Психологическое сопровождение ребенка с нарушениями в развития

Психологическая служба детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционными занятиями.

Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит от воздействия социальнопсихологической среды, окружающей ребенка или подростка с проблемами в развитии.

Это воздействие успешно достигается с помощью психологического сопровождения, которое интенсивно внедряется в систему психологической службы в последнее десятилетие (Барднер, Ромазан, Череднякова, 1993; Битянова, 1997; Галияхметов; Лихтарников, 1998 и др.).

В словаре русского языка «сопровождать» означает — «идти, ехать вместе с кемлибо в качестве спутника или провожатого».

В дословном переводе сопровождение означает содействие. М. Р. Битянова, анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога, рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, создающей социальнопсихологические условия для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение автор рассматривает как метод и идеологию работы школьного психолога. Цель сопровождения, по мнению автора,— это создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» (1997, с. 21), т. е. активное направленное воздействие психолога на социальные условия, в которых живет ребенок.

Рассмотренные автором задачи сопровождения здоровых школьников, несомненно, имеют важное практическое значение, однако содержательная направленность и задачи психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии существенно отличаются от задач психологического сопровождения здорового ребенка.

Мы считаем, что психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии — это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клиникопсихологических, психологопедагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение, учреждение собеса и т. п.).

Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолога, куда включены пять взаимосвязанных компонентов:

§ систематическое отслеживание клиникопсихологического и психологопедагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

§ создание социальнопсихологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;

§ систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

§ систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;

§ организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и физических возможностей.

Отслеживание психологического статуса ребенка является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка (психолога, педагогадефектолога, врачапсихиатра или врачаневропатолога). Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.

Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:

1) Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

2) Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения.

3) Подготовка необходимой документации.

4) Составление графика работы.

Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка.

Во время ориентировогного этапа:

§ 1 устанавливается контакт с родителями и родственниками ребенка;

§ 2 устанавливается контакт с группой, которую посещает ребенок, а если это школа или детский сад, то с классным руководителем или воспитателями;

§ 3 происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;

§ 4 совместно обсуждаются с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка.

На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.

Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи.

1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.

2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.

3. Просвещение и консультирование педагогов, педагоговдефектологов и других специалистов, работающих с ребенком.

На заклюгительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).

Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения мы советуем вести соответствующую документацию. Некоторые авторы предлагают заключение договора между специалистами, что, на наш взгляд, является позитивным началом. Опыт нашей работы показывает целесообразность ведения дневника по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Дневник обязательно должен храниться у психолога.

Психологическое сопровождение должно осуществляться постоянным (семейным) психологом. Если ребенок обучается в специальной школе, то это осуществляет школьный психолог, если ребенок не обучается и воспитывается в домашних условиях, то сопровождать ребенка должен психолог диспансера или поликлиники, к которым ребенок прикреплен.

Date: 2015-09-17; view: 681; Нарушение авторских прав

Источник

Мед. психолог ООПНД
Тиманькова Е.С.
Орловский областной психоневрологический диспансер

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно. Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психологическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

В наши дни психологическая помощь детям и подросткам с нарушением в развитии рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.

Читайте также:  Первые месяцы жизни ребенка уход и развитие видео

Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:

Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.

Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии – это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т. п.)

В областной психоневрологическом диспансере был апробирован опыт введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады. С этой целью были подобраны дети в возрасте 7-12 лет, с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью, обучающихся психологическим недоразвитием, обучающихся во вспомогательной школе №14 г. Орла.

На подготовительном этапе устанавливался контакт и обмен информацией между участниками полипрофессиональной бригады, с целью отслеживания психологического статуса ребенка:

  • Медицинский психолог ООПНД, ведущей группы
  • Участковый врач-психиатр (о получаемом лечении, история развития ребенка);
  • Родители (стиль семейного воспитания, отношения к болезни, этапы развития ребенка);
  • Педагог-дефектолог (успешность овладения образовательной программой, социальный статус ребенка в группе);
  • Логопед (речевое развитие ребенка);
  • Школьный психолог (психологический портрет ребенка);
  • Социальный педагог (адаптация ребенка в социуме).

На первом и заключительном занятии в группах психологического сопровождения детей с проблемами в развитии проводилась психологическое обследование с целью отслеживания групповой динамики.

1) Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, который используется для оценки:

 – уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте 3-12 лет;

 – степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.

