Психология аномального развития ребенка хрестоматия

Психология аномального развития ребенка хрестоматия thumbnail

ЛЕБЕДИНСКИЙ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (19.06.1927г. – 25.08.2008г.) – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки.
Более 30 лет посвятил изучению детского развития, первый систе­матически изложил патопсихологические зако­номерности нарушенного психического разви­тия у детей, создал собственное научное направление — «Психологию аномального развития» (изучение психологических зако­номерностей дизонтогенеза) на стыке психо­логии, дефектологии, детской психиатрии и детской неврологии. Он описал общие зако­номерности аномального развития и показал роль различных факторов в возникновении аномалий развития и патопсихологических новообразований, создал оригинальную клас­сификацию типов психического дизонтогене­за, предложил обоснованную схему механизмов аномалий развития, учитывающую четы­ре параметра, и описал их клинико­психоло­гическую структуру.
В конце 1970 х гг. Клара Самуиловна Лебединская – известный детский психиатр и дефектолог, супруга и единомышленница Виктора Васильевича, – основываясь на его научных представлениях об асинхронии развития, организовала первую в нашей стране уникальную группу помощи детям с ранним детским аутизмом при НИИ дефектологии АПН СССР. В эту группу входили психиатры, психологи, логопеды. Сегодня лучшие специалисты по раннему детскому аутизму — ученики К.С. Лебединской и В.В. Лебединского. Каждый, кто оказывался счастливым участником и свидетелем интереснейших клинических разборов, получал урок утонченного психологического мышления, гуманистического отношения к детям и их родителям. Успехи работы группы с аутичными детьми были признаны не только в нашей стране, но и за рубежом.

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация
Учебное пособие содержит систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития патопсихологических новообразований, представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура.
Пособие может быть также полезно дефектологам, детским психиатрам, невропатологам, учителям и воспитателям специальных детских учреждений.

ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Хрестоматия в 2-х тома
Соавтор: Бардышевская М.К.

Аннотация
Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).
Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.
В отечественной психологической литературе не существует аналогичного издания как по широте и разнообразию представленных в хрестоматии теоретических концепций, так и по охвату клинических проявлений аномального развития детей.
Хрестоматия рассчитана как на студентов, начинающих изучать психологию, так и на уже работающих врачей, психологов, учителей и воспитателей.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Соавтор: Бардышевская М.К.

Аннотация
В пособии представлен многолетний опыт работы авторов с детьми с эмоциональными нарушениями. Рассматриваются основные принципы диагностики эмоциональных нарушений у детей. В первой главе дается общее представление о строении системы эмоциональной регуляции, феномены аффективных нарушений распределяются по уровням. Во второй и третьей главах представлена методика диагностики эмоциональных нарушений у детей.
Выделены две главные линии диагностики: особенности возрастной динамики основных новообразований эмоциональной сферы и состояние и динамика эмоциональной регуляции ребенка. В качестве иллюстрации в четвертой главе разобраны примеры диагностики развития детей с тяжелыми нарушениями эмоциональной регуляции.
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, дефектологов, практических психологов и психиатров.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
Соавторы: Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Аннотация
Эмоциональные нарушения – одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.
В книге подробно описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость и другие, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром.

#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Лебединский #Лебединская #Психология #Патопсихология #Эмоциональные_нарушения #Аномальное_развитие #Диагностика #Коррекция #Autosanimus

Источник

Психология аномального развития ребенка Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского и М. К.
Бардышевской. Т. П. — М ЧеРо: Высш. шк Изд-во МГУ, 2002.— 818 с.
Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс Психология аномального ребенка, читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы Эмоциональные расстройства в детском возрасте и практикум по Психологии аномального ребенка»),
Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.
В отечественной психологической литературе не существует аналогичного издания как по широте и разнообразию представленных в хрестоматии теоретических концепций, таки по охвату клинических проявлений аномального развития детей.
Хрестоматия рассчитана как на студентов, начинающих изучать психологию, таки на уже работающих врачей, психологов, учителей и воспитателей,
СОДЕРЖАНИЕ
Часть III. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Г. И. Никитина
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ МОЗГА
ЧЕЛОВЕКА
И. М, Воронцов, И. А. Кельмансон, А. В. Цинзерлияг ОБОБЩЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТНОСТИ У
ДЕТЕЙ………………………………..
Р. Ж. Мухамедрахимов
МАТЬ И МЛАДЕНЕЦ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ………………………..
Г. Харлоу, М, Харлоу, С. Суоми
ЗАМЕНИТЕЛИ МАТЕРЕЙ М. Кляйн

