Психологическое сопровождение развития ребенка в доу
Козинова А.П.
Целью психологического сопровождения является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений.
Задачи
Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, являются: профилактика, диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение.
– специально организованная деятельность детей по развитию познавательной, социальной и эмоционально-личностной сферы;
– индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми (коррекция речи, развитие социальной и познавательной сферы);
– совместная развивающая образовательная деятельность детей с родителями.
Психологическая диагностика.
Диагностическое направление включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, слуховая, зрительная память, внимание, беседа и др.), а также изучение адаптационных механизмов детей II группы раннего возраста, первые младшие группы.
I этап – Изучение степени адаптации (наблюдение) детей II группы раннего возраста (1-2 лет) первые младшие группы (2-3 лет). С вновь пришедшими детьми проводится игры с предметами, и их родителями: встречи, экскурсии, беседы с целью создания благоприятного эмоционального состояния, выявления индивидуальных особенностей поведения.
II этап – Первичная диагностика детей всех возрастных групп. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в регистрационном листе (таблице динамики развития). Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по направлениям:
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения совместной деятельности педагогом-психологом, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное и групповое психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка. В подготовительной группе оценивается уровень психологической готовности детей к школе.
Все обследования проводятся с согласия родителей. Информацию о результатах и рекомендации можно получить у педагога-психолога на индивидуальной консультации.
Коррекционно-развивающее направление.
С сентября по апрель с детьми проводится совместная деятельность в игровой форме, которая помогает ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Совместная деятельность на каждом возрастном этапе имеет определённую направленность:
Взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе совместной деятельности построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе совместной деятельности предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: игровые этюды, коммуникативные игры, упражнения и беседы сменяются подвижными играми, психогимнастикой и т.д..
Содержание
совместной деятельности
Цели и задачи
Контингент
Формы и методы
(приёмы)
совместной деятельности
Работа с педагогами
Взаимодействие с семьей
- Адаптация к МБДОУ «Детский сад №61»- развитие речевое, физическое, познавательное
1.Диагностическая деятельность
Наблюдение –
2. Развивающая деятельность
Адаптационные игры,
Игры с предметами,
Потешки,
Пальчиковая гимнастика
-определение степени адаптации
-ведение адаптационного листа
-содействовать развитию потребности в физической активности
-развивать точные движения «тонкую моторику»
– создание условий для эмоционально-комфортного пребывания в группах детского сада
-предупреждение нарушений психофизического здоровья в период адаптации к д/с.
-развивать у детей способность реагировать на дискомфорт, заявлять о своих нуждах
с 1 до 3 лет
Изучение степени адаптации
Наблюдение – систематическое и несистематическое
Посещение групп.
Формы и методы: игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения и создание благоприятного эмоционального состояния.
-игры на развитие умения действовать по речевой инструкции
-стимулирование к подражанию взрослого,
-игры на установление доверительного контакта.
Приёмы:
-отвлечение, утешение
– переключение
-контакт через игрушку,
-визуальный контакт,
-показ, эмоциональное заражение
-тактильный контакт
-создание коммуникативных пауз
-забавы, би-ба-бо.
-похвала, поддержка.
Семинар -практикум «Условия успешной адаптации».
Консультации: «Игры в адаптационный период»
«Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ»
«Тяжелая степень адаптации» «Эффективное общение с родителями как залог успешной адаптации ребенка к ДОУ».
«Анализ адаптации за год»
Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации»
Анкетирование родителей
Консультации: «Режим дома», «Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ», «Тактильный контакт, массаж – как средство расслабления в период адаптации» «Игры с водой дома»
Презентации:
«Адаптация»
«Ясли-это серьёзно»
Просмотр фильма «Экскурсии по саду».
Программное обеспечение
1.Лапина И.В. «Адаптация детей поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения».2009
2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком период раннего детства»2008.
3.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал».2010 .
4.Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие речи детей в процессе их адаптации».
5.Севостьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ»
6.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов»2008.
7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.
8.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.
9.Макарычева Н.В.«Проблемы раннего возраста: диагностика, поддержка, профилактика»2005.
10.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2 Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.
- Нервно-психическое развитие – познавательное, речевое, физическое
1.Диагностическая деятельность
Диагностируемые параметры:
Двигательные навыки
2. Развивающая деятельность
Развивающие игры,
Массаж рук,
Пальчиковая гимнастика,
Телесно-ориентированные игры.
-определить параметры психомоторного развития
-развитие навыка двигательного подражания
-развивать умение дифференцировать движения правой и левой рукой
-развитие психомоторной координации
-способствование совершенствованию
Высшей нервной деятельности (силы уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения),
способностей своего тела к разнообразным движениям и ощущениям
с 1 до 3 лет
Посещение групп
Индивидуальная диагностика Диагностируемые параметры:
Двигательные навыки
Формы и методы:
-игры на развитие речи мелкой, крупной моторики, общих движений
-Игры на поиски форм, похожей на предмет, игры опознания
-игры с мелкими предметами, шнуровка.
-пальчиковая гимнастика
-игры на дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам и т.д.)
Приёмы:
-контакт через игрушку, -визуальный контакт,
-показ, эмоциональное заражение
-тактильное контакт
-забавы, би-ба-бо.
-похвала, поддержка.
Семинар-практикум:
«Динамика нервно-психического развития» «Особенности нервно-психического развития у детей 1-3 лет».
Консультации: «Профилактика детских нервозов»,
«Влияние игр на психическое развитие детей».
Выступление на родительском собрании «Особенности нервно-психического развития детей 1-3 лет».
Консультации: «Правильная игрушка», «Профилактика детских нервозов».
Программное обеспечение
1.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современного технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал»2010 .
