Психология развития ребенка в семье

Психология развития ребенка в семье thumbnail

«Роль семьи в психическом развитии ребенка»

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Психологический климат в семье на здоровье ребенка влияние оказывает самое непосредственное. Вне сомнений, что именно от родителей зависит, какими будут их дети: станут ли они уверенными в себе, оценивающими свои поступки адекватно, взрослыми людьми, или всю жизнь будут бороться с комплексами, полученными в детстве. 

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но…если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия  неблагополучной семейной атмосферы    появляются в нарушениях психо-эмоциональной сферы ребенка, что может привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Отношения  между  мужем  и  женой  имеют  громадное  влияние  на развитие  личности  ребенка. Конфликтная,  напряженная  обстановка  делает  ребенка  нервным,  плаксивым,  непослушным,  агрессивным.  Трения  между  супругами,  как правило,  травмирующее влияют  на  ребенка.

Опыт отношений

Во всяком случае, ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий. Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери. Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии.

Конечно, взрослые тоже совершают ошибки. Порой они не замечают того, что дети усваивают и негативные уроки. Влияние семейных отношений на воспитание дошкольника особенно велико. Развитие личности невозможно без живого показательного примера. Ребенок замечает даже самые малейшие детали отношений родителей, хотя в большинстве случаев не проговаривает их вслух. Отцу и матери необходимо быть предельно внимательными для того, чтобы не подать дурного примера. Очень часто родители допускают такие ошибки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Опыт отношений закладывается в детстве и остается с человеком на всю жизнь. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно. Как правило, человек во взрослом возрасте неосознанно копирует поведение родителей, их манеру общения и т.д.

Саморазвитие

Формирование личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком. Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.

Преодоление трудностей

Роль семьи в развитии личности ребенка чрезвычайно ценна. Умение преодолевать значимые препятствия очень важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Чем больше человек работает над собой в этом направлении, тем проще ему становится побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становится сильнее. Он находит в себе дополнительные ресурсы для достижения. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе необходимые навыки. Кому-то становится проще заручиться поддержкой близких людей, нежели действовать самостоятельно. Однако формирование сильной личности происходит тогда, когда человеку приходится преодолевать множество препятствий. Когда некуда отступать, человек начинает действовать более активно и продуктивно, нежели имея в запасе определенное количество времени.

Характер

Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада. Отец и мать подают такой пример, который может стать источником вдохновения для сына или дочери, сделаться для них своеобразным проводником на долгие годы. Часть характера является индивидуальной у каждой личности, однако много того, что закладывает общество. Семья оказывает прямое воздействие на характер маленького человека. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо. Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться.Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее. Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.

Социальные навыки

Приобретение социальных навыков тоже происходит в семье. Именно в окружении близких людей, каждый ребенок учиться общаться, строить индивидуальные отношения. Социальные навыки, полученные в семье, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Как к ребенку относились в семье, так он потом будет относиться к самому себе и того же ждать от общения с окружающими.

Развитие и социализация личности в семье накладывает серьезный отпечаток на человека. Как его воспитывают отец и мать, так он и живет в дальнейшем. Даже если индивид на словах отрицает влияние родителей на свою жизнь, он в большей степени ему подвержен. Как бы человек ни хотел отгородиться от своей семьи, у него не получится это сделать. Большинство людей попросту не замечают, как копируют привычки родных по крови людей, как воспроизводят похожие ситуации, формируют идентичные события. Многим людям свойственно, так или иначе, жаловаться на жизнь. Но не каждый находит в себе силы заниматься самосовершенствованием.

