Психология развития ребенка план занятий

Психология развития ребенка план занятий thumbnail

В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.

В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.

Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Содержится в разделах:

  • Психология дошкольников
  • Конспекты занятий, НОД

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 2890.
Все разделы
| Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми

Новое

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну Эмоций. Город Радости»
Конспект занятия в старшей группе “Путешествие в страну Эмоций. Город Радости” Цель: развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Задачи: – знакомство с чувством радости; – развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; -развитие…

Педагогам. Психологические беседы. Дженни Лешли «Работать с маленькими детьми» Педагогам. Психологические беседы. Дженни Лешли «Работать с маленькими детьми»
Непослушание и общая неконтактность. Широкая область детского поведения получила у взрослых ярлык «непослушание». Так, ребёнок отказывается есть определённую пищу, берёт без спроса какие-то игрушки или не удерживается от соблазна сказать последнее слово. Подобное поведение…

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми – Конспект психологического занятия «Наведи порядок в лесу» для детей 3–5 лет

Публикация «Конспект психологического занятия «Наведи порядок в лесу» для детей…» Конспект психологического занятия «Наведи порядок в лесу» для детей 3–5 лет
Конспект психологического занятия «Наведи порядок в лесу» для детей 3-5 лет Педагог — психолог Широкова К.В. Цель: • развитие произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста, усидчивости; • развитие мелкой моторики; • зрительного восприятия, навыков различения…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия педагога-психолога для подготовительной группы на тему «Профессии»
Задачи: 1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения. 3. Развитие мелкой мускулатуры руки 4. Развитие произвольности психических процессов Приветствие. Игра «Поймай взгляд» Психолог: «Давайте…

Конспект психологического тренинга «Типы темперамента и характера»
Сегодня мы поговорим с вами о конфликте. Какой я в конфликте? Все мы знаем, что конфликты происходят в жизни каждого из нас, как бы мы не хотели их избежать. И очень часто мы задаем вопрос: Как бы сделать так, чтобы конфликт не разрушал отношения? Как научится не доводить…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме игры-викторины «Такие разные эмоции»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей (умение распознавать эмоции, творческого потанцевала, способствование сплочению коллектива. Задачи: – расширение знаний об эмоциональной сфере человека, получение навыков по определению эмоций других людей; – развитие самостоятельности,…

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми – Психологическое занятие «Страна эмоций»

Статья «Психологическое занятие «Страна…»
Психологическое занятие ” Страна эмо ций” Цель занятия: формирование умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы. Способствовать открытому проявлению положительных эмоций. Задачи: Обучающая: – Расширение представлений о мире…

Конспект психологического занятия по социализации детей с ОВЗ
Конспект психологического занятия: «Большое сердце» по социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада « Разные – равные» Цель: Социализация детей с особыми потребностями и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Задачи занятия: • Коррекция…

Конспект ООД по физической культуре совместно с педагогом-психологом
Конспект ООД по физической культуре совместно с педагогом-психологом в средней группе. Задачи: 1)формировать навык ходьбы и бега с преодолением препятствий; 2)научить детей метать предметы в горизонтальную цель одной рукой; 3)упражнять детей в перелезание через препятствие;…

Конспект занятия в комнате психологической разгрузки для детей старшей группы «Космическое путешествие»
Задачи: 1. Стимулировать психические процессы: воображение, мышление, внимание. 2. Развитие познавательной деятельности. Дать детям представление о космосе. Вспомнить и закрепить название планет. 3. Активизировать речь детей и обогащать словарный запас. 4. Развитие сенсорного…

Источник

Программа развивающих занятий

«Психология для дошкольников».

Автор  –  педагог-психолог

Ермакова Е.В.

Москва

2017 г.

ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

     Самая главная цель и ценность уроков психологии для дошкольников – это  создание наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка как индивидуальности.  Реализация идей новой  педагогики немыслимо без привлечения  новейших  психолого-педагогических знаний, новых психолого-педагогическихъ технологий.

     Данный курс предполагает сдвиг  акцентов с  обучения на развитие.

