Психология развития ребенка от года до пяти лет

Психология развития ребенка от года до пяти лет thumbnail

Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет

Как происходит психическое развитие ребенка дошкольного возраста?

Возрастная психология

Почему часто бывает так, что взрослый не может понять своего ребенка? К сожалению, это достаточно распространенное явление. Дело в том, что многие взрослые не знают особенностей возрастной психологии. У самых маленьких они одни, у старших дошкольников — другие, и если не обращать на это внимание, то появляется опасность взаимного непонимания и неперенимания мира детства и мира взрослости. В этом случае, когда ребенок вырастет, сформированная в раннем детстве проблема проявится с разрушительной для всей семьи силой. Именно этот аспект и есть прародитель так называемого девиантного поведения подростков. Так вот, чтобы по возможности предотвратить неприятности, следует подробно рассмотреть и изучить психологические особенности малышей.

Психологические особенности младших дошкольников (от года до пяти лет)

Вот малютка только начинает делать первые шаги. Ему все интересно, все нужно. Он еще не осознает своего места в этом большом мире. С года до четырех лет малыш уже знает, что он — это он, все остальные — другие люди.

Чтобы познать все вокруг, малыш тщательно исследует окружающие его предметы, пробует их на ощупь, а иногда и на вкус. Он понимает, что бумагу можно рвать, карандашом рисовать (к примеру, на обоях!), игрушки ломать, даже розетки представляются ему интересными, но тут — стоп, этот как раз тот случай, когда ребенок может причинить себе вред. Поэтому в комнате, где находится малыш, необходимо убирать и изолировать все травмирующие предметы. В этот период малыш очень нуждается в помощи взрослых, чтобы они направили его повышенную любознательность в конструктивное русло.

Мышление у ребенка данной возрастной группы несколько односложно, он способен различать такие понятия, как «да — нет», «можно — нельзя», «хорошо — плохо».

Малыш еще не научился адекватно реагировать на все явления, эмоциональное восприятие событий и явлений до конца не сформировалась, поэтому настроение и поведение постоянно меняются, носят импульсивный характер. Как часто можно встретить на прогулке плачущего навзрыд малыша и не понимающую его маму, которая на повышенных тонах требует, чтобы он замолчал, от чего ребеночек плачет еще громче. Такая мама не понимает, что в силу своих возрастных особенностей, ребенок еще не умеет сдерживать эмоции. Когда рыдающего малыша начинают утешать, он вместо долгожданного спокойствия плачет еще сильнее — либо ему нравится, что его жалеют, либо самому себя становится еще жальче. От года до двух лет утешать с помощью ласки, конечно, надо, но к детям постарше требуется другой подход. Многие пытаются подкупить ребенка конфетами, однако это не лучшее решение в данной ситуации. Иногда ради конфеты малыш замолкает, но он осознает, каким образом можно получить сладости, и начинает манипулировать взрослыми. Эта модель поведения закрепляется и ярко проявляется во взрослой жизни. Наверное, каждый встречал людей, которые добиваются своих целей в кругу близких людей и даже с коллегами по работе путем слез и истерик.

Вся жизнедеятельность малышей данной группы имеет подражательный характер. Главным примером, как себя вести и как реагировать на те или иные явления, безусловно, являются родители. В это время закрепляются результаты узнавания и распознавания различных свойств окружающей действительности — «холодное — горячее», «сухое — мокрое», «сладкое — кислое» и т. д. Маленький человечек услышал, но на слово не поверил, а проверил сам, в результате понял и запомнил.

У малыша, с помощью взрослых, начинают формироваться основные жизненные ценности, например, «обманывать плохо», «слушаться маму— хорошо».

На этом этапе необходимо формировать у ребенка его индивидуальность, он должен понять, что если ему нравится красный цвет, а соседскому Васе зеленый — это нормально. Дело в том, что если взрослые не будут стремиться развивать личностные качества малыша, подражательная модель поведения, которая так активно развивается в этот период, может закрепиться. Если послушать разговоры маленьких детей, как часто можно услышать слово «повторюша», которое непременно рифмуется с «хрюшей». Это и есть разделение своих особенностей и особенностей других.

Ребенок, говоря «повторюша», уличает сверстника в том, что тот присваивает себе чужие открытия — копирует рисунок, повторяет чужие мысли или действия. Вот здесь и надо поставить грань в подражательной тенденции развития детей. Повторять за родителями до того, пока ребенок не научится самостоятельно мыслить и принимать решения — это норма, но вот когда малыш застревает на повторе действий всех окружающих его людей и детей, это уже угроза. Здесь следует проявить внимание и изменять ситуацию с помощью расширения кругозора, выявления и закрепления положительных индивидуальных особенностей ребенка. Если этого не делать, ребенок усвоит деструктивное правило жизни — быть таким, как все. Взрослый человек, у которого с детства закрепилось такое восприятие жизни и людей, не сможет быть самостоятельной личностью. Он будет стремиться жить, как все, носить одежду, как все, выбирать машину, как у всех, и т. д. Это человек, у которого с детских лет отобрали возможность быть собой. Такая личность не станет брать на себя ответственность за ошибки и будет всегда искать виновных среди окружения или кого-то свыше. А в чем он виноват, если делал, как все, а случайно совершил преступление? Вспомним нашу страну в лихие девяностые, когда многие молодые люди стали промышлять разбоем. Как так получилось, что энергичные, здоровые парни становились грабителями или убийцами? Вероятно, по одну принципу: «куда все, туда и я». Таким образом, подражательное поведение взрослого «дитя» разрушает границы добра и зла, и остается одно понятие, которое управляет их поведением и жизнью, — «как все».

