Психология воспитания и обучения ребенка с нарушением развития

Психология воспитания и обучения ребенка с нарушением развития thumbnail

фото 1Появление в семье ребенка с особенностями в развитии — всегда событие, которое вызывает множество переживаний у его родителей: чувство вины, страх, горечь, разочарование, обида и т.п.

Многие родители не знают, как вести себя в подобной ситуации, как узнать, что с их ребенком, как правильно воспитывать дитя, как помочь ему расти и развиваться.

Виды

  1. Синдром Дауна. Возникает в случае появления в геноме человека 47-ой хромосомы (3 хромосомы в 21-ой паре вместо двух). У детей с данной особенностью развития особенное выражение лица, также они имеют отставания в развитии и низкую сопротивляемость инфекциям. Из-за крупного языка наблюдаются дефекты речи: она невнятная и медленная. Дети с синдромом Дауна очень ласковые, они быстро привязываются к людям, не врут, позитивно смотрят на мир, в котором живут.
  2. Нарушение слуха. Поражение слухового анализатора не позволяет детям нормально воспринимать звуки. Глухие и слабослышащие дети имеют проблемы с речью и словарным запасом, вследствие чего возникают и проблемы с мышлением.
  3. Нарушение речи. Комплексное недоразвитие и нарушение вербального взаимодействия, при котором слух и мышление сохранны. Речь может отсутствовать полностью (алалия) или быть тяжело нарушена (афазия), ребенок может иметь сложности в подвижности речевого аппарата (дизартрия), речь может быть ускорена или замедленна (брадилалия, тахилалия), также может присутствовать заикание и др.

    Ограничения в понимании и управлении собственной речью приводят к бедности воображения, так как ребенку сложно сформировать представления об окружающем мире. Таким детям сложно формировать понятия, их мышление развивается медленнее, чем у обычных детей, также они часто имеют проблемы эмоциональной сферы.

  4. Ограниченные физические возможности, инвалиды. Инвалиды — это дети с физическими недостатками, врожденными или приобретенными поражениями опорно-двигательного аппарата (повреждения костей, суставов, травмы позвоночника и т.п.). Ребенок инвалид испытывает трудности в поддержании правильной позы при различных физических действиях, ему сложно обслуживать себя, выполнять обычные жизненные дела (почистить зубы, поесть, сходить в туалет и др.).
  5. Нарушение зрения. У слепых и слабовидящих детей имеются органические поражения зрительного анализатора, вследствие чего они не видят или частично видят мир. В случаях, когда слепота врожденная, воображение практически не формируется так же как и творческое восприятие. Нарушения зрения приводят к сложностям в развитии мышления и формировании письменной речи ребенка.
  6. фото 2

  7. Умственная отсталость. Органические поражения головного мозга приводят к нарушениям высших психических функций (памяти, внимания, мышления) вследствие чего возникают сложности в развитии интеллекта.

    Дебильность, имбецильность и идиотия приводят к незрелости, невозможности принятия самостоятельных решений, сложностям в произведении умственных операций.

  8. Аутизм. Изменения в коре головного мозга ведут к нарушениям психики, поведения и социальной адаптации.

    Дети аутисты не идут на контакт с малознакомыми людьми и даже с близкими им сложно общаться, часто они не смотрят в глаза, не вступают первыми во взаимодействие, любят быть в одиночестве. У многих наблюдаются стереотипы в поведении: ребенок может есть только определенный вид пищи, надевать определенную одежду каждый день, для выполнения действия проходить целый ритуал.

  9. ДЦП. Совокупность нарушений двигательной сферы. У ребенка с детским церебральным параличом наблюдается напряжение мышц, их непроизвольное сокращение, ребенок может быть прикован к креслу и испытывать трудности в произведении простейших движений или иметь только нарушение походки. Часто совмещается с нарушениями психического развития, умственной активности, эпилепсией, с нарушениями речи, слуха и зрения.