     Гуманистические идеи современного образования  связаны  со стремлением  приобщить детей к высшим духовно-нравственным ценностям и культуре, развить творческие способности   учащегося , постояннно подпитывать их интересы и высокий уровень мотивации учения и самое главное – способствовать  полноценному личностному развитию. Важнейшим условием личностного развития

является переход  на более  высокий уровень самосознания, реализуемый на основе  

развертывания  рефлексивный способностей. Именно на создание  в рамках  системы развивавющего курса подготовки детей к начальному  обучению  условий максимально  способствующих развитию самосознания и рефлексивных процессов, высших психических функций, ориентирована данная программа.

     Содержанием программы  является формирование  у детей умения познавать себя, раскрывать  себе свою  субъективную реальность,  а такжк формирование  коммуникативных умений и навыков, развитие процессов  внимания , памяти , мышления.

      Главная цель –   гармоничное развитие личности ребенка в пределах , определяемых возрастными возможностями.Максимально должен использоваться личностный потенциал ребенка, раскрывать который  он должен самостоятельно,  но при помощи педагога.

     Задачи :

  – помочь адаптироваться к условиям  работы  в группе , к требованиям школы;

–  учить методам и приемам самосознания;

 – учить оказывать себе помощь при  утомлении;

– познакомить с понятиями эмоций;,
– развить чувство эмпатии;
– развивать высшие психические функции;

–  развивать коммуникативные навыки (умение строить отношения в коллективе);

 – помочь детям осознать свои способности и задатки;

–  ориентировать детей на развитие творческих способностей;

-учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка.

        Занятия предназначены для детей   6-7 –летнего возраста.

        Программа предполагает проведение регулярных ( 1 раз в неделю) групповых занятий.  Всего 32 занятия в течение учебного года. .

Тематическое планирование по курсу «ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Название темы.

Количество часов.

1

Адаптация к новому коллективу. Знакомство. Игра «Клубочек»,рисование «визиток».Игра «Разыскивается потерявшийся ребенок (описание внешности)».

1 час

2

 Адаптация к новому коллективу .Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей : «Ветер дует на …», «Телефон»,

« Раскрась с товарищем пару рукавичек одинаково».

1 час

3

 Знакомство с базовыми эмоциями.Эмоция радости, эмоция страха.Рисование эмоциональных состояний , своего настроения.Как справляться  с негативными эмоциями.История о дракончике Памси.

1 час

4

«Для чего ходят в школу (формирование учебной  мотивации)».Обсуждение сказки «Урок в лесной школе».Задание «Собираем портфель школьника».Игры на развитие внимания :»Нос,пол, потолок», «Рыба ,птица, зверь».

1 час

5

Воспитание альтруистических чувств, эмпатии, расширение представлений об образе своего « Я».Сказка о разноцветной звездочке. Рисование своей звезды.

1 час

6

Тренинг мышечного расслабления  «Мы олени…», « На пляже…», «Пружинки». Обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний : « Море волнуется раз….»,  «Музей восковых фигур…», «Скульптор».Пальчиковая гимнастика «ТРИ ПИНГВИНА», тренировка межполушарного взаимодействия : «Зеркальце- полочка»,  «Кулак – ребро- ладонь», «Сжимаем – разжимаем ладони попеременно».  Коммуникативные  игры в кругу «Шапочка», «Соседа можно потолкать…» , «Летела корова, сказала слово…»

1 час

7

Развитие адекватной самооценки и правильных представлений  о себе  у дошкольников.Ответы на вопросы анкеты при  помощи рисунков. Создание своего автопортрета. Методика «ЛЕСЕНКА».

1 час

8

Развитие познавательных процессов. Определение объема внимания , способности к концентрации , распределению.Корректурная проба.Игры на внимание «Нос ,пол , потолок», «Рыба ,птица, зверь»

1 ч

9

Ссора, как можно помириться ( выучить «мирилки»).  Чтение сказки «Снежинки». Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…». Тренинг глазодвигательных координаций.

10

Развитие памяти. Игра « Путешествие». Определение уровня развития зрительной памяти, ее объема.

11

Тренинг глазодвигательных координаций, развитие произвольного внимания, внутреннего плана действий .Упражнение «Подарил утенку ежик…», «Графический диктант», тренировка межполушарного взаимодействия – одновременное рисование правой и левой рукой.

