Психология роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Консультация для родителей

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи

Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия взрослых с детьми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения. Какие факторы способствует успешному общению не только между взрослыми людьми (коллегами, педагогами и родителями, членами одной семьи), но и между взрослыми и детьми? Данные рекомендации помогут родителям найти решение любой проблемы, а также сохранить психическое здоровье всех членов своей семьи.

Условия для успешного общения детей и взрослых

  • Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним.
  • Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
  • Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
  • Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
  • Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
  • Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

В каждой группе детского сада всегда найдутся дети с особенностями поведения. Причем эти особенности далеко не позитивные. К сожалению, агрессивность, тревожность, замкнутость, излишняя импульсивность – вот основные личностные характеристики некоторых дошкольников. Отрицательные поведенческие проявления детей, безусловно, поддаются коррекции, но только при правильном психолого-педагогическом воздействии воспитателя и родителей.

Наблюдая за процессом образовательной деятельности в группах, занимаясь с детьми, было замечено, что чем больше у ребенка выражены отклонения в поведении, тем больше он ищет внимания со стороны взрослого человека, в частности воспитателя, причем внимания дошкольник добивается любыми способами, далеко не самыми приемлемыми, такими как: ударить сверстника, демонстративно уединиться в спальной комнате или в приемной или напротив же, во время прогулки убежать за территорию участка, а то и вовсе за калитку детского сада. Неудовлетворенная потребность в признании порождает трудности в общении со сверстниками, и как следствие негативные эмоциональные состояния. Испытывая отрицательные эмоции, ребенок не может полноценно развиваться интеллектуально. Такие дошкольники, в большинстве своем, плохо усваивают программный материал.

Читайте также:  Игрушки для ребенка до года по месяцам для развития

Причину такого асоциального поведения, конечно, нужно искать в семье. Родители могут проанализировать сложившуюся ситуацию, ответить для себя на следующие вопросы:

– Всегда ли у меня находится время, чтобы поговорить с ребенком?

– Считаю ли я, что у ребенка может быть право на собственное мнение?

– Существуют ли в нашей семье традиции?

– Соблюдается ли единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи?

– Применяется ли наказание к ребенку? В адекватной ли форме для данного возраста?

– Допускается ли ребенок к просмотру фильмов агрессивного характера?

– Как проходят выходные дни вместе с ребенком?

Разъясняя родителям секреты правильного общения с ребенком, необходимо особо заострить внимание на том, как ребенок нуждается в поддержке, одобрении и похвале, даже если у него что – то и не получилось с первого раза. Такие фразы типа: «Я уверен, что у тебя получится!», «А давай, сделаем вместе», «Я так рад за тебя», «Я был уверен, что ты справишься!» – повысят у ребенка уверенность в своих силах, дадут ему понять, что неудача может быть поправима.

Но также следует поговорить о другой стороне медали. Конфликтное состояние между ребенком и родителем, воспитанником и воспитателем возникает не так уж редко. Оно порой бывает обостренным, натянутым, иногда протекает, скрыто и длится долго или сразу же гаснет. Как будет преодолен конфликт — зависит, прежде всего, от взрослого.

В условиях конфликтных состояний дети могут вести себя аффективно, вызывающе, а взрослые терять самообладание. На фоне накаленных отрицательных эмоций воспитательный процесс становится неуправляемым и не достигает своих целей. Следовательно, преодоление «основной проблемы» воспитания зависит от того, как взрослые (родители и педагоги) общаются с каждым отдельным ребенком, какие отношения с ним устанавливаются в педагогическом процессе и непосредственно в семье.

Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по-разному: некоторым нравится их общество, других возмущает детская неуправляемость, у кого-то есть предпочитаемые дети, кто-то любит заниматься с одним, а играть с другими. Но по – настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает.

Общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Взрослым следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Каждый взрослый (родитель и педагог) должен уметь:

  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу дома и в группе;
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития;
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы;
  • Уважать в каждом ребенке личность.

Взрослым не следует:

  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение;
  • Приходить к детям с плохим настроением;
  • Оставлять детей одних с их проблемами;
  • Унижать ребенка.

Факторы, влияющие на успешность общения детей дошкольного возраста:

В развитии навыка общения средний возраст играет значимую роль, именно в этом возрасте появляется желание интенсивно общаться со сверстниками. Потребность в общении с другими детьми появляется у ребёнка на 3–м году жизни. Дефицит общения в данном возрасте способствует формированию агрессивности. Одной из причин нежелания посещать д/с являются проблемы во взаимоотношении со сверстниками. Важно понять, какие причины мешают успешно взаимодействовать со сверстниками. Предлагаем основные группы трудностей в общении, которые создают барьеры, для адекватного взаимодействия в группе:

  1. Ребёнок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне.
  2. Ребёнок не хочет общаться по той причине, что при любом общении необходимо управлять собой, что даётся ему с большим трудом. Такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей.
  3. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями детей. Для таких детей характерны переживания внутреннего плана, как правило, такие же проблемы могли быть и у их родителей.
  4. Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребёнка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребёнка сверстников он требует беспрекословного подчинения.

Уважаемые родители! Следует помнить, что дошкольники только учатся успешно взаимодействовать в коллективе сверстников, в своей семье, получают свой первый практический опыт, от того каким он будет, зависит его дальнейшая взрослая жизнь. Поэтому нам, взрослым, следует помочь ему в решении данной проблемы, что поможет сохранить психическое здоровье ребёнка и обеспечить его эмоциональный комфорт.

Источник

Общение ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии ребенка.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения — личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4 — 6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.

Читайте также:  Школы развития ребенка на химмаше

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до трех лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, т. е. приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную.  Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может.  Путь к пониманию явлений, сложных проблем — общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве — как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию.

Сотрудничество приобретает внеситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, необязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Она аналогична ситуативно-личностной, но в отличие от последней — внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влиянии на психическое развитие детей.

Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества.

     Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно – личностная стимулирует главным образом становление перцептивных действий разных систем и анализато-рои и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает шникольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного «ля познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между Предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваивает  представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно  приобретает новые знания.

Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее назначение для развития общения имеют воздействия взрослого и  его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.

Источник

светлана тубасова
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать,что:

1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);

2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);

3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние, по мнению А. А. Бодалева, прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому,что:

– для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);

– при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

Читайте также:  Методы развития речи у ребенка

взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

– экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т. п.

– предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;

– речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый.Эта активности проявляется в форме:

– внимания и интереса ребенка ко взрослому;

– эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;

– инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;

– чувствительности ребенка к отношению оценке взрослого.

Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина отмечает, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических)по принципу:

– появление дискомфорта;

– крик;

– внимание взрослого;

– устранение дискомфорта этим взрослым.

Другая схема – это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку – опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.

А. П. Воронова, О. В. Защиринская отмечают, что в случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде происходит следующее. Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в:

– отсутствии сформированной речи;

– отставании в умственном развитии;

– трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

– недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;

– двигательной вялости и компенсационных движения.

– сниженном общем коэффициенте развития.

Три вида деприваций – сенсорная, двигательная и социальная – присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный – материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы два условия,которых лишены дети из интернатов: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Одно из последствий материнской депривации – это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

В результате анализа литературы, найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка.

Источник