Психология семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии

Психология семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Принципы семейного воспитания

Основным условием развития личности является «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой школой общения, в ко­торой с ранних лет ребенок усваивает систему нравст­венных ценностей и культурные традиции общества, является семья. Именно родители и другие близкие формируют в сознании ребенка реакцию на окружаю­щий его социальный мир: позитивную или негативную. В первом случае у ребенка сформируются необходимые защитные механизмы и психологический базис для адаптации в сложном человеческом мире. Во втором — ребенок будет расти неуверенным в себе, тревожным, либо агрессивным, а может быть, и отгороженным от других людей. Преодолеть подобные сложности или смягчить их можно с помощью воспитания.

Родители детей с отклонениями в развитии испыты­вают значительные трудности как психологического (межличностного), так и педагогического (информаци­онного) характера. Однако ориентация на разработан­ные нами принципы адекватного семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии позволяет достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе.

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязан­ности близких к ребенку с отклонениями в развитии

Любой ребенок, а с отклонениями в развитии осо­бенно, чутко реагирует на любовь и ласку. Эти дети ост­ро переживают дефицит аффилиативных чувств. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создает чувство за­щищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него свободнее раскрываются творческие способности. Школа добро­ты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.

Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии

Родителям не следует сравнивать своего ребенка с отклонениями в развитии с нормально развивающими­ся детьми. У любого человека могут быть проблемы. Ро­дители должны понять: важно то, что ребенок ЕСТЬ, а не то, какой он. Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок: «глупый», «неуклюжий», «неудачник» и т.д. Родители для ребенка — это защита.

Талант заложен природой в каждом ребенке. Важно, чтобы родители, воспитывая ребенка, создавали благоприятные условия внутри семьи для развития его задатков и способностей. Безусловно, важно оценивать и особенности психофизического развития ребенка. Так, например, ребенку с двигательной патологией це­лесообразнее заниматься таким видом искусства, кото­рый не требовал бы передвижения. Аутичный ребенок может передать многогранность своего внутреннего ми­ра с помощью холста и красок, а умственно отсталый заниматься пением.

Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми

Семейное воспитание — это система взаимоотноше­ний родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Родители должны знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми спо­собствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию адекватного поведения и ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями к развитии можно условно разделить на три группы:

— низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях их ребенка;

— личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;

— «социальный барьер» (позиция социума), способ­ствующий замыканию родителей на собственных про­блемах и препятствующий их преодолению.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются сис­тематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внима­ния и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. К нарушениям подобного рода относятся: не­однозначное понимание родителями семейных ролей главы семьи, мужа, жены; завышенные требования предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов. На процесс воспита­ния влияет и загруженность родителя на работе, уста­лость, неорганизованный быт, собственное здоровье. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу лишь в том, чтобы добиться послушания ребен­ка. Поэтому они даже не пытаются понять ребенка, прислушаться к его интонациям, рассмотреть его по­требности и возможности. Одни родители при этом стремятся решить за ребенка все его проблемы, а другие поучают, ругают, читают длинные нотации.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии тре­бует от родителей особых усилий, терпения и любви. Не все родители, к глубочайшему сожалению, обладают этими свойствами. Родители детей с отклонениями в развитии в силу описанных выше причин (глава 1) час­то применяют дисгармоничные типы воспитания.

Анализ родительско-детскпх взаимоотношений по­казывает, что в семьях, воспитывающих детей с откло­нения в развитии, чаще доминируют две модели воспитания: модель «сотрудничество» и модель «отказ от взаимодействия».

Модель «отказ от взаимодействия»

Такой тип отношений свидетельствует об искажении воспитательской позиции родителей и, как правило, приводит к скрытому или откровенному отвержению ребенка самыми близкими людьми.

Модель «отказ от взаимодействия» может быть пред­ставлена следующими дисгармоничными типами воспи­тании: гипоопекой, гипопротекцисй, эмоциональным отвержением, воспитанием по типу повышенной мо­ральной ответственности или типом «маленький не­удачник». Ниже приводятся их характеристики.

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в  семьях с низким социальным статусом (у наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития. Родители практически не ухаживают за ним, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен, несмотря на материальные возможности семьи. Никто не следит за режимом дня ребенка и соблю­дением условий, обеспечивающих его развитие. Гипоопека может быть обусловлена не только отношением к дефекту ребенка, но и собственно родительской уста­новкой, когда мать или отец не считают необходимым относиться к ребенку иначе. В таком же положении мо­гут быть и здоровые братья или сестры больного ребенка.