 1ч

12

Развитие памяти и внимания : сравнение картинок, кодирование, опосредованное запоминание словесной информации при помощи рисунка.

13

Развитие наглядно- образного мышления , конструктивного праксиса, Задачи со спичками, складывание по образцу  («ТАНГРАМ»), по памяти. Диагностика развития этих психических функций.

2 ч

14

Развитие воображения : «Неоконченный рисунок  (Торренс)», «Неоконченные рассказы».

15

Развитие образного мышления .Создание  планов комнаты.Поиск кладов.

16

«Мне скоро в школу». Чтение и обсуждение сказки «Как Яшок  поступал в дом учености».

17

Развитие словесно-логического мышления : «4 лишний», «Аналогия», «Сравнение», «Классификация», задачи на смекалку.

18

Решение логических задач, определение причинно-следственных связнй, составление рассказов по серии последовательных картинок.

19

Определение уровня развития произвольного внимания (Методика«Домик» Гуткиной), графические диктанты, рисование по алгоритму.

20

«Трудности дороги к Знанию». Чтение и обсуждение «Сказки  о котенке Маше».

21

Определение мотивационной готовности к школе (Методика Нежновой).

22

Развитие конструктивного  мышления : «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская  игра «, «Конструирование из счетных палочек».

3 часа

23

Развитие речи  : «Звук заблудился», «Замени одну букву, составь новое слово»,  «Отгадай кроссворд». «Загадки»,»Что за словом ?»

1 ч.

24

Собираемся в школу.Что положим в портфель школьника ? (рисунок).

1 ч.

25

Игры и упражнения для развития способности выполнять действия по словесной многоступенчастой инструкции: «БУСЫ», «Графический диктант», «Приказ командира».

2 ч

26

Игра –соревнование «УМНИКИ И УМНИЦЫ».

27

Игры и упражнения ,которые больше всего запомнились , пожелания своим  друзьям .«Ленточка пожеланий и добра».

1 ч

ИТОГО

32 часа

ЛИТЕРАТУРА.

1.Новоторцева Н.В. «Развитие речи». Дидактический материал по развитию  речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль:ООО « Академия развития», 1996. – 240с.

2.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Первушина И,М. «Тропинка к своему Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – Генезис, 2004. – 175с.

3.Гуткина Н.И. «Психологическая готовность  к школе». – М.:НПО «Образование»,1996. – 160с.

4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность  ребенка к школе :Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.  – М.:Гуманит.изд. центр «ВЛАДОС»,2001. – 256 с.

5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.   Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.Практическое пособие –  М.: Генезис, 2003. – 208 с.

6. Давай познакомимся!Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мирадошкольников 4-6 лет.Пособие для практических работников  детских садов./ Автор –составитель Пазухина И.А. –  СПб: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2004. –  272с.

7.Юзбекова Е.А. Развивающие игры в интеллектуально-творческом развитии дошкольника : Методические рекомендации для воспитателей ДОУ  и родителей. – М.: АПК и ПРО,2003. – 90 с.

8.Гаврина С.Н.,Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. «Серия «Тесты для дошколят».- М.: «РОСМЭН», 2007 г.

Источник

Программа индивидуальных психологических
занятий “Шаг навстречу ” разработана в
соответствии со специфическими особенностями
интеллектуальной и потребностно-мотивационных
сфер ребенка.

В наш бурный век отрицательных эмоций,
постоянных стрессовых ситуаций происходит
естественное нарушение баланса эмоционального
фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем
развиваются три компонента чувственного опыта
ребенка: эмоциональное, познавательное,
деятельностно- практическое.

Только согласованное функционирование,
единство эмоционального и интеллектуального
развития могут обеспечить успешное выполнение
любых форм деятельности.

Формирование “умных эмоций” и коррекцию
недостатков эмоциональной сферы необходимо
рассматривать в качестве одной из наиболее
важных, задач воспитания, развития ребенка.

С раннего возраста необходимо укреплять
психику ребенка, развивать не только его
мышление, но и эмоционально – волевую сферу,
снимать невротические реакции, нейтрализовать
страхи и эмоционально – отрицательные
переживания. Необходимо развивать комплекс
произвольности – умение контролировать себя
самостоятельно, быть внимательным, способным на
интеллектуальные усилия.

