Психология игровой деятельности и развития ребенка
Екатерина Телушкина
Психология игровой деятельности дошкольника
Игровая деятельность дошкольника.
Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать и осознавать чувства и состояния других людей, сопереживать им, в ходе игры приобретаются навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладывается основа для творчества. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т. к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.
Игра проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами – осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. Н. Я.Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры: 1) развертывание и обозначение условных предметных действий в И. ; 2) ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение – развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.
Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – “хочу” начинает подчинятся “нельзя” или “надо”. 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Виды игровой деятельности
Ролевая игра – основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила,регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями
Игра с правилами – вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, «кошки-мышки». Игры с правилами занимают большое место у детей школьного возраста, перерастая во всевозможные спортивные игры -двигательные и умственные (футбол, хоккей, шахматы и др.).
Режиссерская игра – вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла игры, и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).
Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и игрой с правилами. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте возникает и другая форма обще-ния – личностная, характеризующаяся тем, что ребенок ак-тивно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется бо-лее высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения ребенок отказывается от партнерства и стано-вится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ре-бенка к обучению в школе, где ему придется слушать взросло-го, чутко впитывая все то, что ему будет говорить учитель. Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важ-но, чтобы ребенок с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудниче-ства, взаимопомощи, начала которой формируются в игровой деятельности.
Источник
Оксана Тарица
Психологические особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность выполненной работы определяется тем, что личность, как отмечают ряд авторов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев и др.) развивается в процессе игровой деятельности, и для ребенка данный тип социальной активности выступает в качестве ведущего фактора в развитии его личности [1; 2; 4; 7].
Как показал теоретический анализ успешное включение ребенка в социум,обеспечивается следующими функциями игры: побуждающей, основанной на развитии мотивационно-потребностной сферы, новых форм содержания и проявления эмоций; формирующей, состоящей в том, что игра обуславливает социально-психологическую готовность к совместной деятельности, способность к созданию и преобразованию обобщенных образов; регулирующей, заключающейся в сознательном управлении поведением, в появлении основных форм произвольности [2; 7].
На современном этапе игра как специфически детский вид деятельности претерпевает качественные изменения. Как показал проделанный нами анализ, не в пользу игры. В связи, с чем перед обществом, в целом, и психологической наукой и практикой, в частности,стоит ответственная задача: обеспечить условия для полноценной игры, отвечающей внутренней природе ребенка, максимально соответствуя его потребностям в активности, творчестве, развитии, истинно детской деятельности.
Полученные нами эмпирические результаты подтверждают то, что, несмотря на тенденции развития игры на современном этапе, игра является ведущем видом деятельности в дошкольном возрасте. Дошкольники играют так же, как и играли их предшественники. Современная игра изменилась, прежде всего, по содержанию, отвечая запросам социальной практики.
Нами проводились наблюдения за поведением детей во время их свободной игры и общения со сверстниками [6]. В ходе этих наблюдений мы фиксировали средства общения, которыми пользовались дети при общении со сверстниками (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые) и определяли, какие из них являются ведущими для каждого ребенка [5].
Оказалось, что все испытуемые пользуются в основном экспрессивно-мимическими и речевыми средствами общения, а к предметно-действенным прибегают относительно редко. Во время наблюдения нами отмечено то, что, во-первых, своеобразие выразительных средств общения служат проявлением эмоциональных состояний ребенка, во-вторых, экспрессивно-мимические средства общения, выраженные в активных жестах детей и адресованные окружающим людям (воспитателям, помощникам воспитателей, педагогам, определяют индивидуальное переживание и служат индикатором отношения ребенка к сверстнику, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу; в-третьих, необходимо вместе с тем признать, что характерной чертой экспрессивных средств общения является некоторая их неоднозначность и аморфность.
В целом, мы отмечаем, что экспрессивно-мимические средства общения, которыми пользовались испытуемые, выражали содержание отношений,не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в таком качестве: улыбки или иная мимика, отражающая их эмоциональное состояние, выразительные движения рук и тела, вокализации и др. Поскольку внимание и доброжелательность остаются постоянными компонентами содержания потребности ребенка в общении, понятно, что выражающие их экспрессивно-мимические средства общения постоянно сохраняют свое. Поэтому мы смеем утверждать, что улыбка – это жест, адресованный ребенком сверстнику. Она с самого начала предназначена тому сверстнику, с которым ребенок играет и общается. Эти экспрессии и возникают, и развиваются в ходе игры и общения ребенка со сверстниками.
Речевые средства общения детерминированы развитием связной речи в старшем дошкольном возрасте, что, по нашему убеждению,для целей игры имеет принципиальное значение: использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребенка и, прежде всего, на игру.
Как показал анализ результатов наблюдения, использование детьми речевых средств общения возникает только в том случае, если у них имеется эмоциональный контакт со сверстником (он обусловливает желание ребенка что-то сказать ему); если они выполняют вместе с ним общую деятельность (речь дает повод детям для словесного обращения к сверстнику, обусловливает, что именно будет ими сказано); и наконец, если у дошкольника есть коммуникативный опыт, который детерминирует знание ребенка о том, как сказать то, что он желает, понимание им того, что свое желание ему следует именно высказать.
Таким образом, мы констатируем, что между детьми в группе возникало взаимодействие нового типа, обусловленное, прежде всего, речевыми и экспрессивно-мимическими средствами.
Анализ результатов тестирования по методике «Особенности сюжетно-ролевой игры детей» подтверждает то, что уровни развития игры являются показателями не возрастной зрелости, а психической. Это в свою очередь определяет развивающий характер игры как ведущей деятельности дошкольника. Предметом пристального внимания психолога, воспитателей и педагогов, по нашему убеждению, должны стать те дети, которые по результатам наблюдения продемонстрировали как возрастную, так и психологическую незрелость.
