Психология развития ребенка план занятий
В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.
В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.
Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.
Содержится в разделах:
- Психология дошкольников
- Конспекты занятий, НОД
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 2890.
Все разделы
| Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми
Новое
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну Эмоций. Город Радости»
Конспект занятия в старшей группе “Путешествие в страну Эмоций. Город Радости” Цель: развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Задачи: – знакомство с чувством радости; – развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; -развитие…
Педагогам. Психологические беседы. Дженни Лешли «Работать с маленькими детьми»
Непослушание и общая неконтактность. Широкая область детского поведения получила у взрослых ярлык «непослушание». Так, ребёнок отказывается есть определённую пищу, берёт без спроса какие-то игрушки или не удерживается от соблазна сказать последнее слово. Подобное поведение…
Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми – Конспект психологического занятия «Наведи порядок в лесу» для детей 3–5 лет
Публикация «Конспект психологического занятия «Наведи порядок в лесу» для детей…»
Конспект психологического занятия «Наведи порядок в лесу» для детей 3-5 лет Педагог — психолог Широкова К.В. Цель: • развитие произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста, усидчивости; • развитие мелкой моторики; • зрительного восприятия, навыков различения…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия педагога-психолога для подготовительной группы на тему «Профессии»
Задачи: 1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения. 3. Развитие мелкой мускулатуры руки 4. Развитие произвольности психических процессов Приветствие. Игра «Поймай взгляд» Психолог: «Давайте…
Конспект психологического тренинга «Типы темперамента и характера»
Сегодня мы поговорим с вами о конфликте. Какой я в конфликте? Все мы знаем, что конфликты происходят в жизни каждого из нас, как бы мы не хотели их избежать. И очень часто мы задаем вопрос: Как бы сделать так, чтобы конфликт не разрушал отношения? Как научится не доводить…
Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме игры-викторины «Такие разные эмоции»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей (умение распознавать эмоции, творческого потанцевала, способствование сплочению коллектива. Задачи: – расширение знаний об эмоциональной сфере человека, получение навыков по определению эмоций других людей; – развитие самостоятельности,…
Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми – Психологическое занятие «Страна эмоций»
Статья «Психологическое занятие «Страна…»
Психологическое занятие ” Страна эмо ций” Цель занятия: формирование умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы. Способствовать открытому проявлению положительных эмоций. Задачи: Обучающая: – Расширение представлений о мире…
Конспект психологического занятия по социализации детей с ОВЗ
Конспект психологического занятия: «Большое сердце» по социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада « Разные – равные» Цель: Социализация детей с особыми потребностями и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Задачи занятия: • Коррекция…
Конспект ООД по физической культуре совместно с педагогом-психологом
Конспект ООД по физической культуре совместно с педагогом-психологом в средней группе. Задачи: 1)формировать навык ходьбы и бега с преодолением препятствий; 2)научить детей метать предметы в горизонтальную цель одной рукой; 3)упражнять детей в перелезание через препятствие;…
Конспект занятия в комнате психологической разгрузки для детей старшей группы «Космическое путешествие»
Задачи: 1. Стимулировать психические процессы: воображение, мышление, внимание. 2. Развитие познавательной деятельности. Дать детям представление о космосе. Вспомнить и закрепить название планет. 3. Активизировать речь детей и обогащать словарный запас. 4. Развитие сенсорного…
Источник
Программа развивающих занятий
«Психология для дошкольников».
Автор – педагог-психолог
Ермакова Е.В.
Москва
2017 г.
ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Самая главная цель и ценность уроков психологии для дошкольников – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка как индивидуальности. Реализация идей новой педагогики немыслимо без привлечения новейших психолого-педагогических знаний, новых психолого-педагогическихъ технологий.
Данный курс предполагает сдвиг акцентов с обучения на развитие.
Гуманистические идеи современного образования связаны со стремлением приобщить детей к высшим духовно-нравственным ценностям и культуре, развить творческие способности учащегося , постояннно подпитывать их интересы и высокий уровень мотивации учения и самое главное – способствовать полноценному личностному развитию. Важнейшим условием личностного развития
является переход на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе
развертывания рефлексивный способностей. Именно на создание в рамках системы развивавющего курса подготовки детей к начальному обучению условий максимально способствующих развитию самосознания и рефлексивных процессов, высших психических функций, ориентирована данная программа.
