Психологической коррекции психического развития ребенка

Психологической коррекции психического развития ребенка thumbnail

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник

Термин «коррекция психического развития» впервые использовал­ся в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогичес­кой помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокуп­ность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физичес­ком развитии ребенка По мере развития практической психологии понятие «коррек­ция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в разви­тии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сфе­ры использования психологической коррекции в работе со здоро­выми детьми обусловлено следующими причинами:

Читайте также:  Карточки для развития ребенка купить воронеж

1. Активным внедрением в систему обучения новых образова­тельных программ, успешное усвоение которых требует максималь­ного развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требу­ет учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов пси­холого-педагогической коррекции.
В связи с этим произошли принципиальные изменения ха­рактера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического разви­тия здорового ребенка.
В настоящее время психологическая коррекция широко ис­пользуется в системе психологической помощи детям и подрост­кам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психоло­гической коррекции, существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают пси­хологическую коррекцию как способ профилактики нервно-пси­хических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направлен­ный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бур-менская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или как совокуп­ность приемов, используемых психологом для исправления пси­хики или поведения психически здорового человека (Р. С. Не-мов, 1993).
В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один из способов психологического воздей­ствия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка.Нередко понятие психологическая коррекция подменяется по­нятием психотерапия. Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных мето­дов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из дан­ного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со специфи­кой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стра­не мнением, что психотерапией могут заниматься только специали­сты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия являет­ся международным и во многих странах мира однозначно использу­ется по отношению к методам работы, осуществляемым специалис­том-психологом. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром ранне­го детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррек­ция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на разви­тие его коммуникативных функций, формирование социальной ак­тивации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от фор­мы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы де­ятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллекту­альных функций.
В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факто­ров, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую кор­рекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздей­ствий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у де­тей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации раз­вития личностных свойств.

Источник

Цель, основные задачи и принципы психологической коррекции
в дошкольном возрасте

В психолого-педагогической научной литературе и в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста понятие «коррекция» широко используется многими авторами. В переводе с латинского языка слово «коррекция» означает исправление, внесение поправок, улучшение чего-либо. В таком дословном понимании термина «коррекция» «психологическая коррекция» как форма психолого-педагогической деятельности зародилась и продолжает существовать в настоящее время в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность воздействий, направленных на исправление недостатков и отклонений в психическом развитии, которые связаны в первую очередь с органическими нарушениями и нуждаются в специальной медико-педагогической помощи.

Постепенно с развитием практической психологии употребление понятия «психологическая коррекция» стало распространяться и на область нормального психического развития ребенка, так как и в его ходе встречаются различные отклонения, расстройства и нарушения, которые связаны с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей и порождают нестандартное и «трудное» поведение. К настоящему времени в пространстве дошкольного детства сложилась устойчивая традиция широко использовать понятие «психологическая коррекция» применительно к различным психологическим проблемам, существующим в рамках медико-биологической нормы. Действительно, запросы педагогической практики направляют усилия дошкольных психологов не только на всестороннее изучение каждой конкретной ситуации развития и глубокое понимание тех или иных специфических трудностей ребенка. Они побуждают и к вдумчивому анализу причин поведения, и к последующей разработке эффективной помощи, которая компенсирует неблагоприятные тенденции психического развития и способствует более успешной адаптации ребенка к социальным условиям.

Читайте также:  Недоношенный ребенок 33 недели развитие по месяцам

Однако необходимо подчеркнуть, что по отношению к нормальному дошкольному детству использование термина «психологическая коррекция» допустимо, если при этом смысл понятия «коррекция» отчетливо смещается с «исправления и улучшения» на «закономерное и качественное изменение» как свойство процесса развития, и в толковании понятия «психологическая коррекция», прежде всего, подразумевается направляющее и развивающее содержание. Тогда происходит принципиальная замена внешнего оценочного содержания коррекции, ориентированного на довлеющую позицию вмешательства и воздействия взрослого по отношению к ребенку. И в таком случае «психологическая коррекция» понимается как организованный целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, главная цель которого – полноценное психическое и личностное развитие ребенка, а основные задачи – интенсификация нормального развития и создание наиболее благоприятных условий для гармоничного психического развития ребенка.

Именно такое понимание основной цели и задач психологической коррекции задает определенную – совершенно особую – психолого-педагогическую позицию по отношению к ребенку-дошкольнику. Не ребенка «подгонять» под те или иные образовательные программы и образцы поведения, ограничивая рамками жестко заданных требований и представлений, а видоизменять и совершенствовать условия развития ребенка. Обогащать, расширять и варьировать содержание, методы и формы воспитания, активизировать потенциал возможностей развития психики за счет наполнения деятельности ребенка наиболее значимыми ее видами и способами.

Центральная идея теории психического развития ребенка
А.В. Запорожца, которая принята и разрабатывается в отечественной психологии, выделяет положение о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, создающих уникальные возможности для формирования соответствующих психических процессов и функций. Исходя из этого, в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками важно опираться на знание основных возрастных закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и выбирать путь амплификации развития, т.е. широкого и максимального развертывания различных специфически дошкольных видов деятельности, а также общения со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в отечественной педагогике и психологии определяются и формулируются в соответствии с фундаментальным понятием личности человека как целостной психологической структуры. Методологическим основанием коррекционно-развивающего подхода является теоретическое положение о формировании личности человека в течение жизни и в процессе усвоения культурно-исторического опыта благодаря общению с окружающими людьми и в результате собственной активной деятельности, содержание и структура которой закономерно изменяются в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Перечислим основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы в пространстве дошкольного детства.