Анализ результатов диагностики по методике «Игровые предпочтения детей» и непосредственные наблюдения за игрой детей и последующих бесед с ними позволил нам констатировать следующее.
Практически все дети – 18 человек, указали на то, что они любят играть, при этом местом, где разворачиваются их сюжеты, большинством детей был назван детский сад. На наш взгляд, такой выбор является следствием того, что для игры в дошкольном образовательном учреждении есть, во-первых, необходимая развивающая среда; во-вторых, игровая деятельность разворачивается в группе сверстников,с которыми сложились определенные отношения: игровые отношения моделируются детьми как форма освоения новых сторон социальной действительности, а реальные отношения регулируют ход игры, распределение ролей, разрешение конфликтов; в-третьих, в наличии есть свободное время, в рамках которого дети организуют самостоятельную игровую деятельность; в-четвертых, в окружении детей есть взрослый, который принимает активное участие в их жизнедеятельности.
Следует отметить, что дети отдают предпочтение индивидуализированной форме игры, не требующей включения других, с использованием современных средств (телефон, плеер и др.). Также детьми выбираются настольные, подвижные игры и игры-упражнения.
Сюжетно-ролевая игра также выбираема дошкольниками, но при этом она отличается рядом особенностей.
Широкий спектр сюжетов игр и желание моделировать самые разные ситуации находит свое отражение в игровом взаимодействии.
Игровые сюжеты дошкольниковизменяются в следующих направлениях:
– от бытовых сюжетов к социальным,
– от неустойчивых – к длительным и развернутым,
– от однообразных и одиночных – к сложно переплетающимся и множественным,
– от спонтанных – к планируемым.
Импульс игровой активности детей старшейгруппы придают события окружающего мира: в сюжетах детей мы наблюдали политическую, экономическую, педагогическую и другую тематику.При этом мы наблюдали разные структуры сюжетов: от предпосылочного, «усеченного» сюжета (одна предметная ситуация и минимальное количество действий и ролей) до сюжетов, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей задавались отношения между ними.
Таким образом, сюжеты игр в старшей группе можно охарактеризовать как с точки зрения их тематического содержания, так и с позиции структуры сюжета.
При выборе ролей дети ориентируются на свои игровые предпочтения, на сложившиеся взаимоотношения. При этом четко прослеживаются мотивы игровой деятельности. В игре у большинства детейпроявляются личностные мотивы: ребенок осуществляет только те действия, которые для него привлекательны и удовлетворяют его доминирующие потребности.
Вместе с тем,нами отмечена такая закономерность: при возможности выбора дети выбирают либо игры, но не сюжетно-ролевые, либо иные виды деятельности, осуществляемые в дошкольном образовательном учреждении. Это эмпирически подтверждает тенденции развития игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.
Полученные экспериментальные результаты позволили наметить общую стратегию работы по созданию условий развития дошкольникав игре и сформулировать следующие рекомендации:
– для психического развития дошкольника необходимо его приобщение к игровой деятельности;
– для осмысления педагогами проблемы игровой деятельности актуальным является организация клуба творческой педагогики и психологии при дошкольном образовательном учреждении;
– при организации предметной развивающей среды не следует забывать об игровой среде и личностно ориентированном подходе к ней;
– условиями успешного развития игровой деятельности являются не только отдельно взятые мероприятия и наличие среды, но и комплексное, системное воздействие на волевую, рациональную и эмоциональную характеристики, интегрированный подход к их развитию;
– при организации игровой деятельности следует уделять внимание произвольным процессам, т. к. ее волевые характеристики оказывают побуждающее и направляющее влияние на рациональные и эмоциональные составляющие, тем самым обусловливая игровую активность ребенка;
– учет индивидуальных особенностей детей в процессе сюжетно-ролевой игры позволит производить разработку индивидуальных программ коррекции психического развития дошкольников через игровую деятельность;
– реализация индивидуальных игровых возможностей ребенка определяется расширением сферы взрослый-ребенок, поэтому необходимым является создание климата атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества;
– в овладении детьми игровыми умениями и навыками решающее значение будет иметь система психологической поддержки каждому ребенку;
– без изучения состояния ведущего вида деятельности дошкольника невозможно обеспечить его целостное развитие, поэтому необходим подбор специальных диагностических методик;
– дошкольная образовательная организация является открытой социальной системой, вследствие чего необходимы расширение круга его взаимодействия с семьей через психологическое консультирование родителей, помощь в решении проблем.
Реализация разработанных рекомендаций обеспечит создание психолого-педагогических условий, при которых игра станет действенным средством познавательного, социального и психического развития.
Список литературы:
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб., 2008. – 400 с.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М., 2006. – С. 243-285.
3. Детская практическая психология / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2000. – 225 с.
4. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3. – С. 56-61.
5. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина – СПб., 2009. – 276 с.
6. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева. – М., 2009. – 368 с.
7. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М., 2007. – 384 с.
Источник
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память и воображение, дисциплинированность и ловкость. Игра доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого воображения впечатлений об окружающей действительности.
Влияние игры на личность ребенка. Дети дошкольного возраста приобретают в игре первые навыки общественного поведения. Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, приобретаются навыки взаимодействия с другими детьми, вступления с ними в различные отношения, умение договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать поступки своих товарищей и свои собственные.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления в жизни с личным опытом. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Все это делает игру незаменимым средством воспитания и формой организации жизни и деятельности детей.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели помогает воспитывать целенаправленность. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события в жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для них более понятным.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом, чувства дружбы, согласование действий при достижении цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.
Источник