Психология речевого развития ребенка труве

Екатерина
Психологические особенности развития речи у дошкольников

Психологические особенности развития речи у дошкольников.

Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две характеристики – предметную отнесенность и значение. Слово указывает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.

Становление речи у детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гуглит, потом лепечет, затем начинает говорить первые слова, после этого предложения и, наконец, фразы. Однако иногда малыш поздно начинает гуглить или лепетать, его речь развивается с запозданием.

В последние годы детские психологи, педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы.

Речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов.

Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Чтобы вовремя оказать помощь малышу, необходимо иметь представление о признаках нарушения у ребенка речевого развития.

Основные причины недоразвития детской речи в дошкольном возрасте следующие:

1. Различная патология беременности (токсикоз беременности, вирусные, эндокринные заболевания, туберкулез, сифилис, травмы, несовместимость крови матери и ребенка и др., приводящая к нарушению нормального протекания внутриутробного развития плода.

2. Родовая травма. При опросе матери выясняется патологическое течение родов (однако родовая травма не обязательно должна быть массивной). Часто в результате дополнительных расспросов удавалось выяснить, что роды были быстрыми или, наоборот, затяжными, применялись различные стимуляторы, ребенок после рождения не сразу закричал, его “пошлепали”, то есть оживляли. Родовая травма в таких случаях может быть подтверждена данными неврологического обследования.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (диспепсия, дизентерия, инфекционные, вирусные заболевания, особенно следующие друг за другом, менингоэнцефалиты и др.).

4. Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясений или контузии мозга.

5. Неблагоприятная наследственность, отягощенная речевой патологией.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия (недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых, двуязычие и др.).

Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими факторами может послужить моментом, повреждающим или задерживающим развитие мозговых систем, участвующих в формировании речи.

Теперь приведем характерные признаки недоразвития речи у детей дошкольного возраста от 2 до 6 лет.

в 2 года ребенок с недоразвитием речи — не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы (например, «сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях;

в 2,5 года — не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;

в 3 года — не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, какие у него имя и фамилия;

в 4 года — не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

К пяти годам – запас слов у ребенка составляет менее 2500 слов. Пассивно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т. п., называет небольшое количество предметов и явлений окружающей действительности. В словах встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются не все части речи. Ребенок не овладевает всеми звуками родного языка и не правильно употребляет их в речи.

В 6 лет – словарь малыша увеличивается, но все же составляет менее 3000 слов, в котором пассивно накапливаются слова и выражения, устойчивые словосочетания. Слабо усваиваются грамматические правила изменения слов и их соединения в предложениях. Таким образом, слабо развиваются языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

К сожалению, данная ситуация сейчас не редкость.Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?» Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке. Родители, обеспокоенные развитием речи ребенка, пытаются решить проблему и обращаются, как правило, к педиатру и невропатологу, которые, в свою очередь, назначают медикаментозное лечение.

Родители играют огромную роль в успешном развитии речи ребенка дошкольника. Важно разговаривать с малышом, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Ребенок таким образом познает мир и пополняет свой словарный запас. В настоящее время идет такая тенденция, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с недостатками в речи.

От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Рост потока информации, обострение социальных проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы.

В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию речи у ребенка. Упех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения.

В нынешнее время, к сожалению, появляется все больше детей, развитие которых затормаживается из-за постоянного их пребывания в информационном потоке. Одна из причин этого – постоянное пребывание у компьютера и телевизора, другая – отсутствие в семье правильных моделей поведения. Особенно эта проблема затрагивает детей из семей с низким социальным уровнем.

Детские сады и даже языковая терапия больше не способны компенсировать отставание в развитии, возникшее из-за пробелов в воспитании.

Телевизор, компьютер очень сильно влияют на развитие речи ребенка. Сегодня примерно 4-5 часов своей жизни люди тратят на просмотр передач транслируемых масс-медиа. В это время не происходит ни какого общения между родителями и детьми. Телевизор, компьютер лишает возможности разговаривать с близкими людьми тем самым, замедляя процесс развития малыша. Чтобы малыш мог нормально и грамотно разговаривать ему нужно практиковать этот навык и чем больше он будет говорить, тем быстрее его речь станет осмысленной и связной, но те кто занимает детей включая телевизор, компьютер не дают им возможности практиковать разговорную речь тем самым, обрекая их на медленное интеллектуальное развитие и насмешки своих сверстников. Кроме нарушения речи у детей, которые увлекаются просмотром телепередач, компьютерными играми постоянно возникает конфликт с родителями, поскольку из-за отсутствия общения теряется связь между ними и фактически малыш превращается в чужого человека, судьба которого совершенно безразлична родителям. Намного хуже ситуация складывается с детьми, которым дарят свой собственный компьютер, телевизор, поскольку в первом они находят альтернативу реальному общению, во втором довольно часто вместо детских передач занимаются просмотром фильмов для взрослых, и бессмысленных шоу которые не воспитывают в человеке ничего кроме жестокости. Время, которое такие дети проводят у экрана приближается к пяти часам, мозг за такой временной промежуток переполнен не нужной информацией и запоминать, что-то действительно нужное и стоящее малыш не может, даже при наличии желания. Таким образом телевизор, компьютер снижает уровень интеллектуального развития детей.

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года, в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

В последние годы картина стала резко меняться в положительную сторону.

Итак, своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что при коррекции речи у ребенка-дошкольника и в семье и в ДОУ должны быть созданы необходимы психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития малышей.

Источник

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе, и какое значение она имеет для развития.

А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.

Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий» [13, с.18].

Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка.

Существуют различные аспекты развития речи.

Физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит прежде всего бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система.

Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь».

Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность.

Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.

Речь без усвоения языка не возможна, в то время как я зык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С. Выготского, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления» [1, с. 124]

Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А.В. Запорожец. Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь». [2, с. 98]

С.Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается». [5, с.117]

Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является семантический компонент.

Рассматривая педагогические основы можно отметить, что еще Ян Амос Коменский, великий славянский педагог, устанавливая последовательность изучения разных дисциплин, считал, что сначала надо освоить язык (грамматику), затем реальные науки и, наконец, риторику.

Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.

Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи. [4, с.232]

В развитии монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович.

Хочется отметить, что вопросы развития речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи.

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

О.С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. [6, с.203]

Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Правильная, грамотная речь залог успешной адаптации человека в обществе. Поэтому многие педагоги и психологи направляли свои силы на решение именной этой проблемы.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Собр. соч. в 6 т. – М.: «Педагогика», 1983. – Т.2. – 340 с.
  2. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.
  3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. -214с.
  4. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -560с.
  5. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
  6. Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. – №1. – С.59-66

Источник