Читайте также:  Основным условием нормального речевого развития ребенка является

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие занятия с детьми от 3 до 5 лет

Пальчиковые игры для детей

Как научить ребёнка говорить

Развивающие игры для детей. Игры на развитие мышления

Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться

Источник

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость – характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста – неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.
Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка для спортивной секции

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел – переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Источник

На чтение 8 мин. Обновлено 28.12.2017

Одним из важнейших периодов жизни ребенка, способного оказать огромное влияние на его дальнейшее развитие, является период от первого до второго года. В это время он очень интенсивно растет и изо дня в день приобретает новые навыки и опыт взаимодействия с окружающими его людьми. Но, если физиологическое развитие ребенка от года изучено достаточно хорошо, то проблема воспитания в этот период стоит достаточно остро.

Воспитание после года происходит одновременно с развивающими занятие

Базовые потребности ребенка на первом году жизни

Психология развития выделяет две базовые группы потребностей детей этого возраста:

  1. Физиологические потребности. К физиологическим потребностям годовалого ребенка относятся потребность в пище, воде, сне, тепле, полноценном отдыхе.
  2. Психологические потребности. Потребности к безопасности, эмоционально-близком общении с родителями, потребность в познании окружающего мира

Несмотря на то, что формально эти группы потребностей существенно отличаются друг от друга, провести между ними четкие ограничения, достаточно сложно. Главная причина – это тесная взаимосвязь между ними, формирующаяся с самого рождения и сохраняющаяся в течение всей жизни.

Контакт с матерью – главное для ребенка после года

К примеру, кормление ребенка может удовлетворить не только физиологическую потребность (устранение чувство голода), но и психологическую (близкий контакт, взаимодействие с матерью).

Что говорят психологи о воспитании ребенка до одного года?

Одно из самых распространенных заблуждений, с которым связана психология воспитания и развития ребенка от 1 года, связано с тем, что в будущем ребенок все равно не будет помнить то, что происходило с ним в это время. А значит вовсе не обязательно уделять воспитанию должное время и внимание.

Безусловно – вряд ли кто-нибудь из нас сможет вспомнить те события, которые происходили с нами в раннем детстве, в частности – до двух лет. Тем не менее, период от года до двух лет – это тот самый период, когда начинают закладываться первые психические процессы. Ребенок получает первый в своей жизни опыт и первые воспоминания о достаточно активном (а не пассивном, как до первого года) взаимодействии с окружающим его миром.

Ребенок в полтора года изучает мир

Воспитанием ребенка необходимо заниматься с самого рождения – это утверждение не вызывает сомнений ни у одного современного психолога.

Действительно, чем раньше родитель начнет вкладывать в него свое внимание и проявлять к нему заботу, тем быстрее дадут знать о себе первые результаты. Упущения, допущенные даже на ранних этапах, могут вылиться в пробелы в воспитании, заполнить которые будет очень непросто еще много лет.

Но всегда ли легко понять, что именно пытается донести он до своих родителей? Чаще всего, даже самые простые эмоциональные реакции вызывают самую неоднозначную реакцию его родственников.

Малыша начинает интересовать общение со сверстниками

Плач у ребенка от одного года

В возрасте от одного года до двух лет психология ребенка еще такова, что он еще не располагает средствами взаимодействия с родителями и единственным способом привлечь к себе внимание у него остается плач. Как правило, он может обозначать и жалобу на физическое состояние (когда у него болит живот, беспокоит неудобное положение в кровати и т.д.), и потребность во внимании, и фрустрация какой-либо потребности (голод, жажда и т.д.).

После первого года возможности ребенка взаимодействия с родителями несколько расширяются. Но, тем не менее, он предпочитает общаться с ними при помощи простых проявлений эмоций.

Плач у ребенка – способ заявить о себе

Читайте также:  Азбука общения развитие личности ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками

Как реагировать на детский плач? Чаще всего родителям в таких ситуация характерны две нездоровые крайности: одни бегут успокаивать своих детей сразу же, позабыв обо всех домашних делах. Другие предпочитают игнорировать его эмоциональные проявления, считая, что таким образом он просто пытается привлечь к себе внимание, а излишняя опека может испортить ребенка, разбаловав его.

