Психология ребенка со сложными недостатками развития

Психология ребенка со сложными недостатками развития thumbnail

Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития

Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений. Самые большие научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития сле-поглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.

Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.

Задачи психологии детей со сложными нарушениями развития заключаются в:

описании общих и специфических закономерностей их развития;

разработке методов их диагностического изучения;

психологическом обосновании содержания и методов их обучения и воспитания;

изучении особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе.

Любая группа детей с нарушениями развития неоднородна по составу. Внутри каждого вида нарушения развития принято выделять подгруппы детей в зависимости от выраженности нарушения и его характеристики. Часть детей имеет осложненный, часть сложный вид нарушений.

Сложными нарушениями, как уже было сказано, принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; разные виды одновременного нарушения зрения и слуха, которые принято относить к слепоглухоте; слепота и системное нарушение речи и т.д. Эти достаточно выраженные сложные нарушения развития должны диагностироваться у детей как можно раньше.

Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора можно назвать осложненным дефектом. Например, результатом родовой травмы может стать выраженное органическое поражение ЦНС, вобравшее в себя двигательные расстройства, нарушения поведения и развития речи. Эти симптомы, в зависимости от тяжести их проявлений, могут стать характерными для осложненной формы ЗПР, ОНР и олигофрении.

Исходя из вышесказанного дискуссионной проблемой остается отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого органического поражения ЦНС, следствием которых являются нарушения развития у ребенка с глубоким отставанием в умственном развитии. В этом случае можно говорить о множественном виде нарушений, поскольку выраженная умственная отсталость сопровождается нарушениями развития или поражениями многих областей коры головного мозга, отвечающих за сенсорную, двигательную и речевую сферы человека.

Самый известный отечественный исследователь в области сле-поглухоты И. А. Соколянский относил к истинной слепоглухоте только детей с врожденным или приобретенным, полным или частичным нарушением функции в периферической части зрительного и слухового анализаторов, без грубых нарушений центральных отделов мозга. Умственно отсталых детей с выраженными нарушениями зрения и слуха он относил к «церебрально недостаточным».

Исторический экскурс

Первый слепоглухой ребенок был принят в 1894 г. в только что организованный Е.К.Грачевой Петербургский приют для глубоко умственно отсталых детей. В тот же приют, получивший название «Братство во имя Царицы Небесной», в 1905 г. был помещен для воспитания другой слепоглухонемой ребенок. Тогда в этом благотворительном учреждении консультировал известный врач и преподаватель М.В.Богданов-Березовский, который обратил внимание на положение слепоглухих детей в России и сделал ряд публикаций в научной и популярной прессе об этом.

В России в 80-х гг. XIX в., благодаря публикации переводов «Американских заметок» Ч.Диккенса и некоторых других сообщений, стала известна история американской слепоглухой Лауры Бриджмен, получившей воспитание в Институте для слепых Пер-кинса в Бостоне. Затем на весь мир прогремела история обучения другой слепоглухой, Елены Келлер, воспитанницы Анны Сулливан из того же института Перкинса. С 1884 по 1913 г. в России вышло 11 публикаций, касающихся истории жизни и творчества Е.Келлер. Стали известны факты успешного обучения слепоглухих в Бельгии, Франции, Норвегии, Шотландии и Швеции. Благодаря тесным научным контактам с Германией специалисты в России следили за успехами обучения слепоглухих в Приюте для калек в Нововесе около Потсдама, где они обучались с 1887 г. и где в 1906 г. была открыта специальная школа для слепоглухих. В 1908 г. в русском ежемесячном журнале «Слепец» был опубликован перевод книги немецкого педагога и исследователя Г. Римана «Психологические наблюдения над глухонемыми слепцами», изданной в Берлине в 1905 г.

Успехи в обучении слепоглухих в разных странах мира пробудили в определенных кругах российского общества живой интерес к проблемам слепоглухих детей. В 1909 г. в России было создано Общество попечения о слепоглухих, и при Петербургском детском саде для глухонемых началось обучение трех детей. Летом того же года педагоги и воспитатели упомянутого учреждения познакомились с опытом обучения слепоглухих в Швеции и Германии и начали работать в приюте для слепоглухих детей, открывшемся на средства Общества в 1910 г. и принявшем уже семерых детей с глубокими нарушениями зрения и слуха.

