Психологическое сопровождение развития ребенка в доу

        Козинова А.П.

Целью психологического сопровождения  является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений.
Задачи

   Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, являются: профилактика, диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение.

– специально организованная деятельность детей по развитию познавательной, социальной и  эмоционально-личностной сферы;

– индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми (коррекция речи, развитие социальной и познавательной сферы);

– совместная развивающая образовательная деятельность детей с родителями.

 Психологическая диагностика.

   Диагностическое направление  включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, слуховая, зрительная память, внимание, беседа и др.), а также изучение адаптационных механизмов детей II группы раннего возраста, первые младшие группы.

I этап – Изучение степени адаптации (наблюдение) детей II группы раннего возраста (1-2 лет) первые младшие группы (2-3 лет). С вновь пришедшими детьми проводится игры с предметами, и их родителями: встречи, экскурсии, беседы с целью создания благоприятного эмоционального состояния, выявления индивидуальных особенностей поведения.

II этап – Первичная диагностика детей всех возрастных групп. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в регистрационном листе (таблице динамики развития). Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по  направлениям:

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения совместной деятельности педагогом-психологом, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное и групповое психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка. В подготовительной группе оценивается уровень  психологической готовности детей к школе.

    Все обследования проводятся с согласия родителей. Информацию о результатах и рекомендации можно получить у педагога-психолога на индивидуальной консультации.

Коррекционно-развивающее направление.

    С сентября по апрель с детьми проводится совместная деятельность в игровой форме, которая помогает ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Совместная деятельность на каждом возрастном этапе имеет определённую направленность:

    Взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе совместной деятельности  построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе совместной деятельности предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: игровые этюды, коммуникативные игры, упражнения и беседы сменяются подвижными играми, психогимнастикой и т.д..

Содержание

совместной деятельности

Цели и задачи

Контингент

Формы и методы

(приёмы)

совместной деятельности

Работа с педагогами

Взаимодействие с семьей

  1. Адаптация к МБДОУ «Детский сад №61»- развитие речевое, физическое, познавательное  

1.Диагностическая деятельность

Наблюдение –

2. Развивающая деятельность

Адаптационные игры,

Игры с предметами,

Потешки,

Пальчиковая гимнастика

-определение степени адаптации

-ведение адаптационного листа

-содействовать развитию потребности в физической активности

-развивать точные движения «тонкую моторику»

– создание условий для эмоционально-комфортного пребывания в группах детского сада

-предупреждение нарушений психофизического здоровья в период адаптации к д/с.  

-развивать у детей способность реагировать на дискомфорт, заявлять о своих нуждах

с 1 до 3 лет

Изучение степени адаптации

Наблюдение – систематическое и несистематическое

Посещение групп.

Формы и методы: игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения и создание благоприятного эмоционального состояния.

-игры на развитие умения действовать по речевой инструкции

-стимулирование к подражанию взрослого,

-игры на установление доверительного контакта.

Приёмы:

-отвлечение, утешение

– переключение

-контакт через игрушку,

 -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильный  контакт

-создание коммуникативных пауз

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар -практикум «Условия успешной адаптации».

 Консультации: «Игры в адаптационный период»

«Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ»

«Тяжелая степень адаптации» «Эффективное общение с родителями как залог успешной адаптации ребенка к ДОУ».

«Анализ адаптации за год»

Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации»

Анкетирование родителей

Консультации: «Режим дома», «Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ», «Тактильный контакт, массаж – как средство расслабления в период адаптации» «Игры с водой дома» 

Презентации:

«Адаптация»

«Ясли-это серьёзно»

Просмотр фильма «Экскурсии по саду».

Программное обеспечение

1.Лапина И.В. «Адаптация детей поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения».2009

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком период раннего детства»2008.

3.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал».2010 .

4.Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие речи детей в процессе их адаптации».

5.Севостьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ»

6.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов»2008.

 7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9.Макарычева Н.В.«Проблемы раннего возраста: диагностика, поддержка, профилактика»2005.

10.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2 Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.

  1. Нервно-психическое  развитие – познавательное, речевое, физическое

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Массаж рук,

Пальчиковая гимнастика,

Телесно-ориентированные игры.

-определить параметры  психомоторного развития

-развитие навыка двигательного подражания

-развивать умение дифференцировать движения правой и левой рукой

-развитие психомоторной координации

-способствование совершенствованию

Высшей нервной деятельности (силы уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения),

способностей своего тела к разнообразным движениям и ощущениям

с 1 до 3     лет

Посещение групп

Индивидуальная диагностика Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

Формы и методы:

-игры на развитие речи мелкой, крупной моторики, общих движений

-Игры на поиски форм, похожей на предмет, игры опознания

-игры с мелкими предметами, шнуровка.

-пальчиковая гимнастика

-игры на дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам и т.д.)

Приёмы:

-контакт через игрушку, -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильное контакт

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар-практикум:

«Динамика нервно-психического развития» «Особенности нервно-психического развития у детей 1-3 лет».

Консультации: «Профилактика детских нервозов»,

«Влияние игр на психическое развитие детей».

Выступление на родительском собрании «Особенности нервно-психического развития детей 1-3 лет».

Консультации: «Правильная игрушка», «Профилактика детских нервозов».

