Психологическое развитие ребенка в онтогенезе
Развитие психики человека.
Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:
1. появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;
2. производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;
3. возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.
Стадии эволюционного развития психики.
В эволюционном развитии психики выделяют три основные стадии.
1. Стадия элементарной сенсорной психики.
Характеризуется двумя специфическими особенностями:
– способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира;
– инстинктивное поведение, регулируемое врожденными биологическим механизмами.
2. Стадия перцептивной психики.
Предполагает дальнейшее совершенствование психического отражения и поведения, что проявляется в:
– способности к предметному восприятию;
– способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведении.
3. Стадия интеллектуальной психики, где появляются два специфических новообразования:
– психическое отражение в виде целостных ситуаций;
– способность к нестереотипному решению сложных задач.
В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и методология изучения его этапов, факторов и закономерностей.
Качественно своеобразные ступени психического развития выделяют и в онтогенезе. Однако периодизация развития психики в различных теориях осуществляется на основании разных критериев.
Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста.
В основание возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии положены четыре фундаментальных критерия: социальная ситуация развития, основной, или ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.
Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, выделил в соответствии с указанными критериями следующие периоды детского развития. (Таблица 1)
Таблица 1
Периодизация развития по Д.Б. Эльконину
Период | Стадия | Кризис |
Раннее детство | Младенчество | Кризис новорожденности |
Ранний возраст | Кризис 1 года | |
Детство | Дошкольный возраст | Кризис3 лет |
Младший школьный возраст | Кризис 7 лет | |
Отрочество | Подростковый возраст | Кризис 11-12 лет |
Ранняя юность | Кризис 15 лет |
В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.
Возрастная психология — область науки, изучающая закономерности развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях.
Эти особенности являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.
С точки зрения биофизиологических процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рассматривать с разных точек зрения.
Социальные процессы обусловливают смену ступеней контакта с другими людьми (родительская семья, детский сад, школа, друзья, собственная семья, рабочий коллектив).
А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).
Таблица 2 Возрастная периодизация
Возрастной период | Возраст |
Младенчество | 0-1 |
Раннее детство | 1-3 |
Дошкольный период | 3-7 |
Младший школьный период | 7-11 |
Подростковый период | 11-15 |
Юность: ранняя поздняя | 15-18 18-21 |
Молодость | 21-35 |
Средняя взрослость | 35-50 |
Мудрость | 50-60 |
Пожилой возраст | 60-75 |
Преклонный возраст | 75-90 |
Долгожители | Старше 90 |
Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:
1. Биологический, реализуется генетическая программа, записанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, развиваются внутренние органы и функциональные системы, в подростковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.
2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума требует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.
3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.
Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные “прибавки”).(Таблица 3).
Таблица 3
Новообразования и ведущая деятельность
Возраст | Ведущая деятельность | Новообразования |
0- 1 год | Эмоциональное общение с ухаживающими взрослыми (матерью) | «Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная реакция на ласковое обращение). Формируется потребность в общении с другими людьми |
1-3 года | Предметно-манипулятивная деятельность | Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-действенное мышление |
3-7 лет | Сюжетно-ролевая игра | Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Готовность к школьному обучению |
7- 11 лет | Учебная деятельность | Умение учиться. Словесно-логическое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование самооценки |
11-15 лет | Общественно-полезная деятельность | Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственности, товарищества. Половое влечение. Умение подчиняться нормам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутверждением |
15-21 год | Профессионально-учебная деятельность | Самоопределение. Мировоззрение, открытие своего внутреннего мира, профессиональные интересы, мечты и идеалы |
Старше 21 года | Трудовая деятельность | Профессиональные навыки, реализация творческого потенциала. Уверенность, целеустремленность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля. |
Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.
Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).
Таблица 4
Возрастные кризисы
Возраст | Название и симптомы проявления кризиса |
3 года | «Я сам». Негативизм, упрямство, строптивость, обесценивание взрослых, своеволие, протестный бунт, стремление к деспотизму. |
6-7 лет | Малый кризис. Невнимательность, нарушение дисциплины, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими детьми, манерничанье, вертлявость, клоунада. |
11-12 лет | «Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенсации, имитации, эмансипации, группирования. |
17- 18 лет | Кризис юности. Ранняя половая жизнь, гиперсексуальность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмоциональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми. |
Около 33-35 лет | Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворенность работой, жилищем, семьей, материальным достатком. |
Около 60 лет | Кризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность. |
Кризис (от греч. – поворотный пункт) – это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.
В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при котором старые способы ведущей деятельности до определенной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в организме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологические новообразования, которые становятся ведущей деятельностью следующего возрастного периода.
Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступления и окончания. Сила кризиса может проявляться с разной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обладает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.
За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.
Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.
Источник
Онтогенез – это любое развитие, происхождение живого организма.
Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, в связи с развитием функций центральной нервной системы, оно зависит от многих факторов, и прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и окружающей среды.
Различные подходы к периодизации стадий развития детской личности показывают, что возраст раннего детства (от 1 до 3 лет) выделяется всеми исследователями, как важный период в развитии ребенка, когда он активно начинает познавать окружающий мир (А.Валлон, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.Фрейд); когда начинает овладевать различными способами действий с предметами при помощи взрослых (А.Валлон, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и чрезвычайно быстро развивается двигательная и познавательная активность, вербальные формы общения с взрослым. Развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, но последовательно.
Можно выделить несколько этапов раннего психического развития ребенка:
1) младенческий – от рождения до года;
2) преддошкольный – от 1 года до 3 лет.
Рассмотрим, какие основные функции и новообразования в психомоторном развитии ребенка происходят в эти периоды.
1) В младенческом возрасте (от рождения до года) важно установление эмоционального взаимодействия матери и ребенка. В Период новорожденности, т.е. в первый месяц жизни (к 3-4 неделям) появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни имеет место его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года жизни реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые речевые просьбы. Общение младенца с взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря общению у ребенка постепенно развивается важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого.
К началу второго полугодия жизни к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения, манипулирует ей. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка.
Таким образом, на основе активного манипулирования с предметами развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к совместной игре с взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подражание звукам взрослого.
Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связано между собой. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития в младенчестве:
Первый этап (первые пять месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. В 4—6 месяцев ребенок активно поднимает голову, лежа на спине.
Второй этап (от 5-6 месяцев до 1 года) развитие специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к кому-либо одному из заботящихся о нем лицу. Он следит за ним глазами, улыбается больше этому лицу, охотнее гулит или лепечет в его присутствии.
К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации, которая является узловой функцией этого периода.
Период от 6 до 8 месяцев характеризуется разнообразной двигательной активностью ребенка. Наблюдаются частые изменения позы и развитие произвольных движений.
Совершенствование выпрямительных рефлексов туловища позволяет ребенку 6—7 месяцев быстро поворачиваться со спины на живот, свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами. Особенностью этого этапа является появление первых попыток к передвижению в виде ползания назад. Ползание назад сочетается с ползанием по кругу, и к 8 месяцам ребенок уже начинает двигаться вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках.
В период с 8 до 12 месяцев двигательное развитие характеризуется дальнейшим усложнением движений, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению тела. К таким движениям относятся повороты туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную позицию и в положение супинации. В этом возрасте развивается «ручное хождение»: поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз, можно видеть, как он, опираясь на руки, начинает делать движение вперед.
Ползание является главной формой самостоятельного движения в течение нескольких месяцев. В возрасте от 8 до 12 месяцев у ребенка совершенствуется функция самостоятельного устойчивого сидения и формируется умение садиться из разных положений тела.
Важным новообразованием этого возрастного этапа является начало ходьбы. В этом возрасте у детей совершенствуются движения рук, формируется новый способ хватания с участием большого и указательного пальцев, появляется возможность произвольного отпускания предмета.
Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.
Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2-3 лица из его окружения.
2) После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению; в развитии наглядно-действенного мышления и пр. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.
К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, к началу третьего года жизни их число возрастает и достигает к концу третьего года 1000 – 1500 слов. К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», т.е. возможность выделения себя из окружающего мира. На этом возрастном этапе формируется особое психологическое новообразование – обособление себя от окружающих, что имеет огромное значение для личностного развития ребенка.
Возрастной этап от 1 года до 1,5 лет характеризуется дальнейшим развитием самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок начинает передвигаться по-новому: согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук от плечевого пояса, формируются согласованные движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.
На этом этапе происходит дальнейшее развитие манипулятивной деятельности. К году ребенок овладевает игровыми действиями, требующими симметричных и координированных движений обеих рук.
Благодаря развитию зрительно-моторной координации ребенок использует супинацию (поворот руки ладонью вверх по отношению к лицу) в таких игровых действиях, как перекладывание предметов в коробку, переворачивание страниц книги, и, наконец, при пользовании ложкой.
По мере развития разгибания пальцев их движения становятся все более изолированными. Постепенно совершенствуется функция захвата предметов. В возрасте от 1.5 до 2 лет ребенок легко встает без поддержки из положений на животе и на спине. В вертикальном положении он использует много усвоенных на предыдущем этапе навыков, требующих ряда взаимосвязанных движений.
Ребенку, находящемуся на данном этапе моторного развития, доступно выполнение различных комбинированных движений. Например, он учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.
Таким образом, о формировании психомоторных функций у детей судят по определенным онтогенетическим показателям нервно-психического развития, дающим представление об основных (базисных) умениях и навыках, включая познавательное развитие, эмоционально-социальное, физическое, моторное и речевое развитие. Именно в раннем возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к неблагоприятному внешнему воздействию, что может стать причиной серьезных недостатков психического развития. Именно в раннем детстве отмечается бурное развитие сферы общения, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательной и эмоционально-волевой сфер. Эмоциональное общение с взрослыми при этом остается важным и основным условием полноценного психического развития ребенка этого возраста.
Список использованных источников
1. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова // М.: ЮКОС. – 2010.
2. Константинова Л.С. Психомоторное развитие ребенка / Л.С.Константинова // М. : ЮКОС. – 2009.
Источник