Психология раннего развития ребенка это
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.
Новообразования возраста:
– начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.
Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.
Первые представления о себе возникают у ребенка к году.
Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.
Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.
Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение “я”, усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
Половая идентификация.
К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.
Возникновение самосознания.
К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.
Усвоение языка.
Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.
Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.
При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.
Умственное развитие.
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у “ходячих” детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.
5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.
Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: “Я центр вселенной”, “Весь мир вращается вокруг меня”.
Страхи.
У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.
Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Базовая потребность возраста.
Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен ( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).
Источник
Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.Уайльд Оскар
Пока мы ставим наших детей на ноги – сколько раз они успевают поставить нас на голову! Тойшибеков Бауржан
Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но, точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием, не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.
Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, также объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Заем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… . Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться.
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… . У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… . Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто не занимается. Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становится более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще. А если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а, не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательностью, творческой жилкой.
Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.
Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А ведь раньше почти все дети приходили в школу не читающими).
Все дело только в том, что педагоги- классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех дисциплинах. Естественно, все научаются читать, но ценой каких усилий!!!
Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.
- Это специально созданная среда, наполненная интересными объектами для изучения всеми органами чувств.
- Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых и обонятельных ощущений.
- Это неограниченная физическая активность, дающая ребенку возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
- Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
- Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складами), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
- Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.
Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни.
Раннее развитие – это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.
Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества.
Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие – по имени создателя. С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно сидеть, переворачиваться, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова… . Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к двум годам большое значение имеют «психологические» методики, развивающие мышление, память, кругозор.
В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Психологи отмечают, что когда наступает благоприятный период, то есть сенситивный, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны, то есть ребенок к этому готов. Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем. Так, например, сенситивный период для восприятия порядка ребенком длится от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 – 2.5 лет. Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: “Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром”. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Понятие «сенситивный период» неотрывно связано с понятием «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). «Зона актуального развития» – то, с чем ребенок в состоянии справиться самостоятельно, а «зона ближайшего развития» – значит, что ребенок завтра будет делать сам то, что сегодня он делает с взрослым, с мамой или папой. Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. И если у одного ребенка зона эта широкая, то есть с ним много занимаются, а у другого – узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.
В основе занятий раннего развития лежит философия метода системы Марии Монтессори. Мария Монтессори – известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методике воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире. Монтессори-метод основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Монтессори-система – это: 1) способствование всестороннему развитию ребенка; 2) обучение чтению и счету по методике Н. Зайцева; 3) развитие речи, памяти, внимания, воображения; 4) использование видеоматериалов – методика Г. Домана – знакомство с окружающим миром, пополнение словарного запаса; 5) творческая деятельность, направленная на развитие логического мышления, воображения, мелкой моторики (подготовка руки к письму); 6) сказкотерапия – школьная адаптация, развитие личности ребенка, его эмоциональной и мотивационной сфер, развитие речи и коммуникативных навыков.
Надеемся, что-то удалось прояснить в понимании такого понятия, как «раннее развитие». В заключение хочется дать несколько рекомендаций заботливым родителям:
1. Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить ребенка, а, демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер малыша.
2. Не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети – консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его – для ребеночка всегда небольшая травма.
3. Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может быть что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то – и не вполне подходящее.
4. Используйте ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно.
5. Сохраняйте спокойствие, если у вас что-то не получается: отложите то или иное занятие, игру. Через некоторое время попробуйте снова. Ведь вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогайте ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.
6. Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так, потому что, даже небольшое количество занятий – это лучше, чем ничего.
7. Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или просто неважно себя чувствует, или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
8. Старайтесь больше разговаривать с ребенком обо всем на свете дома, в автобусе, на прогулке – речь родного взрослого важнее любого методического пособия.
9. Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.
10. Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.
11. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно, если это впервые.
12. Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физ. воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном направлении.
И, последнее, обязательно совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно и необходимо каждому.
Дарья Шапошник, детский психолог-тренер
Школы раннего развития «Развивалка» г. Харькова
»
Родители и дети
» Раннее развитие ребенка: подробнее о том, что это такое?
Источник