,  психологическое просвещение и обучение. С таким объемом работы, с такими задачами  более эффективно справлялась бы система или служба психолого-педагогического сопровождения. Но ситуация складывается в образовании по-разному.

Отследим на примере МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»   каким образом происходит реализация и наполнение направлений работы с различными категориями участников образовательного процесса, какие технологии, формы, приемы, методы и  техники традиционно используются (как вариант деятельности педагога-психолога в учреждении дополнительного образования). И что важно учесть при планировании деятельности в связи с введением образовательных стандартов.
1. Психодиагностика – проведение  мероприятий для  получения информации об уровне психического развития детей, выявления индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса (скрининг, опросы, анкетирование и тестирование, мониторинг, наблюдение, социометрические мероприятия, профориентация, анализ результатов освоения программных материалов, исследовательская деятельность). Проведение скрининга с целью выявления уровня эмоционального выгорания педагогов (как результат – запланированы тренинги, лекционный цикл по саморегуляции, самосохранению и психологическому просвещению).  Опросы  родителей (выявление особенностей интеллектуального развития, уровня навыков и состояния здоровья  детей, перспектив взаимодействия в формате программ семьи и учреждения); педагогических работников коллектива Дворца, социальных педагогов и педагогов-организаторов, Анкетирование и тестирование –  подростки и школьники (участники различных районных программ): профориентационные мероприятия, тематические исследования, выявление детской активности и мотивации, уровня соответствия возрастным нормам развития, обучения, здоровья. Наблюдение воспитанников учреждения по запросам педагогов и родителей  (развитие и обучение ребенка, процессы социализации, поведенческие особенности, состояние физического и психического здоровья). Социометрия в рамках тренинговых или учебных групп с целью выяснения качества отношений, лидерских и пассивных ролей в детском коллективе. Мониторинг и анализ результатов освоения общеразвивающих программ с целью изменения существующей или создания новой программы (совместно с педагогами). Материалы диагностических мероприятий используются при планировании содержания и направлений работы педагогов, специалистов и психолога учреждения,  в исследовательской деятельности.
2. Психопрофилактика – предотвращение возможных проблем в процессе  развития и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса (помощь детям в период адаптации, выявление готовности к школе, консультативная помощь и поддержка в ситуации конфликта, разработка новых  и экспертиза образовательных программ, тематические беседы и  занятия, тренинги, раннее выявление способностей или отклонений в развитии, содействие интеграции детей с ОВЗ в формат образования,  создание и распространение методических и просветительских материалов).  Наблюдение в начале учебного года детей дошкольного возраста с целью оказания помощи в адаптационный период,   в течение учебного года – работа с педагогами и родителями по определению готовности ребенка к школе, наработке важных личностных и социальных качеств, навыков и умений.  Наблюдение воспитанников с целью выявления способностей или отклонений в развитии, рекомендации педагогам и родителям по итогам наблюдения. Участие в разрешении конфликтных и спорных ситуаций в детских коллективах, между  родителями и педагогами. Предоставление педагогам материалов по возрастным особенностям детей, эффективным приемам взаимодействия с детьми разного возраста для корректирования или создания рабочих программ (предоставление информации, консультирование). Беседы, лекции, занятия, тренинги – с родителями (лекторий по отдельному плану, тематика: «Игра  в жизни ребенка», «Домашний праздник», «Возраст», «Дети: старший и младший», «Режим, расписание», «Гиперактивный  ребенок» и другое), с педагогами (цикл тренингов по самосохранению и профессиональному развитию «Синдром эмоционального выгорания», «Конфликт», «Руководитель-подчиненный», «Педагог глазами ребенка»), с воспитанниками Центра, подростками (школьниками района) (тренинги по командному взаимодействию, работа с лидерами, лекции и тренинги для «Школы вожатых», занятия по профилактике зависимости от ПАВ, преодолению различных негативных состояний, наработке навыков саморегуляции). Психологическая помощь и поддержка детей с ОВЗ, наблюдение их деятельности в формате детского объединения, консультирование педагогов и  родителей по взаимодействию с ребенком, принятию его особенностей и возможностей (цикл занятий для мини-групп: родители и дети, семейные группы). Разнообразные тематические просветительские материалы (памятки, листовки, буклеты, советы, рекомендации или мини-лекции) – создание и предоставление педагогам, родителям  и подросткам в рамках проводимых в Центре «Романтик» массовых районных мероприятий, программ или акций, через информационный стенд,  сайт  по текущей необходимости или специальному запросу.
3. Коррекционная и развивающая работа – создание условий для раскрытия потенциальных возможностей и коррекция отклонений психического развития детей. Работа проводится с учетом приоритетных направлений и особенностей учреждения, специфики детского коллектива и  отдельного ребенка (групповая и индивидуальная работа в рамках психокоррекционных программ,  психотерапевтическая деятельность).  Программа  коррекции детско-родительских отношений (в группе детей 4-10 лет совместно с родителями), по программе «Особый ребенок» (для 2-3 семей с детьми  с особыми возможностями здоровья); индивидуальная психокоррекция по желанию родителей (особые детские проблемы, коммуникативная напряженность, неэффективные семейные отношения); тренинги для детей и подростков по работе со страхами, повышению готовности к неизвестной ситуации, саморегуляции психоэмоционального состояния на  экзамене, коррекции  подросткового асоциального поведения, наработке коммуникативной уверенности. Терапевтическая работа осуществляется строго по запросу в рамках консультирования и терапевтических сессий при соблюдении  юридических  и этических  профессиональных  норм (право на проведение такой деятельности подтверждено сертификатами НЛП, телесноориентированной психотерапии, арттерапии, дипломом  дефектолога).
4. Психологическое консультирование – оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса, оказание помощи при реализации индивидуальной программы воспитания и развития (индивидуальные и групповые консультации для  всех участников образовательного процесса по проблемам:  обучения, воспитания,  развития, социализации и коммуникации,  жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений, самовоспитания,  личностных проблем, ситуативным запросам, составления плана учебно-воспитательных мероприятий, создания образовательных программ и дидактических материалов). Все более востребованная участниками образовательного процесса  услуга из спектра  предоставляемых психологом в формате образовательного учреждения. За 2017-2018 учебный год  проведено 112 консультаций, преимущественно – обращения родителей по проблемам и особенностям развития,  социализации, воспитания и  обучения  детей. К сожалению, растет количество обращений родителей детей с невротическими проявлениями, аутическими  чертами, логоневрозом, гиперактивностью. 