Отношение

  1. Не стоит выделять детей с особенностями развития, делать им поблажки в сравнении с другими, поощрять. Когда ребенок получает незаслуженные привилегии, он чувствует, что его жалеют, что он хуже остальных. В то же время и другие дети будут относиться к ребенку с неприязнью из-за особого отношения к нему.
  2. Относиться к детям с ограниченными возможностями здоровья, как к обычным. Это позволит им поверить в свои силы, они будут стремиться развиваться.
  3. В первую очередь следует обращать внимание на личность такого ребенка, а не на особенность его развития. Избегайте ярлыков «аутист», «даун» — «ребенок, страдающий аутизмом», «ребенок с синдромом Дауна».
  4. Индивидуальный подход к каждому ребенку с особенностями развития позволяет адекватно выстроить систему вознаграждений, мотивации и закрепления усвоенный навыков.
  5. фото 3

  6. При общении с особенным ребенком, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его родителю, тьютору, сопровождающему.

    Если нет уверенности, что ребенок вас слышит, прикоснитесь к его плечу или дотроньтесь до руки.

    Для того, чтобы ребенок легко смог понять то, что хотят до него донести, нужно говорить медленно и членораздельно, а также быть готовым повторить уже сказанное в более простой форме.

    В случаях, когда ребенок не может вас услышать (например, глухота), можно общаться с помощью переписки.

  7. Если ребенок сделал что-то не так, нельзя использовать агрессивное словесное порицание, зачастую ребенок не понимает, что он сделал не так. Нужно показать ребенку в доступной для него форме, что он сделал неправильное действие, покачать головой, строго посмотреть, сопровождая словами: «некрасиво», «я расстроен(а)», «мне неприятно». Можно попросить ребенка убрать за собой, если он насорил, извиниться, починить сломанное.
  8. Важно! При общении с детьми, страдающими аутизмом, не стоит навязывать им свою компанию, трогать их, требовать ответа на адресованные им слова. Это может привести к обострению нежелания выстраивать контакт с людьми в принципе.

  9. Не стоит сочувствовать ребенку с ограниченными возможностями здоровья сверх меры, пристально разглядывать его, выделять из общей массы повышенным вниманием, тревогой о его состоянии, чрезмерной заботой.
  10. Не следует спрашивать у ребенка, чем он болеет, как ему с этим живется и задавать другие личные вопросы, связанные с его состоянием. Для ребенка, который не до конца понимает всех причин и особенностей своего состояния, это очень тяжело — отвечать на вопросы о том, чем он отличается от других.
  11. Нужно быть готовым помочь ребенку в случае возникновения трудностей, но не предлагать настойчиво свою помощь, если она не требуется.
  12. Безусловное принятие и любовь ребенка со стороны родителей.

Воспитание

Важно! Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья должно проводиться в нормальных условиях. Ребенок не должен быть изолирован, он должен общаться с другими детьми, взрослыми, играть, учиться.

  1. Коррекционная работа должна проводиться как можно раньше и работать в зоне ближайшего развития. Для грамотной социализации и введения ребенка во взрослую жизнь во время коррекционной работы педагоги и родители вводят проблемные ситуации, разрешая которые ребенок становится более самостоятельным.
  2. фото 4

  3. При организации воспитательного процесса учитываются не только особенности развития конкретного ребенка, но и нормы развития детей того возраста, в котором он находится.
  4. При невозможности обучения ребенка с особенностями развития обычными путями, для него разрабатывается индивидуальные средства для усвоения нужных знаний и умений.
  5. Устоявшаяся система тренировки навыков. Постоянное повторение уже пройденного с включением новых элементов.
  6. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья должно учитывать важность освоения практических навыков. Во взрослой жизни освоенные социальные взаимодействия, нормы и правила хорошо помогают особенному человеку встроиться в жизнь общества, стать его полноправным звеном.
  7. Индивидуальный подход в оценке прогресса каждого ребенка с особенностями в развитии. Все результаты конкретного ребенка сравниваются с его предыдущими результатами, что позволяет выявить, насколько продвинулся этот ребенок в своем развитии.
  8. Система вознаграждений для закрепления результатов и скорейшего научения. Если ребенок правильно выполняет поставленные задачи, хвалите его, поощряйте, чтобы он понял, что сделал все как надо. Для более взрослых детей можно ввести систему жетонов, накопив определенное количество, ребенок получает большой приз (поход в зоопарк, кино и т.п.)
  9. Создание положительного эмоционального фона в ходе взаимодействия с ребенком во время занятий. Если малыш чувствует, что его принимают таким, какой он есть, что он не вызывает негативных эмоций у того, кто с ним занимается, что общаться и учиться интересно и весело, это вызывает в нем желание все больше участвовать в процессе, проявлять к нему интерес, стараться решать поставленные перед ним задачи.
  10. Личный пример. Для формирования нужных житейских навыков и моральных стереотипов хорошо подходит личный пример педагога, демонстрирующего, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как правильно делать необходимые вещи. В этом случае ребенок видит, что это не просто слова, а действенные методы, которые используют люди.