2.Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1-3 года»2007.
Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников»2003.
3. Методика: возрастная шкала нервно-психического развития с года до трех лет/сост. Печера К.Л., Пантюхиной Г.В и т.д.
4. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012.
5. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.
6.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.
7.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.
8.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2
9.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009
10. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»
2007
III.Эмоциональное благополучие –речевое , физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие.
1.Диагностическая деятельность
Диагностируемые параметры:
-особенности эмоциональной сферы
-особенности волевой сферы.
2. Развивающая деятельность
Формы:
Психогимнастика
-игровые упражнения
-психогимнастика
-контактные и подвижные игры
-игровые этюды
-элементы арттерапии
Релаксация
– определить количественное и качественное проявление тревоги
-особенности эмоциональной сферы
-особенности волевой сферы
агрессивного поведения
– раскрепощение и объединение детей
– развитие адекватных форм проявление эмоций «здоровье»
-разрядка агрессивных импульсов «физическое развитие»
-развитие творческой деятельности
-разрядка агрессии, страха, упрямства «физическое развитие»
-формирование навыков общения
3-7 лет
Индивидуальная и групповая диагностика
Диагностируемые параметры:
-особенности эмоциональной сферы
-особенности волевой сферы
Формы и методы:
-игры на снятие тревожности, неуверенности, скованности, зажатости, СДВГ.
Приёмы:
-визуальный контакт, улыбка,
-показ приемлемых форм поведения, эмоциональное заражение
-имитация (сказочных ролей, повадки животных),
-ролевое проигрывание,
-тактильное контакт
-похвала, поддержка.
Семинар –практикум «Особенности эмоций» «Особенности мотивов поведения ребенка» «СДВГ-норма и выше нормы»
Консультации: «Оздоровительные игры»
«Как надо вести себя с гиперактивным ребенком «Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми» «Взаимодействие с ребенком ОВЗ»
Выступление на родительском собрании: «Что такое психогимнастика», «Эмоциональный мир ребенка. Темперамент»,
Консультации: «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком»
«Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми»
«Активное слушание ребенка»
Программное обеспечение:
1. Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.
2. Погудкина И.С. «Работа с проблемными дошкольниками»2007.
3.Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и т.д. «Азбука общения» 2007.
4.Алябьев Е.А «Психогимнастика в детском саду»2003.
5.Арцишевская И.Л. «Работа с гиперактивными детьми в детском саду» 2013.
6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему я»2011.
7. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012
8.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.
9.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.
10. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.
11. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007
12. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№
13.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009.
V. Психологическая готовность – физическое, речевое, позновательное, социально-личностное развитие
1.Диагностическая деятельность
Диагностируемые параметры:
-особенности развития психических процессов
-особенности развития мелкой моторики -особенности саморегуляции деятельности -особенности развития навыков общения
2. Развивающая деятельность
Развивающие игры,
Игровые упражнения,
Игровые ситуации,
Беседы,
Психогимнастика,
Пальчиковая гимнастика,
Физкультминука, Релаксация.
-изучение психических процессов, включая внимание ориентация в окружающем мире, мелкая моторика, мотивация к школе, изучение коммуникативных способностей.
Развивать психические процессы, совершенствовать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, развитие способности к согласованному взаимодействию,
Развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и наблюдательности.
5-7 лет
Индивидуальная и групповая диагностика
Диагностируемые параметры:
-особенности развития психических процессов
-особенности развития мелкой моторики
-особенности саморегуляции деятельности
-особенности развития навыков общения
Формы и методы:
– игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов (классификация, анализ, синтез, сравнение и т.д.)
-игры на развитие коммуникативных способностей
-игровые упражнения на психологическую готовность к школьному обучению.
-игровые ситуации на эмоционально-личностное развитие, релаксация
игровые упражнения на саморегуляцию деятельности
Приёмы:
-визуальный контакт, улыбка,
-показ приемлемых форм поведения и общения, эмоциональное заражение
-ролевое проигрывание,
-индивидуальный подход,
-похвала, поддержка.
Семинар –практикум «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Консультации:
«Что такое психологическая готовность»
«Саморегуляции деятельности» «Умение общаться и выражать свои мысли»
«Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»
Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Консультации:
«Что такое психологическая готовность»
«Рекомендации будущим первоклассникам», «Рекомендации по развитию психических процессов» «Особенности кризиса 7 лет» «Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»
Программное обеспечение:
1. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы»2010г. 2012 нов.изд.
2. Ананьева Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению»2011.
3. Севостьянова Е.О. «Хочу всё знать»2005.
4. Веракса А.Н., Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. 2012.
5.Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.
6. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». 2008.
7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.
8. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.
9. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2
10.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009
11.Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.
Источник
(Слайд 1)
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.
Душа – то, чем люди пишут стихи и чем их понимают.
/Марина Цветаева/
В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.
(Слайд 2) Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.
Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
(Слайд 3)Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
(Слайд 4) В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;
2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
(Слайд 5) Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.
(Слайд 6) Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
(Слайд 7) Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:
– психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе;
– коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;
– психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;
– психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.
Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
(Слайд 8) Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.
Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).
(Слайд 9) Для обследования применяются следующие методики:
- Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;
- Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
- Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
- «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
- Мотивационная готовность (Л.А.Венгер) (конец года).
Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.
Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».
Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.
(Слайд 10) Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. (Слайд 11) Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.
(Слайд 12) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: (Слайд 13) работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).
(Слайд14) Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.
(Слайд 15) Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.
Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. (Слайд 16) Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.
(Слайд 17) Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:
- Поставленные цели и задачи реализуются
- Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
- Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
- Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
- Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
(Слайд 18) Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
(Слайд 19) И прав был В.А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Слайд 20)
Источник