Степень сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур значимо коррелирует с интеллектуальными способностями (особенно невербальным интеллектом); с возникновением трудностей в обучении и проявлениями дизлексии и дизграфии.

2) Тест “Рисунок семьи” выявляет особенности внутрисемейных отношений.

Базируясь на данных психологического обследования была создана психокоррекционная программа, целью которой является развитие сенсорных координаций орального праксиса, тактильной чувствительности, пространственных представлений, развития эмоциональной сферы и познавательных процессов. Было проведено 10 занятий, продолжительность одного занятия 60-90 минут, периодичность 1 раз в неделю, наполняемость группы 7 человек. Формы работы в группе были следующие: сенсомоторная гимнастика, арттерапия, элементы музыкотерапии, метод “от простого к сложному”, тренинг общения, закрепление полученных навыков многократным повторением усвоенного материала (по развитию познавательных процессов).

Но эффективность психокоррекционной работы невозможна без психологической поддержки родителей детей с нарушениями в развитии. Основной целью которой является повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижения эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирования у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала.

Для этого проводились индивидуальные консультации, беседы с родителями о проблемах семьи, ребенка. Происходило ознакомление с результатами психологического обследования. А также родительские семинары в форме групповой дискуссии ( информированность родителей о психологических особенностях их ребенка, изменение отношения родителей к проблемам ребенка).

В качестве новой эффективной формы групповой работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, осуществлялось совместное занятие с членами клуба “Новые возможности” ООПНД. В ходе которого пациенты психодиспансера, являющимися членами клуба, показали сказку “Репка” детям, задавали вопросы. После спектакля дети и взрослые вместе фотографировались и пили чай.

В ходе опыта введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады было выявлено: положительная динамика в 53% случаев, частичная – в 37%, отсутствия динамики в 10%.

На заключительном этапе были предложены рекомендации всем участникам психологического сопровождения для дальнейшей работы с ребенком. Разработана карта социально-психологической реабилитации на каждого члена группы. Она включает в себя данные психологического обследования, план психокоррекционной работы, а также отражение каждым специалистом динамики психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка.

Таким образом, проведение психокоррекционных групп с участием полипрофессиональной бригады (врача-психиатра, логопеда, педагога-дефектолога, социального педагога, логопеда, психолога) в условиях психоневрологического диспансера является процессом эффективным и достаточно перспективным.

Источник

Данная работа написана на основании опыта
работы по психологическому сопровождению детей
с проблемами в развитии в дошкольном учреждении
МДОУ№2 “Метелица” г. Минусинска.

Необходимость поиска новых путей была
обусловлена тем, что в последнее десятилетие
остро обозначилась проблема существенного роста
детей с нарушениями в психическом и соматическом
развитии.

По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся
детей условно являются здоровыми, остальные по
своему психофизиологическому состоянию либо
занимают краевое положение между здоровьем и
болезнью, либо страдают нарушениями
психического развития.

На фоне снижения рождаемости увеличивается
число детей с нарушениями психического развития.

По данным Госкомстата РФ число детей с
умственной отсталостью увеличилось на 18% с
задержкой психического развития – на 20%.

МДОУ №2 посещают дети со следующими
показателями в развитии:

  • дети с речевой патологией (общее недоразвитие
    речи) с проявлением нарушений во всех
    компонентах
  • дети с низким уровнем развития высших
    психических функций (зпр, ммд, сдгв)
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы
    (несформированностью навыков общения,
    агрессивные, конфликтные, замкнутые,
    инфантильные и т. д. )
  • дети с повышенной невротизацией: тики, энурез,
    заикание.

Особого внимания требуют дети с задержкой
психического развития. Они испытывают трудности
как когнитивной, так и в аффективной сферах.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам на что обратить внимание

По мнению Л.С. Выгодского аффект и дефект идут
вместе.

Наличие вех этих компонентов обусловлено не
только органическими и психоневрологическими
причинами, но и неблагополучие социального
фактора, прошлого опыта детей.

Психологическая адаптация детей с задержкой
психического развития представляет собой
проблему, актуальность которой обусловлена
сегодня традиционным запросом
психолого-педагогической практики.

Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет
разработанной целостной концепции
психологической помощи детям с проблемами в
развитии данный опыт будет полезен педагогам,
психологам и студентам педагогических вузов и
колледжей.

