Психология проблема развития одного ребенка в семье

Ребенок, который растёт в семье, где у него есть брат или сестра, неизбежно сталкивается с такими понятиями как «общие игрушки», «совместное времяпрепровождение», «воспитание младших», «зависть и гордость за родных» и прочее. В условиях соперничества или поддержки со стороны родных братьев или сестёр дети приобретают ряд очень ценных и полезных качеств, которые будут им служить на протяжении всей жизни. Но как же быть родителям, если у них единственный ребёнок в семье? Каких проблем стоит ожидать? Как сделать так, чтобы ваш сын или дочь не пропустили важные этапы становления личности, которые проходят дети, воспитывающиеся вместе с братьями или сёстрами?
Возможные проблемы
Воспитание единственного ребенка в семье – это сложный процесс. Одна из самых распространённых проблем в семьях с единственным ребёнком – детский эгоизм. Постоянное внимание со стороны родителей может сыграть плохую шутку с характером ребёнка. Привычка быть в центре внимания перерастает в жизненную позицию, которая, в свою очередь, способствует развитию нарциссизма, жадности и излишней уверенности в себе.
С появлением брата или сестры ребёнок учится поиску компромиссов, учится договариваться, уступать. Или наоборот – доказывать свою точку зрения. В семьях с единственным ребёнком такой необходимости не возникает, и это ведёт к появлению следующей проблемы – сильной зависимости от родителей. Дети, которые растут вместе, чувствуют родственную связь друг с другом, они вместе проходят сложные этапы взросления, помогая друг другу в трудных жизненных ситуациях. Появляются первые секреты от родителей, общие планы – рождается настоящая дружба. У братьев и сестёр с большой разницей в возрасте или у единственных детей в семье такими близкими друзьями становятся сами родители. Они одновременно и наставники, и лучшие друзья, с которыми можно обсудить всё, происходящее в жизни. В этой ситуации детям сложнее социализироваться в обществе, они ещё не знают, что такое настоящая дружба, и часто чувствуют себя одинокими.
Причины возникновения проблем
Родители должны знать проблемы единственного ребенка в семье. Малыш до семи лет – это зеркало, в котором отражается всё, что происходит внутри семьи. Поэтому главной причиной возникновения проблемы, как ни удивительно, является не сам факт отсутствия брата или сестры у ребёнка, а поведение родителей по отношению к нему.
Помните, что у детей нет цельно сформированной системы нравственных ценностей, и они принимают за чистую монету всё, что мы им показываем. Если мы из раза в раз убеждаем себя и своего ребёнка в том, что лучше него нет никого на свете, он рано или поздно начнёт и сам так думать.
Как избежать возникновения проблем?
Полностью избежать вышеперечисленных проблем не удастся, но можно максимально их минимизировать. Для этого нужно знать особенности воспитания единственного ребенка в семье.
Во-первых, постарайтесь всегда использовать здравый смысл в подходах к воспитанию вашего ребёнка. Это значит, что не нужно покупать ребёнку весь супермаркет игрушек, если он играет только одной-двумя. Не стоит постоянно внушать вашему сыну или дочери, что он или она лучше остальных только потому, что это ваш ребёнок. Не следует вызывать скорую помощь, потому что вы увидели на его ладошке маленькую царапину. Гиперопека и чрезмерное проявление любви только навредят. Поэтому, целуя на ночь сына или дочь, подумайте о том, каким вы хотите увидеть будущее ребёнка. И только потом приступайте к работе над настоящим.
Во-вторых, социализируйтесь и социализируйте. Это ещё одни особенности единственного ребенка в семье. Если у вас есть знакомые с ребёнком того же возраста, не бойтесь заводить дружеские отношения. Это поможет вашему ребёнку научиться общаться со сверстниками. Это научит его делиться, находить общие решения и прочее. А вы, в свою очередь, сможете немного передохнуть. Сравнивая поведение своих сверстников и их родителей, ваш сын или дочь постепенно придёт к тому факту, что вы воспитываете его по-своему, что родители бывают самыми разными, и что нужно ценить их вклад в развитие его личности.
