Психология развития ребенка в школе

Психология развития ребенка в школе thumbnail

Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах

Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах.

Первый  и самый важный момент в развитии детей – это начало обучения в школе. Младший школьный возраст от 6 – 7 до 10 – 11 лет  – это определенный период в жизни ребенка самого и его семьи.

Главная задача родителей – это подготовить ребенка к школе. Несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Поэтому перед поступлением ребенка в школу важно, чтоб он прошел собеседование у (детского) школьного психолога.

Когда ребенок первый раз отправляется в школу, семья переживает определенный кризис. На начало школьной поры приходит кризис семи лет, который влечет за собой переход к новой социальной ситуации, требующей нового содержания отношений. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.

От того когда ребенок пойдет в школу, насколько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Это также важный аспект, так как многие родители недоумевают, почему их ребенок ведет себя по отношению к школе или пассивно или агрессивно. 

Также, от того, что ребенка научили в 4 или 5 лет бегло читать и писать, это не о чем еще не говорит, но, конечно же, за исключением одаренных детей!

Если ребенок придет в школу  в возрасте 7, 3 – 8 лет, то ему придется пройти через определенные фазы, в которых игра уже не интересует его  так, как раньше, она отходит на второй план. Ребенок старается внести изменения  в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым. Возможно появление негативной симптоматики, направленной в первую очередь на родителей. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется  и восстанавливается внутренний комфорт.

Семилетний ребенок, поступивший в школу, испытывает серьезные жизненные перемены: возрастают психические, физические, эмоциональные нагрузки, меняется распорядок дня, появляется ряд новых забот и обязанностей. Большинство семилетних детей к школе готовы: их память достаточно развита, они умеют контролировать свое внимание, и имеют богатый словарный запас. Ученик первого класса способен производить в уме элементарные операции, понимать то, что слышит, в определенных рамках управлять своими эмоциями и поступками.

У детей, пришедших в школу рано в возрасте 6 – 6,3 лет, отмечаются другие фазы, в которых ребенка больше занимает не учеба, а игра, так как пока она остается его ведущей деятельностью. У ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной. Он продолжает играть  и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально – личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально – личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается.

Многим детям трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители обязаны приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи. Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги, ревниво оберегая его от посильных для него нагрузок, полностью освобождая его от уборки в своей комнате, от ухода за одеждой и обувью. Они находят этому объяснения, говоря, что хотят облегчить жизнь ребенка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком, музыкой, но не учитывают того, что чрезмерная опека с их стороны формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность, неумение преодолевать трудности. Еще в начальных классах ребенок должен осознать, что труд – первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи. Ребенка надо научить уважать труд взрослых, привлекать к  полезной деятельности в школе и дома.

Стоит заметить, что для самого учителя огромнейшей работой является – установление контакта с детьми. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Хорошие оценки и хорошее поведение исходят от учителя, и, конечно же, от того, какие оценки он будет получать, зависят отношения со сверстниками и родителями.

Обучение и воспитание школьника младшего возраста основано на индивидуальном подходе к его личности, с учетом его темперамента, состояния здоровья и умственных возможностей.

Могут возникать споры между родителями о том, как воспитывать школьника, как относиться к оценкам, к участию в школьной жизни, кто следит за выполнением домашнего задания и следит ли вообще, полностью отдавая учебу ребенку и прочее.

Такие кризисы возникают на всем протяжении семейной жизни, начиная с момента вступления в брак, рождения ребенка, первым походом в школу, подростковый и юношеский возраст, и, конечно же, вступление во взрослую жизнь.

Задача родителей – договориться. Ведь, конечно, разногласия между родителями не способствуют спокойной и успешной учебе.  И наоборот, если родители сошлись во мнении по вопросу воспитания школьника, то и ребенку будет гораздо спокойнее и постепенно он обретет уверенность и в новой роли, и в новом коллективе!

Во многих семьях с походом ребенка в школу все общение между родителями и ребенком сосредотачивается вокруг школьных тем – успеваемости, учителей, школьных заданий и так далее. И хотя это и главная тема, следить надо за тем, чтобы взаимодействие между родителями и ребенком не ограничивалось только школой.