Советы родителям

  1. Не отчаивайтесь и не вините себя! Рождение особенного ребенка заставляет родителей корить себя в этой ситуации, от чего они испытывают огромный и постоянный стресс.

    Важно! Малышу нужна ваша помощь! Он еще не до конца понимает, что с ним не так и как с этим жить. Вы самый лучший помощник и наставник в сложившейся ситуации. Постарайтесь взять себя в руки и помогите вашему ребенку.

  2. фото 5

  3. Грамотная диагностика. Чтобы понять, какая помощь необходима ребенку, вначале нужно провести диагностику его текущего состояния.

    Узнав, какова в точности особенность развития (у невролога, детского психиатра или психоневролога), можно будет грамотно выстраивать дальнейшую помощь родителей и специалистов, нацеленную на развитие малыша.

  4. Психологическо-педагогическая помощь. После диагностики можно приступать к коррекции, обратившись к специалистам, занимающимся именно вашей проблемой.

    Существует множество центров, занимающихся коррекцией и образованием детей с ограниченными возможностями, где опытные педагоги, психологи и врачи помогут малышу и родителям максимально эффективно развивать его способности. Чем раньше будет осуществляться поддержка ребенка, тем больших результатов он сможет достигнуть.

  5. Будьте честны с самим собой и со специалистами. Многие родители в состоянии стресса отрицают факт наличия недостатков развития у их ребенка, утаивают проблемы, которые есть у их малыша, пытаясь доказать себе и другим, что их ребенок совершенно обычный. Из-за этого возникают сложности в постановке диагноза, и помощь чаду оттягивается на неопределенное время. Примите то, что ваш ребенок отличается от других детей и честно расскажите обо всех нюансах его состояния.
  6. Смиритесь и любите. Многие родители детей с особенностями в развитии преувеличивают проблемы своего чада и склонны думать, что ребенок ничего не достигнет, не сможет справляться с простыми жизненными задачами. Примите малыша таким, какой он есть, и постепенно учите его справляться с трудностями самостоятельно. Позвольте ему попробовать и увидите, что он готов бороться за свою самостоятельность.
  7. Поддержка родителями друг друга необходима! Оба находятся в постоянном стрессе: винят себя, что произвели на свет такого ребенка, им приходится постоянно отвечать на вопросы окружающих, расспрашивающих их о том, что не так с их чадом. Маме и папе нужно учиться не обращать внимание на негативные комментарии окружающих, уметь защищать свою точку зрения и стараться думать в позитивном ключе. Больше времени проводите друг с другом, делитесь переживаниями и мыслями, вместе помогайте малышу, учите его, играйте, гуляйте с ним.

Заключение

Любой ребенок, есть у него особенности или нет, начинает свой путь освоения этого мира в семье. Родители ребенка с особенностями в развитии могут сделать очень важную вещь — вселить надежду в будущего взрослого, который сможет стать полноправным членом общества и, возможно, изменить стереотипы людей, связанные с его ограниченными возможностями.