Сегодня у большинства младших школьников есть
проблемы, связанные со сферой личностных
образований, эмоционально-волевой сферой:
проявления агрессивности, у многих –
неуверенность в себе, неадекватная самооценка,
неумение адекватно общаться, пассивность или
импульсивность и многое другое.

Исследования отечественных психологов и
педагогов в области изучения психического
развития детей, имеющих проблемы, связанные со
сферой личностных образований,
эмоционально-волевой сферой показали ,что
отличают от их ровесников произвольность форм
поведения, повышенная конфликтность,
агрессивность, а также его поведение могут быть
расценены не просто как отставание в развитии, а
как качественно иной характер.

Он состоит в несформированности внутреннего
идеального плана, в связанности поведения с
конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних
механизмов опосредования.

Анализ программ, предназначенных для развития
и коррекции эмоционально-волевой и
поведенческой сферы показывает, что большинство
из них используют элементы игротерапии,
сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики.
Представленная программа составлена на
основании анализа подходов к развитию личности
детей.

Цель

данной психологической программы –
развитие эмоционально-личностной сферы детей
младшего школьного возраста, а так же развития
системы личностных отношений на уровне базовых и
социальных эмоций.

В соответствии с этой целью формируются
следующие задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения,
    состояний агрессивности, тревожности
  • формирование умения осознавать, понимать и
    адекватно выражать свои эмоциональные
    переживания;
  • развитие чувства близости, доверия
    безопасности по отношению к другим людям;
  • формирование способности понимать
    эмоциональное состояние, переживания,
    личностные особенности другого человека;
  • развитие навыков совместной деятельности;
    умения сотрудничать со сверстниками,
    согласовывать собственное поведение с
    поведением других детей.

Актуальность программы:

Младший школьный возраст является периодом
фактического складывания психологических
механизмов личности. Ребенок приобретает черты
большей индивидуальности в поведении, интересах,
ценностях, личностных особенностях. Особенности
эмоциональной сферы оказывают свое
непосредственное влияние на все сферы
деятельности ребенка. От того, на сколько он
умеет правильно понять эмоциональное состояние
окружающих людей и выразить свои эмоции, во
многом зависит успешность межличностных
отношений. Такие дети, как правило, не умеют
контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Ожидаемые результаты:

данная программа индивидуальных
психологических занятий
способствует
формированию у учащихся следующих умений и
навыков:

  • эмоционально-чувственное восприятие,
    сотрудничество;
  • чувство единства, умение действовать
    согласованно;
  • основные мыслительные операции (анализ,
    сравнение, обобщение, синтез, умение выделять
    существенные признаки и закономерности);
  • адекватное восприятие обучающимися
    действительности и самого себя;
  • адаптивность поведения обучающихся в
    соответствии с ролевыми ожиданиями других;
  • признание собственных ошибок, переживание
    чувства неловкости, вины за свое агрессивное
    поведение;
  • сочувствие другим, своим сверстникам, взрослым
    и живому миру;
  • самоконтроль, умение находить ошибки в работе и
    самостоятельно их исправлять;
  • работа самостоятельно в парах, в группах.

– повышению:

  • уровня развития памяти;
  • внимания;
  • мышления;
  • восприятия;
  • произвольной сферы;
  • интеллектуального развития;
  • воображения;
  • работоспособности;
  • речевой активности;
  • познавательной активности.

Методические рекомендации по реализации
программы:

Программа рассчитана на детей 7–12 лет и
включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся в
форме мини-тренингов продолжительностью 20-30
минут, в рамках динамического часа.

Индивидуальные психологические занятия
проводятся с детьми ,

имеющими:

  • низкий и средний уровень развития социального
    интеллекта;
  • повышенный или высокий уровень личностной
    тревожности;
  • высокий уровень ситуативной тревожности в
    сфере межличностных отношений “ребенок –
    ребенок”;
  • нарушения развития системы личностных
    отношений на уровне базовых и социальных эмоций.

В отдельных случаях психологические
занятия могут проводится и в малых группах
количество
детей в группе – от 3 до 5 человек. Как развивающая
программа может проводиться также со всеми
детьми 7-12 лет.