Содержанием программы является формирование у детей умения познавать себя, раскрывать себе свою субъективную реальность, а такжк формирование коммуникативных умений и навыков, развитие процессов внимания , памяти , мышления.
Главная цель – гармоничное развитие личности ребенка в пределах , определяемых возрастными возможностями.Максимально должен использоваться личностный потенциал ребенка, раскрывать который он должен самостоятельно, но при помощи педагога.
Задачи :
– помочь адаптироваться к условиям работы в группе , к требованиям школы;
– учить методам и приемам самосознания;
– учить оказывать себе помощь при утомлении;
– познакомить с понятиями эмоций;,
– развить чувство эмпатии;
– развивать высшие психические функции;
– развивать коммуникативные навыки (умение строить отношения в коллективе);
– помочь детям осознать свои способности и задатки;
– ориентировать детей на развитие творческих способностей;
-учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка.
Занятия предназначены для детей 6-7 –летнего возраста.
Программа предполагает проведение регулярных ( 1 раз в неделю) групповых занятий. Всего 32 занятия в течение учебного года. .
Тематическое планирование по курсу «ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
№ | Название темы. | Количество часов. |
1 | Адаптация к новому коллективу. Знакомство. Игра «Клубочек»,рисование «визиток».Игра «Разыскивается потерявшийся ребенок (описание внешности)». | 1 час |
2 | Адаптация к новому коллективу .Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей : «Ветер дует на …», «Телефон», « Раскрась с товарищем пару рукавичек одинаково». | 1 час |
3 | Знакомство с базовыми эмоциями.Эмоция радости, эмоция страха.Рисование эмоциональных состояний , своего настроения.Как справляться с негативными эмоциями.История о дракончике Памси. | 1 час |
4 | «Для чего ходят в школу (формирование учебной мотивации)».Обсуждение сказки «Урок в лесной школе».Задание «Собираем портфель школьника».Игры на развитие внимания :»Нос,пол, потолок», «Рыба ,птица, зверь». | 1 час |
5 | Воспитание альтруистических чувств, эмпатии, расширение представлений об образе своего « Я».Сказка о разноцветной звездочке. Рисование своей звезды. | 1 час |
6 | Тренинг мышечного расслабления «Мы олени…», « На пляже…», «Пружинки». Обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний : « Море волнуется раз….», «Музей восковых фигур…», «Скульптор».Пальчиковая гимнастика «ТРИ ПИНГВИНА», тренировка межполушарного взаимодействия : «Зеркальце- полочка», «Кулак – ребро- ладонь», «Сжимаем – разжимаем ладони попеременно». Коммуникативные игры в кругу «Шапочка», «Соседа можно потолкать…» , «Летела корова, сказала слово…» | 1 час |
7 | Развитие адекватной самооценки и правильных представлений о себе у дошкольников.Ответы на вопросы анкеты при помощи рисунков. Создание своего автопортрета. Методика «ЛЕСЕНКА». | 1 час |
8 | Развитие познавательных процессов. Определение объема внимания , способности к концентрации , распределению.Корректурная проба.Игры на внимание «Нос ,пол , потолок», «Рыба ,птица, зверь» | 1 ч |
9 | Ссора, как можно помириться ( выучить «мирилки»). Чтение сказки «Снежинки». Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…». Тренинг глазодвигательных координаций. | 1ч |
10 | Развитие памяти. Игра « Путешествие». Определение уровня развития зрительной памяти, ее объема. | 1ч |
11 | Тренинг глазодвигательных координаций, развитие произвольного внимания, внутреннего плана действий .Упражнение «Подарил утенку ежик…», «Графический диктант», тренировка межполушарного взаимодействия – одновременное рисование правой и левой рукой. | 1ч |
12 | Развитие памяти и внимания : сравнение картинок, кодирование, опосредованное запоминание словесной информации при помощи рисунка. | 1ч |
13 | Развитие наглядно- образного мышления , конструктивного праксиса, Задачи со спичками, складывание по образцу («ТАНГРАМ»), по памяти. Диагностика развития этих психических функций. | 2 ч |
