Психолого педагогическая поддержка развития одаренного ребенка

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

 ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Опыт показывает, что начиная с 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок может пойти в определенном направлении : либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного.

Портрет одаренного ребенка
 
Модель одаренности:

  • Способности выше среднего или таланты;
  • Настойчивость и усердие в решении задач;креативность (творческий, созидательный подход ко всему), выражающаяся в оригинальных способах достижения результатов.

Одаренных людей объединяет творческий поиск и новаторство. Одаренность – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой деятельности. Общей характеристикой одаренности является ярко выраженная потребность

познавать.

Одаренный ребенок

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, часто задает вопросы
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям
  5. Обладает богатой фантазией, воображением.
  6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей
  7. Не боится отличаться от других
  8. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  9. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и воспитание одаренных детей. Для работы с одаренными детьми желательно привлекать педагогов, обладающих такими качествами, как стремление к гибкости, способность к эмпатии, установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия ребенка, владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности. Уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.

 Условия, которые должны быть созданы в ДУ для развития способностей и ранней одарённости дошкольников:

  • Развивающая среда (материальная база).
  • Компетентность педагога.
  • Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий).
  • Диагностика.
  • Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДУ.
  • Система работы с семьёй.
  • Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми.
  • Система индивидуальной работы с дошкольником.
  • Кружковая работа.
  • Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда
  • Право выбора вида деятельности для ребёнка.
  • Передовой педагогический опыт по проблеме.
  • Раннее выявление детских способностей и их развития.

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:

  • Психологию одарённости
  • Инновационные технологии
  • Методы выявления детской одарённости
  • Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости
  • Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости
  • Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы
  • Программы (комплексные и специализированные)
  • Современную научно-методическую литературу по проблеме
  • Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей
  • Возрастные особенности проявления признаков одарённости
  • Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка
  • Интересы ребёнка.
  • Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат.
  • Возможности для развития ребёнка в условиях семьи
  • Эффективные формы и методы работы с родителями.
Читайте также:  Зависимость развития от содержания и структуры деятельности ребенка

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен УМЕТЬ:

  • Создавать развивающую среду.
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе.
  • Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики.
  • Применять инновационные технологии и методики.
  • Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми
  • Проявлять свои личностные творческие способности.
  • Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.
  • Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)
  • Организовывать работу с родителями.
  • Вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских способностей и одарённости.
  • Организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию будущих достижений ребёнка.
  • Взаимодействовать со всеми специалистами ДУ, занимающимися с одарённым ребёнком.
  • Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком.
  • Разработать учебную программу кружковой работы.
  • Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов.
  • Организовывать оптимальные формы работы с детьми.
  • Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и детей.

ТЕСТ-АНКЕТА

 
для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности

 
Ребенок имеет очевидные технические способности, если он:

  • интересуется самыми разными механизмами и машинами;
  • любит конструировать моде¬ли, приборы;
  • сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые де¬тали для создания новых игрушек, приборов, поделок; находить оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать, “видит” чертежи и эскизы механизмов;
  •  интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой
  • Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
  •  
  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У ребенка способности к научной работе, если он:

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных по¬нятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • любит читать или смотреть детскую техническую литературу
  • (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у ребенка, если он:

  • часто когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей легкостью передразнивает чью-0то привычки, позы, выражения;
  • пластичен , открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребенка незаурядный интеллект, если он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредствен¬но (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

У ребенка спортивный талант, если он:

  • очень энергичен и все время хочет двигаться;
  • смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
  • почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется он никогда всерьёз не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У ребенка литературное дарование, если он:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного
  • сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:

  • не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое либо произведение искусств или пейзаж;
  • Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение— украшение для дома одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказывая собственное мнение о классических произведениях причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Информация полученная в ходе обследования поможет  выяcнить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует noвторять неоднократно. Как родители могут узнать, что их ребенок имеет признаки одаренности?