Содержание программы “Шаг навстречу “

Блок 1. Снятие состояния
эмоционального дискомфорта. Развитие социальных
эмоций

Задачи.

Снизить эмоциональное напряжение;
создать положительное эмоциональное настроение
и атмосферу принятия каждого; развить
способности понимать эмоциональное состояние
другого и умение выразить свое.

Блок 2. Коррекция тревожности.
Формирование социального доверия

Задачи

. Помочь в преодолении негативных
переживаний и снятии страхов; уменьшить
тревожность; воспитать уверенность в себе;
снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Снижение враждебности во
взаимоотношениях со сверстниками. Развитие
навыков общения

Задачи.

Корректировать поведение с
помощью ролевых игр; формировать адекватные
формы поведения; учить осознавать свое
поведение; работать над выразительностью
движений; регулировать поведение в коллективе.

Структура занятия включает следующие элементы:
ритуал приветствия, разминку, основное
содержание, рефлексию, ритуал прощания.

Занятия строятся на материале, близком и
понятном детям, связанном с актуальными для них
проблемами.

На занятиях ребенок оказывается в атмосфере
принятия его другим, что позволяет испытать
состояние успеха, ощутить заинтересованность
других собственной личностью. Психологические
занятия по развитию общения со сверстниками
выполняют и компенсаторную функцию,
восстанавливая позитивную окрашенность
отношений детей с окружающим миром, снижается
тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает
жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.

Деятельное сопереживание обогащает личные
чувства. Поэтому “вкладывание себя в другого”
В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший
путь развития эмоциональной культуры. Холодное
сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств,
стремлений, идеалов.
Таким образом, создаются условия для накопления
детьми эмоционально-образных представлений
среди себе равных. Без этого происходит атрофия
потребности в эмоциональном контакте с другими,
что самым отрицательным образом сказывается на
развитии гуманистических качеств растущей
личности.

Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы
осуждение недостатков шло в большей мере со
стороны его самого, а утверждение веры в
положительное начало его личности — со стороны
окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что “основная…
психологическая особенность этической
регуляции связана с тем, что… образ себя как
некоторой целостности, соответствующей
положительному эталону, является центральным
психологическим образованием”.

Тематическое планирование индивидуальных
психологических занятий
с детьми младшего
школьного возраста по нормализации
эмоционального самочувствия и развитию общения
в группе сверстников

Раздел и темы программы Используемая литература
Блок 1
1. “Давай познакомимся”

“Мое
имя” (начало), “Угадай, кого не стало”,
“Узнай по голосу”

Рисование на тему “Автопортрет”

Овчарова Р.В. Практическая
психология в начальной школе. — М., 1996. Самоукина
Н.В
. Игры в школе и дома: Психотехнические
упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова
М.И
. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
2. “Мое имя”

“Связующая
нить”, “Прогулка”, “Мое имя” (продолжение),
“Угадай, кто я?”, “Возьми и передай”

Рисование на тему “Я в трех зеркалах”

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим
детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В.
Практическая психология в начальной школе. — М.,
1996. Ермолаева М.В. Психология развивающей и
коррекционной работы с дошкольниками. — М.,
Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика.
2-е изд. — М., 1995.
3. “Я люблю…”

“Переходы”,
“Разыщи радость”, “Подари движение”

Рисование на тему “Я люблю больше всего…”

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнения и коррекционные
программы. — М., 1993. Ермолаева М.В. Психология
развивающей и коррекционной работы с
дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Кряжева Н.Л.
Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль,
1997.
4. “Радуга эмоций” (начало)

“Солнечный
зайчик”, “Тренируем эмоции”, “Передай улыбку
другому”

Рисование на тему “Мое настроение”

5. “Радуга эмоций”

(продолжение)

“На что похоже настроение”, “Настроение и
походка”, сценка “Котята”, игра “Хоровод”

Рисование на тему сценки

Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Овчарова
Р.В
. Практическая психология в начальной
школе. — М., 1996.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А

. Как я расту.
Советы психолога родителям. — М., 1996. Субботина
Л.Ю
. Развитие воображения у детей. — Ярославль,
1996.