Неполная семья

К сожалению, в настоящее время далеко не все семьи могут похвастаться тем, что в воспитании ребенка принимают участие оба родителя. Нередко возникает ситуация, когда чадо воспитывает одна мать, а отец даже не присутствует в поле зрения сына или дочери. Даже в том случае, если папа иногда встречается со своим отпрыском, но не живет в одной квартире, можно говорить о неполной семье. Такая ситуация не может не удручать и не печалить. Другое дело, что в наше время множество людей не считают эту ситуацию проблемой. Очень часто дети растут, окруженные вниманием матери и бабушки, не испытав на себе, что такое забота отца. Каково влияние неполной семьи на развитие ребенка? Ученые спорят по этому вопросу, мнения их расходятся. В большинстве случаев доминирует представление о том, что отсутствие второго родителя негативно сказывается на психике ребенка, влияет на личностное развитие, препятствует формированию доверительного отношения к миру. И с этим трудно не согласиться! Неполная семья в любом случае оставляет на личности мощный отпечаток неполноценности. Не обязательно, что в человеке разовьется какая-то негативная черта. Только он всегда будет чувствовать некоторую потерянность, неуверенность в себе, отчасти отвергнутость и подавленность. Ребенок ведь не понимает, почему его семья отличается от других, чем он провинился, нередко чувствует, что он как будто хуже остальных. Такой личности обязательно нужна поддержка. Конечно, в наше время никто не удивляется неполным семьям, однако они по-прежнему представляют собой в некотором смысле печальное зрелище. И очень сложно бывает объяснить ребенку, особенно подростку, почему он живет только с мамой. В любом случае происходит какое-то воздействие на психику, на умение воспринимать окружающую действительность. Роль семьи в формировании личности ребенка поистине огромна.

Уверенность в себе

Оказывается, даже такие личностные особенности закладываются в семье! Многие люди спорят об этом, но в итоге соглашаются с тем, что без поддержки самых близких людей вряд ли можно добиться в жизни чего-то по-настоящему существенного. В самом деле, невозможно себе представить преуспевающего человека без крепкой и дружной семьи. Если у него этого нет, значит, и нажитое благополучие в какой-то момент может серьезно пошатнуться. Чем более уверенным человек себя ощущает среди ближайших родственников и второй половинки, тем больше у него шансов реализовать заложенный потенциал.

Уверенность в себе является неотъемлемым компонентом счастливой и самодостаточной жизни. Однако большинство людей никак не могут похвастаться непоколебимой уверенностью в себе. Кто-то сомневается по поводу своих талантов и возможностей, другие не находят достаточных оснований для того, чтобы просто начать действовать. Иногда слишком много времени проходит в сомнениях и тревоге. Если бы каждый человек мог осознать свою непреходящую ценность, мир изменился бы. Так влияет воспитание на формирование личности.

Личные убеждения

Они тоже формируются в семье. Сложно себе представить человека, который не ориентируется на мнение своего ближайшего окружения. Когда индивид живет под одной крышей со своими родственниками, то в какой-то степени делается зависимым от их мнения. Человек эмоционально подвержен влиянию извне. Личные убеждения не возникают ниоткуда, они формируются в семейной обстановке. Как правило, родители передают свои личные воззрения детям. Вот почему во многих случаях дети склонны опираться на мнение родителей: они ищут в них опору и поддержку. Их взгляд на жизнь становится личным убеждением.

Моральные ценности

Это такие категории, которые в глазах общественности приобретают большое значение. Моральные установки порой оказывают значительное влияние на людей. Люди в самых трудных жизненных ситуациях размышляют над тем, как им следует поступить, повинуясь голосу совести. Во многих случаях им удается выйти на правильный ответ внутри своей души, отыскать золотую середину.

Как правило, жизнь заставляет принимать неоднозначные и непростые решения, которые управляют человеком. Не всегда взвешенные решения идут от сердца, но зато руководствуются голосом совести. В некоторых случаях человек вынужден поступиться собственными интересами ради счастья и благополучия близких людей. Моральные ценности воспитываются в семье. То, как родители относились к понятиям долга, ответственности, нравственности, несомненно, сказывается на детях. Если ребенок рос в любви, заботе, его учили терпеливо относиться к окружающим, то в дальнейшей жизни он сам будет основываться на этих же понятиях. Моральные ценности порой слишком сильны, чтобы их победить одним лишь умом.

Духовное становление

Немаловажную роль играет то обстоятельство, являются ли родители ребенка приверженцами какой-либо религии. Религиозное воспитание накладывает серьезный отпечаток на психику человека, в корне меняет всю его жизнь. Чем больше времени родители уделяют духовным занятиям, тем сильнее это укореняется в сознании ребенка. Придет время, и он уже будет считать такой образ жизни неотъемлемым элементом своего индивидуального существования. Духовное становление, конечно, складывается не только из религии. Имеет большое значение вопрос образования, нравственно-этические категории, собственные индивидуальные качества характера. Духовное становление невозможно без хорошего наставника. В его роли могут выступать родные родители – мать или отец, а иногда оба сразу. Человек, который посвятил себя самосовершенствованию, непременно захочет поделиться своими сакральными знаниями с детьми. В этом нет ничего удивительного. Ребенку только останется принять эти знания как священный дар и грамотно ими распорядиться.