В работе с детьми с проблемами в развитии очень
важным является комплексный системный подход,
который включает в себя согласованную работу
всех специалистов дошкольного учреждения,
воспитателей и родителей детей.

 

При разработке практической помощи детям с
проблемами в развитии мы опирались на идеи Л.С.
Выгодского, базирующиеся на оценке качественных
новообразований каждого возрастного периода,
что в итоге определило принципы научных
отечественных исследований.

Второе положение Л. С. Выгодского состоит в том,
что основные закономерности развития нормально
развивающегося ребенка сохраняют свою силу и при
аномальном развитии

Каковы же причины формирующие аномальное
развитие?

  • причины биологического характера,
    препятствующие нормальному и своевременному
    созреванию мозга;
  • общий дефицит общения с окружающими, вызывающий
    задержку в усвоении ребенком общественного
    опыта;
  • отсутствие полноценной соответствующей
    возрасту деятельности, дающей ребенку
    возможность посильного “присвоения”
    общественного опыта, своевременного
    формирования внутренних психических действий;
  • социальная депривация, припятсвующая
    своевременному психическому развитию.

В качестве основного фактора формирования ЗПР
в отечественной психологической литературе (М. И.
Буянов, К. С. Лебединская) рассматривается
семейный фактор, по существу совмещающий
биологические и психологические детерминанты.

Задержка психического развития одна из
распространенных форм психических нарушений.
ЗПР-особый тип психического развития ребенка,
характеризующийся незрелостью отдельных
психических и психомоторных функций или психики
в целом, формирующийся под влиянием
наследственных, социально-средовых и
психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с
проблемами в развитии на первое место мы ставим
не дефект, а формирование и развитие целостной
личности ребенка, способной направить свои
усилия под руководством взрослых на компенсацию
нарушений и реализацию своих потенциальных
возможностей успешного вхождения в социальную
среду.

Работа по психологическому сопровождению
детей с проблемами в развитии началась в 1997 году
в МДОУ №2 “Метелица” г. Минусинска.

Был выделен круг целевых установок, на которые
следовало получить ожидаемые положительные
результаты:

  • получить достоверные данные о психическом
    развитии ребенка (психодиагностика)
  • разработать коррекционно-развивающую
    программу, обеспечивающую оптимальные условия
    развития ребенка.
  • обеспечить контроль за динамикой развития
    ребенка и оценку эффективности системы
    психологической помощи.

Задачей первого этапа являлось получение
достоверных сведений о психическом и
интеллектуальном развитии ребенка.

Для этого нами были составлены и апробированы
протоколы психодиагностического обследования
ребенка по возрастным группам: 3-4 года, 4,5-5,5 лет и
6-7 лет.

Протоколы включают в себя комплекс
апробированных валидных методик для данного
возраста. (см. Приложение №1)

Выдвигаем гипотезу о причинах нарушений в
развитии. Формируем психологический диагноз, на
основе которого разрабатываем рекомендации
психолого-педагогической помощи детям с
проблемами в развитии для педагогов и родителей.

Основой психологической помощи ребенку можно
считать психологическую коррекцию, т. е.
направленное психологическое воздействие на
определенные психические структуры с целью
обеспечения полноценного развития и
функционирования индивида, а также компенсации
возможных дефектов.

Целью нашего коррекционного воздействия
явилось формирование навыков психологической
компенсации у детей.

В психокоррекционной работе мы опирались на
норму психического развития, которая позволяет
обосновать системный подход в практической
деятельности:

  • нейропсихологический (знание о функциональной
    организации мозга и основных принципах
    локализации функций)
  • общепсихологический (использование данных об
    основных закономерностях и механизмах
    функционирования внутреннего мира человека)
  • возрастно-психологический (позволяет
    конкретизировать общепсихологические данные)

“Любое отклонение от нормы в развитии
предполагает нарушение не только отдельной
функции. Полноценность ребенка снижается во всех
его жизненных проявлениях, в том числе и в
эмоциональной сфере, которая определяет
содержание мотивов деятельности и тем самым
регулирует его поведение” (К. С. Лебединская)

Поэтому коррекционная работа включает в себя
коррекцию не только познавательной сферы, но и
эмоционально-волевой.

Дети с проблемами в развитии подвержены
страхам, фрустрациям, они часто тревожны,
агрессивны, регидны, имеют низкую самооценку.