14 | Развитие воображения : «Неоконченный рисунок (Торренс)», «Неоконченные рассказы». | 1ч |
15 | Развитие образного мышления .Создание планов комнаты.Поиск кладов. | 1ч |
16 | «Мне скоро в школу». Чтение и обсуждение сказки «Как Яшок поступал в дом учености». | 1ч |
17 | Развитие словесно-логического мышления : «4 лишний», «Аналогия», «Сравнение», «Классификация», задачи на смекалку. | 1ч |
18 | Решение логических задач, определение причинно-следственных связнй, составление рассказов по серии последовательных картинок. | 1ч |
19 | Определение уровня развития произвольного внимания (Методика«Домик» Гуткиной), графические диктанты, рисование по алгоритму. | 1ч |
20 | «Трудности дороги к Знанию». Чтение и обсуждение «Сказки о котенке Маше». | 1ч |
21 | Определение мотивационной готовности к школе (Методика Нежновой). | 1ч |
22 | Развитие конструктивного мышления : «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра «, «Конструирование из счетных палочек». | 3 часа |
23 | Развитие речи : «Звук заблудился», «Замени одну букву, составь новое слово», «Отгадай кроссворд». «Загадки»,»Что за словом ?» | 1 ч. |
24 | Собираемся в школу.Что положим в портфель школьника ? (рисунок). | 1 ч. |
25 | Игры и упражнения для развития способности выполнять действия по словесной многоступенчастой инструкции: «БУСЫ», «Графический диктант», «Приказ командира». | 2 ч |
26 | Игра –соревнование «УМНИКИ И УМНИЦЫ». | 2ч |
27 | Игры и упражнения ,которые больше всего запомнились , пожелания своим друзьям .«Ленточка пожеланий и добра». | 1 ч |
ИТОГО | 32 часа |
ЛИТЕРАТУРА.
1.Новоторцева Н.В. «Развитие речи». Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль:ООО « Академия развития», 1996. – 240с.
2.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Первушина И,М. «Тропинка к своему Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – Генезис, 2004. – 175с.
3.Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе». – М.:НПО «Образование»,1996. – 160с.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе :Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.:Гуманит.изд. центр «ВЛАДОС»,2001. – 256 с.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208 с.
6. Давай познакомимся!Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мирадошкольников 4-6 лет.Пособие для практических работников детских садов./ Автор –составитель Пазухина И.А. – СПб: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2004. – 272с.
7.Юзбекова Е.А. Развивающие игры в интеллектуально-творческом развитии дошкольника : Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: АПК и ПРО,2003. – 90 с.
8.Гаврина С.Н.,Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. «Серия «Тесты для дошколят».- М.: «РОСМЭН», 2007 г.
Источник
Программа индивидуальных психологических
занятий “Шаг навстречу ” разработана в
соответствии со специфическими особенностями
интеллектуальной и потребностно-мотивационных
сфер ребенка.
В наш бурный век отрицательных эмоций,
постоянных стрессовых ситуаций происходит
естественное нарушение баланса эмоционального
фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем
развиваются три компонента чувственного опыта
ребенка: эмоциональное, познавательное,
деятельностно- практическое.
Только согласованное функционирование,
единство эмоционального и интеллектуального
развития могут обеспечить успешное выполнение
любых форм деятельности.
Формирование “умных эмоций” и коррекцию
недостатков эмоциональной сферы необходимо
рассматривать в качестве одной из наиболее
важных, задач воспитания, развития ребенка.
С раннего возраста необходимо укреплять
психику ребенка, развивать не только его
мышление, но и эмоционально – волевую сферу,
снимать невротические реакции, нейтрализовать
страхи и эмоционально – отрицательные
переживания. Необходимо развивать комплекс
произвольности – умение контролировать себя
самостоятельно, быть внимательным, способным на
интеллектуальные усилия.
