Психология развития ребенка в период раннего возраста

Психология развития ребенка в период раннего возраста thumbnail

Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

Формирование психических процессов

1. Восприятие

К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

Характеристика:

  • основным проводником с реальностью является предмет;
  • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
  • действие эмоционально и подвластно настроению;

Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

2. Внимание

Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо сконцентрировано;
  • не длительное и не стойкое;
  • еще сложно его переключать и распределять;
  • объем удерживающих предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
  • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

3. Воображение

  • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

4. Память

  • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
  • теперь материал может дольше и больше хранится;
  • зарождаются задатки воспроизведения информации;
  • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

5. Мышление

  • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
  • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
  • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
  • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
  • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
  • старается повторить за взрослым услышанное слово.

Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

Источник

Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

Работа в консультационном пункте

(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)

«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»

Подготовили:

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»

Байгушева Ирина Вениаминовна

педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»

Агапова Алена Игоревна

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода.

Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.

Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.

• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.

Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет

1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

2.Зарождение новых видов деятельности:

– динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

– появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

7. Кратковременное проявление воли.

8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

Источник

Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

Психическое развитие ребенка раннего возрастав этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

Соотносящихся действий – состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

Орудийные действия – которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №10

Статья

Тема: «Психология развития детей раннего возраста»

Подготовила: учитель начальных классов

Липинская О.О.

2018 г.

Введение

В первые годы жизни ребенка закладываются основы его всестороннего развития, поэтому приобретает особое значение каждый период дошкольного детства. ФГОС ДО, определяет «процесс создания наиболее благоприятных условий детского развития в соответствии с их индивидуальными и возрастными склонностями и особенностями.

Дошкольная педагогика представляет собой довольно специфическую, особую область жизнедеятельности общества, принимая во внимание тот факт, что развитие современного образования сегодня невозможно по традиционной системе, а новая – инновационная, подразумевает активное внедрение и использование передовых технологий, методов и приемов, закономерно возникает вопрос о проблемах, возникающих в педагогической деятельности. Анализируя практику дошкольной работы, можно выделить приоритет необходимости своевременного осуществления системного контроля за психическим развитием ребенка, так как формирование личности происходит именно в период раннего и дошкольного детства, и во многом зависит от условий окружающего социума. Этими факторами обусловлена актуальность темы работы: Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года)

Предмет исследования: психолого- педагогическая диагностика

Объект исследования ранний дошкольный возраст.

Цель работы: Исследование уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года)

Задачи:

  1. Изучить положения особенности раннего дошкольного возраста

  2. Выделить принципы, формы и методы психолого- педагогической диагностики.

  3. Провести диагностику ребенка раннего дошкольного возраста

Ранний возраст, исследователями рассматривается в виде особого периода в становлении систем, органов и функций мозга. Следует отметить, что функции коры головного мозга наследственно не зафиксированы, их развитие является результатом взаимодействия организма с окружающим социумом. В период раннего возраста, формируются предпосылки, дальнейшего развития организма, чем обусловлена важность своевременного закладывания основ полноценного развития ребенка именно в этот период [1, с.375].

Особенное значение в период раннего детства приобретают эмоции, которые возникают в процессе проведения режимных моментов  бодрствовании, кормлении, формировании умений и навыков, поведения с обеспечением всестороннего развития. Согласно Д.Б. Эльконину, социальная ситуация тесной взаимозависимости ребенка и взрослого, по окончании первого года жизни, преобразуется ситуацию их взаимодействия, именно этот факт лежит в основе кризиса первого года [9, с.28].

Следует отметить ограниченность диапазона возможностей ребенка в данный период: автономность речи, которая при этом не имеет постоянных значений; в каждом действии с предметами осуществляемом ребенком, отмечается негласное присутствие взрослого. В процессе манипулирования предметами, с ориентацией на их свойства, ребенок не обладает способностью к самостоятельному открытию способов употребления определенных предметов, в обществе [3, с.78].

Новообразования, возникающие к окончанию первого года жизни, формируют новую социальную ситуацию развития  «ребенок – предмет – взрослый», в рамках которой осуществляется совместная деятельность, содержанием которой является усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, открытых ребенку и преобразовавшихся в его мироощущение [8, с.285].

В социальной ситуации совместной деятельности взрослого и ребенка содержится противоречие, обусловленное тем, что способ действия с определенным предметом, принадлежит взрослому, но ребенок должен выполнять свое индивидуальное действие. Данное противоречие решается посредством формирования нового типа деятельности  предметной, которая направлена на усвоение выработанных в обществе способов действий с предметами. Одной из ведущих форм организации предметной деятельности при этом становится общение, с перемещением мотива от взрослого на общественный предмет [6].