Кружки и секции также помогут вам справиться с этой задачей. Настоящее хобби увлечёт ребёнка, у него появятся новые знакомства и стимул для дальнейшего развития.
В-третьих, заведите домашнее животное. Если у вас есть такая возможность, обязательно используйте её. Дрессировка собаки или уход за кошкой помогут привить ребёнку понятие об ответственности, а также о заботе и верности. Кроме этого, у вашего сына или дочери появятся обязательные домашние обязанности, связанные с животным. Это поможет в развитии семейной дисциплины. А также, это постоянная возможность заинтересовать ребёнка беседой о будущих планах или покупках, связанных с животным.
Тем не менее, несмотря на все плюсы этой перспективы, будьте аккуратны. Покупая ребёнку собаку или кошку, вы дарите себе и ему не только возможность для тренировки социальных навыков, но и друга, члена семьи, с которым будет очень тяжело расставаться. Умейте проявить терпение и чуткость, если что-нибудь произойдет с животным. И не забывайте, что детская скорбь ничуть не меньше вашей собственной.
Помимо перечисленного вам помогут детские летние лагеря. В них ребёнок наравне с социализацией будет осваивать основные принципы самостоятельной жизни, а лагерный распорядок дня приучит его к дисциплине и определенному графику.
В заключение стоит добавить, что при грамотном воспитании не важно, сколько детей в семье. Главное – это верить в свои силы и постараться передать ребёнку лучшее, что есть в вас самих. Тогда он обязательно оправдает все ваши ожидания, и вы сможете гордиться как им, так и собой. И помните, что самое важное – это любить своего сына или дочь, дать своему малышу большое количество заботы, внимания, помощи и поддержки. Только в атмосфере понимания, доверия и уважения у вас вырастет яркая самостоятельная личность.
Источник
Что следует учитывать родителям единственного ребенка?
Для человека семья – это самая ценная и главная группа в жизни, которая обеспечивает ему базовое условие полноценного развития и личностного благополучия.
Как и в любой системе, в семье каждый участник играет свою роль в семейном взаимодействии, где изначально определены: структура, правила, и даже стереотипные формы реагирования на внешний мир и на друг друга. Рассмотрим на примере сиблинговых позиций, на чем же основана система взаимоотношенийв семье.
Уолтер Тоумен, наблюдая жизнедеятельность многих семей, обнаружил, что люди, занимающие сходные позиции в семье по порядку рождения, имеют весьма близкие психологические характеристики. Его исследования показали, что модели поведения людей при создании семьи во многом определяются тем, были ли они старшими, младшими или единственными детьми в родительской семье. Тоумен утверждает, что для счастливого брака важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди своих братьев и сестер в своей семье.
Сиблинговые позиции
Сиблинговая позиция – это позиция в семье по порядку рождения ребенка среди братьев и сестер. Очень важно, чтобы у будущих супругов был опыт общения с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Например, если будущая супруга выросла в семье, где все дети были девочками, то вероятно, восприятие мужчин для нее будет чем-то непонятным и чужим. Если же муж и жена, занимают идентичное положение в родительской семье, они легче будут узнавать друг друга и быстрее достигнут взаимопонимания.
Сиблинговые позиции характеризуются количеством детей в семье, их полом, очередностью рождения. Основные сиблинговые позиции таковы:
- Единственный ребенок;
- Самый старший ребенок: это может быть – старший брат братьев, старший брат сестер, старшая из сестер и старшая сестра братьев;
- Самый младший ребенок: младший брат братьев, младший брат сестер, младшая из сестер и младшая сестра братьев;
- Средний ребенок;
- Близнецы: двое, трое, четверо.
Примечательно, что если разница между детьми составляет 5-6 лет, то тогда каждый из детей будет приближаться по своим свойствам характера к характеристикам единственного ребенка, при этом также будут оказывать влияние качества той позиции, к которой он ближе всего. И наоборот, чем меньше разница в возрасте, тем сильнее конкуренция между детьми.
Единственный ребенок
Единственный ребенок – это король на троне, все внимание мамы и папы, дедушек и бабушек, дядей и тетей безраздельно принадлежит ему одному.