Сегодня у большинства младших школьников есть
проблемы, связанные со сферой личностных
образований, эмоционально-волевой сферой:
проявления агрессивности, у многих –
неуверенность в себе, неадекватная самооценка,
неумение адекватно общаться, пассивность или
импульсивность и многое другое.
Исследования отечественных психологов и
педагогов в области изучения психического
развития детей, имеющих проблемы, связанные со
сферой личностных образований,
эмоционально-волевой сферой показали ,что
отличают от их ровесников произвольность форм
поведения, повышенная конфликтность,
агрессивность, а также его поведение могут быть
расценены не просто как отставание в развитии, а
как качественно иной характер.
Он состоит в несформированности внутреннего
идеального плана, в связанности поведения с
конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних
механизмов опосредования.
Анализ программ, предназначенных для развития
и коррекции эмоционально-волевой и
поведенческой сферы показывает, что большинство
из них используют элементы игротерапии,
сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики.
Представленная программа составлена на
основании анализа подходов к развитию личности
детей.
Цель
данной психологической программы –
развитие эмоционально-личностной сферы детей
младшего школьного возраста, а так же развития
системы личностных отношений на уровне базовых и
социальных эмоций.
В соответствии с этой целью формируются
следующие задачи:
- снятие психоэмоционального напряжения,
состояний агрессивности, тревожности - формирование умения осознавать, понимать и
адекватно выражать свои эмоциональные
переживания; - развитие чувства близости, доверия
безопасности по отношению к другим людям; - формирование способности понимать
эмоциональное состояние, переживания,
личностные особенности другого человека; - развитие навыков совместной деятельности;
умения сотрудничать со сверстниками,
согласовывать собственное поведение с
поведением других детей.
Актуальность программы:
Младший школьный возраст является периодом
фактического складывания психологических
механизмов личности. Ребенок приобретает черты
большей индивидуальности в поведении, интересах,
ценностях, личностных особенностях. Особенности
эмоциональной сферы оказывают свое
непосредственное влияние на все сферы
деятельности ребенка. От того, на сколько он
умеет правильно понять эмоциональное состояние
окружающих людей и выразить свои эмоции, во
многом зависит успешность межличностных
отношений. Такие дети, как правило, не умеют
контролировать и адекватно выражать свои эмоции.
Ожидаемые результаты:
данная программа индивидуальных
психологических занятий способствует
формированию у учащихся следующих умений и
навыков:
- эмоционально-чувственное восприятие,
сотрудничество; - чувство единства, умение действовать
согласованно; - основные мыслительные операции (анализ,
сравнение, обобщение, синтез, умение выделять
существенные признаки и закономерности); - адекватное восприятие обучающимися
действительности и самого себя; - адаптивность поведения обучающихся в
соответствии с ролевыми ожиданиями других; - признание собственных ошибок, переживание
чувства неловкости, вины за свое агрессивное
поведение; - сочувствие другим, своим сверстникам, взрослым
и живому миру; - самоконтроль, умение находить ошибки в работе и
самостоятельно их исправлять; - работа самостоятельно в парах, в группах.
– повышению:
- уровня развития памяти;
- внимания;
- мышления;
- восприятия;
- произвольной сферы;
- интеллектуального развития;
- воображения;
- работоспособности;
- речевой активности;
- познавательной активности.
Методические рекомендации по реализации
программы:
Программа рассчитана на детей 7–12 лет и
включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся в
форме мини-тренингов продолжительностью 20-30
минут, в рамках динамического часа.
Индивидуальные психологические занятия
проводятся с детьми ,
имеющими:
- низкий и средний уровень развития социального
интеллекта; - повышенный или высокий уровень личностной
тревожности; - высокий уровень ситуативной тревожности в
сфере межличностных отношений “ребенок –
ребенок”; - нарушения развития системы личностных
отношений на уровне базовых и социальных эмоций.
В отдельных случаях психологические
занятия могут проводится и в малых группах количество
детей в группе – от 3 до 5 человек. Как развивающая
программа может проводиться также со всеми
детьми 7-12 лет.
Содержание программы “Шаг навстречу “
Блок 1. Снятие состояния
эмоционального дискомфорта. Развитие социальных
эмоций
Задачи.