Это было первое учебно-воспитательное учреждение для слепоглухонемых детей в России. Там началась работа с этими детьми педагогов М.А.Захаровой и Ю.А.Якимовой, которые продолжили свою деятельность и после революции 1917 г., когда слепоглу-хие воспитанники вошли в состав группы глухих при Петроградском отофонетическом институте (позднее ставшем Ленинградским институтом слуха и речи), где и обучались до 1941 г. Научные наблюдения, сделанные на основе обучения этих детей, отражены в работах известного психолога А. В.Ярмоленко. С 1923 по 1937 г. очень интересно работала организованная И. А. Соколянским школа для слепоглухих детей в Харькове. Самой известной воспитанницей этой школы стала знаменитая слепоглухая писательница О. И. Скороходова. Впоследствии этот опыт был продолжен И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым в Москве в Институте дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО), где с 1947 г. велись научные исследования и осуществлялась практическая работа со слепоглухими детьми. Под руководством известных психологов А.Н.Леонтьева и А.И. Мещерякова было организовано обучение четверых слепоглухих студентов на психологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в 1971 — 1977 гг. Двое из них — А. В. Суворов и С. А. Сироткин имеют ученые степени и являются авторами нескольких научных и научно-популярных книг. Широко известная в настоящее время школа — Детский дом для слепоглухих в Сергиевом Посаде Московской области — с 1963 г. успешно работает в системе Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации.

Отечественный опыт обучения слепоглухих пользуется большой известностью и признанием в других странах. С 1969 г. существует международная организация, координирующая развитие исследований и служб для слепоглухих в мире, в мероприятиях которой участвуют и российские специалисты.

По данным этой организации, число слепоглухих людей в мире составляет около одного миллиона человек. К ним в настоящее время принято относить всех людей, имеющих нарушения зрения и слуха: это дети с врожденной или рано приобретенной слепо-глухотой; дети с врожденными нарушениями зрения, теряющие с возрастом и слух; глухие или слабослышащие с рождения люди, нарушения зрения у которых появляются с возрастом; люди, потерявшие слух и зрение в зрелом или пожилом возрасте

Современное определение слепоглухоты различно в разных странах. Оно во многом зависит от того, как содержание этого понятия трактуется в нормативных документах, принятых в том или ином государстве. Например, отнесение ребенка или взрослого инвалида к категории слепоглухих в США или Скандинавских странах гарантирует ему место для бесплатного обучения в специальной школе и особое социальное обслуживание (перевод, сопровождение, транспорт и т.д.). В этих странах категория «слепо-глухой» включена в государственный регистр инвалидов. Слепо-глухота там определяется как комбинация нарушений зрения и слуха, которая создает особые трудности общения и требует обеспечения специальных образовательных нужд этих детей.

В нашей стране до настоящего времени не существует официального определения слепоглухоты и других видов сложного нарушения как особого вида инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению.



Источник

Психология детей со сложными нарушениями
развития — это сравнительно новая
отрасль специальной психологии, которая
изу­чает особенности психического
развития человека, имеющего два или
более нарушений. Самые большие научные
традиции в этой области имеет наука об
особенностях психического развития
слепоглухого ребенка — ребенка с двойным
сенсорным нарушением.

Сложными нарушениями, как уже было
сказано, принято на­зывать наличие
двух или более выраженных первичных
наруше­ний у одного ребенка. Недостатки
развития, входящие в состав сложного
дефекта, связаны с повреждением разных
систем орга­низма. Это могут быть
выраженные нарушения зрения и ДЦП;
глухота и ДЦП; разные виды одновременного
нарушения зрения и слуха, которые принято
относить к слепоглухоте; слепота и
си­стемное нарушение речи и т.д. Эти
достаточно выраженные сложные нарушения
развития должны диагностироваться у
детей как можно раньше.