Рекомендуем статьи по теме

Источник

h€oX‹°iãÄI³O
eo4|N@ÝÐJvcÕ
^îf8´ÑœôÚ=qò,íåÀ)‡ñ‘ÙF©Æé°f]q¥Ø*Éç*_+ ¿ÿ”¥è¥v”ŒS¥$ì:„Ñ”Ä6Ö)ˆ{9#:uÓÂÇ䤿‰œmŠªn†5ʈ0þëBü‹*h 3KL/ýl7³dw§9sƆ†8…w¯ í@ä9¶ ÷ÄKuxYe)Ëjàcéú…©j¿©ôq
qs¦¿—è€û”ºögè˜P2jø€ãâ-¸µŽH_~ÎG‘‚º[ƋQþ×Óß%Mª±s=ÅsFª‡o³ÉŠÚn•.è»Á°jLõ¸÷ۛà‚g’¹à ‡ÖÓ?ƒV
ù§ÞS°‚¸Î±åD|®âÇî&`?sÉî”­Qbî-›`é†ãÞºZUñPÿŒ>ªV¬E7â-­ˆû[W#ÎîFí˜óEœá*˚ÚðÒœ H+1€ì®$™½XH?à©[‘¢´Xœ¼‰õQô+¢…= «ÑÂX·ºœ!²ŽœzÂ×%pùJ·lzòÛà°ªƒn6[ô?bŽ˜ìÉd–Ó¿Ò 5ÑkɹÅëLöÖ¤ºç_´¨Î5`«…Kyƒ«•@#Ð þq°í¡ Wô XTµÊ%ÿnÊ’8Ÿ4Íñº-óº &YÄÙb, ±ãÐa`í÷u¸iڼŀ.–ó13ÂØ`ñÇ(û˜p¡-Á gÓz[¹Ï_ãæF.tÔNQÓÜ!¨ú7É}8Zyj8ÜÔ2eðgkåñ6¡¹Üð‚àŽgF·¦¾Ý‡ýQKz°cٟBªÊ¼G‹ŽªGÖ=ueq’’ûóý»ˆ£F輦ڽíQ=giå6n-9ô¿àbҊK·§bÇØ¿àhq% äz€4ÂßÊ4Â
MX—”Ò«?{*lnâšÌ°^ƒôgë²éžc­¾R†rEô®)ÅÃëß½ ¹Àâ¥kÁ@çý˜åjugê̅«¸egÓ1½jKä8…‚‡.«ë’ïϼjmpuÕÁ›¿Cc²àö˜[W„zaA­Q‘5Ið:¹é“ôU8Žõ6¨T?q³p‰äS—‚‘¥j}·uxŒüTwæ¦r‰§ãd©|ûRÃÛàjŽpgêV2¨éµAXo*“¡â4ÀÏõV7Q[ç÷úº™_$KŒž7¶R æ®²ÓA%¥Q‚%‚ííñzåmㅈ޷à5èf_eáJLr9″­ÔÚ5ç*©LS‡
)¯|WWù¶›Gœ¼ù“šÕ›§HþS¼™ÚŸë f—´ULˆ¥„¯‰’9/ʋm˜Î3Tq*”D€p.:°fDöQãE¹¦Gt­ò´Ò¾å¹ÓÂÖX»„Ëá¼2¨Ö?4çóÙ WI͔קß^V£`À±w]À/©Ó@ê®{-uËTà„C¶möH³ðšhÚé‹ØŽZؘVáæSÁiÿ“çœ9„`ºòàÕÜkè’¡Íêdoô”«èïׇ#ñtò
ÁÿؘAàÕrYÒX#Gfù¡ç?Ȕf ¤“ÁäHš’ñè V½Õ¼ÓÄì®ô²ŸË¿}[ÂtPÉñõÙ§>¯Ä-u3&ÉZ R¼^K«òy‚£ùGçRh h°•ÝǼâRÇ}·Gö†ìõ½,?²Ù§Ýt˜n۔uøÙKûªŒ‰SµÄ¬j·’ª:šÀ¯oµÊz¦ “ˆ=¬6vVµ §ÀS­ Ïf GIÓ%–7å÷0hÑ×o?ýÿÎù5”›­~™—8°m 66T”†¡ ›eo½öYd %t«‹®ÊºðÐyÿ>R·–á‹î[ë¼¢?ŠÅˆË“©‚)‡â‚ä6ú빧öÿ&âÆ`&êu7s&œ¡vé»dLDø@ŒÙx…&Ê«¶`6Çb|ÕJA34&Jˆ «}Ò7;òj’Ô¢c¿[½UM’ââ¯ü>¤YÙ?‚ÿŒtÏÌØÏhŸ¡ùkˆwÒ¦?‘5À÷£ýL¢–“WŽ3•`&ÊÓsq~(HÒ=”±ÌW`˳HÊÞºTìÉACÛ쳂kºQR K´q2h2ý!Éy¼˜¿p@sx~Ùç
‘Üg3ý0,ö=¡’ڑ¬•Âā˜x÷emx‰É¸ñÔõE™,»X¦í:¶vxt¤RõI¸UÑÓV»7/œ
°}=»(M¬ÚRuø‚Eq_ÏÐ&«®¥Ðyù`ÙœÂs¡+AµfúñXzïٓ‚ÁŒ4Tٛ#¹;üðžöT³ÿ(:‡‹2‚‡KXå‰wÁ2€ð÷JUA•ö¢_ÂÀYÌCƶ’ÆEÝ”qQ#0¯Ý3x¥( ÚÐ|³Bôá«#ÐÜXW5‚N}:9¯ÝäY½‡óa[>LWx.Š—ú‚7]Êv= ^Hç愁O5þñ
endstream
endobj
4340 0 obj
>stream
ãÔ®/‹™
X&뚥ºþsšÂ֗GB;‡9®,ƍ¼x*í³Züù˜D–ú.Yå—Nĉ޵

