Психологическое сопровождение ребенка с нарушенным развитием
Психологическая служба детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционными занятиями.
Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит от воздействия социальнопсихологической среды, окружающей ребенка или подростка с проблемами в развитии.
Это воздействие успешно достигается с помощью психологического сопровождения, которое интенсивно внедряется в систему психологической службы в последнее десятилетие (Барднер, Ромазан, Череднякова, 1993; Битянова, 1997; Галияхметов; Лихтарников, 1998 и др.).
В словаре русского языка «сопровождать» означает — «идти, ехать вместе с кемлибо в качестве спутника или провожатого».
В дословном переводе сопровождение означает содействие. М. Р. Битянова, анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога, рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, создающей социальнопсихологические условия для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение автор рассматривает как метод и идеологию работы школьного психолога. Цель сопровождения, по мнению автора,— это создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» (1997, с. 21), т. е. активное направленное воздействие психолога на социальные условия, в которых живет ребенок.
Рассмотренные автором задачи сопровождения здоровых школьников, несомненно, имеют важное практическое значение, однако содержательная направленность и задачи психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии существенно отличаются от задач психологического сопровождения здорового ребенка.
Мы считаем, что психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии — это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клиникопсихологических, психологопедагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение, учреждение собеса и т. п.).
Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолога, куда включены пять взаимосвязанных компонентов:
§ систематическое отслеживание клиникопсихологического и психологопедагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
§ создание социальнопсихологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
§ систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
§ систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;
§ организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и физических возможностей.
Отслеживание психологического статуса ребенка является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка (психолога, педагогадефектолога, врачапсихиатра или врачаневропатолога). Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
1) Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
2) Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения.
3) Подготовка необходимой документации.
4) Составление графика работы.
Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка.
Во время ориентировогного этапа:
§ 1 устанавливается контакт с родителями и родственниками ребенка;
§ 2 устанавливается контакт с группой, которую посещает ребенок, а если это школа или детский сад, то с классным руководителем или воспитателями;
§ 3 происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
§ 4 совместно обсуждаются с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка.
На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи.
1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.
2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.
3. Просвещение и консультирование педагогов, педагоговдефектологов и других специалистов, работающих с ребенком.
На заклюгительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).
Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения мы советуем вести соответствующую документацию. Некоторые авторы предлагают заключение договора между специалистами, что, на наш взгляд, является позитивным началом. Опыт нашей работы показывает целесообразность ведения дневника по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Дневник обязательно должен храниться у психолога.
Психологическое сопровождение должно осуществляться постоянным (семейным) психологом. Если ребенок обучается в специальной школе, то это осуществляет школьный психолог, если ребенок не обучается и воспитывается в домашних условиях, то сопровождать ребенка должен психолог диспансера или поликлиники, к которым ребенок прикреплен.
Date: 2015-09-17; view: 612; Нарушение авторских прав
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа с углубленным изучением английского языка № 1374”
Статья на тему:
«Психологическое сопровождение детей
с особенностями развития»
Автор работы: Мачурина Татьяна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: ГБОУ Школа №1374
г.Москва 2015
Цель: изучение особенностей психологического сопровождения детей с особенностями развития.
Задачи:
1. Подробно рассмотреть содержание понятия «особенность развития».
2. Исследовать особенности работы психолога по каждому фактору.
По данным за 1981-1992 годы общий процент детей-школьников, страдающих грубыми речевыми нарушениями (ОНР, дисграфия, дислексия) составлял от 3 до 5%. На сегодняшний день процент подобных нарушений составляет примерно 37-40% от общего числа обучающегося контингента школы.
В настоящее время детей с особенностями развития становится в школах всё больше. Данные статистики неутешительны: с каждым годом процент детей с диагнозами ОВЗ, ОНР, ЗПР, СДВГ и нарушениями аутистического спектра возрастает. Специальные коррекционные образовательные учреждения закрываются, в школы приходит новое веяние – инклюзивное образование, подразумевающее под собой перестройку прежней образовательной системы с учётом особенностей и возможностей обучения детей с особенностями развития в среде общего среднего образования. При этом специалистов, которые могли бы взять на себя ответственность за воспитание и развитие детей с особенностями в обычных школах до сих пор единицы.
Традиционно роли учителей-наставников для детей с особенностями развития выполняют педагог-психолог и педагог-логопед. Так как работа педагога-логопеда сводится к коррекции и развитию правильного звукопроизношения, а также к коррекции письменной речи, остановимся на деятельности педагога-психолога.
Прежде всего, следует определиться, что подразумевает само понятие «дети с особенностями развития». Мы понимаем под этим термином ряд эмоционально-волевых, поведенческих и познавательных феноменов в психической сфере ребёнка, которые могут препятствовать его умственному развитию, социализации и, в конце концов, гармоничному развитию его личности. Остановимся подробнее на каждом из них.
1. Эмоционально-волевые и поведенческие нарушения.