Одновременное поражение нескольких
функций внутри одной системы организма
как результат воздействия определенного
не­благоприятного фактора можно
назвать осложненным дефектом. Например,
результатом родовой травмы может стать
выраженное органическое поражение ЦНС,
вобравшее в себя ликвородинамические,
двигательные расстройства, нарушения
поведения и развития речи. Эти симптомы,
в зависимости от тяжести их про­явлений,
могут стать характерными для осложненной
формы ЗПР, ОНР и олигофрении.

Для ранней диагностики сложного нарушения
очень важны знания о причинах, которые
могут привести к поражению сразу
нескольких функций организма. Когда мы
имеем дело с одним первичным дефектом
развития у ребенка, мы рассматриваем
ве­роятность либо наследственного,
либо экзогенного происхожде­ния.
Сложное нарушение развития может быть
вызвано одной или несколькими причинами,
разными или одинаковыми по проис­хождению.

Можно рассматривать несколько вариантов
этиологически слож­ного нарушения:

• один дефект имеет генетическое, а
второй экзогенное про­исхождение и
наоборот (например, ребенок наследует
выражен­ную близорукость по линии
матери, а нарушение двигательной сферы
приобрел в результате родовой травмы);

• оба дефекта обусловлены разными
генетическими фактора­ми, действующими
независимо друг от друга (например,
наруше­ние слуха наследуется по линии
отца, а нарушение зрения по линии матери);

• каждый дефект обусловлен разными
экзогенными фактора­ми, действующими
независимо (например, ребенок приобрел
нарушение слуха в результате перенесенной
скарлатины, а нару­шение движений
наступило от травмы позвоночника);

• оба нарушения представляют собой
разные проявления од­ного и того же
наследственного синдрома;

• два дефекта возникли в результате
действия одного и того же экзогенного
фактора.

Наиболее изучены последние два варианта
причин сложных на­рушений, когда одно
заболевание (наследственное или
экзоген­ное) может стать причиной
сложного или даже множественного
нарушения развития у ребенка. В группе
множественных наруше­ний у детей
преобладают врожденные формы патологии,
имеющие в большинстве случаев генетическое
происхождение. Реже встреча­ются
хромосомные синдромы как виды сложных
нарушений. Клас­сический пример
множественного дефекта хромосомного
проис­хождения — это синдром Дауна.
Кроме умственной отсталости у детей с
этим синдромом в 70 % случаев имеются
нарушения слуха и в 40 % — выраженный
дефект зрения. Почти 30 % детей с синд­ромом
Дауна имеют множественный сенсорный
дефект (наруше­ние зрения и слуха) в
сочетании с умственной отсталостью.

В настоящее время описано более 250
наследственных синдро­мов, связанных
с нарушением слуха. Примерно одна треть
этих на­следственных нарушений слуха
у детей сочетается с другими вида­ми
нарушений (заболеваниями внутренних
органов: эндокринной системы, сердца,
почек и т.д.; заболеваниями ЦНС; нарушениями
скелетно-мышечной системы; зрения и
т.д.). Наиболее изучен ряд наследственных
синдромов и заболеваний, приводящих к
комп­лексному нарушению зрения и
слуха. В ряде случаев симптомы та­кого
наследственного заболевания проявляются
неодновременно. На­пример, при синдроме
Ушера нарушение слуха может возникнуть
с рождения, а поражение зрения в виде
дегенерации сетчатки начи­нает
проявлять себя только в дошкольном
возрасте в виде ночной или сумеречной
(«куриной») слепоты, и только к подростковому
или более старшему возрасту наступает
резкое ухудшение зрения из-за сужения
полей зрения до так называемого
«туннельного» зрения.

К экзогенным по происхождению заболеваниям,
приводящим к сложному и даже множественному
нарушению развития, отно­сятся
различные пренатально (внутриутробно)
и постнатально перенесенные заболевания.
Наиболее известными из таких внут­риутробных
заболеваний является краснуха, корь,
туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная
инфекция и др.

Вирус краснухи проникает от заболевшей
матери через пла­центу в плод и может
вызвать множественные пороки развития
ребенка. Наибольший риск множественного
поражения плода воз­никает на ранних
сроках беременности, когда органы
зрения, слуха и кровообращения развиваются
наиболее интенсивно. Считается, что
примерно треть детей, перенесших краснуху
в утробе матери, появляются на свет со
сложными врожденными нарушениями.
При­мерно 87% пораженных детей имеют
нарушения слуха; 46% — врожденный порок
сердца; 34% — врожденные нарушения зре­ния
и 39 % — трудности в обучении. У части
детей все эти пороки развития встречаются
одновременно в виде врожденной катаракты
обоих глаз, глухоты и врожденного порока
сердца.

