Психологическое сопровождение творческого развития ребенка
Приложение.
Праздник для детей старшего дошкольного возраста
« В гостях у народных умельцев»
Утром ребята находят в группе письмо от Петрушки: «Дорогие ребята! Я получил письмо от жителей Цветочного города. Им нужна наша помощь. Буду ждать вас в вашей сказочной театральной студии. Ваш Петрушка.»
Воспитатель: – Ребята! Какое странное письмо. Надо пойти в гости к Петрушке и узнать, что же случилось в Цветочном городе?!
После завтрака дети идут в театральную студию. Там их встречает Петрушка (кукла би-бабо):
– Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
Воспитатель с детьми здороваются с Петрушкой.
Воспитатель: – Петрушка, поскорее расскажи, что случилось, мы все очень волнуемся!»
Петрушка (достает письмо и читает): – «Дорогой Петрушка! В нашем городе произошло несчастье. Злая помеха-неумеха перемешала все краски, смыла все рисунки, и теперь наши улицы стали совсем некрасивыми, дома – невеселыми, а все жители Цветочного города совсем грустными.
Милый Петрушка, помоги! Нарисуй, какими цветами можно украсить наши улицы. Помнишь, они назывались: «Городецкая», «Хохломская», а может есть и другие названия. Напиши нам. Твои друзья из Цвеиточного города.»
Петрушка (обращается к детям): – Ребята! Помогите мне, пожалуйста, расскажите, какие цветы должны быть на Хохломской улице, а какие на Городецкой?
Воспитатель: – Не волнуйся, Петрушка, мы не только расскажем и покажем цветы, но и сами нарисуем их, а ты отправишь эти рисунки жителям Цветочного города.
Воспитатель предлагает детям пройти в изостудию, рассмотреть выставленные здесь изделия народного декоративно-прикладного искусства, а затем вспомнить и рассказать, что они знают о каждом, из представленных на выставке, видов художественной росписи.
Затем объединяет рассказы детей своим заключением с одновременным просмотром компьютерной презентации каждого вида художественной росписи.
Воспитатель: – Да, в Городецкой росписи изображают бутоны, птиц, лошадей. Краски яркие –синие, зеленые, красные и желтые. Обязательно делают оживку – оживляют рисунок.
А вот – золотая хохлома. Хохломские мастера видели красоту родной природы и замечали красоту даже травы – она очень хорошо смотрелась на черном фоне – эта золотая травка. В узоре изображали ягоды, цветы. Рисовали на желтом и черном фоне.
Глядя на Гжельскую посуду даже глаза разбегаются – как она хорошо. Всего две краски – голубая и белая, а какая чудесная получается посуда!
Воспитатель предлагает всем желающим детям подняться в художественную мастерскую и выполнить рисунки для жителей Цветочного города.
Дети переходят из театральной студии в музыкальный зал, который представляет собой «Художественную мастерскую». Трудятся в ней «народные умельцы» – ребята, посещающие изостудию, расписывают посуду, украшают глиняные дымковские игрушки.
Ребят встречают четыре девочки, олицетворяющие Гжельскую, Хохломскую, Городецкую и Дымковскую роспись.
Девочка- Гжель: – День добрый, гости дорогие! Милости просим к нам в гости! Будем петь мы здесь, плясать, гостей добрых потешать и помогать вам рисовать!
Девочка-Хохлома: – Приглашаем вас в путешествие по старинным русским городам – Семеново, Гжель, Городец и в знаменитую деревню Дымково.
Девочка-Дымка: – Приглашаем вас послушать, о мастерстве простых людей, знаменитых на весь мир своими художественными промыслами.
Вместе говорят: «В добрый путь!», кланяются русским поклоном и садятся к детям. В центре остается девочка-Городец, которая начинает свой рассказ.
Девочка-Городец: – Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не украшалось с такой любовью, как прялка. В Городце рисовали прялки знаменитые на всю Россию. О труде пряхи народ создавал песни, слагал стихи, сочинял танцы.
Сейчас подружек позову,
Хоровод свой заведу….