Как правило, первой точки зрения придерживаются сторонники детоцентристского подхода. Они считают абсолютно нормальным и естественным близкий контакт ребенка одного года и предпочитают не ограничивать ребенка в совместном времяпрепровождении. Второй, более традиционный подход, более строг. Его сторонники видят необходимость с самого раннего возраста отучать его требовать свое плачем и криком, переходя к более зрелым способам общения.

Как найти золотую середину воспитания? Советы родителям

  1. Прежде всего, необходимо определить, почему плачет ребенок. Несмотря на то, что в таком возрасте дети действительно капризны, за их плаче порой могут скрываться достаточно серьезные причины – например, чувство голода, жажды, или заболевание.
  2. Несмотря на устоявшееся убеждение многих в том, что «плач полезен, так как он разрабатывает легкие и стимулирует дыхание ребенка», это, в любом случае – сигнал о том, что ребенок испытывает дискомфорт. А значит, так или иначе нуждается в родительской помощи. Кроме того, крик истощает человека физически, отнимая у него немало физических ресурсов.
  3. Многие родители бояться сразу реагировать на плач ребенка, боясь избаловать его. На самом деле, избаловать его до двух лет, как мы указали, практически невозможно – это явление начинает давать знать о себе ближе к трем годам. Кроме того, как мы уже указывали – для детей такого возраста крик – это хоть уже и не единственный, но главный доступный им способ сообщить родителю о том, что его тревожит. Конечно же, по мере взросления ребенку нужно объяснять, что существую и другие способы выражения своего недовольства, обиды, дискомфорта и т.д. Но прежде нужно научиться реагировать на его проявления эмоций в простейшем виде.
  4. Психология предупреждает: игнорирование детского плача зачастую приводит к развитию у него различных расстройств – от нарушения сна до неврозов. Именно поэтому важно очень мягко успокоить его, а затем принимать необходимые ему меры.

Воспитание самостоятельности ребенка до года

Еще один вопрос, вызывающий немало споров сторонников различных подходов к воспитанию, связан с развитием у младенца такого качества, как самостоятельность. С какого возраста ребенок должен спать отдельно от родителей?

Приучение малыша к самостоятельности

Также как в вопросе о детском плаче, мнения по поводу воспитания самостоятельности ребенка, также разделились. И если одни психологи настаивают на том, что и после года ребенок должен быть практически неразлучен с матерью (а близкий контакт позволит скомпенсировать стресс, полученный при рождении), другие настаивают на том, что чем раньше ребенок станет автономен от родителей, тем лучше это скажется на его развитии в будущем.

И воспитание любого ребенка от 1 до 2 лет не может обойтись без развития у него независимости и самостоятельности.

В 2 года дети умеют организовать самостоятельную игру

И хотя каждый из этих подходов по-своему оправдан, критерием правильности или неправильности воспитания может быть только состояние самого ребенка. Что советую сами психологи в такой ситуации?

  1. Родители, уделяющие много внимания своему ребенку до двух лет, не рискуют воспитать неуверенного в себе и боязливого человека. Интерес к окружающим людям и любознательность – это как раз те качества, воспитать которые возможно только в психологически благоприятной и комфортной среде.
  2. Исследования подтвердили, что родители, проводящие с детьми до двух лет достаточное количество времени, помогают им раскрыть в себе такие качества, как общительность, эмпатия (способность понять настроение другого человека), эмоциональная чуткость. Это достигается за счет того, что общение с родителями – это первый и, несомненно, бесценный опыт взаимодействия с людьми.
  3. Общаясь с ребёнком, не нужно стремиться выполнять за него всю работу, излишне опекая его. Родители, злоупотребляющие этим, лишают ребенка самостоятельного опыта деятельности.
  4. Приучать ребенка до двух лет к самостоятельному сну нужно постепенно. Если ребенок будет испытывать трудности и капризничать первое время, а также у него будут отмечаться проявления тревожности и страхов, переводить его в родительскую комнату не стоит. Достаточно лишь некоторое время посидеть возле его кровати, упокоить ребенка. Но делать это нужно не сразу, а постепенно.

Кризис 3-х лет может начаться гораздо раньше

Какие навыки должны развиться у ребенка к первому году?

Психология развития утверждает, что воспитание ребенка в период год и до двух лет – два должно обеспечить ему развитие следующих навыков:

  1. Самостоятельное передвижение по квартире.
  2. Выделение в окружающем его пространстве предметов, представляющих для него больший интерес, людей, более приятных ему в общении.
  3. Развитие автономности и независимости от родителей.
  4. Первые проявления любознательности и интереса к окружающему миру.
  5. Приобретение опыта первых видов самостоятельной деятельности.

Совместная деятельность – лучший способ воспитания

К двум годам ребенок становится еще активнее и любознательнее. У него развиваются познавательные процессы и начинают давать знать о себе первые зачатки характера. Очень важно, чтобы в это время от чувствовал полноценную поддержку со стороны родителей и других, значимых для него людей.

Оставить комментарий

Источник