Основные характеристики единственного ребенка
- Как правило, единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола, но только до момента стресса или первых серьезных жизненных трудностей, которые проявят его собственные черты характера.
- Это дети, которые сильно привязаны к маме с папой на протяжении всей своей жизни и испытывают трудности сепарации (разделения) в построении самостоятельной жизни. В связи с тесной привязанностью к родителям, ошибочно ищут в будущем супруге черты отца или матери: «Мы ищем в глазах партнера недостающего родителя».
- Единственный ребенок обычно комфортно чувствует себя в одиночестве, имеет более высокий уровень самооценки, чем старший ребенок, с меньшей потребностью и желанием контролировать других.
- Единственный ребенок легко принимает помощь, в случае необходимости.
- Это так называемые маленькие взрослые/ «маленький Профессор», или наоборот Большой ребенок.
- Получая меньшую возможность общения и игры с другими детьми, единственный ребенок часто не знает, когда становится взрослым, как вести себя в интимных отношениях после женитьбы или когда живет с кем-либо.
- Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, он может стремиться к совершенству и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается. Как результат, срабатывает драйв “Стремись к совершенству” и ребенок обесценивает свой труд.
Когда единственный ребенок–сын
Единственному сыну живется лучше, чем единственной дочери. Ведь единственный сын – объект гордости и обожания обоих родителей, наследник, маленький гений, который уверен что весь остальной мир будет относиться к нему с таким же трепетом и восхищением. Поэтому когда одобрение приходит – воспринимает все как должное, не смущаясь. И хотя, другие тянутся к нему, восхищаются им, не стоит ждать от него такого же восхищения и дружеской поддержки. Единственный мальчик скорее предпочтет собственную компанию, чем компанию приятелей и друзей. Часто остается холостяком, а в случае неудачного брака – второй раз обычно не спешит жениться.
Выбор жены единственным мальчиком
К равноправным отношениям, скорее единственный сын не готов, поскольку привык получать своевременную заботу обоих родителей и удовлетворение всех жизненных потребностей. Свою будущую жену представляет скорее всего, как прислужницу, ожидая, что она облегчит ему жизнь, создаст комфортные условия и при этом никогда и ничего не потребует взамен. Если в таком браке есть дети, жене приходится брать на себя стопроцентную ответственность в вопросе воспитания.
Для единственного мальчика больше всего при создании семьи подошла бы девушка, которая занимает в родительской семье позицию среднего ребенка. Тогда сохраняется баланс подчинения и лидерства, ответственность делится 50 на 50.
Если девушка занимает позицию в семейной системе старшей сестры братьев, тогда она будет выступать для него, скорее, в качестве матери.
Наиболее трудная пара для единственного сына – единственная дочь. Оба они не умеют справляться с близкими и равными отношениями, никто из них не привык к противоположному полу, и оба хотят, чтобы другой играл роль родителя, создавал комфортные условия, восхищался и заботился.
Автор: Наталья Канская
Источник: https://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-35732-edinstvennyy-rebenok-psihologicheskie-osobennosti
Источник
От автора: Я единственный ребенок в семье. Я не знаю, каково это, драться с сестрами или братьями, мне совершенно не знакомы выражения “Отдай! Это мое!”, равно как и общие секреты и свой “штаб” под столом… Статья написана с разрешения действующих лиц, имена изменены.
Проблема единственного ребенка в семье весьма сложная и противоречивая. В данной статье рассмотрены ситуации в благополучных, интеллигентных семьях с характерными социально-психологическими чертами, высоким социальным статусом. Итак, перед нами две истории, объединенных одним комплексом – комплексом единственного ребенка.
В детстве, когда закладываются механизмы социализации личности, когда происходит становление психоэмоциональной сферы ребенка, а также формируется мироощущение как фундамент мировоззрения, единственный ребенок примеряет на себя (с помощью семьи, разумеется) роль принцессы или принца.
Помимо огромной любви, нежности, окружающих благ, ребенок в большинстве случаев сталкивается с негативными установками, оказывающими огромное влияние или даже предопределяющих дальнейшую судьбу человека.
