Психологическое сопровождение в центре развития ребенка
Светлана Садовщикова
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду
В системе дошкольного образования произошли большие изменения.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.
Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.
По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования?»были получены следующие результаты:
Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.
Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.
В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.
Кого слушать?
Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.
Учить для жизни, а не для школы!
Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.
Сопровождение ребенкав процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
• Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Цель сопровождения в нашем ДОУ – создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
– охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:
• дети;
• воспитатели, педагоги;
• родители.
Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:
1. диагностический;
2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;
3. коррекционно – развивающий;
4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.
Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.
На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка,где учитываются 5 направлений дошкольного образования:
• социально – коммуникативное
• познавательное
• речевое
• художественно – эстетическое
• физическое
Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.
В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.
Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который заполняется в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.
На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.
По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.
На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.
Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.
Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.
В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.
Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия
На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.
Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.
Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.
Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.
Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)
Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.
Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.
Результаты работы психолого-педагогического сопровождения свидетельствует о том, что значительно изменился уровень личностного, интеллектуального развития детей, возросло количество родителей, заинтересованных быть активными партнёрами в реализации задач ДОУ, повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Но самое главное, на наш взгляд, благодаря системе профессиональной деятельности коллектива, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей в ситуациях педагогического взаимодействия, изменился сам подход к ребёнку, не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение МБУДО «Центр детского технического творчества» г. Белгорода
Деятельность учреждения дополнительного образования детей – это согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, методической, управленческой, обслуживающей и др.), осуществляемой субъектами, входящими в структуру конкретного учреждения.
Своеобразие дополнительного образования заключается в «добровольном, целенаправленном использовании ребенком свободного времени для полного развития своих потенциальных возможностей, в вариативности образовательных областей, видов деятельности, обучающих и развивающих программ. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие». А. Г. Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России и подчеркивает, что это – «вариативное образование, в основе которого лежат идеи педагогики развития».
Исходя из исследований в области педагогики дополнительного образования детей, можно констатировать, что изменения социально-экономических условий жизни и деятельности российских граждан изменяют интересы, потребности и ориентации детей и родителей определяют содержательные приоритеты и функциональную направленность дополнительного образования детей. Вовлечение ребенка в изучение основ знаний из разных областей деятельности общества способствует его социальной ориентации и адаптации, формированию осознанного выбора будущей профессии, удовлетворению широких познавательных потребностей. В то же время, предоставляя каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности, учебного заведения и педагога, дополнительное образование создает условия для становления и развития творческой личности, имеющей сформированную систему социально-значимых ценностей, способной к постоянному самосовершенствованию.
С возрастанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности.
Особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования обуславливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, которая заключается в необходимости: владения организацией иного (отличного от общего образования) способа познания окружающего мира; осуществление интегративных функций, обусловленных сущностью дополнительного образования, в соответствии с многообразием его конкретно-практических целей; опыта адаптации к меняющимся потребностям и запросам детей, семьи, социума; создание условий для свободного развития личности ребенка, принятия его как индивидуальности; компенсации отсутствующих в основном образовании развивающих видов деятельности (ценностно-ориентированной, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической, спортивной и других интересующих детей областей науки и деятельности), опираясь на склонности, личностные и возрастные особенности детей, гарантируя каждому ребенку ситуацию успеха; содействия ребенку в выборе индивидуальной образовательной траектории; расширение диапазона удовлетворения творческих и познавательных потребностей ребенка; использование более широкого спектра форм и методов организации учебно-воспитательного процесса; необходимость создания научно-обоснованной, социально и экономически целесообразной, психологически и педагогически эффективной системы подготовки учащихся к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности; способствования социализации ребенка путем введения его в постоянно расширяющийся круг социального общения и взаимодействия; прогнозирования промежуточных и конечных результатов воспитания в целом и воспитательного воздействия на ребенка и детский коллектив в частности; изучение индивидуальных особенностей детей и учет их в повседневной деятельности; влияние на мотивационную сферу ребенка; использование силы общественного мнения, традиций и настроения детского коллектива и другие.
Осуществление деятельности педагога дополнительного образования обусловливается уровнем профессионального сознания педагога, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой.
Профессиональная ориентация педагогов дополнительного образования должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие её профессиональных возможностей, формирование профессиональной и личностной мобильности. Для оптимизации проблемы профессиональной самореализации педагогов дополнительного образования большое значение имеет изучение эффективности учебного процесса, которое осуществляется посредством педагогического мониторинга образовательной деятельности педагога дополнительного образования. Это позволяет оценить уровень освоения избранной профессии и педагогического мастерства педагога дополнительного образования, представляющего собой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности и развитию педагогических способностей которые указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.
Полноценное развитие обучающегося на всех ступенях жизни складывается из двух составляющих:
– реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
– реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.
Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому обучающемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым обучающимся.
Задачами деятельности педагога-психолога в Центре являются:
– оказание психологической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;
– создание атмосферы безопасности и доверия в системе педагог – ребенок – родитель;
– способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.
– развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Деятельность Центра непосредственно связана со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, администрацией и осуществляется в свободное время.
Это:
– развитие творческого потенциала,
– социализация,
– выявление способностей, художественных и интеллектуальных талантов,
– успешная социальная адаптация,
– расширение общего кругозора,
– возможность раннего профессионального самоопределения.
Педагог – психолог осуществляет свою работу по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительское, коррекционное, профилактическое. Каждое направление включено в единый процесс сопровождения и имеет свою специфику.
Так же, как и в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования особое внимание уделяется психологическому просвещению и профилактике различных видов зависимостей, асоциального и девиантного поведения.
Основные направления работы педагога-психолога Центра с детьми младшего школьного возраста:
Диагностическая работа:
– диагностика социальной адаптации детей в учреждении дополнительного образования;
– диагностика детей групп риска;
– изучение удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
– изучение психологического климата в коллективе Центра.
Консультативная работа:
– консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики и реализации коррекционных программ работы с детьми;
▪ консультирование родителей по актуальным проблемам развития ребенка;
▪ психологическое консультирование по профессиональным вопросам.
Коррекционная и тренинговая работа:
▪ коррекция социальной дезадаптации детей;
▪ реализация программ по профилактике вредных привычек,
▪ реализация программ по профилактике асоциального поведения детей,
▪ тренинг для педагогов, направленный на создание благоприятного психологического климата в коллективе Центра;
Просвещение:
▪ родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми;
▪ обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами.
Профилактика:
– профилактика и разрешение конфликтных ситуаций;
– профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
– семинары для педагогов по профилактике дезадаптации ребенка в учреждении дополнительного образования.
Направления работы педагога-психолога Центра с детьми подросткового и раннего юношеского возраста:
Диагностическая работа:
▪ диагностика подростков групп риска;
▪ диагностика профессиональной направленности подростков (выбор образовательного профиля),
▪ изучение удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
▪ изучение психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования.
Консультативная работа:
– консультирование подростков по результатам диагностики и проблемам межличностного взаимодействия;
▪ консультирование родителей и педагогов по актуальным проблемам развития подростов;
▪ психологическое консультирование по профессиональным вопросам;
Коррекционная и тренинговая работа:
▪ реализация программ по профилактике вредных привычек,
▪ реализация программ по профилактике асоциального поведения подростков,
– тренинг профессионального самоопределения подростков;
▪ тренинг для педагогов, направленный на создание благоприятного психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования;
Просвещение:
– родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у подростков, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, особенностям общения и дружбы;
▪ семинары для педагогов по вопросам современного воспитания.
Профилактика:
– обучение подростков по программам управления стрессом при критических инцидентах, проведение обучающих семинаров для педагогов и родителей;
– профилактика и разрешение конфликтных ситуаций;
– профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
▪ профилактика подростковой наркозависимости.
Выявление и поддержка одаренных детей является важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в МБУДО «Центр детского технического творчества». Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:
— разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
— формирование адекватной самооценки;
— охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
— развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ.
У педагога-психолога 36 – часовая рабочая неделя; из этих часов.
18 часов предусмотрено использовать на индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную, развивающую работу с обучающимися.
18 часов – на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, обработку, анализ, обобщение, комментарий полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и воспитателями, заполнение аналитической и отчетной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование и др.
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно на рабочем месте (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности.
Виды работ | I | II | ||
Время, затраченное на один прием (мероприятие) | На месяц | Время, затраченное на подготовку или анализ одного приема (меропр-ия) | На месяц | |
Индивидуальное психологическое обследование | 1 -1,5 часа | 15 часов | 0,5 – 1 час | 10 часов |
Групповое психологическое (скрининговое) обследование | 1 – 1,5 часа | 3 часа | 3 – 3,5 часа | 7 часов |
Индивидуальная консультация | 1- 1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие | 0,5-1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Групповое развивающее и коррекционное занятие | 1-1,5 часа | 20 час | 1 час | 20 часов |
Просветительская работа | 0,5-1,5 часа | 4 часа | 0,5 часа | 2 часа |
Экспертная работа | 2,5-3 часа | 3 часа | 2 часа | |
Организационно-методическая работа | 7 часов в неделю | 28 часов | ||
ВСЕГО | 75 часов | 75 часов |
Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.
Для работы педагога-психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Оформление и содержание кабинета оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Педагог-психолог, работающий в образовательном учреждении, ведет учет проводимой работы и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности.
Источник