  • ребенок значительно опережает своих сверстников по интеллектуальному развитию

  • ребенок обладает обширным словарным запасом и начинает говорить гораздо раньше своих сверстников

  • ребенок необычайно любознателен и интересуется окружающим миром, постоянно задавая вопросы

  • ребенок подвижен, но не гиперактивен. В отличие от гиперактивных детей, одаренные дети способны сконцентрироваться на одном задании и обладают гораздо большей степенью усидчивости

  • у ребенка очень развито воображение. Такие дети часто придумывают целый мир и выдуманных друзей, с которыми тесно общаются

  • у ребенка очень развита память, он легко оперирует фактами, услышанными по ТВ, из книг и т.п.
Читайте также:  Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте кратко

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и воспитание одаренных детей. Для работы с одаренными детьми желательно привлекать педагогов, обладающих такими качествами, как стремление к гибкости, способность к эмпатии, установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия ребенка, владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Источник

Определяющим моментом деятельности ДОО по поддержке одаренных детей является создание для них оптимальных по уровню трудности, соответствующих их повышенным образовательным потребностям и направленности интересов условий для развития их одаренности.

Одаренные дети нуждаются в дифференцированных образовательных программах и/или помощи, которые выходят за рамки обычного обучения. Излишнее вмешательство педагогов, чрезмерный авторитаризм или попустительство могут привести к нарушению процесса саморазвития одаренных детей, потере ими самостоятельности, снижению мотивации освоения и создания нового. В то же время одаренному ребенку необходимо сотрудничество со взрослым, поскольку ему нужен помощник для воплощения сложных замыслов и идей, оказания психологической поддержки в ситуации неудачи.

Одаренному ребенку требуется не столько целенаправленное интенсивное обучающее воздействие, сколько создание толерантной, вариативной, многофункциональной, обогащенной и индивидуализированной, то есть безопасной, образовательной среды, в которой может проявиться и развиваться одаренность, и которая позволяла бы осуществлять мониторинг этого развития.

К числу стратегий, определяющих основные ценностно-целевые ориентации в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие:

  • содействие переходу потенциальных возможностей в актуальные;
  • создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных проявлений ребенка;
  • преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;
  • поддержка и развитие высоких достижений ребенка.

Цель деятельности дошкольной образовательной организации по поддержке одаренного ребенка состоит в создании психологически безопасной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие одаренного ребенка, гармоничность в становлении его личности.

Задачи деятельности ДОО:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение повышенных образовательных потребностей одаренных детей, что, в свою очередь, будет способствовать развитию одаренности;
  • обеспечение условий для личностного развития одаренных детей, способствующих формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию толерантного отношения к людям;
  • преодоление возможных проблем личностного развития одаренных детей;
  • создание условий для творческого развития и саморазвития одаренных детей, показателями чего являются способность выдвигать собственные идеи и самостоятельно создавать ситуации творческого поиска; условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, развития его индивидуальности;
  • создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия со сверстниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер развития одаренного ребенка;
  • нормализация семейной микросреды, взаимоотношений одаренного ребенка с родителями, показателем чего является создание в семье безопасной психологической базы для развития одаренности.

Для решения данных задач необходима разработка гибких индивидуальных программ обучения одаренных обучающихся, предполагающих четыре основных подхода:

  1. ускорение – позволяет учесть потребности детей, отличающихся ускоренным темпом развития;
  2. углубление – предполагает более глубокое изучение предметной области детьми, проявляющими особый интерес к определенной деятельности или области знания;
  3. обогащение – обеспечивает выход содержания образования за традиционные рамки;
  4. проблематизация – направлена на использование в обучении оригинальных объяснений, поиска новых смыслов и альтернативных интерпретаций содержания обучения.

Используемые в работе с одаренными детьми методы должны быть направлены как на развитие одаренности в целом, так и на развитие личности одаренных детей. Необходимо применять методы, соответствующие уровню активности и направленности интересов одаренных детей и имеющие высокий мотивирующий потенциал.

Ведущими выступают методы творческого характера: игровые, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, как используемые в индивидуальной и групповой работе с одаренными детьми, так и применяемые для организации их самостоятельной деятельности со сверстниками.