Читайте также:  Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

Часто, родители, переживая за свое чадо, очень эмоционально реагируют на оценки и поведение детей, показывая ребенку свою злость, отчаяние и прочее. В этом возрасте ребенок уже начинает различать чувства. Он чувствует и знает, что значит быть похваленным и поруганным, поощренным и наказуемым, любимым и нелюбимым.

С первого по четвертый класс у школьников происходит формирование критического отношения к происходящему: дети начинают различать четкую грань между плохим и хорошим, активно пытаются влиять на события семейной и школьной жизни, протестовать против обмана, фальши и другого негатива.(Особенно, это выражается в 10 лет, когда приближается подростковый возраст). Они болезненно переносят ущемления чувства собственного достоинства, на наказания реагируют мучительно, если по отношению к ним проявляется несправедливость или применяется физическое воздействие. Телесные наказания детей совершенно недопустимы в любой форме, так как они вызывают у них глубокое оскорбление, бурный протест, становятся причинами нервных заболеваний (заикание, навязчивые движения, невроз, энурез).

Опыт педагогов и психологов показывает, что ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, растет пугливым и робким, лживым и угрюмым, зато с готовностью затевает драку со сверстниками, используя любую возможность, чтобы обидеть младших или менее сильных, проявляя при этом жестокость и злобу. Даже несильный удар или шлепок могут подвергнуть психику ребенка жестокому испытанию! В его душе происходит столкновение любви и ненависти –  двух противоположных чувств – к близкому ему человеку. Некоторые родители думают, что суровость и строгость составляют основу воспитания школьника. Но, постоянно прибегая к грубости и окрику, они не получают желаемого результата. Это объясняется тем, что таким образом родители стремятся вызвать в детях уважение к себе, и в самом деле вызывают, но уважение холодное, основанное на страхе, и тем самым отвращают детей от себя, приучая их к лживости и скрытности.

К большому сожалению, в традиционном семейном воспитании наказания преобладают, а средства поощрения используются слабо и неумело. Потому что, родители, возможно, сами были так воспитаны, и они по-другому не умеют!!!!!!!!! Меры поощрения могут быть разными, но очень важно разумно их использовать. Нежелательна любая крайность: перехвалить школьника также вредно, как и не оценить его старательность. Похвала ребенку за хорошо выполненные задания, за проявленную им инициативу должна быть уместной, тогда она укрепит его веру в собственные возможности и силы, будет способствовать развитию его воли и самоутверждения.

Если появляются сложности в воспитании ребенка, родители должны обратиться за помощью к специалистам (школьный психолог, семейный психолог и др.), не боясь  и не стыдясь этого. Семейный психолог покажет и научит способам и методам улучшения взаимодействий в семье. Иногда родители, выясняя отношения между собой, и не подозревают, как они могут нарушить психику ребенка. Особенно, если ребенок становится свидетелем выяснения отношений между родителями. Это еще один немало важный аспект!

Ребенок должен чувствовать себя любимым!

Человек на протяжении всей своей жизни нуждается в безусловном принятии и любви, это жизненно необходимо каждому для того, чтобы стать успешным, уверенным, гармонично развитым, но у детей эта потребность развита сильнее. В младшем школьном возрасте она становится основой благоприятного личностного развития ребенка в дальнейшем. Путь, по которому пойдет становление личности школьника, во многом зависит от того, насколько успешно будет протекать этот этап взросления.

Главное, вовремя заметить, как живется ребенку в школе, учитывать и его пожелания! Замечать, насколько комфортно ему и интересно! Помогать ребенку, осознавать значимость оценок! И отчетливо понимать, что учится и получает оценки ребенок для себя, а не для своих родителей, которые, возможно, не реализовали себя, еще в свои школьные годы, или, возможно, всю свою жизнь страдают «синдромом отличника»!!! Но, это уже совсем другая тема!  

Берегите себя и своих детей!