Для коррекции познавательной и эмоциональной
сферы нами была составлена программа для старших
дошкольников.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ (низкая успешность, страхи, тревожность)

Цель программы: помочь детям
преодолеть интеллектуальные и эмоциональные
трудности.

Предмет психокоррекции:
познавательная и эмоциональная сферы детей:

  • интеллектуальные нарушения
  • низкая познавательная активность
  • низкий уровень развития психических процессов
    (внимания, памяти, мышления, восприятия)
  • состояние психического дискомфорта
  • тревожность, страх

Объект психокоррекции: старшие
дошкольники с проблемами познавательной и
эмоциональной сферы.

Содержание программы

Программа состоит из трех блоков:

  1. Развитие познавательной сферы.
  2. Снятие состояния психологического дискомфорта.
  3. Коррекция тревожности и страхов.

Каждый блок состоит из пяти занятий,
продолжительностью 25-30 минут. Занятия проводятся
два раза в неделю и рассчитаны на два месяца.

Блок 1. Развитие познавательной сферы

Занятие 1.

Тема: Ориентировка в пространстве и во
времени.

Цель: Преодоление интеллектуальных
трудностей, развитие творческого потенциала.

1. Знакомство

2. Психогинастика: “Любопытная Варвара”

3. Игра “Путешествие по городу”

4. Упражнение “Слушаем тишину”

5. Игра “Слова-невидимки”

6. Ретуал прощания

Занятие 2.

Тема: Логическое мышление.

Цель: развитие навыков анализа и
синтеза.

Читайте также:  Методики для диагностики развития личности ребенка

1. Приветствие: Здороваемся ладошками.

2. Психогимнастика: “На двери весит замок”

3. Игра “Разложи картинки по группам”

4. Задание: “Дорисуй, чтобы получилась
картинка”

5. Игра “Что к чему подходит”

6. Упражнение “Заряд бодрости”

Занятие 3.

Тема: В лабиринтах памяти.

Цель: Развивать память и мышление
детей.

1. Приветствие: “Добрый день тебе сказали”

2. Психогимнастика: пальчиковая гимнастика.

3. Упражнение “Назови Имя”

4. Игра “Подари подарок”

5. Игра “Что пропало”

6. Прощание

Занятие 4.

Тема: Мир вокруг нас.

Цель: Расширение словарного запаса,
развитие внимания, восприятия.

1. Приветствие в образах сказочных героев

2. Психогимнастика “Комплименты”

3. Игра “Транспорт”

4. Задание “Нарисуй и зачеркни”

5. Игра “Слушай и исполняй”

6. Упражнение на релаксацию “Полет в небе”

Занятие 5.

Тема: “Поиск сокровищ”
(сюжетно-ролевая игра).

Цель: Развитие мышления, смекалки,
любознательности, умения работать в группе.

1. Отгадай ребус

2. Найди ключ от сундучка

3. Преодоление препятствий: дорисуй фигуру,
составь до из спичек, найди выход из лабиринта

4. Открой замок в двери сокровищницы

5. Нахождение сокровищ, награждение победителей

Блок 2. Снятие состояния психического
дискомфорта

Задачи:

1. Снижение эмоционального напряжения

2. Создание положительного эмоционального
настроения и атмосферы “ безопасности” в
группе.

3. Перенос положительного опыта из группы в
реальную обстановку

4. Обучение приемам ауторелаксации.

5. Психомышечная тренировка.

Занятие 1.

Тема: “Обезьянки”.

Цель: Снятие психоэмоционального
напряжения.

1. Приветствие “Подари улыбку, загляни в глаза”

2. Психогимнастика “В зоопарке”

3. Игра “Назови мое Имя”

4. Этюды “Сердитый волк”, “Храбрый заяц”

5. Игра “Охотник и тень”

6. Релаксация “В лесу”

Занятие 2.

Тема: “Театр прикосновений”.

Цель: Снятие психических зажимов,
эмоционального напряжения.

1. Психогинастика “Котята отправляются
путешествовать”

2. Этюды “Жадный пес”, “Взял Егор в углу топор”

3. Игра “Торт” (телесная терапия)

4. Упражнение “Гора с плеч” (саморасслабление)

5. Игра “Театр прикосновений” (мышечное
расслабление)

Занятие 3.

Тема: “Магазин игрушек”.

Цель: Снятие эмоционального
напряжения, обучение приемам релаксации.