Другим известным внутриутробным
хроническим вирусным заболеванием,
которое может привести к сложному
дефекту, яв­ляется цитомегаловирусная
инфекция (ЦМВ). Вирус этого забо­левания
передается при близком контакте и
считается наиболее распространенным
среди всех врожденных инфекций.
Заболева­ние часто протекает у детей
почти без видимых симптомов и
под­тверждается только после
лабораторных исследований. Как след­ствие
этой врожденной инфекции у детей могут
возникать изоли­рованные нарушения
(врожденная косолапость, глухота,
дефор­мация нёба и микроцефалия) или
комплексные (глухота и нару­шения
зрения в виде хориоретинита или атрофии
зрительных нервов, ДЦП и глухота и т.д.).
Поскольку в последние годы ус­пешно
проводится профилактика внутриутробной
краснухи, ЦМВ остается наиболее опасной
инфекцией, последствием которой мо­гут
быть врожденные сложные нарушения у
детей.

Причинами врожденных нарушений зрения
и слуха, наруше­ний зрения и умственной
отсталости может стать заболевание
матери токсоплазмозом, сифилисом и пр.

Такие постнатальные заболевания, как
корь или скарлатина, тяжелый грипп или
нейроинфекции, перенесенные в детском
возрасте, также могут привести к сложному
нарушению развития у ребенка. К сложному
нарушению зрения и слуха с возрастом
может привести тяжелый диабет и ряд
других соматических забо­леваний.

В последние годы специалисты отмечают
рост числа детей с врожденными нарушениями
зрения и слуха, появившихся на свет
глубоко недоношенными и спасенными
благодаря достижениям современной
медицины. Примерно у 11 % недоношенных
детей об­наруживаются аномалии
развития глаз, приводящие к глубоким
нарушениям зрения и даже слепоте.
Ретинопатия недоношенных (поражение
сетчатки) развивается у глубоко
недоношенных детей при неадекватном
кислородном режиме во время искусственного
вынашивания в кювезах. Как следствие
глубокой недоношенности у таких детей
могут наблюдаться и нарушения слуха.
Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется
ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая
недоношенность является следствием
внутриутробно пе­ренесенных инфекционных
заболеваний. Но в большинстве случаев
причины глубокой недоношенности остаются
пока неизвестными.

Современный уровень науки и практики
оказания помощи де­тям со сложными
недостатками развития позволяет выделить
сле­дующие варианты разных сочетанных
нарушений.

1. По сочетанности нарушений можно
выделить более 20 видов сложных и
множественных нарушений. Это могут быть
различные сочетания сенсорных,
двигательных, речевых и эмоциональных
нарушений друг с другом (сложное сенсорное
нарушение как со­четание нарушений
зрения и слуха; нарушение зрения и
системное нарушение речи; нарушения
слуха и движений; нарушение зрения и
движений), а также сочетание всех видов
этих дефектов с ум­ственной отсталостью
разной степени (глухота и умственная
отста­лость, слепота и умственная
отсталость, двигательные нарушения и
умственная отсталость; разные сочетания
умственной отсталости и сложных сенсорных
нарушений при множественном дефекте).

2. По выраженности сочетанных нарушений
зрения и слуха детей с этим видом сложного
нарушения можно разделить на: тотально
или практически слепоглухих; слепых
слабослышащих; слабовидящих глухих;
слабовидящих слабослышащих.

Детей с сочетанными нарушениями зрения
и речи можно разде­лить на: слепых
алаликов; слабовидящих алаликов; слепых
детей с ОНР; слабовидящих детей с ОНР.

Детей с нарушениями зрения и движений
можно разделить на:

непередвигающихся самостоятельно
слепых; непередвигающихся самостоятельно
слабовидящих; слепых с нарушениями
движений (остаточные явления ДЦП);
слабовидящих с остаточными нарушениями
ДЦП.