1.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – проявляется повышенной активностью, трудностью концентрации внимания, неуправляемой импульсивностью. Дети с диагнозом СДВГ гиперподвижны, рассеянны и капризны. Как правило, такие дети агрессивны, драчливы и очень обидчивы. Они плохо учатся, потому, что не могут сосредотачивать внимание, постоянно отвлекаются, ходят по классу во время урока (иногда лежат на полу, отказываясь выполнять задание), раскидывают повсюду свои вещи, мешают одноклассникам. Им свойственен ряд психофизиологических особенностей, таких как: высокий мышечный тонус, повышенное артериальное давление, учащённое сердцебиение. Дети с СДВГ неохотно ложатся спать, а утром долго не могут проснуться, чтобы идти в школу. Родители отзываются о них, как о «непослушных и неуправляемых», учителя – как о «ленивых, избалованных и неряшливых». Этиология данного заболевания до конца не ясна; на сегодняшний день ведущую роль в возникновении и развитии синдрома СДВГ играют биологические и генетические факторы.
Психологическая коррекция.
В данном случае эффективная коррекция возможна лишь при сочетании медикаментозной и психологической терапии. Работа психолога должна быть направлена на коррекцию эмоционального состояния посредством специализированных расслабляющих методик, а также на развитие навыков самоконтроля, эмоционального интеллекта. Наиболее эффективна индивидуальная психологическая работа с применением техник арт-терапии, песочной терапии, терапии лепкой (глина, пластилин).
1.2. Неврозы, фобические расстройства – проявляются не только повышенным уровнем тревожности, но и соматическими проявлениями: нервные тики, тремор рук, заикание и логоневрозы, энурез. Эти дети крайне впечатлительны и ранимы, с раннего возраста пугливы и застенчивы, долго помнят обиды и свои неудачи, у них заниженная самооценка, доминирует мотивация избегания неудачи. Их отличает обострённое чувство вины, сильная мнительность, неуверенность в себе. У этих детей, как правило, очень мало друзей (или отсутствуют вовсе); они постоянно стремятся к уединению, тишине и спокойствию. Любое непредвиденное событие, нестандартное учебное задание или простой переход к изучению новой темы на уроке являются для них стрессовым фактором, вызывающим повышенное напряжение нервной системы. При сильном стрессе (например, перед экзаменами), обучающиеся с подобными расстройствами теряют сон, аппетит; у них постепенно начинают давать о себе знать соматические проявления психологических проблем: рвота, понос, боли в животе, головокружения, обмороки, экземы, аллергии и так далее. Дети с тревожными расстройствами истощаемы, им трудно сосредотачивать внимание (постоянно отвлекаются на посторонние стимулы, волнующие мысли, на часто не имеющие места в реальности события). При этом они могут хорошо учиться (так как постоянно опасаются неудачи, боятся быть осмеянными одноклассниками, учителем). Эти дети часто болеют, у них хронически пониженное артериальное давление, они постоянно мёрзнут (у них всегда ледяные руки и ноги). У ребят хрупкое телосложение, бледные кожные покровы, повышенный мышечный тонус. Даже при беглом взгляде на этих детей создаётся впечатление, что они постоянно держат себя «в ежовых рукавицах». Как правило, в семьях детей с тревожно-фобическими нарушениями властная гиперопекающая мать доминирует над безвольным отцом; ещё один вариант подобной патологической семьи – та, в которой один из родителей (обычно, отец) привержен какой-либо аддикции (наркоман, алкоголик). Наиболее опасным исходом при отсутствии психологического сопровождения является постепенное развитие у тревожного ребёнка депрессии.
Психологическая коррекция.
В данном случае необходимо корректировать эмоциональный фон ребёнка, проработать его внутренние страхи и конфликты. Необходимо развивать эффективные копинг-стратегии, обучать навыкам совладания со стрессом. Наиболее эффективна в данном случае индивидуальная работа с применением арт-техники, терапии тёплым песком, терапии лепкой (глина, пластилин). Работа должна проводиться строго по расписанию в назначенные дни, в спокойной, расслабляющей обстановке. Активная работа должна вестись и с семьёй ребёнка.
1.3. Агрессивное поведение – данный аспект часто выступает в структуре других нарушений, к примеру, СДВГ, но, в связи с распространённостью данного симптома в школе, мы его выделим отдельным пунктом. При этом следует подчеркнуть, что единичные случаи вспышки агрессии, несколько драк или слишком эмоциональная речь ребёнка вовсе не являются подтверждением наличия у него агрессивного поведения. Данное понятие включает в себя ряд специфических особенностей, среди которых: сниженный уровень самоконтроля, неадекватно завышенная самооценка (соответственно, неадекватно завышенный уровень притязаний), полное отсутствие (или существенно сниженный уровень), рефлексии, эмпатии и сопереживания другому человеку, отношение к другим людям как к объекту для удовлетворения своих потребностей, доминирование телесных потребностей над духовными, огромная жажда власти, признания; стремление подчинить себе другого человека любой ценой. Этих детей отличает повышенное артериальное давление, красноватое лицо, высокий мышечный тонус, крепкое телосложение. Они сильны физически, но учатся неважно (учение не представляет для них интереса). Самое опасное заключается в том, что эти дети получают психологическое удовольствие от боли другого человека (чему мы практически ежедневно становимся свидетелями, когда подростки избивают и мучают своих одноклассников, а затем публикуют записи в социальных сетях). Дети с подобными нарушениями вырастают, как правило, в неполных семьях или в семьях, в которых практикуется рукоприкладство.