N,÷äóóôv3–ugçĄõãòsZZ7°oÒí+úAúæòpj™qdQÜ-ŽéõRŽ”ޚâxÁ®Y3mô‹%©ùBÂÎmÂwQù2i«q£Xï;p[(?„ôsGH´ D3zíéäÿE·9“AO?øƒRA°–žJ€º‚²ùL‘»ßÞKcŒa³
Hҍ€Ìû,áØÐËȖ|U{dÊûòe·gîd=´aá-mòDŽÊ*
eTd~ªo‚Lu×ùa^x„³•;3²q“cä‘Äb¨=VÔ
F)ƒYåWÂ3ٔsLŒO9ñq/~Œ4¹ Ĥ, ¯‡69=Ñ÷Xˆ(³Á“G½ ÐGS»ÒVö;m´[×þDáa…÷” WaÍAm,77Äg$˜+½C
…‚Ò䊮˜nDì6„±ðŽgR,´HÌéµpíMÉs>2çèU7£|Ë®F¹
ºÅ4;5[Š°Ê¼™Ý·µ;ë»f˜…s“nêœuàÀ¿ë֔¸òt3´½O »ÑSÊ1´ÍÆPUì™Ýø°ÄדÈh’¡ýBW8O;ŽòÊf°JàÂ¥§ü2¥úÎWE_lÊðÚ4{
ì§Àž‘´‘Ù•(§ëïU½¼Ù®24å$Ä;¢÷EzrúÀåõ9$ß_]xA”Óµ’Þé2«,Ä’SÑ_€êr%[*iûà¢Ciô÷ ]”sBÖÍìÐTó€hÚÈ`±Šáxÿ,#Ê;»
BI`ìW-„UÝTK‚¥ðv€¸£-+ÛS–­(¡#ûŠýòWۏÏûûú:͹ñë¶`‘t>áZí¢º’Ì™úfd×Ú×·lN®h3~1Ë’9à®#æ1S”æ¾Nèc‚`¥9ʂ ĨIÁ8á”ã­p¿ºS2íòb5²¼A.6Ûàæ9Ò©‚Ä ܀ϡ•Í´:z¤§ W‡L2¡_ÅBœéüÊÌ’°#eA;@&VÀ³…g£MÂý› 0Bl­f¿ $zœ’gê/÷B—WFŸj²7ûZW‘¬pƒâ‘¡n:*ί›ÂÛúŽ[+3)”:­e9E¥ÑîTUwaÓÁ‰X> D[ˎâ&|ù2ø™6ÑâbÈbÐ%êÝ)Ñÿ²ÌUö1èŽcbŠ,XÛhd 
ôŒþ±ŠåñXj’uŠ´i«[¨¼4Ûô-?*~o›¦bN*‘·nÅAü{ôyPv0”Ê
Øȧ´™ý%>‰ï¥×VrØx#¸±É„“ñ2¢ñê?zµGôÇú̯uðZ¶A ٞV²]#ï Ú’
endstream
endobj
4341 0 obj
>stream
Xš&“VŠ2;/˯¯Ù%èIâë-¶¸¥ÑõÌàè}fKêîm°àÍÉ
xÁ¥–êcJËÒ
ۍ׉