Сочетание нарушений слуха и движений
можно разделить на:

тяжелые формы ДЦП и глухоты; тяжелые
формы ДЦП и тугоухости; легкие формы
ДЦП и глухоты; легкие формы ДЦП и
тугоухости.

Возможно множество сочетаний, разных
по выраженности сен­сорных и двигательных
нарушений, с разной по глубине умствен­ной
отсталостью.

Такая классификация позволяет достаточно
адекватно подой­ти к решению вопроса
о месте обучения ребенка в определенном
типе школы. Но при этом необходимо
учитывать условность по­добного
разделения и зависимость выраженности
нарушений от применяемого лечения.

Например, ребенок, рожденный слепым или
ослепший от ран­него проявления
врожденной катаракты обоих глаз, имеет
большой

шанс возвращения зрения после удаления
катаракты в раннем возрасте. Однако при
этом необходимо помнить о большом
коли­честве осложнений после операций,
о возможности вторичных катаракт и даже
потери зрения в юношеском возрасте
из-за от­слойки сетчатки у части детей
с внутриутробно перенесенной краснухой.
При хорошо подобранном лечении и
правильном вос­питании яркая
положительная динамика может наблюдаться
у детей с тяжелыми формами детского
церебрального паралича, у детей с
кондуктивной тугоухостью и т.д.

Известны наследственные синдромы,
которые дают прогресси­рующее ухудшение
движений, слуха и зрения уже в дошкольном
возрасте. Например, при врожденной
атрофии зрительных нервов обоих глаз
и сахарном диабете у ребенка с нормальным
при рож­дении слухом может наступить
нейросенсорная глухота.

Известен также высокий риск тотальной
отслойки сетчатки у детей с врожденной
тяжелой близорукостью и тугоухостью
(син­дром Маршалла). От 3 до 6% детей с
врожденным нарушением слуха страдают
прогрессирующим с возрастом нарушением
зрения в виде необратимого сужения
полей зрения (синдром Ушера).

Таким образом, разделение детей со
сложными нарушениями по выраженности
каждого из имеющихся дефектов позволяет
оп­ределить их основные трудности и
построить программу их обуче­ния и
воспитания. При этом необходимо постоянно
следить за изменением состояния
нарушенных функций и быть готовым не
только к их будущему улучшению, но и к
ухудшению или появле­нию новых
проявлений других нарушений.

3. В случае сложного нарушения принято
выделять детей с од­новременно или
разновременно наступившими нарушениями.
Это могут быть врожденные нарушения
зрения и слуха у ребенка, од­новременно
наступившие после заболевания
менингоэнцефалитом в определенном
возрасте. Это могут быть различные
случаи разновременной потери слуха и
зрения (одно нарушение врож­денное,
другое наступило в результате травмы
или прогрессирую­щего наследственного
заболевания в более позднем возрасте).
В других случаях это может быть врожденная
слепота и неподвижность после травмы
позвоночника в подростковом возрасте.

Этот подход к классификации сложного
нарушения у детей дошкольного возраста
также помогает нам понять неоднознач­ность
течения многих видов сложного дефекта,
возможность пе­рехода этих детей из
одной категории нарушений развития в
дру­гую и т. д. Учет времени наступления
нарушений особенно важен для детей с
сенсорными нарушениями: для оглохших
детей явля­ется очень важным степень
сформированности их речи ко време­ни
заболевания; для ослепших — запас их
зрительных впечатле­ний, на которые
можно опереться при ориентировке в
окружаю­щем.

4. По времени наступления сложных
нарушений можно разде­лить на такие
группы:

с врожденным или ранним сложным дефектом;
со сложным нарушением, проявившимся
или приобретенным в младшем или старшем
дошкольном возрасте; с нарушением,
приобретенным в подростковом возрасте;
с нарушением, приобретенным в зрелом
возрасте; с нарушением, наступившим в
старческом возрасте. Врожденное или
очень рано наступившее сложное нарушение
чрезвычайно осложняет процесс развития
ребенка и требует са­мого пристального
внимания со стороны специалистов разного
профиля в течение всей его жизни. Рождение
ребенка с комп­лексным тяжелым
нарушением в семье почти сразу ставит
воп­рос о возможности его семейного
воспитания. Именно эти дети чаще всего
попадают в специальные Дома ребенка и
клиники и прогноз их развития там самый
печальный. Описанные выше подходы к
классификации сложных наруше­ний у
детей показывают огромное многообразие
и нестабильность вариантов таких
нарушений в детстве. Это многообразие
проявле­ний и их динамизм является
главной особенностью категории де­тей
со сложными нарушениями развития.