Алиса, 33 года. Родилась в интеллигентной советской семье. Единственный ребенок в семье. Проблемы Алисы, пришедшие из детства, в первую очередь связаны с завышенной самооценкой и излишней самоуверенностью. “Когда тебе внушают, что ты – самая лучшая, самая красивая, самая умная, когда растешь в атмосфере любви и комфорта, беззаботности, то жизнь с годами становится все сложнее…!”. Длительное время Алиса не могла понять, почему мужчины от нее уходят. Ведь казалось бы, красива, умна, образованна. За плечами калейдоскоп романов и интриг, развод и неразвивающиеся отношения. “Вздорный характер. Ведь каждый раз в мужчине я хочу увидеть отца. Будто программа какая-то работает по одному сценарию. Я и отец. Любимая папина девочка. Любой каприз будет исполнен. Мама и папа воспитывали меня со склонностью к перфекционизму. “Ты должна быть самой лучшей!”. Особенно страшным было сравнение с чужими детьми или отличниками. “Вот у соседей девочка молодец, а ты? Ты чем хуже?”. Вспоминается как навязчивый страшный сон! В итоге – академия, аспирантура, диссертация, работа…и полное отсутствие семейного счастья. Единственная радость от замужества – рождение долгожданного ребенка…А дальше – агония брака… После брака отношения не развиваются или быстро заканчиваются ничем”.
Проблема Алисы типична для единственных детей. Это комплекс “отличника“, когда родители стремятся видеть в ребенке идеальный образ, предъявляя к нему завышенные требования. В случае с Алисой родители, с одной стороны, верили в успех, карьерный рост дочери, но с другой стороны, не обращали должного внимания на воспитание и взращивание в девушке семейных ценностей, основанных на представлении о мужчине как о равноправном партнере, о любви, об уважении между мужчиной и женщиной. Упоение собой, своим Эго в ущерб осмыслению партнера как отдельного субъекта, а не собственности, как свободного в своем выборе человека, приводило каждый раз к неизбежному краху отношений. Принятие себя Алисой как совершенно исключительной личности, не имеющей никаких отрицательных сторон заведомо разрушительная установка “папиной девочки”.
Другая история. Ада, 36 лет. Единственный ребенок, воспитывающийся сначала в неполной семье, затем с 12 лет с отчимом . “С отцом я виделась раз в месяц.У папы были еще дети от предыдущих браков. Но мне было это не нужно. Я росла в безусловной любви, окруженная заботой, вниманием, теплотой всех многочисленных родственников. Но особую роль сыграли бабушка и мама. Воспитывали в строгости. Ничего лишнего не позволяли, несмотря на высокий социальный статус семьи. Программа-установка мамы была стандартная: сначала институт, потом семья…Мама настаивала на МГИМО. Отчим видел во мне “юриста от Бога”, судью в мантии…Правда, я пошла своей дорогой. Институт благополучно окончила, потом влюбилась в будущего мужа”. Проблема Ады в том, что к строгому, можно сказать, пуританскому воспитанию, добавилась еще одна. Аде было очень тяжело устанавливать контакты с мужчинами. “Я вообще не знала, как развивать отношения с молодыми людьми. Я их не то чтобы боялась, но как-то комплексовала. Потребовалось много времени, чтобы преодолеть это! Каждый раз, как только обрывались отношения, я начинала копаться в себе, искала какие-то недостатки, занималась “самобичеванием”. В итоге снижалась самооценка, росла неуверенность…”. Будучи уже разведенной женщиной, Ада снова испытывает влияние все тех же установок из детства…
Единственные дети в семье – это явление или даже вариант социальной нормы ХХ-ХХI века. Это не хорошо и не плохо. Думаю, здесь вообще оценивать не стоит. Это лишь вариант развития личности, но по-особенному пути: с завышенными требованиями и ожиданиями родителей, с гипертрофированным эгоизмом и эгоцентризмом, со сложностями с коммуникацией, особенно, с людьми противоположного пола. История двух девушек – “единственных дочек” – это два в целом схожих сценария. В первом случае девушка отражает “перфекционистский” замысел родителей лишь в профессиональном росте и утрированном эгоцентризме, страдая от нехватки семейно-ценностных ориентиров в построении гармоничных отношений. Во втором случае, девушка, напротив, скромна и застенчива в романтических отношениях, однако весьма самостоятельна и эгоцентрична в карьерных достижениях… Но в обоих случаях девушки испытывают дискомфорт в отношениях с мужчинами, уязвимы в связи с сохраняющейся инфантильностью и гиперопекой старших родственников.