Девочки исполняют хоровод « Позолоченная прялица »
( После танца, по желанию, девочки садятся за столы и начинают расписывать городецкой росписью подготовленные кухонные дощечки.)
В это время в центр выходит девочка – Хохлома, в руках она держит хохломской ковш и бочонок.
Девочка-Хохлома: – А мои изделия из знаменитого города Семеново.
Бочонок солнечный весьма,
На нем цветы и земляника –
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика!
Придет студеная зима,
И снег закрутит буйный ветер,
Но солнечная Хохлома
Всегда напомнит нам о лете.
Затем она садится за столик и расписывает подготовленные бумажные затонированные силуэты посуды. К ней присоединяются все желающие ребята.
Исполняется танец с хохломскими ложками
под мелодию русской народной песни «Коробейники» (костюмы детей расписаны хохломской росписью).
В конце танца в зал входит Коробейник.
Коробейник: – Как вы весело плясали,
А меня вы здесь не ждали?
Воспитатель: – Здравствуй, милый человек! Проходи, покажи свой товар!
В это время выбегают скоморохи, подбегают к коробейнику и разбрасывают из его короба все цветные платочки.
Коробейник: – Ой, горе-то, беда!
Ну-ка, молодцы, сюда!
Кто быстрей все соберет –
Счастлив будет целый год!
Игра с платочками (повторяется 2-3 раза).
Коробейник: – Ишь, какие сорванцы,
Скоморохи-удальцы!
Выходит девочка-Гжель и обращается к Коробейнику: «Ах, Коробейник, не обижайся на них! У скоморохов только шутки н6а уме. Лучше пройдем рядком, потолкуем ладком…»
Коробейник: – Хорошо, я похожу, да на всех здесь погляжу… (ходит между столиками, за которыми рисуют ребята. Рассматривает их работы).
Коробейник (восклицает): – Ой, смотрите
Здесь рисуют девицы
Белые картинки
Голубой узор на них
Словно паутинка.
Исполняется танец гжельских красавиц.
После танца в центр выходит девочка-Дымка.
Девочка-Дымка: – А я живу в сказочной, волшебной стране необычных игрушек. Чтобы к нам попасть, надо сказать волшебные слова, а для этого вы сами должны догадаться, куда нам надо отправиться.
Воспитатель предлагает детям встать и сказать волшебные слова:
– Раз, два, три, четыре, пять –
Нам бы в Дымково попасть.
Кружатся вокруг себя и садятся. Раздается музыка, в зал входят дымковские игрушки.
Дымковские игрушки: – Вы без нас тут не скучали?
Где здесь грусть и где печали?
Дети: – Мы печаль всю вымели, вымели,
За окошко кинули, кинули!
Девочка-дымка (проходя между игрушками): – Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Дымковские игрушки: – Подошел веселый час-
Танцы русские у нас!
Исполняется танец дымковских игрушек.
Воспитатель: – Сколько удивительных гостей пришло к нам на праздник, а как же наши художники? Не забыли они про Петрушку и его просьбу, нарисовали самые разные сказочные узоры.
Показывает 3-4 работы, затем приглашает всех ребят посмотреть работы детей-«художников».
Воспитатель: – Встаньте, дети, тихо-тихо,
В детский сад к нам труд пришел,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном
К нам пришло волшебство…
Не спугнуть бы нам его.
– Я думаю, что всем жителям Цветочного города очень понравятся эти сказочные узоры, чудесные цветы и на улицах Цветочного города опять воцарит Красота! Сейчас мы пойдем в группу и отправим вместе с Петрушкой письмо с рисунками для жителей Цветочного города. Давайте попрощаемся с нашими народными умельцами, с теми, чьи руки подарили нам такую красоту.
Наш праздник веселый удался на славу!
Я думаю, всем он пришелся по нраву.
Прощайте, прощайте – все счастливы будьте!
Здоровы, красивы и нас не забудьте!
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение МБУДО «Центр детского технического творчества» г. Белгорода
Деятельность учреждения дополнительного образования детей – это согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, методической, управленческой, обслуживающей и др.), осуществляемой субъектами, входящими в структуру конкретного учреждения.