Единая комплексная программа обследования
детей с выра­женным нарушением в
психическом развитии должна включать:

обязательное медицинское, нейрофизиологическое
и психолого-педагогическое комплексное
обследование каждого ребенка при первом
обращении; регулярные повторные
обследования состоя­ния зрения и
слуха у детей со всеми видами аномалий
развития;

регулярные повторные психолого-педагогические
обследования всех детей с нарушениями
развития; направление всех семей на
генетическое обследование.

Медицинское, или клиническое, обследование
должно вклю­чать участие врачей разных
специальностей (педиатра, невролога,
психиатра, офтальмолога, отоларинголога
и генетика), при этом нужно учитывать
данные лабораторных, рентгенологических
и дру­гих специальных обследований;
в последние годы это, например, томография
мозга и магнитно-резонансная томография
(МРТ).

Нейрофизиологическое обследование
может состоять из элект­роэнцефалографии
(ЭЭГ) и объективного обследования зрения
и слуха ребенка методом вызванных
потенциалов. Особенно велика роль
исследования слуховых вызванных
потенциалов (СВП.) и зрительных вызванных
потенциалов (ЗВП). Данные нейрофизио-логического
изучения ребенка могут существенно
повлиять на зак­лючение о наличии и
выраженности сенсорных нарушений, о
глу­бине и распространенности поражения
ЦНС, о зрелости мозго­вых процессов.

Психолог вместе с врачом суммирует
полученные данные и дополняет ими
историю развития ребенка, полученную
из беседы с членами его семьи, уделяя
особое внимание описанию состоя­ния
ребенка ко времени заболевания, приведшего
к сложному нарушению психического
развития. По характеру и скорости
вос­становления нарушенных контактов
со средой можно судить о перспективах
развития ребенка с приобретенной потерей
зрения и слуха. Для этого очень важно
самым тщательным образом соби­рать
все имеющиеся сведения об особенностях
его психического развития до заболевания
и своевременно начать восстанавливать
утраченные связи, используя сохранные
органы чувств.

Психолого-педагогическое обследование
должно включать ис­следование
особенностей двигательной, познавательной
и лич­ностной сфер ребенка, ведущих
средств общения и уровня владе­ния
навыками самообслуживания. В случаях
сложного и множе­ственного нарушения
развития у ребенка огромное значение
име­ют наблюдения за особенностями
поведения и общения с окру­жающими в
привычной для ребенка домашней обстановке
или анализ видеоматериалов об этом. При
обследовании в диагности­ческом
центре нужно внимательно следить за
особенностями ре­акции ребенка на
новое помещение, наблюдать характер
контак­тов ребенка с близкими взрослыми
и с незнакомыми людьми, определять
уровень сформированности предметных
и игровых дей­ствий, возможности
ребенка в принятии диагностических
зада­ний от взрослого, реакция на
помощь, оказываемую при их вы­полнении.

Задачей комплексного диагностического
обследования ребен­ка со сложным или
множественным нарушением является
описа­ние физического, соматического
и психического состояния ре­бенка на
момент обследования и разработка
психолого-педагоги­ческих рекомендаций
по его обучению и воспитанию. Решить же
вопрос о потенциальных возможностях
развития каждого отдельного ребенка
можно только в процессе его воспи­тания
и обучения. Полисенсорная стимуляция
ребенка при постоянном контроле за ее
интенсивностью, стимуляция малейших
проявлений его ак­тивности, чуткость
к состоянию ребенка и его родителей
являют­ся принципами индивидуальных
коррекционных занятий с ним. Одним из
главных направлений педагогической
работы с ре­бенком раннего возраста
становится развитие эмоционального
контакта со взрослым и стимуляция
собственных активных дви­жений
ребенка.

39

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник