Психологическое сопровождение развития ребенка в дошкольном учреждении

Светлана Садовщикова
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования?»были получены следующие результаты:

Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.

Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.

Кого слушать?

Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.

Учить для жизни, а не для школы!

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.

Сопровождение ребенкав процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОУ – создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

– охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;

• воспитатели, педагоги;

• родители.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка,где учитываются 5 направлений дошкольного образования:

• социально – коммуникативное

• познавательное

• речевое

• художественно – эстетическое

• физическое

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который заполняется в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

Читайте также:  Девятый вал в развитии ребенка

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Результаты работы психолого-педагогического сопровождения свидетельствует о том, что значительно изменился уровень личностного, интеллектуального развития детей, возросло количество родителей, заинтересованных быть активными партнёрами в реализации задач ДОУ, повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Но самое главное, на наш взгляд, благодаря системе профессиональной деятельности коллектива, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей в ситуациях педагогического взаимодействия, изменился сам подход к ребёнку, не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Источник

        Козинова А.П.

Целью психологического сопровождения  является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений.
Задачи

   Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, являются: профилактика, диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение.

– специально организованная деятельность детей по развитию познавательной, социальной и  эмоционально-личностной сферы;

– индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми (коррекция речи, развитие социальной и познавательной сферы);

– совместная развивающая образовательная деятельность детей с родителями.

 Психологическая диагностика.

   Диагностическое направление  включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, слуховая, зрительная память, внимание, беседа и др.), а также изучение адаптационных механизмов детей II группы раннего возраста, первые младшие группы.

I этап – Изучение степени адаптации (наблюдение) детей II группы раннего возраста (1-2 лет) первые младшие группы (2-3 лет). С вновь пришедшими детьми проводится игры с предметами, и их родителями: встречи, экскурсии, беседы с целью создания благоприятного эмоционального состояния, выявления индивидуальных особенностей поведения.

II этап – Первичная диагностика детей всех возрастных групп. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в регистрационном листе (таблице динамики развития). Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по  направлениям:

Читайте также:  Развитие речи ребенка через лепку

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения совместной деятельности педагогом-психологом, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное и групповое психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка. В подготовительной группе оценивается уровень  психологической готовности детей к школе.

    Все обследования проводятся с согласия родителей. Информацию о результатах и рекомендации можно получить у педагога-психолога на индивидуальной консультации.

Коррекционно-развивающее направление.

    С сентября по апрель с детьми проводится совместная деятельность в игровой форме, которая помогает ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Совместная деятельность на каждом возрастном этапе имеет определённую направленность:

    Взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе совместной деятельности  построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе совместной деятельности предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: игровые этюды, коммуникативные игры, упражнения и беседы сменяются подвижными играми, психогимнастикой и т.д..

Содержание

совместной деятельности

Цели и задачи

Контингент

Формы и методы

(приёмы)

совместной деятельности

Работа с педагогами

Взаимодействие с семьей

  1. Адаптация к МБДОУ «Детский сад №61»- развитие речевое, физическое, познавательное  

1.Диагностическая деятельность

Наблюдение –

2. Развивающая деятельность

Адаптационные игры,

Игры с предметами,

Потешки,

Пальчиковая гимнастика

-определение степени адаптации

-ведение адаптационного листа

-содействовать развитию потребности в физической активности

-развивать точные движения «тонкую моторику»

– создание условий для эмоционально-комфортного пребывания в группах детского сада

-предупреждение нарушений психофизического здоровья в период адаптации к д/с.  

-развивать у детей способность реагировать на дискомфорт, заявлять о своих нуждах

с 1 до 3 лет

Изучение степени адаптации

Наблюдение – систематическое и несистематическое

Посещение групп.

Формы и методы: игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения и создание благоприятного эмоционального состояния.

-игры на развитие умения действовать по речевой инструкции

-стимулирование к подражанию взрослого,

-игры на установление доверительного контакта.

Приёмы:

-отвлечение, утешение

– переключение

-контакт через игрушку,

 -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильный  контакт

-создание коммуникативных пауз

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар -практикум «Условия успешной адаптации».

 Консультации: «Игры в адаптационный период»

«Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ»

«Тяжелая степень адаптации» «Эффективное общение с родителями как залог успешной адаптации ребенка к ДОУ».

«Анализ адаптации за год»

Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации»

Анкетирование родителей

Консультации: «Режим дома», «Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ», «Тактильный контакт, массаж – как средство расслабления в период адаптации» «Игры с водой дома» 

Презентации:

«Адаптация»

«Ясли-это серьёзно»

Просмотр фильма «Экскурсии по саду».

Программное обеспечение

1.Лапина И.В. «Адаптация детей поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения».2009

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком период раннего детства»2008.

3.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал».2010 .

4.Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие речи детей в процессе их адаптации».

5.Севостьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ»

6.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов»2008.

 7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9.Макарычева Н.В.«Проблемы раннего возраста: диагностика, поддержка, профилактика»2005.

10.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2 Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.

  1. Нервно-психическое  развитие – познавательное, речевое, физическое

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Массаж рук,

Пальчиковая гимнастика,

Телесно-ориентированные игры.

-определить параметры  психомоторного развития

-развитие навыка двигательного подражания

-развивать умение дифференцировать движения правой и левой рукой

-развитие психомоторной координации

-способствование совершенствованию

Высшей нервной деятельности (силы уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения),

способностей своего тела к разнообразным движениям и ощущениям

с 1 до 3     лет

Посещение групп

Индивидуальная диагностика Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

Формы и методы:

-игры на развитие речи мелкой, крупной моторики, общих движений

-Игры на поиски форм, похожей на предмет, игры опознания

-игры с мелкими предметами, шнуровка.

-пальчиковая гимнастика

-игры на дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам и т.д.)

Приёмы:

-контакт через игрушку, -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильное контакт

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар-практикум:

«Динамика нервно-психического развития» «Особенности нервно-психического развития у детей 1-3 лет».

Консультации: «Профилактика детских нервозов»,

«Влияние игр на психическое развитие детей».

Выступление на родительском собрании «Особенности нервно-психического развития детей 1-3 лет».

Консультации: «Правильная игрушка», «Профилактика детских нервозов».

Программное обеспечение

1.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современного технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал»2010 .

2.Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1-3 года»2007.

Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников»2003.

3. Методика: возрастная шкала нервно-психического развития с года до трех лет/сост. Печера К.Л., Пантюхиной Г.В и т.д.

Читайте также:  Амплификация развития ребенка что это

4. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012.

5. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

6.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

7.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

8.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

9.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

10. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

2007

III.Эмоциональное благополучие –речевое , физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие.

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы.

2. Развивающая деятельность

Формы:

Психогимнастика

 -игровые упражнения

-психогимнастика

-контактные и подвижные игры

-игровые этюды

-элементы арттерапии

Релаксация

– определить количественное и качественное проявление тревоги

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

агрессивного поведения

– раскрепощение и объединение детей

– развитие адекватных форм проявление эмоций «здоровье»

-разрядка агрессивных импульсов «физическое развитие»

-развитие творческой деятельности

-разрядка агрессии, страха, упрямства «физическое развитие»

-формирование навыков общения

3-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

Формы и методы:

 -игры на снятие тревожности, неуверенности, скованности, зажатости, СДВГ.

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения, эмоциональное заражение

-имитация (сказочных ролей, повадки животных),

-ролевое проигрывание,

 -тактильное контакт

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Особенности эмоций» «Особенности мотивов поведения ребенка» «СДВГ-норма и выше нормы»

Консультации: «Оздоровительные игры»

 «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком «Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми» «Взаимодействие с ребенком ОВЗ»  

Выступление на родительском собрании: «Что такое психогимнастика», «Эмоциональный мир ребенка. Темперамент»,

Консультации: «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком»

«Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми»

«Активное слушание ребенка»

Программное обеспечение:

1. Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

2. Погудкина И.С. «Работа с проблемными дошкольниками»2007.

3.Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и т.д. «Азбука общения» 2007.

4.Алябьев Е.А «Психогимнастика в детском саду»2003.

5.Арцишевская И.Л. «Работа с гиперактивными детьми в детском саду» 2013.

6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему я»2011.

7. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012

8.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

9.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

10. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

11. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007

12. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№

13.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009.

V. Психологическая готовность – физическое, речевое, позновательное, социально-личностное развитие

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  -особенности саморегуляции деятельности -особенности развития навыков общения

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Игровые упражнения,

Игровые ситуации,

Беседы,

Психогимнастика,

Пальчиковая гимнастика,

Физкультминука, Релаксация.

-изучение психических процессов, включая внимание ориентация в окружающем мире, мелкая моторика, мотивация к школе, изучение коммуникативных способностей.

Развивать психические процессы, совершенствовать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, развитие способности к согласованному взаимодействию,

Развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и наблюдательности.

5-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  

-особенности саморегуляции деятельности

-особенности развития навыков общения

Формы и методы:

– игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов (классификация, анализ, синтез, сравнение и т.д.)

 -игры на развитие коммуникативных способностей

-игровые упражнения на психологическую готовность к школьному обучению.

-игровые ситуации на эмоционально-личностное развитие, релаксация

игровые упражнения на саморегуляцию деятельности

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения и общения, эмоциональное заражение

-ролевое проигрывание,

-индивидуальный подход,

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

 «Саморегуляции деятельности» «Умение общаться и выражать свои мысли»

«Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

«Рекомендации будущим первоклассникам», «Рекомендации по развитию психических  процессов» «Особенности кризиса  7 лет» «Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Программное обеспечение:

1. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы»2010г. 2012 нов.изд.

2. Ананьева Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению»2011.

3. Севостьянова Е.О. «Хочу всё знать»2005.

4. Веракса А.Н., Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. 2012.

5.Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

6. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». 2008.

7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

10.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

11.Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.

Источник