Влияние семьи на ребенка

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.

Источники:

  1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 29-46.

  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во “Алетейя”, 2012. 272 с.

  3. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 2011.

  4. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2. С. 95-106.

  5. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. — М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 465с.

  6. Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2010.– 346с.

  7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2012.– 125с.

Источник

Воспитание детей — это трудоемкая работа, которая включает в себя множество аспектов. В современной психологии уделяется особое внимание особенностям в развитии малышей в зависимости от порядка их рождения. В этой статье вы найдете несколько полезных советов о том, как помочь выстроить отношения старшему и младшему ребенку так, чтобы они были лучшими друзьями.

Старший ребенок — маленький «царь»

Известный австрийский психолог Альфред Адлер называл его «низложенным монархом» и это действительно так. С появлением на свет первенец притягивает все внимание и безграничную заботу мамы и папы, поэтому в процессе взросления они часто занимают лидерские позиции не только в семье, но и в обществе.

Однако, сила любви к малышу иногда становится проблемой в воспитании последнего, поскольку затмевает собой другие чувства и мысли. Мамы и папы растворившись в своем чаде допускают множество ошибок. Зачастую масла в огонь подливают дедушки и бабушки, которые снимают родительские запреты для того, чтобы побаловать долгожданного внука.

Появление младшего ребенка

Ревность и страх — вот, что испытывает ребенок, когда узнает о скором рождении сестренки или братика. Родители будут вынуждены делить свое время, внимание и материальные блага уже между двумя малышами, поэтому старшенькие часто находятся в панике. «Мама и папа меня больше не любят» – довольно часто можно услышать эту фразу от первенца, который пребывает в смятении от того, что он перестал быть центром в семье.

Следует отметить, что младшие не испытывают шока от лишения трона. К тому же, он всегда окружен заботой старшего брата или сестры, что позволяет с ранних лет постигать опыт общения. Тем не менее, такие дети часто лишены чувства страха и опасности, поскольку уверены, что их во всем подстрахуют.

Средние дети самые трудные

Представьте ситуацию, что малыш хоть и конкурировал со старшим за внимание родителей, но при этом все равно имел преимущество в виде повышенной заботы. Однако, с появлением более младшего ребенка он оказывается посередине. Мама и папа слишком заняты проблемами старшего и уходом за крохой, поэтому второй ребенок чувствует себя покинутым.

Средний ребенок с малых лет постигает азы дипломатии, поскольку ему часто приходится налаживать отношения между старшим и младшим. Он знает, как искать компромиссы и разрешать конфликты еще в самом их начале.

Основные задачи в воспитании разновозрастных детей

Не стоит думать, что существует единая инструкция для каждой семьи, однако нескольких общих советов помогут абсолютно всем. Установка позитивных отношений между детьми — одна из главных родительских задач, поэтому важно:

  • Выявить особенности характера и развития каждого ребенка;
  • Определить, в каких отношениях находятся дети;
  • Учитывать пол и возраст малышей;
  • Уметь разрешать и сглаживать конфликты;
  • Не создавать условий для соперничества за внимание.

Подготовьте старшего к появлению малыша

Этот момент особенно важен, поскольку поможет первенцу быстрее адаптироваться к изменившемся в доме порядкам. Рождение сестрички или братика ребенок может воспринимать с радостью и трепетом, если проявлять правильный подход:

  • Как можно чаще говорите с чадом, описывайте ему то, что будет происходить ближайшие месяцы, когда произойдет пополнение. Советуйтесь, как назвать будущего малыша, какого цвета купить одежду или кроватку. Так кроха ощутит себя частью важных решений.
  • Говорите со старшим о том, как сильно вы ждали его появления и радовались его взрослению. Тогда он поймет, что был для мамы и папы также важен, как и будущий малыш.
  • Хвалите первенца, когда он сделал что-то хорошее (построил дом из кубиков, убрал игрушки). При этом, подмечайте, кто когда родится сестра или брат он непременно научит малыша делать также. К тому же, вдвоем всегда веселее.