Источник
Если у ребенка (детей) психологические проблемы, то причины следует искать в семье. Отклонения в поведении детей часто являются признаком семейных неурядиц и проблем.
Какое же поведение детей можно считать нормой, а какие признаки должны насторожить родителей? Во многом проблемы психологического характера зависят от возраста ребенка и особенностей его развития.
В статье пойдет речь о проблемах психологического здоровья у детей, о том, как родителям вести себя с ребенком и когда следует бить тревогу.
Причины возникновения проблем у ребенка
Часто психологические проблемы у ребенка (детей) возникают при отсутствии теплых, близких и доверительных отношений с ним. Также «трудными» дети становятся, если родители требуют от них слишком многого: успехов в учебе, рисовании, танцах, музыке. Или если родители слишком бурно реагируют на шалости малыша, строго наказывают его. Следует отметить, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи.
Ошибки, которые допускают родители в воспитании, позже могут оказать сильное влияние на жизнь человека. И не всегда удается их полностью устранить.
Виды психологических проблем
Часто неправильное поведение ребенка просто соответствует определенному возрасту и периоду его развития. Именно поэтому к этим трудностям нужно относиться спокойнее. Но если они не проходят продолжительное время или усиливаются, родителям необходимо принять меры. Самые распространенные психологические проблемы у детей (ребенка), с которыми сталкиваются многие родители:
- Агрессивность – она может проявляться по-разному. Ребенок может стать грубым, часто переходить на крик, драться со сверстниками. Родителям нельзя не обращать внимания на слишком агрессивное проявление эмоций у малыша. Иногда такое поведение является протестом против запретов и правил, принятых в семье и обществе. Агрессивные дети очень часто беспокойны и напряжены. Им трудно общаться со сверстниками, они не способны находить компромисс. С ребенком нужно поговорить откровенно и объяснить последствия такого поведения.
- Приступы злости – часто проявляются у совсем маленьких детей. Они злятся из-за какой-то мелочи, у них начинается истерика, они падают на пол. При таком поведении ребенка родителям нужно вести себя спокойно, игнорировать его поведение, а лучше всего на время оставить его одного.
- Ложь и воровство – очень часто родители впадают в панику, когда обнаруживают, что ребенок врет или ворует. Им трудно понять, почему он так поступает, они боятся, что он станет преступником. Но за такими поступками часто кроется желание привлечь к себе внимание. При этом ребенка устраивает внимание родителей и в виде наказания, и в виде ласки. Кроме того, иногда ложь или воровство являются испытанием границ дозволенного. То есть это своего рода эксперимент, который проводит ребенок, чтобы выяснить границы разрешенного.
- Недержание мочи или кала. Большинство детей полностью начинают контролировать работу кишечника и мочевого пузыря примерно к 4 годам. Но если к этому периоду ребенок не просится на горшок, это признак отклонения. При этом недержание мочи встречается чаще, чем кала. Недержание связано с неспособностью контролировать свои физиологические процессы. В первую очередь нужно выяснить, не связано ли это с анатомическими проблемами или патологиями. Если нет, то можно говорить о психологическом факторе. Как правило, это недостаток любви, излишняя строгость родителей, недостаток понимания.