Игровые методы не только отвечают принципу ведущей деятельности в дошкольном возрасте (игра), но и соответствуют особому «игровому» отношению одаренного ребенка к миру, обеспечивая его открытость к новому и неизвестному. Они основаны на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам. Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, играя роль, ребенок не просто фиктивно переносится в чужую личность: он расширяет и обогащает свою собственную личность, получает возможность говорить с миром и с самим собой на разных языках, по-разному презентуя свое «Я».

Игра предполагает отображение мира в воображаемой, условной ситуации, но при этом ребенок переживает реальные чувства. Игра оказывает выраженный психотерапевтический эффект, изменяя отношение человека к себе и окружающему, улучшая самочувствие и оптимизируя социальный статус играющего, давая возможность опробовать и освоить разные способы общения с миром. И в то же время игра задается обществом, она имеет социальную природу. Возможности игрового моделирования практически безграничны. Поэтому взрослый, руководя играми детей, действенно влияет на все стороны их психической жизни.    

По сути, игра, с одной стороны, творческая деятельность самого ребенка, а с другой – социально-педагогическая форма организации детской жизни, детского общества. Таким образом, игра создает условия для уникального сочетания двух начал: активности ребенка и активности взрослого.

Именно поэтому образовательные задачи столь успешно решаются посредством игрового взаимодействия взрослого с ребенком и детей друг с другом.

Игровые технологии позволяют педагогу решать две взаимосвязанные задачи:

  • развитие самой игровой деятельности как ведущей и тем самым обеспечение появления психологических возрастных новообразований;
  • решение через использование игровых ситуаций разнообразных образовательных задач.

Использование игровых методов предполагает ориентацию педагога на следующие частные принципы:

  • непрерывность игровых форм активности в жизни ребенка;
  • трансформация видов, содержания, форм игрового взаимодействия, содержания игр в соответствии с возрастом;
  • преемственность разных видов игр;
  • связь игр с реальной жизненной практикой ребенка;
  • перспективная направленность игровых задач;
  • создание условий для перевода содержания игры на уровень обогащения личного опыта ребенка;
  • обеспечение безопасной коммуникации в игровом взаимодействии со взрослыми и сверстниками, исключение любых проявлений конкуренции;
  • безусловное принятие всех проявлений ребенка в игре, безоценочность и не директивность в организации игр;
  • акцент на переживаниях ребенка, их выражении, осмыслении и регуляции.
Читайте также:  Аспекты развития ребенка до 2 лет

Неисчерпаемый потенциал для развития одаренности дошкольников дает художественная литература, формирующая мировоззрение, расширяющая границы познания. Метафорический язык произведений художественной литературы, наличие воображаемых ситуаций, элементов сказочности отвечают особенностям развития одаренного дошкольника. Художественные произведения целесообразно использовать как средство познания действительности и повышения мотивации к обучению одаренного ребенка. Кроме того, художественные тексты создают смысловой контекст для интеграции образовательных областей.

Классификация произведений художественной литературы, предложенная Н. А. Коротковой на основе выделения характера воображаемых миров, наиболее успешно может быть применена в работе с одаренными детьми для отбора текстов. Данная классификация включает:

  • «реалистические миры», моделирующие действительность через реалистическое пространство и время, в котором живет персонаж-ребенок в его человеческом окружении (например, Денис Кораблев в рассказах В. Драгунского);
  • «вымышленные (сказочные) миры», моделирующие действительность через условно неопределенное пространство и время («где-то в тридевятом царстве») с особой галереей образов-персонажей: фольклорно-сказочных или сугубо детских (Буратино, Незнайка, Белоснежка, Красная Шапочка и др.);
  • «комбинированные миры», где сочетаются вымышленные и реалистические элементы в разных комбинациях: «волшебное в реальном», когда вымышленные персонажи, наделенные особого рода волшебными свойствами, сосуществуют и взаимодействуют с реальными персонажами, перемещаясь из реалистического пространства и времени в сказочное и обратно, что  и порождает удивительные коллизии («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, «Домовенок Кузька»  Т. Александровой, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова); «необычный взгляд на обычный мир», когда реалистичные персонажи приобретают способность увидеть обычный мир  в необычном ракурсе, масштабе, перемещаясь в пространстве и времени («Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я. Ларри, «Путешествие Нильса с дикими гусями» А. Линдгрен),  и художественные тексты, в которых реальность приобретает иной ракурс видения с позиции очеловеченного персонажа («Мышонок Пик» В. Бианки); художественные тексты, в которых своеобразно сочетается реалистичное и вымышленное, создавая «перевернутый мир», при этом нарушаются привычные связи вещей и событий в пространстве и времени, изменяются причинно-следственные отношения, логичное становится алогичным («Джельсомино в Стране лжецов» Дж. Родари, «Алиса в Стране чудес» Л. Кэролла).