wœhš÷nQ8rí֑´$7Gnšl-¾ØL)­›{¤ätï^Êç‰Ûò‹C7^PgAtÕýc`ä ¬ŠJôó·i9»tzZê©ìжZz§-éeçíÏÔXÙ×朄##©ôNðôØ(ÌÊeg³§¬¦”_«&zÎ?h¢CU쌞­Œ‰¹%5©áÏ̟%—5êiæ]߇?6ÄÎ|la®YwŠ?¦‡ÐžÖ­D½5•0p£¸B1)3‡#H3¼½Í–Áù²f÷LÏЃJ+š!8ÁïÆ·‚õ”ŠeêÍ>.„¿|f˜©XÁF;L›Èçhªô¿É_Ùޟ*½x%~̬/ä†[ÔÐûVý4‡|5Õ¼ð‰ÔPÕr¼y³´)ƒÿÆϼ+ N¶€8õr–ÃyÃöV ²@5*˜yCëçîõïëV€æ2¬÷ðù ·$¿h²ùTÌñŽúÎõš¦ƒ@1‚§yy š©s¥€KŽ£¢˜¹°ÈO¶rn哑ˆ ˆNUå¨lõe€v„Ÿacٔ3Í͛Á¨öE|ßp@z~–ö’™‘°6,b¿ð‹ºðë‹ ”¬ i™Þ}Å‹Iᒖ«,‰Ùv뭝ED;ã·©Î ¹Z×c81çswÿˆeä^` K8p.FÏQÔ
>4Þ·ôî`2þ±÷BÝkÜ؃&ܽòP|nàØM%kä(J]‡‚Úþ¤ä§í3Dc+ŽéqšL÷’s$A@±l^fWÓ¢ùä¶ã‚‘…Zsþ¸1¯…’«ß…B/×°_|R0C©sE m­4ÕÆ6 1smœ‚ÚCãpŠŸ]¡,¬íjdÄU•,2…?[x/Ü*J=Ásdšèô®m§(°0i—0÷Wß=s•õ©
B—¨gˆùŽŽ¦çÒõQ¹ÿ’tZ’.…u¾ƒôH×ÍÂuJˆ)˜{Gi‘ïn@J,t”jÈ©îÂX|ác¢M”¨ÛÕ°æfgµ¢ùÅTþo×xITâã¥o~V q’?Š‹ùw^`„×,ek> 2R8ÑÖâ¨aþú0w]
IÀñ>ôfpµ-’jÚP% F –Í4m =#ÛJ²%=Ðç¹å°;ãv-ŠT!Hó§µÅ¼Ãx>r$Žf|ÆD’‘uH%:ם·é¸Ä¾xh•àO”æâ
ïwˆGµ¨ŽˆL±…ãj2¬£“·3÷“Ük@÷E„pÛÏ÷³LuU[œ šÞÓr|ð1e5
endstream
endobj
4347 0 obj
>stream
Xå~>J¬«¶cn%”G¢sP8L4Ë
ú=oÞs|Øe@3F’öcÙ³O®¯gÁ)ˆÂFâ”&).Ó¬WØä-ª’ x:W%’W¥ŸM äyt;ÑæÝ^¹3×a/†RŠc”:–Kˆ¤?Nc/Ç·N¹Á å˜?ϬCaÃîËÇtªÈ·°ê+¹ÿèøSötÛí߀jSž—x [r_°˜ÜR@¦6µûâÞ”Hº qÍ@´ÞªÍhى;Ъn~$ÒÀ‘àv:Ú[·[ºõ£r)ð3µIÌw&Pï>Ùra¤×KŸþ–G@ßãýEH¨3ºmñ÷×D :A!_´¢uïùᓉÔg±µ†Ø]_O׉Žßg”sяþZ¼Û±ÕJ’I©]åŸl³×•š^¯•äSVõ“rYÉÛsœ^]Ÿ:¾Rß°ï}ašAQ‘7Ö5¤“¯Uk“’ÙXÁ»%͇Èn–Œ¥­œ0ÖÔîÁþ…p!¼~º_W>Îy‡àÁQl”ØTkÀ€7u¶ }Á–;6ƒ$H¥alØUu’h䎇´2~o Æ;-©Õáz«ÌÍXŠ³×ù¯”ZÅxYzöL8Ƥ;õÅÜ)å=›Ð¡ñ£dm»äFZBŸøŸh¯íãÌËÈp­Ö_Žš²ˆóÙ³ÑGùaž³—伸>²FÒ·þʲH9å^8°Ú>“ ‘¨VY²1nˆ†&â1$~v”5½dÓgª¦ñvš”-‘h—=èÆ`R’Rë´»7u“Œ^ÿ:PÊÚãñ¨É†±Ð|V°oòØåB`óá²âIý/KÝøÆa†Ä+=T–.jBï={—m%’£Ò
TàñùÑÞ¢4Û溔¡™U”ý_´sñ—½°JŸJÕáJŠZQ|r­Bϯ$Á’fxÿ’¤ÊÖop‚4û×GZ’H‰îö³„þ‡Á³y&7Qèéå[W‹½>ë¿°,sFˆ|˜”ÿ˜´gF“â,Á&^wêÁký?yJÒcإәXxKõ’GlÓV‹“O=µlOZVŵ1,w`½8Ç9]U%Ž>SƒBßzúorŒË˼,½%,Vë“&~†4€ó¤ŒÂ4ŸË33/ kžYiÅj5/؟þíyJगýµý8óËKsIC’
P.?çﺵÅÙþçdÏ;jÒX!þo3Tí¦~3‹r—‡NÝzÓ«ñÓÇÆspfìA‹×bêJD,Ñï
Žœz©xnÞæ5fb^ýEÈ/P`eåòuû÷t~—t휒XË6…tØèAÛ-´5Ñý°„ö küE”Ãô¾±¬½%‰Á¨ß²—I5Ãgîå=+řUv1NXӉNÓÇÉ;d›hþåÄ+P>[Æ6fƒ×”;ÔÊI@vU5÷Š©X›’&[·&7NY¹¥,ú$Ì˯¡_æ嚾70.»|ÿ ¦`pq´¡ù§å§¡­«eÄñ&¶?²Nç þï×Åq‰FsËéú-.