Психологическая коррекция.
В данном случае наиболее эффективной будет групповая терапевтическая работа с применением техник проигрывания ролей. Необходимо развивать дефицитарные навыки – рефлексию, эмпатию, способность сопереживать другому человеку. Ребёнка необходимо обучать навыкам самоконтроля, эффективным способам коммуникации с окружающим миром. Необходимо дать возможность отреагировать свою агрессию в социально-приемлемом ключе. Крайне важна работа с родителями агрессивного ребёнка или подростка.
1.4. Расстройства аутистического спектра – неврологическое заболевание, характеризующееся, прежде всего, дефицитом социальных навыков и потребности во взаимодействии с окружающими людьми. Дети с подобным диагнозом живут «в своём мире» и далеки от мира реального. Им трудно учиться, особенно потому, что приходится контактировать с другими людьми, а для них это трудно. Нередко их отличают уникальные способности в точных науках, как правило, в математике. Как для детей с тревожно-фобическими расстройствами, так и для детей с диагнозом «аутизм» необходим чёткий режим и распорядок дня. Этих детей отличает пониженный мышечный тонус, рассеянное внимание. На сегодняшний день в этиологии расстройств аутистического спектра доминирующую роль оставляют за генетическими и биологическими факторами.
Психологическая коррекция.
В данном случае работа должна вестись индивидуально в строго ограниченное время и в комфортной для ребёнка обстановке. Работа должна быть направлена на развитие способности к взаимодействию с окружающими людьми, развитие познавательного интереса к миру.
2. Нарушения в познавательной сфере.
2.1. ОНР – общее недоразвитие речи. Сочетается, как правило, с различными видами грубых нарушений речи с фонематической и смысловой стороны. Диагноз ОНР часто встречается в сочетании с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР) и характеризуется низким уровнем основных мыслительным операций (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования).
В последнее время ОНР диагностируется больше, чем у половины первоклассников. Без специальной логопедической и психологической коррекции диагноз ОНР оказывает существенное негативное влияние на качество получаемых ребёнком знаний, мешает усваивать учебный материал, затрудняет формирование учебной мотивации.
2.2. ЗПР – задержка психического развития. Характеризуется нарушением нормального темпа психического развития, таким образом, что отдельные психические функции (память, внимание, мышление, речь, восприятие) отстают в своём становлении от принятых для данного возраста норм. Если вовремя не поставить диагноз и не назначить программу коррекции ЗПР, ребёнок к 7-ми годам может оказаться абсолютно не готовым к школьному обучению. Образование будет даваться с трудом, учение превратиться в испытание, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Кроме того, не выправленное в своё время ЗПР, как и ОНР (с которым они, как правило, сочетаются), накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека, снижая её качество и возможности индивида к умственной деятельности. Следует подчеркнуть, что при грамотной работе специалистов с данной проблемой возможно существенное ускорение темпа психического развития и корректировка дефицитарных функций.
2.3. ЗРР – задержка речевого развития. В данном случае дефицитарной оказывается только речевая функция при сохранности умственных и психических способностей. Соответственно, работа должна быть направленная непосредственно на сниженную психическую функцию – речь.
Психологическая коррекция.
Работа психолога при коррекции ОНР, ЗПР и ЗРР заключается в развитии дефицитарных познавательных функций (памяти, внимания, мышления, речи, восприятия). Для данной работы применяется ряд стандартизированных методик и упражнений: «Исключение лишнего», «Четвёртый – лишний», «Классификация», «Сравнение понятий», «Назови одним словом», «Сапожки», «Фигуры», «Образец и правило», «Пиктограммы», «Пословицы и поговорки», «Обратный счёт» – для развития мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования; «Корректурная проба», «Составь предложение», «Найди ошибку», «Найди слово», «Домик», «Узоры», «Графический диктант» – для развития произвольного внимания; «Десять слов», «Пиктограммы», «Пересказ» – развитие кратковременной и долговременной памяти; «Пересказ», «Составь рассказ», «Придумай сказку» – развитие речи, обогащение словарного запаса. Следует отметить, что психологическая коррекция и развитие дефицитарных познавательных функций существенным образом улучшает процесс обучения ребёнка, и, соответственно, снижает уровень стресса на уроке.
В заключении остаётся добавить лишь то, что работа с детьми с особенностями развития оказывается наиболее эффективной лишь в том случае, если в процесс включены все школьные специалисты (психолог, логопед, дефектолог), а также классный руководитель и родители этих детей.
Источник