1. Беседа “Любимые игрушки”

2. Игра “Миша, проснись”

3. Игра “Волшебный мешочек”

4. Этюды “Заход солнышка”, “Тучка”,
“Ванька-Встанька”

5. Упражнение “Отдохнем”

Занятие 4.

Тема: “Игры гномиков”.

Цель: формировать приемы желательного
поведения, снизить психоэмоциональное
напряжение.

1. Психогинастика “Игры гномиков”

2. этюды на выражение эмоций удовольствия,
страха, испуга, веселья, грусти: “Грустный
дедушка”, “Сытый медвежонок”, “Испуганный
заяц”, “Новая кукла”

3. Тренируем эмоции:

  • “улыбнись, как солнышко”, “как кот на
    солнышке”, нахмурься как тучка, рассерженный
    человек, злая волшебница;
  • устань: как папа после работы, человек,
    поднявший тяжелый груз.

4. Упражнение “Просыпайся третий глаз” (массаж)

5. Игра “Когда всем вело, а одному грустно”
(тренинг желательного поведения)

Занятие 5.

Тема: “Теремок”.

Цель: Снизить эмоциональное
напряжение детей, создать атмосферу
“безопасности” в группе.

1. Психогинастика “Танец зверей”

2. Игра “Мышеловка”

3. Этюды: “Мишка испугался”, “Радость после
грозы”

4. Пантомима “Кто в теремочке живет”

5. Игра “Ручеек”

6. Ритуал прощания.

Блок 3. Коррекция тревожности и
страхов

Задачи:

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Уменьшение тревожности.

3. Снятие страхов.

4. Воспитание уверенности в себе.

5. Помочь справиться с негативными
переживаниями.

Занятие 1.

Тема: “Наши страхи”.

Цель: Помочь распознать свой страх и
уменьшить его.

1. Упражнение “Дружба начинается с улыбки”

2. Игра “Мышь и мышеловка”

3. Игра “Качели”

4. Арттерапия “Нарисуй свой страх”

Занятие 2.

Тема: “Боязнь окружающего мира”.

Цель: Снять страх перед миром
взрослых, ускорить адаптацию к социуму.

1. Психогимнастика “Волк и семеро козлят

2. Этюды “Гроза”, “Крокодил”

3. Минутка шалости

4. Рисование “Кляксы”.

5. Гармоничный танец с завязанными глазами

Занятие 3.

Тема: “Я и другие”.

Цель: Помочь справиться с негативными
переживаниями, формировать уверенность в себе.

1. Приветствие “День наступает, природа
оживает… ”

2. Упражнение “Сочини историю”

3. Игра “Темнота”

4. Упражнение “Победа над страхом”

5. Игра “Искупаемся в волнах”

Занятие 4.

Тема: “Я тебя больше не боюсь”.

Цель: Снять страх, уменьшить
тревожность.

1. Приветствие “Волшебный клубочек”

2. Этюд “Остров плакс”, “Ночные страхи”

3. Игра “Поссорились два петушка”

4. Рисование на тему: “Я тебя больше не боюсь”
(беседа по рисункам)

Занятие 5.

Тема: “Фантастическая планета”.

Цель: Снизить уровень тревожности
детей.

1. Приветствие “Подари сердечко, скажи доброе
слово”

2. Игра “Царевна-Несмеяна”

3. Коллективное рисование на тему:
“Фантастическая планета” (рисуем пальчиками)

4. Беседа по рисунку

5. Ретуал прощания “Энергетический круг”

ЛИТЕРАТУРА

1. В. Б. Никишина Практическая психология в
работе с детьми задержкой психического развития.
М.: Владос, 2004.

2. Л. М. Шипицина Комплексное сопровождение
детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.

3. М. В. Ермолаева Психология развивающей и
коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж
Модек,1998.

4. Е. Л. Шепко Психодиагностика нарушений
развития у детей. Иркутск, 2000.

5. Е. Л Шепко Нарушения психического развития у
детей. Иркутск, 2004.

6. У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. Организация и
содержание специальной психологической помощи
детям с проблемами в развитию. М. : Владос, 2002.

7. Е. А. Алябьева Коррекционно-развивающие
занятия для детей старшего дошкольного возраста.
М.: Сфера , 2003.

8. Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду.
М.: Сфера, 2003.

9. Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова,
Т. А. Нилова. Азбука общения. Санкт-Петербург:
“Детство-Пресс”, 2004.

Источник