Своеобразие дополнительного образования заключается в «добровольном, целенаправленном использовании ребенком свободного времени для полного развития своих потенциальных возможностей, в вариативности образовательных областей, видов деятельности, обучающих и развивающих программ. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие». А. Г. Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России и подчеркивает, что это – «вариативное образование, в основе которого лежат идеи педагогики развития».
Исходя из исследований в области педагогики дополнительного образования детей, можно констатировать, что изменения социально-экономических условий жизни и деятельности российских граждан изменяют интересы, потребности и ориентации детей и родителей определяют содержательные приоритеты и функциональную направленность дополнительного образования детей. Вовлечение ребенка в изучение основ знаний из разных областей деятельности общества способствует его социальной ориентации и адаптации, формированию осознанного выбора будущей профессии, удовлетворению широких познавательных потребностей. В то же время, предоставляя каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности, учебного заведения и педагога, дополнительное образование создает условия для становления и развития творческой личности, имеющей сформированную систему социально-значимых ценностей, способной к постоянному самосовершенствованию.
С возрастанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности.
Особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования обуславливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, которая заключается в необходимости: владения организацией иного (отличного от общего образования) способа познания окружающего мира; осуществление интегративных функций, обусловленных сущностью дополнительного образования, в соответствии с многообразием его конкретно-практических целей; опыта адаптации к меняющимся потребностям и запросам детей, семьи, социума; создание условий для свободного развития личности ребенка, принятия его как индивидуальности; компенсации отсутствующих в основном образовании развивающих видов деятельности (ценностно-ориентированной, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической, спортивной и других интересующих детей областей науки и деятельности), опираясь на склонности, личностные и возрастные особенности детей, гарантируя каждому ребенку ситуацию успеха; содействия ребенку в выборе индивидуальной образовательной траектории; расширение диапазона удовлетворения творческих и познавательных потребностей ребенка; использование более широкого спектра форм и методов организации учебно-воспитательного процесса; необходимость создания научно-обоснованной, социально и экономически целесообразной, психологически и педагогически эффективной системы подготовки учащихся к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности; способствования социализации ребенка путем введения его в постоянно расширяющийся круг социального общения и взаимодействия; прогнозирования промежуточных и конечных результатов воспитания в целом и воспитательного воздействия на ребенка и детский коллектив в частности; изучение индивидуальных особенностей детей и учет их в повседневной деятельности; влияние на мотивационную сферу ребенка; использование силы общественного мнения, традиций и настроения детского коллектива и другие.
Осуществление деятельности педагога дополнительного образования обусловливается уровнем профессионального сознания педагога, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой.
Профессиональная ориентация педагогов дополнительного образования должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие её профессиональных возможностей, формирование профессиональной и личностной мобильности. Для оптимизации проблемы профессиональной самореализации педагогов дополнительного образования большое значение имеет изучение эффективности учебного процесса, которое осуществляется посредством педагогического мониторинга образовательной деятельности педагога дополнительного образования. Это позволяет оценить уровень освоения избранной профессии и педагогического мастерства педагога дополнительного образования, представляющего собой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности и развитию педагогических способностей которые указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.
Полноценное развитие обучающегося на всех ступенях жизни складывается из двух составляющих:
– реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
– реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.
Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому обучающемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым обучающимся.
Задачами деятельности педагога-психолога в Центре являются:
– оказание психологической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;
– создание атмосферы безопасности и доверия в системе педагог – ребенок – родитель;
– способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.
– развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Деятельность Центра непосредственно связана со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, администрацией и осуществляется в свободное время.
Это:
– развитие творческого потенциала,
– социализация,
– выявление способностей, художественных и интеллектуальных талантов,
– успешная социальная адаптация,
– расширение общего кругозора,
– возможность раннего профессионального самоопределения.
Педагог – психолог осуществляет свою работу по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительское, коррекционное, профилактическое. Каждое направление включено в единый процесс сопровождения и имеет свою специфику.