Блок 2
6. “Наши страхи”

Сценка
“Тараканище”, “Расскажи свой страх”,
“Музыкальная мозаика”

Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина
Н.В
. Игры в школе и дома
7. “Наши страхи” (продолжение)

“Музыкальная
мозаика”

Рисование на тему “Нарисуй свой страх”

Психотехнические упражнения и
коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова М.И.
Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995
8. “Я больше не боюсь”, “Смелые
ребята”, “В темной норе”, “На лесной поляне”
Диагностика и коррекция психического
развития дошкольника. Под ред. Я.Л.
Коломинского, Е.А. Панько
. — Мн., 1997
9. “Я больше не боюсь” (продолжение),
“Тень”, “Слепой и поводырь”
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнения и коррекционные
программы. — М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева
Н.В.
10. “Добро и Зло”

“Злодей”,
“Впереди всех”, проигрывание ситуаций

Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
— Ярославль, 1996.

Овчарова Р.В

. Практическая
психология в начальной школе. — М., 1996.

11. “Добро и зло” (продолжение)

проигрывание
ситуаций “Не смей!”. Рисование на тему
проигранных ситуаций

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я
расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Клюева
Н.В., Касаткина Ю.В
. Учим детей общению. —
Ярославль, 1996.
12. “Радость”

“Утро”,
“Радость”, “Шарик”

Рисование на тему проведенных этюдов

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я
расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.
13. “Радость” (продолжение)

Рисование
на тему “Я все люблю”, “Шарик” проведенных
этюдов

Игры в школе и дома: Психотехнические
упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.
Блок 3. 
14. “Встреча с другом”

“Встреча
с другом”, “Два друга”, “Окажи внимание
другому”

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим
детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В.
Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
15. “Встреча с другом” (продолжение)

“Музыкальная
мозаика”, проигрывание ситуаций
Рисование на тему “Мои друзья”

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим
детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В.
Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
16. “Давай Дружить”

“Найди
друга”, “Секрет”, “Цветик-семицветик”,
“Улыбка”

Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева
Н.В., Касаткина Ю.В
. Учим детей общению. —
Ярославль, 1996.
17. “Давай Дружить” (продолжение)

“Правила
дружбы”
Рисование на тему “Новоселье”

Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева
Н.В., Касаткина Ю.В
. Учим детей общению. —
Ярославль, 1996.
18. “Я понимаю своего друга”

Сочиняем
“Общую историю”, “Колдун”, “Иголка и нитка”

Коллективное рисование “Общая история”

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим
детей общению. — Ярославль, 1996. Кряжева Н.Л.
Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль,
1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнения и коррекционные
программы. — М., 1993.
№ п/пЭлемент тренингаКомментарий
1Ритуал приветствияПозволяет сплачивать детей, создавать
атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал
может быть придуман самой группой
2Разминка — воздействие на
эмоциональное состояние детей, уровень их
активности. (Психогимнастика, музыкотерапия,
танцевальная терапия, цветотерапия, телесная
терапия, пальчиковые игры.)
Разминка выполняет важную функцию
настройки на продуктивную групповую
деятельность. Она проводится не только в начале
занятия, но и между отдельными упражнениями.
Разминочные упражнения выбираются с учетом
актуального состояния группы. Одни позволяют
активизировать детей, поднять их настроение;
другие, напротив, направлены на снятие
эмоционального возбуждения
3Основное содержание занятия —
совокупность психотехнических упражнений и
приемов, направленных на решение задач данного
занятия. (Игротерапия, сказкотерапия,
проигрывание ситуаций, этюды, групповая
дискуссия.)
Приоритет отдается
многофункциональным техникам, направленным
одновременно на развитие познавательных
процессов, формирование социальных навыков,
динамическое развитие группы. Важен порядок
предъявления упражнений и их общее количество.
Последовательность предполагает чередование
деятельности, смену психофизического состояния
ребенка: от подвижного к спокойному, от
интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Упражнения располагаются в порядке от сложного к
простому (с учетом утомления детей). Количество
игр и упражнений 2–4
4Рефлексия занятия — оценка занятия.
Арт-терапия, беседы
Две оценки: эмоциональная (понравилось
— не понравилось, было хорошо — было плохо и
почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы
это делали)
5Ритуал прощанияПо аналогии с ритуалом приветствия

Источник