Источник

Библиографическое описание:


Тасбаева, Г. М. Воспитание детей с особенностями психического развития / Г. М. Тасбаева, М. К. Ержанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56014/ (дата обращения: 17.02.2021).



В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушения психофизического развития.

Ключевые слова: воспитатель, социально-педагогическая работа, ребенок с особенностями психофизического развития.

Введение. На сегодня в мире наблюдается четкая динамика роста количества детей с особенностями психофизического развития. Для успешного вхождения таких детей в систему современных общественных отношений осуществляется организация их обучения и воспитания в интегрированных условиях для того, чтобы дети с особенностями психофизического развития стали полноценными участниками социальной жизни.

Основными задачами интеграции в дошкольном учреждении является воспитание ребенка с особенностями психофизического развития как самодостаточной личности, обеспечения ее прав на получение в образования в условиях дошкольного учреждения с комплексным сочетанием коррекционно-реабилитационных мероприятий, всестороннее развитие индивидуальности ребенка путем активизации его личностных ресурсов и имеющегося адаптационного потенциала, формирования ценностных интересов и потребностей, развитие и формирование необходимых трудовых навыков.

Учитывая это, воспитатель дошкольного учреждения должен способствовать социокультурному развитию ребенка с особенностями психофизического развития, оказывать помощь в адаптации к образовательной среде, налаживать дружеские взаимоотношения между детьми в группе.