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА..
М. Кляйн
РОЛЬ ФРУСТРАЦИИ В РАЗВИТИИ М. Кляйн
ТРЕВОГА И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ…………………………….
Д. Винникотт
ИДЕИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Д. Винникотт
ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И
ПЕРЕХОДНЫЕ ФЕНОМЕНЫ Л. Фрейд
ДЕТСКАЯ ПАТОЛОГИЯ КАК ПРЕДУСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ПАТОЛОГИИ ВЗРОСЛЫХ…………………………………
О. Крейслер
ПСИХОСОМАТИКА В ПСИХОПАТОЛОГИИ МЛАДЕНЧЕСТВА Г. Полмайер
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕПРЕССИИ ДО СЕГОДНЯШНЕГО
ДНЯ…………………………………………………
О. Кернберг
АФФЕКТЫ И РАННИЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ…………………………………..
Р. А. Шпиц
ПОВЕДЕНИЕ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ……………………………………………
Р. А. Шпиц, В. Г. Коблинер
ПСИХОТОКСИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА……………………………………………….
Дж. Боулби
КАК ОЦЕНИВАТЬ НАНЕСЕННЫЙ УЩЕРБ Т. П. Симеон
ГАЛОПИРУЮЩАЯ ФОРМА ШИЗОФРЕНИИ
РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………….
Часть IV. дошкольный и МЛАДШИЙ школьный
ВОЗРАСТ
В. В. Лебединский
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
ДИЗОНТОГЕНЕЗА……………………………………………………………………………………….
Г. Е. Сухарева
ГРУППИРОВКА ПСИХОПАТИЙ………………………………………………………………..
Л. В. Занков
ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ . УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА………………………………………………………
Р. Е. Левина
АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ В НОРМАЛЬНОМ
И ПАТОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Р. Заззо
ГРУППОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ……………
В. А. Новодворская
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ…………………………………………………………….
Д. Н. Исаев
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ………………………………………………………………………..
И. Ф. Марковская
ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО КЛИНИКО-НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………
Т. П. Симеон, ММ. Модель, ЛИ. Гальперин
ШИЗОФРЕНИЯ………………………………………………………………………………………………..
Т. П. Симеон
НАЧАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ ШИЗОФРЕНИИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. И. Чехова

НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ И РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ………………………………………….
С. С. Мнухин, А. Е, Зеленецкая, ДН. Исаев О СИНДРОМЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА, ИЛИ СИНДРОМЕ КАННЕРА, У ДЕТЕЙ………………………………………………………
Д. И. Исаев, В. Е. Каган

АУТИСТИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МЕХАНИЗМЫ РАССТРОЙСТВ
ПОВЕДЕНИЯ…………………………………………….
К. С. Лебединская
ТЕРАПИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА. В. Лебединский
АУТИЗМ КАК МОДЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ДИЗОНТОГЕНЕЗА………………………………………………………………………………………….
Е. С. Иванов
СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ
РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА………………………………………………………………..
Л. Гезелл
АУТИСТИЧЕСКОЕ, ПСИХОТИЧЕСКОЕ И ДРУГИЕ
ФОРМЫ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………
Т. Питерс
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ПРИ АУТИЗМЕ.
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ……………………………………………………
С. Миллер
ВЛИЯНИЕ НА ИГРУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ Т, П. Симеон, ММ. Модель, ЛИ. Гальперин
ЭКЗОГЕННО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПОГРАНИЧНЫЕ ФОРМЫ…………………
Г. Е. Сухарева
ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ…………………………………………………………….
М. И. Лапидес
КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ……..
А. И. Гольбин
НАРУШЕНИЯ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И АНОМАЛИЯХ……………….
Ю. Ф. Антропов, ЮС. Шевченко
КЛИНИКО-ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИВЫЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ…………………………..
А. И. Захаров
ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ………………………………………………….
О. В. Протопопова
МОТОРИКА И ПСИХООРТОПЕДИЯ………………………………………………
А. Фрейд
ПРИМЕРЫ ИЗБЕГАНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО НЕУДОВОЛЬСТВИЯ
И ОБЪЕКТИВНОЙ ОПАСНОСТИ
(предварительные стадии защиты)…………………………………………………
А. Фрейд
ИНФАНТИЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СТУПЕНИ
БОЛЕЕ ПОЗДНИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
РАЗВИТИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ…………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ Г. Н. Никитина ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА
1
Среди важных проблем современной нейробиологии развития особое место занимает проблема функциональной организации мозга человека в раннем периоде жизни. Это связано прежде всего с необходимостью познания становления психической активности ребенка как социального существа. Еще И.М.Сеченов (1958), рассматривая
1
Никитина Г. Н. Мозги поведение младенца. М, Институт психологии РАН, 1993, стр. 7—29.