Читайте также:  Ребенок переживает в процессе своего развития

Может встречаться также и щадяшая форма гипоопеки — гипопротекция. Воспитательское отношение родителей при этой форме характеризуется тем, что ре­бенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется.

Воспитание  по шипу повышенной моральной ответ­ственности ведет к постоянному перенапряжению ре­бенка. Родители стараются заставить детей реализовать в жизни все то, что сами не смогли осуществить. Они постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклоне­ниями в развитии трудно справиться. У ребенка возни­кает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не до­тягивает до оптимального результата, поэтому не дости­гает успеха. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную само­оценку.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высо­ким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификаци­ей себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у от­цов. В случае материнского отвержения ребенка ситу­ация объясняется незрелостью личностной сферы мате­ри и несформированностью материнского инстинкта. Отвержение ребенка наносит непоправимый ущерб раз­витию его личности, искажая ее. Отвержение формиру­ет у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе; ребенок не чувствует поддержки, у него нет опоры в семье. Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к лю­дям, стремлением наказать всех за отсутствие тепла в детстве.

Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и досады из-за того, что дети проявляют неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосиль­ную ношу, как «крест» на всю жизнь.

Жестокое отношение. Жестокое обращение с детьми чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. Ребенка могут ежедневно наказывать физически, под­вергать избиениям, насмешкам и надругательствам. Есть примеры, когда ребенок помещали в собачью буд­ку, заковывали в цепи или привязывали к столбу.

К переходным вариантам с тенденцией к оказанию помощи ребенку, но неадекватным способом, можно отнести следующие типы воспитания: гиперопеку, про­тиворечивое воспитание, авторитарную  гиперсоциали­зацию, воспитание в «культе» болезни, модель «симби­оз» и др.

Гиперопека возникает при завышенном уровне забо­ты родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка окру­жают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей. Родители как бы помещают ребенка в тепличные условия, в связи с чем он не учится преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т.д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограни­чивают возможности его развития.

Однако следует учесть, что родителем ребенка с от­клонениями в развитии, как правило, трудно опреде­лить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необ­ходимо помочь. Модель воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей больных детей. Тяжелый де­фект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует при­менение подобного неадекватного воспитательного под­хода.

Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонения­ми в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в применении воспитательных средств. Напри­мер, родители, хотя и любят ребенка, могут быть сто­ронниками строгого стиля воспитания и поэтому предъявляют к нему соответствующие требования. Од­новременно бабушка и дедушка, живущие в семье, мо­гут занимать более «мягкую» позицию и поэтому разре­шают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оцен­ки своих возможностей и качеств, он обучается «лави­ровать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Такая модель воспитания формирует в личнос­ти ребенка дисгармоничные черты: хитрость, избало­ванность, лживость, эгоизм.

Авторитарная гиперсоциализацпя. К этой модели ча­ще тяготеют родители, которые сами имеют высокие амбиции и высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него соци­альные навыки. Родители, использующие такую модель, навязывают ребенку свои желания и цели. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, определить его интересы и наклонности. Они действуют авторитарно, во всем проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. В итоге он чувствует свою не­состоятельность и постоянный нажим со стороны роди­телей. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах.

Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «боль­ному». При таком методе воспитания у детей формиру­ется мнительность, страх перед любым недугом, напри­мер, простудой. Ребенок относится к себе как к «боль­ному», в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, не способном к большим достиже­ниям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Читайте также:  Роль семьи в развитии креативности ребенка

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное «рас­творение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встре­чается у матерей, воспитывающих больных детей в не­полных семьях. Такие матери создают внутри семьи особую атмосферу абсолютного поклонения ребенку. Он практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможнос­ти личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к близким.

Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя (см. приложение ) . Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей (В,В. Ткачева, 2004, 2006). Гиперопска в наибольшей мере проявляется у автори­тарных и психосоматичных родителей. Гипоопека до­минирует у невротичных и у незначительной части ав­торитарных родителей. Эти факты являются свидетель­ством того, что психосоматичные и авторитарные родители имеют максимально выраженные возможнос­ти для обучения и воспитания своих больных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время нсвротичные ро­дители подобную возможность демонстрируют неустой­чиво.