Старший ребенок — не бесплатная няня

Многие родители часто допускают ошибку и поручают первенцу слишком много обязанностей по уходу за новорожденным. Особенно это проявляется, если старшим ребенком является девочка. «Ты тоже когда нибудь станешь мамой, учись» – говорят взрослые из лучших побуждений. 

Психологи утверждают, что нанянчившись в детстве в братиками и сестрами многие довольно часто отказываются заводить детей, поскольку вспоминают эту ответственность, к которой не были готовы.

Естественно, приобщать к домашним заботам необходимо, но важно придерживаться золотой середины. Например, поиграть с крохой, пока мама готовит обед. При этом, всегда важно благодарить ребенка за помощь и уважать его право отказаться от нее в пользу своих личных дел.

Самостоятельность и индивидуальность

Рекомендации для развития самостоятельности и индивидуальности у детей:

  • Поддерживайте самостоятельность младшего. Окруженный заботой малыш порой лишается выбора и необходимой свободы, которые помогают совершать первые шаги. Его часто балуют, но при этом разрешается ему гораздо меньше чем старшему. Поэтому он может капризничать и отстаивать свои права. Поощряйте инициативу, но не позволяйте ребенку манипулировать.
  • Не сравнивайте детей. Не следует сравнивать братьев и сестер по их способностям, качествам и характеру. Каждый малыш одарен по своему, важно подчеркивать индивидуальные таланты, учите взаимодействовать между собой.
  • Равномерно распределяйте ресурсы. Необходимо уделять внимание всем детям, рассчитывать свое время для всех и дарить одинаковое количество подарков. Дело в том, что дети воспринимают все это как степень доказательство родительской любви. В случае, если один получает больше, а второй меньше, создается почва для конкуренции и ревности.
  • Важно личное пространство. Конечно, не каждый способен предоставить ребенку отдельную комнату. Однако, у всех должен быть свой уголок, где находятся только его вещи. В большой семье очень важно научить малыша уважать свои и чужие границы, чтобы было проще взаимодействовать с людьми.

Запрещенные приемы воспитания

Мы поговорили о том, что нужно делать. Настало время узнать то, чего допускать нельзя:

  • Совсем не покупать младшему новой одежды и личных вещей. Взрослые думают о практичности, а ребенок тем временем считает, что его любят меньше, ведь заставляют донашивать вещи за сестрой или братом. К тому же, многие дети самовыражаются через предметы и им важно проявить собственный вкус.
  • Водить младшего в одни и теже кружки со старшим. Родителям удобно, ведь все при деле и под присмотром. В данном случае отрицаются права младшего на собственные увлечения и хобби.
  • Навязывать обязанность «быть старшим». Это касается не только помощи родителям  и присмотра. У первенца могут быть свои компании и увлечения, где младшему не место. Поэтому не нужно просить взять младшенького с собой при каждом удобном случае — пусть дети отдыхают друг от друга в раздельных кругах общения.
  • «Ты старше, будь умнее», «уступи маленькому» – это лишь часть запретных фраз. Младший будет думать, что ему все можно стоит лишь захотеть, а взрослый ребенок посчитает, что вы во всем потакать малышу в ущерб его желаниям.
  • Нельзя выбирать себе любимчиков. Вы можете как угодно говорит детям, что любите их одинаково, но по отношению часто видно все. Если наказывать, то каждого с равной строгостью. Требования у уважению и порядкам в доме также едины для всех. Нельзя давать поблажки из-за возраста или пола.

Родители, не забывайте о себе

Отдавая себя воспитанию потомства не нужно забывать о своих потребностях и желаниях. Такая самоотверженность плохо сказывается на супружеских отношениях, а как известно, дети подмечают все и учатся на примерах. Показывайте им, что мама и папа любят и уважают друг друга, что в семье есть ценности и традиции, которые важно учитывать.

А как в вашей семье уживаются дети разных возрастов? Может быть вы сами были старшим, младшим или средним ребенком? Как строили отношения? Пишите в комментариях, нам будет интересно.

Источник