Читайте также:  Индивидуальная программа развития одаренного ребенка по английскому

5. Психологическое просвещение и обучение –  создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности). Информационный стенд, материалы сайта психолога, выступления и лекции для специалистов, рекомендации, родительский лекторий,  сообщения в рамках мероприятий учреждения, создание и распространение рекламно-просветительских материалов, предоставление информация о проведении психологических мероприятий, направление в другие специализированные учреждения муниципальной территории и области.  Темами выступлений, просветительских сообщений, советов и рекомендаций, материалов стенда и сайта представлен весь спектр актуальных психолого-педагогических вопросов развития, обучения, воспитания, здоровья, возрастных особенностей детей, взаимодействия детей и взрослых.  Все вышесказанное относится к реалиям настоящей психологической практики. Это стандартная деятельность психолога. Обозначим несколько важных моментов при планировании работы с учетом новы стандартов.
Для решения поставленных воспитательных задач стандарт предполагает реализацию общественного договора (трехстороннего соглашения) между родителями, специалистами и государством в интересах развития ученика. Партнерский договор  с родителями – это, скорее,  зона конфликтов, нежели  традиционное взаимодействие. В этом процессе направляющая функция психолога исключительно может быть востребована: для конструктивного  взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В процессе реализации нового стандарта психолог должен взять на себя и более значимую роль по организации знакомства педагогов с понятийным обоснованием содержания нового образования, построенным полностью на психологических концептах,  помощи в методологии и  диагностике,  оценке  комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей, профилактике синдрома эмоционального выгорания, наработке необходимых профессиональных психолого-педагогических  компетенций, повышению общей психологической культуры педагога.
Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы контроля и диагностики результатов образовательного процесса. Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, технологии формирования и измерения  метапредметных и личностных компетенций,  контроль соответствия процесса развития ребенка его индивидуальным возможностям будут главными предметам деятельности   психолога.
Психолог –  специалист в налаживании ценностного общения, и  может стать  помощником педагога в активной наработке его профессиональной и личностной коммуникативной компетентности..
Профессионально-личностное самоопределение психолога в настоящий непростой момент является ведущим фактором. Активная профессиональная позиция  создает  доверие детей, педагогов и родителей, поддержку администрации.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка как процесс адаптации к окружающему миру

Источник

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

  • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
  • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
  • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.

Читайте также:  Упражнение на развитие уверенности в себе ребенка

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости и вариативности в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;
  • взаимодействия всех сторон процесса.

В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

  • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия,  игры;
  • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
  • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
  • выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
  • составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с  ребенком.


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

  • обучения и адаптации;
  • развития мотивации детей к обучению;
  • решения психологических проблем;
  • взаимоотношений в коллективе;
  • построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

  • помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
  • предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
  • систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

  • знакомстве с особенностями развития учащихся;
  • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
  • популяризации психологических компетенций;
  • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник