Психология индивидуальный подход к развитию ребенка

В статье рассматривается сущность индивидуального подхода, как педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни
Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни [1,2]
Индивидуальный подход предполагает, что педагог занимается с группой воспитанников, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.
Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих прогрессивных педагогов. Индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир, а также на гуманное отношение педагога к ребенку. Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность [4,5].
Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
При разработки образовательной программы, в соответствии с ФГОС, можно выделить один из принципов: учитывание индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками. Условия, которые предъявляет ФГОС, к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:
- Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности;
- Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей;
- Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами;
- Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными [6,7,8].
Развитие личности требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов [16]. Опираясь только на природные задатки, положительные средовые влияния и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определенную роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.
В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей каждого ребенка. У детей одного возраста много общих особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.
В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания – все это обуславливает необходимость индивидуального подхода.
Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем [9,10,11]:
- Эмоциональность и впечатлительность (развитие психических свойств личности);
- Запоминание услышанного, понимание своих высказываний (развитие логического мышления);
- Развитие и пластичность нервной системы (помогает при воспитании и обучении);
- Склонность к повторению с постепенным нарастанием и усложнением материала (приобретение и закрепление навыков);
- Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.
- Развития речи и воображения; восприятия различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей.
Я.И.Ковальчук выделяет несколько условий для осуществления индивидуального подхода:
- Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива;
- Взаимосвязь в воспитании ребенка, педагогов дошкольного учреждения с семьей;
- Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка.
Индивидуальный подход требует от педагога дошкольного учреждения любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка, он направлен на повышение качества освоения программы, создание имиджа группы, повышение уровня активности родителей [12,13,14].
Указывая на неповторимость индивидуальности, на необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман дают педагогам некоторые рекомендации:
- Наглядность очень важна при обучении дошкольников;
- При неудачах не нервничать самим и не нервировать ребенка, а находить причины трудностей и смотреть с оптимизмом в будущее;
- Не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять. Пройдет время и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше чем вы;
- Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими;
- Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности;
- Педагогу следует быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным, не перебивать ребенка;
- Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга;
- Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу;
- Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы;
- Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового;
- Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину;
- Признайте за детьми право на индивидуальность, право быть другим.
По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик [11,14].
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. По мнению Я.И. Ковальчук, технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:
- Изучение особенностей ребенкапосредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.
- Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
- Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
- После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.
Педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика в которую входят [1,5,8]:
- Общие сведения о ребенке;
- Данные о физическом состоянии;
- Положительные проявления ребенка;
- Отношения к коллективу;
- Отношение к труду;
- Особенности умственного развития;
- Педагогические выводы.
С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.
Положительное влияние на формирование личности каждого ребенка оказывает индивидуальный подход, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенка в общей педагогической работе со всеми детьми.
Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему: в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность [17]. Воспитывая интерес к изобразительному искусству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. О содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний хорошо сказала Е.А.Флерина: «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным» [11,14].
К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.
К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот мы какие»; создание рукописного журнала «Это было недавно, это было давно…»; проведение бесед и анкетирование «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество в семье и детском саду». Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».
Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирование личности ребенка [18], он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.
Источник
Индивидуальный подход в воспитании ребенка
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенности характера, способности и интересов взрослого человека.
Дети поражают нас своеобразием поведения интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга. А задачи о воспитания остаются неизменными для всех. Как подойти к детям, что бы познать их, как направить наши педагогические усилия, на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия?
В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:
- знание и понимание детей.
- любовь к детям.
- Основательный теоретический баланс.
- Способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Объект : Целенаправленный процесс воспитания детей разного возраста.
Предмет : Методы и приемы индивидуального подхода к детям в процессе воспитания в условии дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи.
Цель исследования : Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи :
- Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
- Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
- Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
- Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
- Предложить методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента..
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.
Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.
Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности.
Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.
В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:
- Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.
- Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
- Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Источник
Особенности реализации индивидуального подхода к детям на занятиях: психологический аспект
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует записывать особенности поведения воспитанников и через некоторое время делать краткие обобщения результатов наблюдения. Тип темперамента психологи советуют определять, внимательно наблюдая за речью ребенка. Если речь громкая, быстрая, отчетливая, с правильными интонациями, если она сопровождается живыми жестами, выразительной мимикой, это может означать признаки сангвинистического темперамента. Когда речь медленнее, чем у других, спокойная, размеренная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики, это может свидетельствовать о проявлении флегматического темперамента. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся. Наконец, к признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота.
В изучении индивидуальности каждого ребенка важен так называемый «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое, глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик. Этим подчеркивается огромная роль воспитателя, его влияния на ребенка, установление в их отношениях взаимопонимания, доверия и понимания. Благодаря такому контакту педагог сможет понять особенности психики ребенка, установить не только тип темперамента, его отрицательные черты, но и выявить пути их коррекции.
Так, Е.М. Ковешниковой, студенткой факультета педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института , под руководством Н.П. Слободяник было проведено исследование по выявлению типов темпераментов в группе детей старшего дошкольного возраста. Был использован метод наблюдения за поведением детей (подчеркнем, что отнесение детей к «чистым» типам темпераментов является достаточно условным). Дети, отнесенные к тому или иному типу, демонстрируют наличие тех или иных свойств личности, которые тяготеют к сангвинистическому, холерическому, флегматическому или меланхолическому темпераменту.
В первую группу («активных») детей вошли дети, которых можно отнести к холерикам и сангвиникам.
«Холерики»: дети очень активны, непоседливы, предпочитают шумные игры, выступают инициаторами конфликтов и потасовок в группе. Во время занятий часто меняют позу, вертятся на стуле, теребят на себе одежду, выкрикивают с места. Очень любопытны, с удовольствием включаются в спортивные игры, при этом стараются быть в числе лучших на соревнованиях. На танцах используют любую возможность подвигаться, попрыгать, подурачиться под музыку, но танцевальные движения заучивают чуть ли не самыми последними из детей группы. С увлечением приступают к выполнению заданий воспитателя, но быстро отвлекаются. Интересно, что во время выполнения какого-либо самостоятельного задания, могут легко придумать «параллельную» игру (с бумагой, ножницами, красками и т.п.). С трудом «высиживают» 20 минут логопедических занятий. Иногда резко и упрямо отказываются от выполнения какого-либо задания, упражнения. Говорят громко, речь быстрая, часть звуков «проглатывается».
«Сангвиники»: живые и веселые дети, часто бывают инициаторами совместных игр, придумывают и распределяют роли, бывают «судьями» во время конфликтов. Умеют доказать свое мнение сверстникам. Увлеченно и с желанием занимаются как логопедическими упражнениями, так и другой учебной деятельностью. Редко плачут и быстро успокаиваются, переключаются. Отношения к воспитателям и сверстникам дружелюбное и доброжелательное. Предпочитают игры с элементами соревнования, некоторых из них отличает особенное честолюбие, они ревниво следят за тем, чтобы быть в числе лучших. Каждый из детей-сангвиников любит выступать на концертах, утренниках с сольным номером, впрочем, не отказываются они и от участия в хоре, в разыгрывании сценок, в совместных танцах. Обычно именно эти дети возглавляют команды при спортивных состязаниях. В целом дети характеризуются приподнятым настроением, некоторым эгоцентризмом (любят похвастать игрушками, одеждой, своими достижениями, родительской машиной и т.п.). Речь уверенная и громкая, хотя и не всегда правильная, четкая.
Вторая группа (пассивных) детей условно сформирована из «флегматиков» и «меланхоликов».
«Меланхолики»: в обычной обстановке это спокойные, ласковые, очень послушные девочки. Они обычно играют вместе в спокойные ролевые игры, предполагающие эмпатийные элементы: больница, семья, няньки и т.п. По возможности избегают спортивных соревнований, участия в каких бы то ни было конкурсах, выступлениях. Девочки могут расплакаться в процессе игры или от строгого замечания воспитателя или от того, что не получается выполнить упражнение. На тип темперамента указывает характер выполняемых учебных заданий: рисунки – мелкие, линии нечеткие и слабые, фигурки из пластилина – маленькие. В ролевых играх со сверстниками легко соглашаются исполнять роли, которые предлагают более активные сверстники: пациент в больнице, «монстр», которого убивают, лошадь в упряжке, гость в семье и т.п. Говорят тихо и мало, речь может быть охарактеризована как неразвитая. С большим трудом формулируют просьбы или формируют собственное мнение. Девочки обычно застенчивы, не уверены в себе, могут так и не суметь на детском празднике прочесть стихотворение. Обычно ведут себя послушно, зачастую заменяют свою деятельность рассуждениями о ней
«Флегматики»: в принципе, этих детей нельзя назвать спокойными или вялыми, поскольку они активно участвуют в шумных подвижных играх, легко взаимодействуют со сверстниками. Но они долго и основательно готовятся к игре, к занятиям, столь же долго и основательно выполняют задание, данное воспитателем. Обычно не успевают доделать учебное задание, иногда требуется повторить просьбу несколько раз, чтобы они ее осознали. Предпочитают спортивные игры, в которых требуется не столько скорость и ловкость, сколько сила и упорство (например, перетягивание каната). Плохо усваивают танцевальную программу, особенно если танец быстрый: при всем послушании и неконфликтности освоение танца идет очень медленно. Медленно едят, одеваются и раздеваются, легко засыпают во время тихого часа. Часто не сразу отвечают на заданный вопрос, дожидаются его повторения. Говорят спокойно, короткими фразами. Редко проявляют инициативу. Отношение к окружающим скорее доброжелательное, чем равнодушное.
С учетом выявленных особенностей воспитатель, педагог-психолог и другие специалисты детского сада могут включать в общение с воспитанниками цикл сюжетно-ролевых, образно-ролевых игр и подвижных игр с правилами, в процессе которых дети с разными типами темперамента учатся подчинять свое поведение смыслу ситуации, самостоятельно организовывать и регулировать свое поведение, адекватно воспринимать правила и инструкции взрослого. Приведем примеры таких игр.
1. Игра «Белки и лиса» (авторская методика)
Цель игры – сформировать у детей умение играть по правилам, предложенным взрослым, возможность для активный детей «примерить» на себя пассивные роли, а для пассивных – активные.
Ход игры: В игре участвует вся группа. Следует каким-либо образом обозначить «поляну», так, чтобы она занимала примерно 2/3 комнаты. Край поляны обозначается чертой на полу или веревкой. Перед игрой взрослый распределяет между детьми роли: белками становятся все пассивные дети и один активный, лисой – активный ребенок, деревьями – активные дети. Дети «деревья» и «белки» встают парами в разных концах комнаты. У каждой белки на дереве домик, куда она может убежать и спрятаться в случае опасности. Ведущий говорит: «Сегодня в лесу солнечно, сухо и тепло. Белочки решили спуститься на землю с деревьев, чтобы попрыгать, поиграть друг с другом». Дети – «белки» по команде ведущего выбегают в центр комнаты, прыгают, водят хоровод. Ведущий: «Хитрая лиса услышала, как играют белочки и крадется на полянку, чтобы поймать одну из них». Ребенок-«лиса» показывает, как тихо и осторожно, на цыпочках лиса крадется на полянку. Когда она добирается до границы поляны, то бросается на «белочек», чтобы поймать одну из них. «Белочки» убегают к своим деревьям. Как только «белочке» удается спрятаться за ребенка-«дерево», она спасена. Если «лисе» удается поймать одну из «белочек», то лиса меняется местами с ребенком-деревом, на которое не успела «взобраться белочка».
Через 7-10 минут роли «активных» и «пассивных» детей менялись, через 7-10 минут менялись снова. Основная трудность состояла в том, чтобы объяснить детям, исполняющим роль деревьев, что они должны стоять неподвижно, иначе белочка не найдет свой домик на дереве и ее съест лиса. Однако, постепенно, дети входили в роль и все более продолжительное время оставались «неподвижными деревьями».
2. Игра «В поликлинике» (М.Э. Вайнер)
Цель игры – раскрепощение детей, коррекция поведения через создание образа, имеющего необходимые черты поведения, проигрывание, «выпячивание» отрицательного поведения. Пользу от этой игры получали скорее пассивные дети, но вся группа играла с удовольствием.
Ход игры: Ведущий, апеллируя к имеющемуся у игроков опыту, предлагает им представить себя в поликлинике и вспомнить, как по-разному ведут себя дети, ожидая очереди на прием к врачу. В этом игровом сюжете предлагались такие роли:
«Доктор» — его роль исполнял взрослый.
«Трусливый» – сидит, дрожит и стонет. Как только Доктор или кто-то из посетителей обращается к нему с вопросом, зажмуривает глаза, закрывает голову руками и начинает тихонечко причитать: «Ой, боюсь!» и т.п. (роль поручается активному ребенку – сангвинику или холерику)
«Нетерпеливый» – норовит проскочить в кабинет врача без очереди. В общем разговоре всех перебивает, то и дело смотрит на часы, ходит взад-вперед по коридору, торопит Доктора и других детей и т.п. (роль поручается пассивному ребенку – флегматику или меланхолику).
«Упрямый» – игнорирует просьбы других, поступает назло. Например, его просят подвинуться, чтобы всем было удобно сидеть, а он даже не пошевелился; его просят снять в помещении куртку, а он, наоборот, надел еще и шапку; его просят не петь, т.к. кругом больные, а он поет еще громче и т.п. (Роль поручается ребенку – меланхолику)
«Хвастливый» – каждому сообщает, что он не боится никаких процедур, никакого лечения. Например, к стоматологу ходит с радостью, горькое лекарство пьет не поморщившись, кровь из пальца готов сдавать хоть каждый день, а уж про уколы и говорить нечего – пустяки, их боятся только трусы. Но как только подходит очередь Хвастливого, он заметно робеет и т.п. (роль поручается ребенку – флегматику).
«Капризный» – постоянно ноет, все время чем-то недоволен: то ему жарко, то ему хочется пить, а на просьбу посетителей не скулить и не портить всем настроение, начинает громко и безутешно плакать и т.п. (роль поручается ребенку – холерику).
«Застенчивый» – сидит тихонечко в сторонке на краешке стула. На обращенные к нему вопросы: Как тебя зовут? Сколько лет? Что болит? — молчит, испуганно на всех смотрит, и все сильнее забивается в угол и т.п. (роль поручается ребенку – холерику).
«Серьезный» – спокойно ждет своей очереди, иногда одергивает других, говорит: Спокойнее! Как вам не стыдно! (роль поручается ребенку-холерику).
Распределив и обсудив роли, ведущий напоминает детям, что в течение всей игры каждый должен постоянно находиться в указанном образе. Далее Доктор начинает прием, на котором дети должны вести себя в соответствии с полученной ролью.
3. Игра «Добрые волшебники» (авторская модификация игры Н.М. Сладковой)
Цель: формирование произвольности поведения на основе создания образов героев, умение действовать по сюжету и в соответствии с ролью, формирование эмпатии и теплых межличностных отношений в группе. В основу игры положен рассказ Олега Кириллова «Книга ласковых имен».
Ход игры: Воспитатель начинает с рассказа: «Сережа вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
– Ты чего горюешь? – спросил он.
– 0-о-о-х… – вздохнула Света и пожаловалась. – Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться и быть доброй, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав тремя ласковыми именами.
– Сейчас я попробую тебя расколдовать: Светочка, Светланка, Светуня.