Воспитание в обычных дошкольных учреждениях детей с особенностями психофизического развития, с одной стороны, помогает им адаптироваться к нормальным жизненным ситуациям, интегрироваться в общий социум, избавиться от чувства изолированности, отчуждения, способствует исчезновению социальных барьеров и сегрегации, с другой стороны — это учит других детей общаться и работать вместе, формирует у них чувство ответственности за товарищей, которые нуждаются в помощи, эмпатии и сочувствии.

Итак, детям с особенностями психофизического развития, обучающимся в дошкольном учреждении, необходимо обеспечить оптимальные условия для развития путем учета «качества жизни», учитывая следующие основные аспекты их жизнедеятельности: физический (уровень физической активности ребенка, подвижность), психологический (эмоциональное состояние, психологические проблемы), социальный (общение, взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, социальный статус).

Воспитателю в интегрированном дошкольном учреждении необходимо осуществлять профессиональную деятельность дифференцированно с учетом психофизического состояния, индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями. Именно поэтому более подробно рассмотрим характеристику индивидуальных особенностей различных групп детей, имеющих нарушения психофизического развития.

У ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата может наблюдаться частичная ограниченность в произвольных движениях, возникать несостоятельность в полном контроле координации движений и мышечной силы, могут появляться мышечные напряжения (спазмы), иногда такому ребенку присуща застенчивость и ранимость. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата может иметь некоторые трудности в восприятии формы, в соотношении в пространстве объемных и плоских величин, в усвоении письма, чтения, счета; такой ребенок не сразу идет на контакт с незнакомыми людьми, адаптируется к новым условиям постепенно, а также может потребовать использования различных вспомогательных средств: инвалидных колясок, костылей, тростей или ходунков.

Ребенку с эмоционально-волевыми нарушениями свойственно наличие некоторых трудностей абстрактного мышления, незначительные нарушения внимания и памяти, недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, нестандартная реакция на сенсорную информацию, например: громкий шум, свет, определенные продукты, ткани, вещи. У такого ребенка может отмечаться эмоциональная инфантильность, однообразие игры, выраженная отстраненность от внешнего мира, погружения в мир внутренних болезненных переживаний и фантазий, страх всего нового.

Также у ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями может наблюдаться слабость контактов с окружающими, дефицит потребности в общении.

У ребенка с нарушениями речи может отмечаться незначительное нарушение памяти, внимания, фонематического слуха, некоторые трудности при овладении грамотой, нарушение чтения, не совсем правильное понимание обращенной речи, недоразвитие связной речи, нарушение согласования слов в предложении, запоздалое появление фразовой речи, искажение произношения отдельных или нескольких звуков, наличие небольшого количества искаженных слов, неправильность в употреблении предлогов, наличие некоторых специфических ошибок при письме. Иногда такому ребенку присуща утомляемость, но наблюдается стремление к усвоению программного материала.

Вывод. Вполне закономерно, что воспитанию толерантного отношения к людям с нарушениями развития уделяется больше времени в работе воспитателя с детьми с типичным развитием, ведь в процессе такой работы обычные сверстники учатся ценить достоинство, понимать проблемы и возможности, милосердно, гуманно относиться к особенностям ребенка, имеющего нарушения в развитии.

Кроме семьи, ближайшим микросоциальным окружением ребенка, важную роль в формировании его мировоззрения играет также коллектив сверстников. В интегрированной среде дошкольного учреждения дети с особенностями психофизического развития учатся взаимодействовать со здоровыми сверстниками, познают сложности социальных отношений, приобретают социальный опыт и тому подобное.

Воспитатель должен помогать детям с особенностями психофизического развития осознать свою индивидуальность и особенность, раскрыть внутренний потенциал, а в группе обеспечить доброжелательное отношение, взаимотерпимость, взаимопонимание для того, чтобы толерантность стала нормой поведения и взаимоуважения среди детей.

Литература:

  1. Власова Т. А., О детях с отклонениями в развитии / 2-е изд., испр. и доп. — М.: 1973.
  2. Соколова Н. Д., Калинникова Л. В., Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / М.: 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): психофизическое развитие, ребенок, дошкольное учреждение, особенность, воспитатель, нарушение, опорно-двигательный аппарат, различная группа детей.

Источник