- Гиперактивность. Чаще всего эта проблема характерна для мальчиков. Таким детям свойственна невнимательность, они не слушают преподавателя на занятиях, часто и легко отвлекаются, никогда не завершают то, что начали. Они импульсивны, не умеют сидеть на месте. Такое поведение ребенка отражается как на социальном, психическом, эмоциональном, так и на умственном развитии. Причины этой психологической проблемы детей до конца не изучены. Долгое время гиперактивность связывали с плохим воспитанием, раздражительностью, неблагополучной обстановкой в семье. Некоторые ученые относят гиперактивность к социально-психологическим проблемам детей. Однако в результате исследований доказано, что эта психологическая проблема обусловлена биологическими причинами и неблагополучной средой. Для коррекции данной проблемы назначают лекарственные препараты, в тяжелых случаях проводят более углубленное лечение.
- Проблемы с питанием проявляются в отсутствии аппетита. Отказ от пищи – это способ обратить на себя внимание, иногда это связано с неблагоприятной обстановкой за столом, если ребенка в этот момент постоянно воспитывают или критикуют. Если у него отсутствует аппетит, а его заставляют кушать, то у него может возникнуть отвращение к пище, в самом запущенном случае может развиться анорексия.
Другой стороной проблемы с питанием является ситуация, когда пища превращается в единственное занятие, которое приносит удовольствие. В этом случае ребенок набирает лишний вес, ему сложно контролировать процесс употребления пищи, он ест постоянно и везде.
- Трудности в общении. Некоторые дети очень любят одиночество, у них совершенно нет друзей. Как правило, такие детки неуверенны в себе. Если ребенок долгое время не контактирует со сверстниками, ему нужна психологическая помощь. Дети, имеющие психологические проблемы, часто склонны к депрессиям.
- Физические недомогания. Есть дети, которые постоянно жалуются на боли, при этом врачи утверждают, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины частых недомоганий – психологические. В семье, где кто-то тяжело болеет, дети присваивают себе некоторые симптомы болезни родственника. В этом случае ребенка нужно успокоить и объяснить, что если кто-то болеет, это не значит, что и он заболеет. Иногда у слишком мнительных родителей вырастают дети-ипохондрики, они очень ярко реагируют даже на самую слабую боль, а родители их начинают окружать чрезмерной заботой и опекой.
- Побег из дома – это серьезная психологическая проблема, которая говорит об отсутствии теплых отношений и понимания в семье. Взрослые должны проанализировать ситуацию и задуматься, почему происходит побег. После того как ребенок вернулся, не нужно его наказывать, лучше окружить заботой и лаской и откровенно поговорить о том, что его тревожит.
Психологические проблемы от рождения и до года
В этот период развития ребенка очень частыми являются следующие проблемы: беспокойство, чрезмерная возбудимость, сильная привязанность к маме.
В это время большинство поведенческих симптомов связаны с темпераментом ребенка. Поэтому возбудимость, тревожность, эмоциональность считаются вариантом нормы. Но если родители начинают вести себя неправильно, например игнорировать плач, отлучать ребенка от рук, проявлять агрессию, то у малыша могут развиться настоящие расстройства.
Родителей должно насторожить, если малыш не проявляет интерес к окружающим его предметам, если его развитие замедлено, если он не уравновешен, не успокаивается даже у мамы на руках.
Как вести себя с ребенком: чаще прикасаться к малышу, обнимать и целовать его, удовлетворять его эмоциональные потребности.
Проблемы у детей с года до 4 лет
В этот период распространенными психологическими проблемами у детей являются жадность, агрессивность, страхи, нежелание контактировать с другими детьми. В норме все эти признаки встречаются у всех детей.
Что должно насторожить родителей: если эти признаки заметно тормозят развитие и социальную адаптацию ребенка, если ребенок не реагирует на родителей, круг его интересов сильно сужен (например, интересуется только мультиками).
Отклонения от нормы психологического развития детей связано с неблагополучной ситуацией в семье и неправильным воспитанием. Агрессивность или жадность могут быть связаны с тем, что ребенку мало уделяют внимание в семье. Тревожность и застенчивость связаны с агрессивным поведением родителей.
Как вести себя с ребенком: необходимо проанализировать ситуацию и отношения в семье, при необходимости следует посетить детского психолога.