проявления психической деятельности человека от ее истоков, лежащих в младенческом возрасте и проявляющихся в этом периоде индивидуального развития в чувственном возбуждении, и до формирования сложных психических актов, указывал назначение в их реализации функциональной интеграции структур мозга. В исследованиях И. П. Павлова, открывшего феномен условно-рефлекторного поведения, впервые было научно доказано существование зависимости между функциональными проявлениями мозга и психической деятельностью.
Однако психическая деятельность человека представляет собой более высокое качество, чем функция структур, лежащих в основе этой деятельности. Этот новый вид деятельности возникает входе эволюции на основе всей сложности и многообразия поведения человека, мышления и социального взаимодействия. Развитие его идет в процессе восприятия действительности на уровне внутренних схем — оперативных констелляций» ив процессе подстройки их к конкретным запросам окружающей среды (Кемали, Вакка, 1981). В основе психических процессов лежит активность множества мозговых структур — макро- и микросистем, функционально связанных благодаря тонкой пространственно-временной организации нейрофизиологических процессов.
«Высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга (Лурия, Одним из первых, кто обратил внимание на иерархический принцип локализации психических функций, был И. Н. Филимонов (1940, 1974). Им было сформулировано положение о функциональной многозначности мозговых структур, которые при определенных условиях могут включаться в выполнение тех или иных функций. В пользу этого положения свидетельствовали также работы И. П. Павлова, который, как известно, выделял в коре больших полушарий ядерные зоны анализаторов и рассеянную периферию со свойственными ей пластическими функциями. В последующем были получены многочисленные физиологические морфологические данные, свидетельствующие о динамичности, изменчивости организации функций мозга. Среди фундаментальных работ в этом направлении следует отметить экспериментальные исследования П.К.Анохина (1968,1971), ОС.
Адрианова (1976, 1980), Н. П. Бехтеревой (1971, 1980) и их учеников, показавших, что различные по сложности физиологические функции и поведенческие акты обеспечиваются динамической организацией разнообразных по структуре функциональных систем, включающей аппарат жестких и гибких связей.
Пониманию и конкретизации особенностей взаимодействия функциональных процессов, относящихся к разным уровням мозговой организации, несомненно должен способствовать и анализ их морфологических особенностей с позиции учения о макро- и микроансамблевой организации мозга на разных стадиях развития (Адрианов, 1976,
1987). Постепенное и гетерохронное созревание этих систем входе индивидуального развития организма создает специфику этого взаимодействия, а, следовательно, и специфику формирующейся интегративной деятельности мозга, обеспечивающей адаптацию в окружающей среде (Орбели, 1961; Анохин, 1971; Волохов, 1980; Хрипкова,
Фарбер, 1982, и др.).
Для того чтобы понять, хотя бы в основных чертах, каким образом родившийся младенец входит в окружающий его мири приспосабливается к нему, каковы пути и механизмы этого взаимодействия с постоянно усложняющейся средой, включая социальное окружение, необходимо полностью раскрыть основные теоретические подходы, на которых базируется анализ развития функциональной активности мозга ребенка.
Прежде всего это касается проблемы раннего индивидуального опыта и его роли в функциональном созревании мозга, которая остается весьма актуальной и на сегодняшний день. Важность этого направления онтогенетических исследований обусловливается необходимостью кардинального вопроса нейробио-логии — о степени генетической детерминации и воздействий внешней среды в адаптивной деятельности мозга, с одной стороны, и компенсаторных процессах при возникновении нарушений входе онтогенеза — с другой.
Решение этой задачи тесно связано с экспериментальным обоснованием принципа этапности — одного из основных принципов индивидуального развития функций центральной нервной системы как на системном, таки на клеточном уровне (Богданов, 1864, 1986; Волохов, 1968, 1978; Никитина, 1971, 1979; Аршавский, 1975, и др.).
Генетически запрограммированная цепь онтогенетических последовательностей, очевидно, является продуктом естественного отбора (стабилизирующего отбора, по Шмальгаузену, 1968), который действовал на гены, оказывающие более или менее прямое влияние на проявление определенных признаков в организме. Однако вследствие недостаточной разработки общей теории индивидуального развития остаются неясными процессы, происходящие в период преобразования наследственной информации в конкретный феномен. Индивидуальное развитие организма всегда зависит от факторов окружающей среды. Поэтому провести определенную грань между признаками и дифференщировками, зависимыми и независимыми от внешних факторов, практически невозможно — онтогенез в этом смысле неразложим (Шмальгаузен, 1968). Концепция периодизации индивидуального развития положена в основу многих исследований по онтогенезу мозга человека и животных (Выготский, 1960; Орбели, 1961; Анохин, 1971; Эльконин, 1971; Волохов, 1975, 1980;
Аршавский, 1975, 1982; Фарбер, 1979; Scott, 1975; Любомирский, 1990, и др.).
Согласно этой концепции морфофункциональный онтогенез мозга представляется генетически обусловленной последовательностью периодов развития, которая реализуется при взаимодействии организма с условиями среды, соответствующими каждому из этих периодов. Переход от одного периода к последующему, качественно новому