Источник

1 сентября – это начало нового этапа в жизни ребенка, связанное с
его поступлением в школу. И то, в какой мере любознательному,
открытому для получения самых разнообразных знаний о самом себе и
окружающем мире, исполненному предчувствием новых радостных открытий,
первокласснику удастся сохранить этот трудовой настрой, в большой
степени зависит от того, каким образом он будет заниматься своей
учебной деятельностью.

Период от шести до десяти лет, который соответствует младшему
школьному возрасту, в возрастной психологии описывается как период
физической и психической стабильности.

Состояние психики здорового ребенка, достигшего школьного возраста,
характеризуется спокойствием, безмятежностью и устойчивостью.
Естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой
природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному,
лишенному давления извне, изучению и освоению оружающего мира.

Многим взрослым не приходит в голову, что если ребенок достиг
такого уровня развития, что он уже способен посещать школу и
понимать, что там происходит, то он также способен сам выбирать то,
как он хочет учиться: индивидуально, в группе, в классе, дома,
в экстернате.

Существуют педагоги, которые любят повторять: “У Вас такой способный
ребенок. Но такой ленивый. Если бы он захотел, стал бы отличником”.
Каким образом происходит, что способный ребенок становится на уроках
ленивым, вялым, часто отвлекается, не слышит учителя, разговаривает с
соседом, смотрит в окно или просто думает о чем-то своем?

Первый, самый простой, ответ: неинтересно. Ребенок учится там, где
происходит для него что-то важное. И не может по-настоящему хорошо
освоить обязательный предмет, который преподан ему в неинтересной
для него форме. По этой причине часто угасает интерес к школе у
учеников, склонных получать настоящее наслаждение от занятий
предметом, на котором они целиком сосредочены. Часто эти одаренные
школьники попадают в разряд “троечников”.

Читайте также:  Коридоры развития ребенка до года по месяцам

Второй ответ: индивидуальные особенности психики ребенка.
Широко известно разделение детей (и взрослых) на “левополушарных” и
“правополушарных”.

При переработке получаемой информации дети с доминирующим левым
полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний,
которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с
изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание
сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в
целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей
возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного
смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче.

Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно
синтезирование отдельных частей информации, поступающих
одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические,
гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход
своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так
как испытывают затруднения при последовательном описании того, что
быстро и целостно “схватили”. Если они хотят получить хорошую
оценку, то им приходится просто “зубрить”. Очень часто они неуверены в себе,
несмотря на ярко развитую способность образно представлять
информацию об окружающей действительности.

Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов
(слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический) и лучше
воспринимать ту информацию, которая поступает по хорошо работающему
“каналу связи” с окружающим миром.

Потеря интереса к учебе в этих случаях связана с неучетом
преподавателем способа переработки информации учеником.

Третий ответ: индивидуальные особенности личности ребенка,
связанные с типом реагирования его нервной системы на
проблемную ситуацию. Активные и импульсивные дети стремятся к
быстрому решению поставленной задачи. Они тянут руку сразу после
поставленного вопроса, часто даже не дослушав его до конца. И даже
если отвечают неверно, такой стиль учения больше импонирует
большинству взрослых, чем тихое и не демонстративное поведение
флегматиков и меланхоликов, которые решают задачу медленно, но, как
правило, находят верный ответ. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно
относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики
теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут все сделать
быстро, как холерик, но аккуратно, как хочется такому ребенку.
Поэтому преподаватель, поощряющий соревновательность детей в решении
поставленных задач, способствует снижению самооценки у детей со
слабым типом нервной системы.

Четвертый ответ: индивидуальные особенности личности ребенка,
связанные с типом воспитания в семье. Дети, излишне зависимые от
похвалы и порицания, привыкают к тому, чтобы их потребность в
учебной деятельности постоянно стимулировалась. Жесткие требования,
предъявляемые к поведению ребенка-дошкольника, особенно до трех
лет, малое предоставление свободы ведут к формированию зависимого
от контроля других способа учения. Такой ребенок воспринимает ситуации, в
которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой
способ решения задач, ждет наводящих вопросов, боясь выйти за
рамки заданной ситуации. Независимые в учении дети стараются любую
ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и
творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на
пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать
причиной потери интереса к школе.