Снизить эмоциональное напряжение;
создать положительное эмоциональное настроение
и атмосферу принятия каждого; развить
способности понимать эмоциональное состояние
другого и умение выразить свое.
Блок 2. Коррекция тревожности.
Формирование социального доверия
Задачи
. Помочь в преодолении негативных
переживаний и снятии страхов; уменьшить
тревожность; воспитать уверенность в себе;
снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Снижение враждебности во
взаимоотношениях со сверстниками. Развитие
навыков общения
Задачи.
Корректировать поведение с
помощью ролевых игр; формировать адекватные
формы поведения; учить осознавать свое
поведение; работать над выразительностью
движений; регулировать поведение в коллективе.
Структура занятия включает следующие элементы:
ритуал приветствия, разминку, основное
содержание, рефлексию, ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и
понятном детям, связанном с актуальными для них
проблемами.
На занятиях ребенок оказывается в атмосфере
принятия его другим, что позволяет испытать
состояние успеха, ощутить заинтересованность
других собственной личностью. Психологические
занятия по развитию общения со сверстниками
выполняют и компенсаторную функцию,
восстанавливая позитивную окрашенность
отношений детей с окружающим миром, снижается
тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает
жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.
Деятельное сопереживание обогащает личные
чувства. Поэтому “вкладывание себя в другого”
В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший
путь развития эмоциональной культуры. Холодное
сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств,
стремлений, идеалов.
Таким образом, создаются условия для накопления
детьми эмоционально-образных представлений
среди себе равных. Без этого происходит атрофия
потребности в эмоциональном контакте с другими,
что самым отрицательным образом сказывается на
развитии гуманистических качеств растущей
личности.
Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы
осуждение недостатков шло в большей мере со
стороны его самого, а утверждение веры в
положительное начало его личности — со стороны
окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что “основная…
психологическая особенность этической
регуляции связана с тем, что… образ себя как
некоторой целостности, соответствующей
положительному эталону, является центральным
психологическим образованием”.
Тематическое планирование индивидуальных
психологических занятий с детьми младшего
школьного возраста по нормализации
эмоционального самочувствия и развитию общения
в группе сверстников
Раздел и темы программы | Используемая литература |
Блок 1 | |
1. “Давай познакомимся” “Мое Рисование на тему “Автопортрет” | Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |
2. “Мое имя” “Связующая Рисование на тему “Я в трех зеркалах” | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |
3. “Я люблю…” “Переходы”, Рисование на тему “Я люблю больше всего…” | Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. |
4. “Радуга эмоций” (начало) “Солнечный Рисование на тему “Мое настроение”
5. “Радуга эмоций” (продолжение) “На что похоже настроение”, “Настроение и Рисование на тему сценки | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А . Как я расту. |
Блок 2 | |
6. “Наши страхи” Сценка | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома |
7. “Наши страхи” (продолжение) “Музыкальная Рисование на тему “Нарисуй свой страх” | Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995 |
8. “Я больше не боюсь”, “Смелые ребята”, “В темной норе”, “На лесной поляне” | Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997 |
9. “Я больше не боюсь” (продолжение), “Тень”, “Слепой и поводырь” | Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В. |
10. “Добро и Зло” “Злодей”, | Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В . Практическаяпсихология в начальной школе. — М., 1996. |
11. “Добро и зло” (продолжение) проигрывание | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
12. “Радость” “Утро”, Рисование на тему проведенных этюдов | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. |
13. “Радость” (продолжение) Рисование | Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. |
Блок 3. | |
14. “Встреча с другом” “Встреча | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. |
15. “Встреча с другом” (продолжение) “Музыкальная | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. |
16. “Давай Дружить” “Найди | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
17. “Давай Дружить” (продолжение) “Правила | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
18. “Я понимаю своего друга” Сочиняем Коллективное рисование “Общая история” | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. |
№ п/п | Элемент тренинга | Комментарий |
1 | Ритуал приветствия | Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой |
2 | Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) | Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения |
3 | Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2–4 |
4 | Рефлексия занятия — оценка занятия. Арт-терапия, беседы | Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали) |
5 | Ритуал прощания | По аналогии с ритуалом приветствия |
Источник