периоду развития происходит обычно в сравнительно короткие отрезки времени, которые рассматриваются как переломные или критические периоды онтогенеза. При этом очень существенно, как подчеркивает И. А.
Аршавский (что не изменение среды на соответствующих переломных этапах индивидуального развития обусловливает переход от одного возрастного периода к последующему, а изменение самого развивающегося организма, его морфофункциональных систем требует новых условий среды и обусловливает преобразование форм взаимодействия сними. Именно наличием критических периодов и определяется дискретность непрерывного в своей сути процесса онтогенеза.
Возникающие структурно-функциональные перестройки в системах мозга обеспечивают осуществление новых физиологических функций, форм поведения. И оттого, как скоро и пластично осуществляются эти адаптивные перестройки, зависит степень физиологической полноценности той или иной системы и организма в целом, а также течение последующих стадий онтогенеза. Это относится, по-видимому, и к пренатальному онтогенезу, в котором закладка структур и функций может рассматриваться не только как преадаптация (предварение будущего, а как форма адаптации к тем специфическим условиям, которые создаются материнским организмом.
Значение критических периодов в антенатальном развитии млекопитающих подробно исследовалось П. Г.
Светловым и сотрудниками (1978). Результаты этих исследований дали основание считать, что критические периоды в антенатальном развитии — это периоды детерминации, которые отделены от специального функционирования детерминируемых структур более или менее значительным латентным периодом. Для этих периодов характерно повышение чувствительности к тем или иным повреждающим агентам (гипоксия, гипотермия, радиация и др. У млекопитающих и человека стадии повышенной чувствительности к указанным факторам совпадают с имплантацией плода, органогенезом и плацентацией. Они связаны с особенностями обмена веществ, в частности усилением окислительных процессов, изменением содержания рН-групп и цитоплазматических нуклеотидов и др. (Развивающийся мозги среда. МВ последние годы понятие критические периоды обосновывается и находит свое приложение в изучении этапности развития физиологических и психологических функций у нормально развивающегося организма человека и животных в пренатальном и постнатальном онтогенезе. Оно широко используется для анализа изменений в организации любой живой системы — процесса роста, развития сенсорных способностей, поведения, изменений в социальной системе (Scott, 1975). При этом разграничение критического периода зависит от сущности процесса и его относительных временных границ. В классическом случае критического периода процесс преобразования системы происходит в течение короткого интервала времени, а затем полностью прекращается, что характерно для многих эмбриональных процессов. Иную временную динамику имеют процессы социального привыкания у высших животных и человека в этом случае процесс вначале также может протекать быстро, затем он снижается до определенного уровня, но полностью не прекращается. Имеется еще одна возможность динамики критического периода — когда организационные процессы могут происходить периодически с большой скоростью и, следовательно, с многократными ритмическими критическими периодами. Таким является процесс обучения у высших животных.
Следовательно, в определении критического периода в онтогенезе той или иной биологической системы ведущее значение имеет критерий скорости (время) развития процесса. Другим важнейшим фактором преобразования системы и перехода ее на новый уровень организации является возникновение повышенной чувствительности к воздействиям среды определенного типа, те. избирательной. Действительно, именно в тот момент, когда функция бурно развивается, ей необходим адекватный сенсорный притоки его отсутствие или дефицит может оказаться фатальным для становления данной функции. Это положение иллюстрируют схема (рис. 1), в основу которой положена общебиологическая концепция Дж. Скотта (1975) о процессах организации системы, а также данные других авторов. Из приведенного рисунка видна тесная взаимосвязь критического и сенситивного периодов в развитии системы. При этом вследствие повышенной избирательной чувствительности системы к средовым воздействиям, возникшей в сенситивном периоде, он может быть одновременно и оптимальным периодом Для направленных воздействий с целью оптимизации или коррекции развивающихся процессов, и периодом уязвимости системы к повреждающим воздействиям. А повышенная чувствительность к повторяющимся сенсорным стимулам может быть начальным проявлением селективности системы, которая должна сформироваться в последующем периоде, требующем более высокого уровня адаптации к среде.
Как известно, концепция сенситивных периодов, которая впервые была предложена Дж. Готлиебом (Gottlieb,
1976), использовалась для анализа возможных исходов перцептивного развития в зависимости от взаимодействия генотипа и средового опыта. Показано, что в период развития, предшествующий началу специфического опыта, например до рождения или до открытия глаз (для зрения, тем не менее существует возможность полного или частичного развития фенотипа. Однако специфическая природа и время сенситивного периода небыли объединены автором в общую модель перцептивного развития на основе определенных количественных критериев.

Источник