Пятый ответ: ребенка может не устраивать организация учебной среды.
Это значит, что пространство вокруг него во время занятий учебной
деятельностью должно быть организовано определенным образом: особые
пропорции помещений, художественные элементы оформления класса,
неструктурированность среды: отсутствие парт, стульев,
потребность в тишине, концентрации.

И наконец, неудовлетворение предпочтения работать одному, с
партнером, с двумя партнерами, в группе, где наставниками являются
более старшие дети, а не взрослые, со взрослым или в сочетании
различных способов работы по собственному выбору, также может стать
причиной потери интереса к учебным занятиям.

Дорогие мамы и папы! Анализ индивидуального стиля учения вашего
ребенка поможет вам подобрать такой способ его обучения, который
будет максимально содействовать его познавательному и личностному
развитию.

Итак, чтобы физически и психически здоровый младенец смог стать психически здоровой ЛИЧНОСТЬЮ, ему необходимо развиваться в условиях, где он может реализовать данные ему от природы задатки и способности.
Когда младенец сталкивается с социальной средой (проявляя познавательную активность в поиске условий для самореализации), начинает проявляться тип его темперамента. Результат этого столкновения зависит от характера ребенка.
В свою очередь, развитие характера ребенка зависит от того, каким образом мама строит свои взаимоотношения с новой жизнью еще во время беременности.
Характер “замешивается” на взаимодействии темперамента и окружающей среды.
Когда личность гармонично объединяет в себе задатки, способности, темперамент – с одной стороны, и характер как способ продуктивного общения со средой – с другой, мы говорим о психически здоровом человеке, живущем в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Когда человеку психологически необходимо постоянно преодолевать препятствия, находиться с кем-то в конфронтации, и только тогда он ощущает себя “живым”, мы говорим о том, что среда и темперамент взяли верх над его характером, и эта личность очень зависима от борьбы своего темперамента с условиями среды.
Когда индивидууму постоянно хочется спрятаться, укрыться от надвигающейся на него небезопасной окружающей жизни и реализовать свои способности он может только в особых, камерных условиях, темперамент взял верх над средой и характером.
Таким образом, судьба человека во многом зависит от его характера.
Если задатки, способности, темперамент – это свойства, бессознательно проявляющиеся в личности ребенка, то характер – это арбитр, дипломат, судья и т.п. во взаимоотношених между индивидуумом (с его природными задатками) и средой.
Как это связано с течением беременности?
Может ли течение беременности повлиять на развитие характера ребенка?
Я думаю, Вы уже сами нашли ответ:)

Читайте также:  Орудие и знак в развитии ребенка выготского

2001-03-12, Элла Прокофьева

Не хотелось бы заниматься психологической расчленёнкой. :)Ребёнок есть ребёнок. Мы не отделяем ручку от ножки и голову от животика.Мы воспринимаем его целиком. Впрочем, как и он нас.
Речь вот о чём. Среда,можно сказать,идеальная – мама и папа альтруисты,манера вопитания -практически одна(почему практически- мы сами меняемся под воздействием среды и времени),но впринципе линия воспитания не меняется . А ДЕТИ РАЗНЫЕ! Причём диаметрально!
К ребёнку-меланхолику надо приспособиться.Надеюсь, что это у меня получается, но всё равно,он для меня как инопланетянин.Я не знаю как он думает, вижу что по другому, но как не знаю. У младшей дочери глазки сверкают , а я уже знаю какую она хитрость придумала, так как она моя копия!
Случайно я обронила фразу, что где-то читала про изготовление духов. И не лень ему было штудировать эту книгу от корки до корки. Нарисовал схемы(самогонный аппарат получился!), подчеркнул что понравилось, закладки поставил, в компьютер ввёл что-то в свои документы… При этом заставить прочитать заданную книжонку стоит большого труда. Инопланетянин!:)

Я могу воспитать ребёнка быть добрым, отзывчивым,могу показать личным примером манеру поведения в обществе и т.д. Но изменить данный характер, тип личности или теперамент воспитанию не поддаётся.
В статье говорилось об зависимом от мамы меланхолике. И я тоже не видела зависимого холерика.
Вот и выходит что личность(со своими составляющими) определяющий фактор.