Отношения, которые устанавливает родитель с боль­ным ребенком, осуществляются чаше всего в виде вос­питательного процесса. Поэтому выбор формы контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. Если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их приспосабливаться к особенностям ребенка и  при­спосабливать его к жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным ребенком. Многочисленными при­мерами служат модели воспитания в семьях, воспиты­вающих детей с детским церебральным параличом, ум­ственной отсталостью, ранним детским аутизмом. Фак­ты свидетельствуют, что там, где рождается желание помочь (модель «сотрудничество»), чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение, гипоопека (мо­дель «отказ от взаимодействия»), Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относя­щиеся к авторитарному типу. Они демонстрируют са­мые высокие качественные показатели по установле­нию оптимальных взаимоотношений с ребенком (мо­дель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит астенический тип реагирования на стресс, качественные ха­рактеристики которого предполагают возможность пре­одоления и разрешения любых проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии.

Родители, относящиеся к невротичному типу, де­монстрируют самые низкие показатели по установле­нию гармоничных взаимоотношений с ребенком. Эти родители используют воспитательскую модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипоастенического типа ре­агирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных способностей невротичных родителей к преодолению проблем ребенка и его адекватному вос­питанию.

Психосоматический тип строится на смешанном ти­пе реагирования, что обусловливает наличие у лиц дан­ной группы как стенических, так и гипостенических ха­рактеристик. Именно поэтому среди психосоматичных родителей встречаются такие, которые могут использо­вать как адекватные, так и дисгармоничные модели вос­питания.

Источник

Психология семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии

Ребёнок, который имеет явные отличия от остальных детей, нуждается в особенном воспитании. Часто родители прибегают к крайностям и либо излишне опекают своё дитя, либо чрезмерны требовательны к нему. Первый вариант приводит к капризам, пассивности и равнодушию к происходящему вокруг, а потом и к неспособности к речевому общению, самообслуживанию, желанию заниматься какой-либо деятельностью. Второй вариант воспитания обеспечивает крайнюю плаксивость ребенка, частые перепады настроения, расстройство сна, недержание, иногда судороги. Правильное отношение и подход родителей к воспитанию детей с отклонениями в развитии обеспечивает наиболее комфортные условия для его гармоничного роста и формирования как личности.

Семья как основа воспитания

В каждой семье уникальная система воспитанияВ каждой семье уникальная система воспитания

Все семьи отличаются друг от друга. Состав семьи, ее культурные и идеологические составляющие определяют уникальность отношений между ее членами. При этом присутствие в семье ребенка с отклонениями в развитии составляет далеко не единственную особенность ее структуры.

Факторы, определяющие качественные характеристики семьи

Разберем три наиболее существенных фактора, определяющих базовые характеристики конкретной семьи и взаимоотношения в ней.

Состав семьи

Этот фактор не является постоянным, поскольку структура семьи подвижна. В процессе своего жизненного цикла она может прирастать новыми членами, а может терять их в силу различных жизненных обстоятельств. При этом меняется не только состав, но и возрастные и прочие характеристики членов семьи. И все эти изменения в совокупности оказывают влияние на степень успешности взаимодействий между ее членами.

Культурный бэкграунд

Этот фактор подразумевает совокупность национальных, этнических, религиозных, социально-экономических, образовательных и прочих особенностей, составляющих своеобразный «портрет» конкретной семьи. Данный фактор является относительно статическим элементом семейной «экосистемы», он определяет характер семейного взаимодействия и формирует ценностную, приоритетную систему координат.

 Идеологический бэкграунд

Данный фактор представляет собой совокупность убеждений, жизненных ориентиров, моделей поведения, свойственных членам конкретной семьи. Он испытывает на себе сильное влияние культурного бэкграунда и определяет адаптивные модели семейного поведения в различных ситуациях.

Все эти факторы, не просто предопределяют успешность существования семьи в социуме, но и формируют специфику воспитания в ней. От преобладания того или иного фактора будет зависеть выбор родителями стратегии построения отношений с детьми.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития одаренного ребенка по технологии

Поведенческие стратегии родителей

Эффективность воспитания во многом зависит от активной родителейЭффективность воспитания во многом зависит от активной позиции родителей

Важно понимать, что выбор поведенческой стратегии родителей в общении с ребенком с отклонениями в развитии будет сделан под влиянием хронического стресса от сложившейся ситуации. Это может быть, как планирование и реализация комплекса действий, направленного на преодоление имеющихся обстоятельств, а может быть и принятие их. Возможно применение семьей и нескольких схем поведения.

Стратегии по своему типу могут быть внутренние и внешние.

Внутренние стратегии

  • Пассивная. Такая позиция представляет собой избегание поиска решений изменения ситуации. В ее основе – надежда, что все утрясется само собой. Все произошедшее расценивается как должное.
  • Активная. Такая позиция заключается в поиске решений для изменения ситуации или принятия условий, которые невозможно изменить в данный момент времени, и примирения с ними.