На начальных этапах, развитие предметного действия, с освоением общественных функций предмета и целевых установок употребления предмета, представляется возможным, только при осуществлении совместной деятельности. Затем, ребенок предпринимает попытки употребления действия в различных ситуациях посредством переноса, с определенного предмета  на другой, тождественный ему. К примеру, ребенок научился пить из кружки, затем пьет из стакана, чашки и т.п.; посредством переноса действия  ситуативно, то есть действуя с определенным предметом, в различных ситуациях[7, с.126].

Д.Б. Элькониным выделялось, что при овладении предметными действиями, приоритетна роль игрушек. В процессе игровой деятельности, при переносе действия происходит отделение ребенка, со сравнением себя и взрослого, отождествлением себя с ним. Таким образом, начинает распадаться социальная ситуация, и в глазах ребенка увеличивается роль взрослого, который воспринимается носителем образцов действий человека. Наряду с развитием предметного действия, формируется речь. В период раннего возраста слово для ребенка выступает в виде орудия, используемого намного чаще, в сравнении с любым другим орудием [9, с.29].

Л.С. Выготским подчеркивалась роль изображения и игрушек, в процессе развития детской речи, когда посредством восприятия произведений изобразительной деятельности, у ребенка формируется потребность в ее описании при помощи речи. Он отмечал, что все психические функции в этот период развиваются только посредством восприятия. [3, с.71].

Таким образом, все основные новообразования в развитии ребенка раннего возраста взаимосвязаны с развитием ведущего типа деятельности: развитие восприятия, интеллектуальных способностей, речи. При отделении действия от предмета, оно сравнивается с действием взрослого и формируется детская самостоятельность. Период раннего возраста характеризуется совершенствованием функциональных возможностей организма ребенка. В процессе развития ребенка раннего возраста, ведущую роль играет взрослый. Им обеспечиваются условия, которые необходимы для развития ребенка; тепло, еда, информация, защита и т.д. Важным условием, обеспечения нормального развития и хорошего самочувствия детей, в период раннего возраста, является единство педагогических воздействий взрослых. При отсутствии согласованности в действиях, и непостоянстве требований, для ребенка является проблемой, осуществление выбора своей деятельности, в определенной ситуации. При этом, легко возбудимый ребенок перестает выполнять требования взрослых, более сильный, предпринимает попытки приспособиться, посредством изменения своего поведения, что в данный возрастной период достаточно сложно. Неуравновешенность в детском поведении, может быть следствием неправильной организации воспитания со стороны взрослых.

2. Принципы, формы и методы психолого- педагогической диагностики

Психологическая диагностика является важным аспектом адаптации детей в ДОУ, так как дает возможность своевременно выявить наличие проблем, препятствующих процессу адаптации. К принципам организации диагностической работы относятся следующие:

1. Принцип законности – предполагающий, что диагностика должна проводиться с соблюдением: Конституции Российской Федерации; Конвенции о правах ребёнка; Закона Российской Федерации «Об образовании»; Устава образовательного учреждения; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Договора с родителями; приказов руководителя ОУ; решений педагогического совета ОУ.

2. Принцип научности – предполагающий, что в ОУ диагностическая работа должна опираться на обосновывающие выбор изучаемых показателей, научные исследования, методы, организацию обследования и сроки.

3. Принцип этичности – предполагающий, что диагностика должна проводиться при соблюдении этических правил и норм.

4. Принцип оптимальности – предполагающий, что минимальными усилиями, должно быть получено достаточное для работы образовательного учреждения количество качественной диагностической информации [5; с.16-18].

Диагностика может быть проведена при использовании различных форм и методов работы: индивидуальные и групповые, проективное рисование, письменное выполнение заданий, устное выполнение заданий на итоговых занятиях, в беседах, тестирование, анкетирование. Следует выделить, что эффективность диагностики тесно взаимосвязана с правильным подбором ее методов и форм, что обусловливает высокие требования к квалификационному уровню специалистов, которые задействованы в ее проведении [4].

Специалистами выделяются следующие виды диагностики воспитанников в ДОУ:

  1. Скрининговая диагностика – направленная на выделение обладающих той или иной группой характеристик детей, с оценкой постоянства определенных свойств у группы детей.

  2. Углубленная психолого – педагогическая диагностика, которая проводится после выделения имеющих особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе детей, т. е. в специальной психолого – педагогической помощи. Проводится преимущественно индивидуально или в малых группах.

  3. Динамическое обследование, при помощи которого выделяется эффективность обучения, динамика развития, коррекционных и развивающих мероприятий.

  4. Итоговая диагностика, основная цель которой представлена оценкой характеристик после завершения определенного этапа работы с ним [2; с.54-57].