  • Единство коррекции и развития. Этот определяющий принцип означает, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе полноценного психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, и что уже с первых этапов работы практический психолог ориентируется на возможные достижения в процессе коррекции. Принцип единства коррекции и развития определяет название соответствующих программ как коррекционно-развивающих.
  • Единство возрастного и индивидуального в развитии. Этот принцип соотносит возрастные возможности развития с индивидуальными особенностями ребенка, учитывает неповторимость и уникальность конкретного пути развития личности человека. Каждый возрастной период имеет свою ценность в целостном поступательном процессе становления личности человека, свой потенциал развития и свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Полноценное проживание дошкольного периода гарантирует реализацию возможностей возраста, способствует формированию всех сторон личности ребенка на этом этапе развития. В онтогенетическом развитии человека существуют определенные сензитивные периоды, в течение которых организм обладает повышенной чувствительностью к различного рода воздействиям внешней среды и оказывается физиологически и психологически способным к усвоению новых знаний и форм поведения. Эти периоды определяют условные возрастные границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и задают оптимальные сроки эффективного обучения. Но для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Различаются не только индивидуальные темпы развития, как в целом, так и его отдельных свойств, процессов и качеств, но и своеобразие различных сфер, например, экспрессивность и энергичность движений, сила, глубина и продолжительность эмоциональных переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и т.п. Поэтому коррекционная работа хотя и ориентируется на норму психического развития, но не решает задачу «подгонки» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое творческое поле поиска и деятельности в пространстве возможностей ребенка и во времени их актуализации. Следовательно, и коррекционная программа не может быть усредненной и унифицированной. Она призвана способствовать максимальной индивидуализации развития каждого ребенка и создавать условия для сбалансированного развития его личности как целостности.
  • Единство диагностики и коррекции развития. Этот принцип подчеркивает, что коррекция и развитие взаимно обусловлены. Информацию об индивидуально-психологических особенностях ребенка дает психодиагностика, поэтому деятельность, направленная на решение задач психологической коррекции считается диагностико-развивающей работой.
  • Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет специфику средств, путей и способов достижения поставленной цели в дошкольном детстве. Он основан на признании ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка и того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. Учитывает, что ведущая деятельность этого возраста в наибольшей степени способствует развитию ребенка в данном периоде онтогенеза и что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования. Этот принцип предполагает проведение коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым и создание таких условий воспитания и обучения детей, которые восполнили бы, если это необходимо, недостатки в развитии, возникшие в предыдущие годы жизни ребенка. В связи с этим основным содержанием коррекционной работы становится создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, позволяющей охарактеризовать возможности и перспективу развития и сформулировать развивающие задачи в позитивной форме. Эффективная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа способствует продуктивному самовыражению личности ребенка и строится как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнения и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствует способности в чисто количественном направлении и не поднимает их на более перспективный качественный уровень. Но и слишком большой отрыв условий проведения обучения от наличного уровня развития ребенка не приносит желаемого продвижения вперед. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с тем или иным заданием при некоторой помощи взрослого, которая постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Если же ребенок все-таки не в состоянии отказаться от помощи, можно предположить, что в данный момент времени эти требования находятся за пределами зоны ближайшего развития ребенка и не способствуют прогрессу в его психическом развитии.
  • Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа, не должны восприниматься родителями и педагогами как дети «другого» сорта. Они нуждаются не в особом отношении, а в продуманном и последовательном развитии до оптимальной нормы. Мобилизация движущих сил развития у ребенка происходит тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него и доверяет ему, когда взрослый активно и заинтересованно включает ребенка в совместное решение все более разнообразных и широких задач.
  • Анализ различных вариантов развития ребенка и особенностей его деятельности в пределах нормы, изучение конкретной межличностной ситуации, выбор и применение адекватных психокоррекционных приёмов в работе с дошкольниками проводится на основе синдромного подхода, предложенного Л.С. Выготским и разработанного в дальнейшем А.Л. Венгером. Этот принцип выделяет приоритет коррекции казуального типа и направляет усилия заинтересованных взрослых, прежде всего, на поиск истинных причин тех или иных нежелательных, проблемных проявлений у ребенка и на их возможное устранение в условиях данной ситуации развития.
Читайте также:  Таблица развития ребенка шесть месяцев

Коррекционно-развивающая работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Синдромный подход позволяет соотнести те или иные поведенческие особенности ребенка с конкретной системой его отношений с окружающими людьми и использовать наиболее эффективные способы коррекционно-развивающего взаимодействия психолога, родителей, педагогов и ребенка.

Таким образом, в пространстве нормального дошкольного детства коррекционно-развивающая работа, направленная на гармонизацию психического развития ребенка, в отношении каждого практического случая ставит перед дошкольным психологом целый комплекс взаимосвязанных задач и предъявляет определенные требования к соответствующим программам, исходя из основных психолого-педагогических принципов.

Источник