2001-03-12, Т.Т.(Татьяна)

Удивительно, но полгода назад та же статья читалась иначе, виделось другое, было желание спорить, казалось, что ребенок, не имеющий опыта, не попробовавший, не может выбирать, хотя мой-то и выбрал бы, если б была такая возможность. Ни по каким статьям не подходит человечек к школе, мысли более глубокие, скорость выполнения рутинных заданий медленная, соревнований не любит, руку тянуть не хочет, хотя ответить может, шум ему мешает, грубость выводит из себя, щепетилен в общении, не идет, если не зовут, остро чувствует несправедливость, способен понять оправданность задания, НЕ МОЖЕТ вставать так рано.
Начальная школа прививает навыки работы, письма, все это большое занудство. Даже приспособленные к школе дети много ленятся от скуки происходящего. Даже при насыщенной программе начальная школа скучна, а нагрузка в приличных классах с приличными детьми неимоверная.

2001-03-12, Сонечка

Т.Т., почитайте, пожалуйста, о характере в моем сообщении ниже.
Характер не равно темперамент, характер не равно среда. Характер не равно личность. Я бы сказала, что характер – это своеобразный инструмент, который использует личность во взаимоотношениях с другими личностями и жизненными задачами.
Когда Вы говорите, что испытываете серьезные затруднения во взаимоотношениях с ребенком-меланхоликом, на самом деле Вы идентифицируете свою личность только с одной из ее составляющих (важной, но не единственной) – типом темперамента. Но у Вас еще есть способности и есть характер:)
Сейчас, в дошкольном возрасте, очень важно, чтобы характер не стал очень зависимым от постоянных столкновений темперамента и враждебной среды.

2001-03-12, Элла Прокофьева

Я тоже:)
Да это не сложно сделать, когда ощущаешь свою ответственность за того, кто находится внутри тебя.
Сознательное материнство заключается в том, что мама уже не может позволить себе передавать плоду, младенцу ту отрицательную энергию, которую обильно сбрасывают как средства массовой информации, так и окружающие люди – от тетенек на улице, в очереди до самых близких людей.
Она должна просто бежать на природу, в лес, уходить с работы, избегать общения даже с собственной мамой, свекровью, если они не учитывают ее “положения”.
Я говорю об этом не теоретически, в этом отношении личного опыта предостаточно:((

2001-03-13, Элла Прокофьева

Положительного очень много!
Вам об этом не пишут потому что к психологу обращаются с какой-то проблемой, а к врачу с болью и т.д.

Моя “холерик”-быстрая, шустрая как в действиях так и в мыслях, жаждущая общения и знаний, упряма в достижении цели(вхорошем смысле).При этом добрая.
Мой “Меланхолик”- нежный,вдумчивый,тоже жаждет знаний, но только в тех границах,каторые поставит сам, будет изучать долго. Играет в стратегию с 3 лет(а это тоже о многом говорит). Музыкальный. Искренний.Отдаст последнюю рубашку.
Я своих детей могу долго хвалить. Они – моё достижение в жизни!

2001-03-12, Т.Т.

Конечно! Личность – это сформированное существо. К 5-7 годам изменить что-то мы уже не в состоянии.
Но пока эта будущая личность находится внутри нас, мы можем сделать все, чтобы будущий меланхолик стал поэтом, а не плаксивым занудой…
Когда мама передает своему плоду флюиды безусловной любви, меланхолик становится чувствительным, но не тревожно-боязливым, холерик – страстно влюбленным, но не разрушителем, сангвиник понимающим, но не поверхностным, флегматик ощущающим, но не равнодушным…

2001-03-12, Элла Прокофьева

Всего 32 отзыва Прочитать все отзывы.

Источник