Программное обеспечение

1.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современного технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал»2010 .

2.Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1-3 года»2007.

Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников»2003.

3. Методика: возрастная шкала нервно-психического развития с года до трех лет/сост. Печера К.Л., Пантюхиной Г.В и т.д.

4. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012.

5. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

6.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

7.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

8.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

9.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

10. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

2007

III.Эмоциональное благополучие –речевое , физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие.

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы.

2. Развивающая деятельность

Формы:

Психогимнастика

 -игровые упражнения

-психогимнастика

-контактные и подвижные игры

-игровые этюды

-элементы арттерапии

Релаксация

– определить количественное и качественное проявление тревоги

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

агрессивного поведения

– раскрепощение и объединение детей

– развитие адекватных форм проявление эмоций «здоровье»

-разрядка агрессивных импульсов «физическое развитие»

-развитие творческой деятельности

-разрядка агрессии, страха, упрямства «физическое развитие»

-формирование навыков общения

3-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

Формы и методы:

 -игры на снятие тревожности, неуверенности, скованности, зажатости, СДВГ.

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения, эмоциональное заражение

-имитация (сказочных ролей, повадки животных),

-ролевое проигрывание,

 -тактильное контакт

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Особенности эмоций» «Особенности мотивов поведения ребенка» «СДВГ-норма и выше нормы»

Консультации: «Оздоровительные игры»

 «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком «Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми» «Взаимодействие с ребенком ОВЗ»  

Выступление на родительском собрании: «Что такое психогимнастика», «Эмоциональный мир ребенка. Темперамент»,

Консультации: «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком»

«Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми»

«Активное слушание ребенка»

Программное обеспечение:

1. Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

2. Погудкина И.С. «Работа с проблемными дошкольниками»2007.

3.Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и т.д. «Азбука общения» 2007.

4.Алябьев Е.А «Психогимнастика в детском саду»2003.

5.Арцишевская И.Л. «Работа с гиперактивными детьми в детском саду» 2013.

6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему я»2011.

7. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012

8.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

9.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

10. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

11. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007

12. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№

13.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009.

V. Психологическая готовность – физическое, речевое, позновательное, социально-личностное развитие

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  -особенности саморегуляции деятельности -особенности развития навыков общения

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Игровые упражнения,

Игровые ситуации,

Беседы,

Психогимнастика,

Пальчиковая гимнастика,

Физкультминука, Релаксация.

-изучение психических процессов, включая внимание ориентация в окружающем мире, мелкая моторика, мотивация к школе, изучение коммуникативных способностей.

Развивать психические процессы, совершенствовать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, развитие способности к согласованному взаимодействию,

Развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и наблюдательности.

5-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  

-особенности саморегуляции деятельности

-особенности развития навыков общения

Формы и методы:

– игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов (классификация, анализ, синтез, сравнение и т.д.)

 -игры на развитие коммуникативных способностей

-игровые упражнения на психологическую готовность к школьному обучению.

-игровые ситуации на эмоционально-личностное развитие, релаксация

игровые упражнения на саморегуляцию деятельности

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения и общения, эмоциональное заражение

-ролевое проигрывание,

-индивидуальный подход,

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

 «Саморегуляции деятельности» «Умение общаться и выражать свои мысли»

«Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

«Рекомендации будущим первоклассникам», «Рекомендации по развитию психических  процессов» «Особенности кризиса  7 лет» «Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Программное обеспечение:

1. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы»2010г. 2012 нов.изд.

2. Ананьева Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению»2011.

3. Севостьянова Е.О. «Хочу всё знать»2005.

4. Веракса А.Н., Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. 2012.

5.Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

6. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». 2008.

7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

10.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

11.Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.

Источник

(Слайд 1)

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

                              Душа – то, чем люди пишут                                                          стихи и чем их понимают.

                                                                                                                    /Марина Цветаева/

    В настоящее время определены Федеральные государственные  требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

(Слайд 2) Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.

Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников  в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

(Слайд 3)Исходя из этого основной  целью  психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей,             в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

  (Слайд 4)     В соответствии с поставленной целью  можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой: 

        1.  Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;         

        2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;

        3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

        4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

(Слайд 5) Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

(Слайд 6) Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ  можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

(Слайд 7) Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

– психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ,  диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе;

– коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности; 

– психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

– психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

    Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

 (Слайд 8)   Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

          Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).                        

(Слайд 9) Для обследования применяются следующие методики:

  • Ориентировочный тест определения школьной зрелости                                Керна-Йерасека;
  • Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
  • Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
  •  «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
  • Мотивационная готовность (Л.А.Венгер)  (конец года).

     Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.

  Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп  заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».

   Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся  консультации в информационные папки в каждой группе.

(Слайд 10)     Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников»  с учетом особенностей каждого возрастного этапа. (Слайд 11) Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с  водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

(Слайд 12) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: (Слайд 13)  работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).

(Слайд14) Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

(Слайд 15)   Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации  детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации  по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей  в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

    Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. (Слайд 16)  Психологическое просвещение проходит  в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.  

(Слайд 17) Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:

  • Поставленные цели и задачи реализуются
  • Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
  • Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
  • Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
  • Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

(Слайд 18) Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

(Слайд 19) И прав был В.А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(Слайд 20)

Источник