В проведении психолого- педагогической диагностики воспитанников в ДОУ, выделяются следующие этапы:

  1. Определение целей и задач, разработка для проведения педагогической диагностики методических рекомендаций.

  2. Разработка критериев оценки.

  3. Отбор и подготовка материала для диагностики.

  4. Разработка задач обследования воспитанников.

  5. Разработка плана проведения диагностической работы.

  6. Издание приказа на базе ОУ «О проведении педагогической диагностики», в котором указаны цели проведения, ответственные, сроки проведения.

  7. Разработка таблицы – матрицы по результатам педагогического обследования

  8. Заполнение схемы динамики, характеризующей развитие определенных характеристик личности воспитанника.

  9. Составление аналитической справки на основе полученных данных.

  10. Издание приказа на базе ОУ «Об итогах педагогической диагностики» по окончанию диагностического обследования и подведения итогов, в нем отражаются результаты исследования, выводы, рекомендации, сроки устранения недостатков, ответственные лица [1; с.77-80].

Таким образом при анализе принципов, форм и методов психолого – педагогической диагностики можно выделить, что непосредственно психолого- педагогическая диагностика представляет одно из важнейших направлений деятельности ОУ, она дает возможность определения эффективности работы учреждения в целом, каждого педагога в частности, уровня развития определенных характеристик личности воспитанников.

Результативность психолого – педагогической диагностики зависит от квалификационного уровня специалиста, который задействован в процессе ее проведения. Психолого- педагогическая диагностика проводится поэтапно на основе положений нормативно – правовой документации, определенных принципов, особенную важность при ее проведении имеет соблюдение принципов личностно- ориентированного подхода и психологии ненасилия, что увеличивает ее качественный уровень и эффективность.

3. Изучения параметров восприятия ребенка раннего дошкольного возраста

ФИ ребенка Ирина Слепченко

Возраст 2.6 месяцев

Дата обследования 16.02.2017

Стимульный материал: цветной набор дидактических игр: “Бабочки и крылья”, набор геометрические фигуры, детское лото

Параметры речевого развития

понимание инструкции

быстрота

точность выполнения

адекватность действия

заинтересованность

принятие помощи

установка на результат

обучаемость

реакция на успех.

Цветовой гнозис

выс.

+

+

+

+

ср.

+

+

+

+

+

низк.

Форма

выс.

+

+

+

ср.

+

+

+

+

+

+

низк.

Пространственный гнозис

выс.

+

+

+

+

+

+

ср.

+

+

+

низк.

Заключение об уровне развития восприятия

Фамилия, имя ребенка Ирина Слепченко

Возраст 2.6 месяцев

Дата обследования 16.02.2016

Восприятие ребенка развито на среднем уровне:

– хорошо понимает инструкции, проявляет, заинтересованность, адекватна; настроена на совместную со взрослым деятельность;

– сличает, выбирает по названию цвета, самостоятельно определяет красный, синий, зеленый цвета;

– сличает, частично выбирает по названию геометрические фигуры, самостоятельно определяет круг, квадрат, треугольник;

– называет большинство предметов из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

Рекомендации:

Продолжить работу по развитию восприятия.

Подпись

Раннее детство – период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Для детского развития и воспитания в период раннего возраста важность представляет комплексное системное сопровождение индивидуального развития, которое способствует благоприятной адаптации, с формированием первого социального опыта, основанного на удовлетворении жизненных потребностей.

Педагогический процесс в современном ДОУ должен ориентироваться на обеспечение полноценного развития воспитанников, с сохранением уникальности личности, самобытности, созданием возможностей для раскрытия склонностей, способностей. Информация о потенциале, проблемах и интересах ребенка, представляет залог успешного проектирования образовательного процесса. Психолого- педагогическая диагностика представляет одно из важнейших направлений деятельности ОУ, она дает возможность определения эффективности работы учреждения в целом, каждого педагога в частности, уровня развития определенных характеристик личности воспитанников. Результативность психолого- педагогической диагностики зависит от квалификационного уровня специалиста, который задействован в процессе ее проведения. Психолого- педагогическая диагностика проводится поэтапно на основе положений нормативно- правовой документации, определенных принципов, особенную важность при ее проведении имеет соблюдение принципов личностно- ориентированного подхода, что увеличивает ее качественный уровень и эффективность.

Список использованной литературы

  1. Беляева В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога – методиста в системе муниципального образования [Текст]- Москва : Арти, 2004. – 160 с.

  2. Волкова,В.А.,Соколова,Н.Б. Воспитательная система в ДОУ [Текст]- Москва : ТЦ “Сфера”, 2007. – 128 с.

  3. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2010. – с.71.

  4. Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/ ред. Пидкасистый П.И.. – Моск?