С 4 до 7 лет
Самыми распространенными психологическими отклонениями этого периода жизни детей являются ложь, болезненная застенчивость, чрезмерная самоуверенность, незаинтересованность ни в чем, привязанность к мультиками (фильмам, компьютеру), частое проявление вредности и упрямства.
Это нормально – если психологические проблемы детей дошкольного возраста связаны с формированием личности и характера.
У родителей должно вызвать беспокойство: отдаление ребенка от мамы и папы, слишком болезненная застенчивость и стеснительность, нарочитое вредительство, агрессивность и жестокость.
Как вести себя с ребенком: относиться к нему с любовью и уважением. Относиться внимательно к его общению со сверстниками.
Психологические проблемы у детей (ребенка) школьного возраста
Когда ребенок идет в школу, одни проблемы сменяются другими. Те проблемы, на которые родители не обратили внимания, укрепились и усугубились с возрастом. Поэтому к любым трудностям нужно относиться серьезно и стараться преодолеть их. Самые распространенные психологические проблемы детей в школе, которые следует вовремя заметить и справиться с ними:
- Страх перед школой, прогулы уроков – чаще всего проявляется у младших школьников, когда ребенок адаптируется к школе. Часто дети не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу. Нежелание ходить в школу может быть вызвано боязнью какого-то предмета, учителя, сверстников. Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание и боится получить плохую оценку. Чтобы избежать страха перед школой, следует готовить к ней ребенка заранее. Если проблема все-таки возникла, нужно поговорить с ним, выяснить, чего он боится. Но не стоит быть излишне строгими и требовательными, следует установить контакт с ребенком.
- Издевательства сверстников. К сожалению, это очень актуальная проблема современных школьников. Когда ребенка постоянно унижают, издеваются над ним, у него возникает депрессия, он становится уязвимым, замкнутым или проявляет вспышки агрессии, ярости. При этом очень часто родители не догадываются, что происходит, и списывают странности поведения на трудности подросткового возраста. Если у ребенка возникла такая проблема, то это может быть связано с заниженной самооценкой или отсутствием друзей. Нужно помочь ему стать увереннее в себе, всегда разговаривать с ним на равных, привлекать к решению семейных проблем, всегда прислушиваться к его мнению. Чаще ходить в школу, предупредить учителей о имеющейся проблеме – ее нужно решать совместно. В случае необходимости нужно обратиться к детскому психологу. Если ничего не помогает, нужно сменить школу. В данном случае это не бегство от проблемы, это решение ее быстрым способом. У ребенка появится шанс изменить себя и отношение к себе в новом коллективе.
- Плохое отношение учителей. Иногда они выбирают ученика, на котором постоянно отыгрываются. Нельзя мириться с ситуацией, когда за счет ребенка взрослые решают свои собственные психо-эмоциональные проблемы. Это может спровоцировать развитие серьезной психологической травмы. Самый эффективный путь решения проблемы – поговорить с учителем и выяснить причину такого отношения к ребенку. Если после разговора ничего не изменилось, следует перевести подростка в другую школу.
Как предотвратить появление психологических проблем: воспитание детей
Чтобы предотвратить возникновение проблем психологического характера у детей, необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса.
Следует внимательно понаблюдать, как общается ребенок со своими сверстниками. Его общение и поведение могут многое рассказать о наличии проблемы и ее характере. Например, если ребенок всеми силами хочет заслужить расположение сверстников, это свидетельствует о недостаточности любви, теплоты и внимания к нему.
Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами.
Необходимы ли наказания?
Сложно однозначно утверждать, что наказывать детей нельзя. Но наказания не должны превращаться в побои, постоянную демонстрацию нелюбви или злости. Наказание должно быть правильным, справедливым, целесообразным. Кроме того, воспитание и наказания должны быть последовательными. То есть нельзя наказывать за то, на что в другое время не обращалось внимания.
Вместо заключения
Нарушение психики связано с отсутствием внимания, строгими наказаниями, постоянным чувством страха перед родителями; оно проявляется в то время, когда ребенок начинает осознанно воспринимать все окружение. В период полового созревания психологические проблемы детей связаны со стремлением к самостоятельности, с общением со взрослыми.
Источник