Так же, как и в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования особое внимание уделяется психологическому просвещению и профилактике различных видов зависимостей, асоциального и девиантного поведения.
Основные направления работы педагога-психолога Центра с детьми младшего школьного возраста:
Диагностическая работа:
– диагностика социальной адаптации детей в учреждении дополнительного образования;
– диагностика детей групп риска;
– изучение удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
– изучение психологического климата в коллективе Центра.
Консультативная работа:
– консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики и реализации коррекционных программ работы с детьми;
▪ консультирование родителей по актуальным проблемам развития ребенка;
▪ психологическое консультирование по профессиональным вопросам.
Коррекционная и тренинговая работа:
▪ коррекция социальной дезадаптации детей;
▪ реализация программ по профилактике вредных привычек,
▪ реализация программ по профилактике асоциального поведения детей,
▪ тренинг для педагогов, направленный на создание благоприятного психологического климата в коллективе Центра;
Просвещение:
▪ родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми;
▪ обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами.
Профилактика:
– профилактика и разрешение конфликтных ситуаций;
– профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
– семинары для педагогов по профилактике дезадаптации ребенка в учреждении дополнительного образования.
Направления работы педагога-психолога Центра с детьми подросткового и раннего юношеского возраста:
Диагностическая работа:
▪ диагностика подростков групп риска;
▪ диагностика профессиональной направленности подростков (выбор образовательного профиля),
▪ изучение удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
▪ изучение психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования.
Консультативная работа:
– консультирование подростков по результатам диагностики и проблемам межличностного взаимодействия;
▪ консультирование родителей и педагогов по актуальным проблемам развития подростов;
▪ психологическое консультирование по профессиональным вопросам;
Коррекционная и тренинговая работа:
▪ реализация программ по профилактике вредных привычек,
▪ реализация программ по профилактике асоциального поведения подростков,
– тренинг профессионального самоопределения подростков;
▪ тренинг для педагогов, направленный на создание благоприятного психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования;
Просвещение:
– родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у подростков, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, особенностям общения и дружбы;
▪ семинары для педагогов по вопросам современного воспитания.
Профилактика:
– обучение подростков по программам управления стрессом при критических инцидентах, проведение обучающих семинаров для педагогов и родителей;
– профилактика и разрешение конфликтных ситуаций;
– профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
▪ профилактика подростковой наркозависимости.
Выявление и поддержка одаренных детей является важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в МБУДО «Центр детского технического творчества». Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:
— разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
— формирование адекватной самооценки;
— охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
— развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ.
У педагога-психолога 36 – часовая рабочая неделя; из этих часов.
18 часов предусмотрено использовать на индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную, развивающую работу с обучающимися.
18 часов – на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, обработку, анализ, обобщение, комментарий полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и воспитателями, заполнение аналитической и отчетной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование и др.
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно на рабочем месте (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности.
Виды работ | I | II | ||
Время, затраченное на один прием (мероприятие) | На месяц | Время, затраченное на подготовку или анализ одного приема (меропр-ия) | На месяц | |
Индивидуальное психологическое обследование | 1 -1,5 часа | 15 часов | 0,5 – 1 час | 10 часов |
Групповое психологическое (скрининговое) обследование | 1 – 1,5 часа | 3 часа | 3 – 3,5 часа | 7 часов |
Индивидуальная консультация | 1- 1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие | 0,5-1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Групповое развивающее и коррекционное занятие | 1-1,5 часа | 20 час | 1 час | 20 часов |
Просветительская работа | 0,5-1,5 часа | 4 часа | 0,5 часа | 2 часа |
Экспертная работа | 2,5-3 часа | 3 часа | 2 часа | |
Организационно-методическая работа | 7 часов в неделю | 28 часов | ||
ВСЕГО | 75 часов | 75 часов |
Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.
Для работы педагога-психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Оформление и содержание кабинета оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Педагог-психолог, работающий в образовательном учреждении, ведет учет проводимой работы и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности.
Источник