Теория и практика применения исследовательского обучения разработана А. И. Савенковым с позиции развития одаренности у дошкольников. Оно обеспечивает развитие у детей исследовательского мышления и поведения, что порождает, по словам автора, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Савенков А. И. на основе своего экспериментального опыта определил следующие этапы достижения такого результата:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить значить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в частности, должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
  9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад (защитить доклад публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
  11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Проектное обучение ориентировано на внедрение открытий-идей в реальную жизнь и таким образом обеспечивает развитие у детей компетентностей, успешной социализации.

Метод проектов предполагает создание социально значимых продуктов деятельности на основе творческого решения проблемы, позволяет решать ряд важных для развития одаренности дошкольника задач, создавая условия:

  • для соучастия в общем творческом процессе ребенка и педагога, организации реального сотрудничества, которое во многом является для одаренного ребенка мотивирующим фактором обучения;
  • включения родителей в процесс образования детей на основе партнерства с педагогами;
  • нормализации детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности;
  • активизации познавательного и творческого развития одаренного ребенка и одновременного формирования его личностных качеств.

Использование разных уровней проектирования в работе с дошкольниками позволяет дифференцировать образовательную работу с каждым из них. В данном отношении наиболее методически целесообразным, на наш взгляд, является подход Е. Евдокимовой, которая выделяет три уровня развития проектных умений у дошкольников:

  1. Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5–4 до 5 лет): интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей; постановка цели, ее мотивация; привлечение детей к участию в планировании деятельности; совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному результату; совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
  2. Развивающий уровень проектирования (с конца 5-го года жизни): выделение проблемы, отвечающей потребности детей; совместное определение цели проекта, мотива деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого;         определение         средств         реализации         проекта;         выполнение         детьми         проекта; дифференцированная помощь взрослого; обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; совместное определение перспективы развития проекта.
  3. Творческий уровень проектирования (7-й год жизни): постановка детей в определенные условия, выделение проблемы; самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование предстоящей деятельности детьми, определение средств реализации; выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу; обсуждение результата; определение перспектив развития проекта.

Используя метод проектов в работе с одаренными дошкольниками, необходимо ориентироваться не на паспортный, а на психологический возраст ребенка, то есть на его психологическую готовность осуществлять проектирование на одном из перечисленных уровней.

Метод портфолио позволяет объективировать для самого ребенка и социального окружения его достижения. Но главная задача, которая решается с помощью данного метода, – это стимулирование у дошкольников процессов самопознания.

Пример структуры портфолио одаренного ребенка в ДОО

1. Визитная карточка (сведения о ребенке, его окружении):

  • «Здравствуйте, это Я»;
  • «О чем я мечтаю, что я люблю»;
  • «Какой я буду, когда вырасту»; – «Моя семья»;
  • «Мои друзья».

2. Мои увлечения:

  • «Чем я увлекаюсь»;
  • «Мои творческие работы».

3. Мои достижения: – участие в конкурсах; – результативность.

Портфолио         составляется         вместе         с         ребенком         и родителями,         оформляется фотографиями, творческими работами, в том числе рисунками, рассказами; включает высказывания ребенка, записанные взрослыми.

Кроме индивидуализации обучения, для развития одаренного ребенка необходимо его включение в образовательный процесс вместе со сверстниками, когда в целях удовлетворения его повышенных образовательных потребностей в образовательные области интегрируются приемы развития творческих процессов.

Источник