Внешние стратегии

  • Умение обращаться за помощью к другим людям.
  • Умение находить духовную поддержку.
  • Умение подключать к решению своих задач инструменты поддержки, предоставляемые государством.

Не все люди способны в равной степени воспользоваться этими видами поведенческих стратегий.

Специалисты отмечают, что духовная и общественная поддержка часто незаслуженно игнорируется или избегается супругами, хотя она может оказать реальную помощь.

Как помочь ребенку сформировать активную жизненную позицию: рекомендации родителям

От теоретических основ перейдем к практике и рассмотрим конкретные приемы по воспитанию детей с отклонениями в развитии, в частности поговорим о формировании в них активной жизненной позиции.

Формируем распорядок дня

Грамотное распределение часов на разнообразные виды деятельности и строгое соблюдение графика приводят к улучшению умственных способностей. Постепенно кругозор ребёнка становится шире, память – богаче, повышается уровень наблюдательности и стремления познавать новое.

Ребенок должен знать, когда время для занятий, игр и отдыхаРебенок должен знать, когда время для занятий, игр и отдыха

Для достижения положительного эффекта необходимо чередовать упражнения и часы отдыха, ограничить время перед телевизором и за компьютером. Установленный при обоюдном согласии распорядок исключает возможности капризов и отказа следовать графику. Так у ребёнка формируется умение регулировать своё поведение, сдерживать недовольство и соблюдать уговор.

Помогаем сформировать адекватную самооценку

Как и любой другой человек, ребёнок с отклонениями в развитии нуждается в адекватной самооценке. Она, в свою очередь, зависит от качества и количества заданий, которые предлагает специалист или родитель, и от того, как ребёнок с ними справляется, какие волевые качества задействует при этом. Чтобы результат оказался положительным, необходимо привить ребёнку интерес к развитию двигательных и речевых навыков. В процессе освоения этих способностей в формате игры или элементарного труда у ребёнка формируются активные качества личности.

Со временем упражнения становятся сложнее, а волевые качества ребёнка всё стабильнее. Более сложные задания могут быть решены при условии, если малыш верит в свои способности и не испытывает страха перед возможными ошибками и небольшими неудачами. Таким образом и формируется адекватная самооценка – путём активной умственной и физиологической деятельности, в процессе которой ребёнок приобретает новый опыт, открывает свои возможности и даёт им оценку, опираясь на положительную реакцию родителей.

Направляем ребёнка

При этом предоставляйте достаточную свободу для полёта мысли и самостоятельного поиска ответа на вопрос. Приучить малыша к достижению цели можно собственным примером, показав, как нужно, к примеру, собрать картинку из нескольких частей. Затем попросить повторить алгоритм действий.

Родитель должен объяснять ребёнку цель занятия, его значение и смысл, рассказать, почему вы должны прийти именно к такому результату.

Мотивировать ребёнка на выполнение заданий можно с помощью своего участия, подсказок, поощрения и наград.

В усвоении нового материала или освоении навыка без помощи родителя ребёнку никак не обойтись. В более младшем возрасте чадо нуждается в наглядном изображении действия и его результата. С возрастом процесс должен сопровождаться лишь словесными указаниями на дальнейшие действия. Дошкольник уже должен уметь самостоятельно рассуждать, как ему лучше поступить на том или ином этапе выполнения задания.

Привлекаем к участию в повседневной жизни семьи

Пусть у малыша появятся свои обязанности, доступные и посильные, и в то же время, приносящий очевидный результат. Ребёнок должен осознавать, что он полезен людям, а некоторые его особенности не мешают ему быть полноценным членом общества.

Помочь почувствоват себя полноправным членом семьи помогут не только домашние обязанности, но и совместные развлеченияПомочь почувствовать себя полноправным членом семьи помогут не только домашние обязанности, но и совместные развлечения

Заключение

Воспитание детей в семье – многосложный и вместе с тем тонкий процесс. На его качестве сказывается довольно внушительное количество факторов – от специфики семейного уклада до умения родителей найти правильный подход в развитии тех или иных качеств характера ребенка. При этом одним из основополагающих факторов успеха является поведение взрослых, их умение выбрать выигрышную поведенческую стратегию в конкретной ситуации, умение быть гибкими и чуткими. Но, пожалуй, самое важное для родителей – это их активная позиция во всех вопросах, связанных с воспитанием детей и особенно ребят с отклонениями в развитии. Для них дальнейшая взрослая жизнь, ее качество целиком зависит от того, чему их научат родители и какое понимание себя, мира и людей вокруг они им привьют.

Источник