Как только Сережа произнес третье ласковое имя, девочка заулыбалась, засмеялась, запрыгала.
– Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула Света.
– А разве они тоже заколдованы? – спросил Сережа.
– Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали грубые и злые.
Светину подружку, Наташу, они нашли в самом дальнем углу двора. Она сидела на скамейке бледная, сердитая, с насупленными бровями и громко стучала палкой по пустому ведру бух-бух-грох…
– Наташенька, Натуся, Наталка, – быстро проговорил Сережа.
И Наташенька ожила, заулыбалась, закружилась в танце. Рядом сидела Светина подружка Оля и плакала. Света принялась расколдовывать свою подружку Олю, назвав три ласковых имени:
– Ольгуня, Ольгушка, Олечка.
Оля тоже заулыбалась, обняла свою подружку. Потом ребята решили поискать, нет ли еще рядом заколдованных детей…».
Далее воспитатель предлагает детям разыграть эту сказку, причем пассивных детей, которые сидят грустные и хмурые (по роли) добрые волшебники расколдовывают первыми, а самых подвижных детей – последними. При этом воспитатель предупреждает, что, если кто-нибудь нарушит правила игры, заколдованные дети уже никогда не спасутся. Это дает детям дополнительный стимул действовать в рамках игры.
4. Игра «Шлагбаум» (Н.М. Цыркун)
Цель игры – формирование скорости реакции участников, умения оценивать ситуацию в целом и изменять свое поведение.
Ход игры: Участники выстраиваются так, чтобы в ряду было столько участников, сколько рядов. Получается квадрат. Стоящие шеренгами берутся за руки и между шеренгами образуются улицы. По этим улицам двигаются преследуемый и преследователь (их целесообразно выбрать из активных детей). Команды стараются помочь убегающему. Как только преследователь близок к тому, чтобы поймать убегающего, ведущий-взрослый подает сигнал, дети опускают руки, поворачиваются налево и вновь берутся за руки. Образуются совершенно другие улицы, перпендикулярные прежним. Меняется ситуация. Так продолжается до тех пор, пока догоняющий не окажется быстрее остальных игроков и не поймает преследуемого.
Эта игра требует подготовительной работы, обучения детей ориентированию в пространстве (все должны одновременно по сигналу поворачиваться только налево), поэтому разучивать ее надо поэлементно. Игрой «Шлагбаум» целесообразно закончить формирующий эксперимент.
Все описанные выше игры проводятся с группой детей в течение 2,5 месяцев, 3-4 раза в неделю. Анализ результатов их апробации позволяет проследить тенденции в развитии произвольного поведения. Чтобы проявить волевое усилие, ребенку необходимо было понять смысл стоящей перед ним проблемы или задачи, а для того, чтобы задачу видеть и понимать, необходима инициативность, позволяющая ребенку чувствовать себя источником действия и, благодаря этому, придавать задаче личностный смысл (т.н. «осмысленная инициатива»). При формировании произвольного поведения развитие осмысленной инициативы у детей группы шло в одном направлении, но с помощью разных средств. У пассивных детей упор делался на формирование инициативы, а у активных и гиперактивных – на осмысление ситуации и своей роли в ней.
У всех детей значительно улучшилась способность делать над собой усилие, причем особенно явный прогресс виден у групп детей с противоположным темпераментом: у холериков и меланхоликов. У представителей всех темпераментов ощутимо вырос такой показатель произвольности как способность сдерживать желание. Некоторые проблемы с выполнением инструкции остались у меланхоликов, но это обусловлено в первую очередь особенностями нервной деятельности: девочки-меланхолики быстрее других уставали, выполняя задание. Что же касается способности игнорировать отвлекающие факторы, то ее можно считать сформированной у представителей всех типов темпераментов. Это является очень важным фактором при проведении дальнейших занятий с детьми.
Действительно, оказалось, что и у активных, и у пассивных детей наблюдается значительных прогресс в усвоении средств овладения своим поведением. Пассивные дети стали значительно более акт